Проект
«Толерантность и мы»
Актуальность проекта:
В настоящее время внедрение в общественное сознание и практику общественных отношений культуры толерантности имеет приоритетное значение. Расслоение общества по социально-экономическому признаку, деформация традиционных систем ценностей, отсутствие консолидирующей национальной идеи повышает актуальность задачи формирования толерантного сознания, особенно у молодого поколения. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. Особую значимость формирование толерантности приобретает сегодня в Российском государстве. Для того, чтобы процесс формирования толерантности происходил полномасштабно и наиболее эффективно, Правительство РФ 28.08.2001 приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2002 гг.). Данный документ дает «зеленый свет» современному российскому образованию на целенаправленную разработку средств и обеспечение условий формирования толерантности у граждан своего государства.
Предлагаемый проект является готовой продукцией для реализации Федеральной программы по формированию установок толерантного сознания в социуме школы.
Круг пользователей:
Психологи, педагоги общеобразовательных школ.
Цель проекта:
Создание толерантной среды в социуме школы для успешной социализации и адаптации каждого ученика.
Данный проект способствует решению задач:
Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию между представителями школьного социума независимо от их национальности и мировоззрения;
Сплочение детского коллектива школы, объединение учащихся и педагогов единым коллективным делом;
Создание в школьном пространстве атмосферы доверия и открытости между всеми участниками образовательного процесса;
Создание условий для проявления творческой активности учащихся;
Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации участников проекта;
При создании проекта учитывались особенности образовательной среды сельской школы, возрастной диапазон учащихся, социально-психологические особенности классных коллективов.
Объект проекта – образовательная среда МБОУ Тепловской школы
Предмет проекта – толерантные качества личности обучающихся МБОУ Тепловской школы
Гипотеза проекта:
Создание благоприятных толерантных качеств личности обучающихся МБОУ Тепловской школы
Сроки реализации:
С 10.11. по 13.11. этап разработки проекта;
С 14.11. по 17.11. этап внедрения проекта;
С 18.11. по 20.11. заключительный этап.
Ожидаемые результаты от внедрения:
усвоение принципов толерантного поведения и умения применять их в повседневной жизнедеятельности;
формирование коммуникативных умений и навыков;
освоение культуры управления своими эмоциями и чувствами;
овладение практическими навыками поведения в конфликтной ситуации;
формирование позитивных установок, способствующих повышению культуры общения всех участников образовательного процесса.
Этапы реализации проекта:
Этап разработки проекта.
Мероприятия:
Определение ресурсной базы;
Создание стратегической команды;
Обобщение предложений по участию в проекте;
Утверждение плана совместной реализации проекта;
Проведение подготовительных работ по разработке проекта.
Этап внедрения проекта.
План проведения
Мероприятие | Дата | Класс | Ответственный |
Информационные пятиминуткина уроках по толерантности | 14.11.2020г | 1-10 | Учителя предметники |
Конкурсная программа «путешествие по планете дружбы» | 14.11.2020г | 2 3 | Старшая вожатая |
Анкетирование в 8-11 классах по толерантности и экстремизму | 14.11.2020г | 8-10 | Педагог-психолог |
Тренинг с детьми «группы риска» «Толерантное поведение» | 14.11.2020г | | Педагог-психолог |
Конференция «Школа территория толерантности» | 17.11.2020г | 5-11 | Зам. Директора по В.Р, соцпедагог, педагог-психолог, классные руководители |
Классные часы по толерантности | 18-20.11.2020г | 1-10 | Классные руководители |
Заключительный этап.
Результаты реализации проекта:
Объединение учащихся и педагогов единым коллективным делом. По мнению учащихся школы данное мероприятие стало одним из самых ярких и запоминающихся коллективным делом в первом полугодии учебного года.
Разработка и проведение серии классных часов и открытых уроков (1-10 класс) по проблеме толерантности в современном обществе.
Комплексное социологическое исследование изменений толерантных качеств среды, соотнесение реального положения вещей с планируемым результатом.
Литература
1. Абетова В.А. Толерантность и мир этнического // Мысль. — Алматы. — 2007. — № 7. — С. 29—35.
2. Артемьев А.И., Цепкова И.Б., Маульшариф М.М. Этноконфессиональная толерантность в Казахстане. — Алматы: Гылым, 2009. — 428 с.
3. Арынгазин К.М. Введение в смысловую педагогику. — Караганда: Изд-во КРУ, 2005. — 410 с.
4. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998. — 432 с.
5. Григоренко А.Ю. Проблема толерантности сквозь призму культурной антропологии и социологии // Религиозная толерантность. Историческое и политическое измерения / Сост. и общ. ред. А.А. Красикова и Е.С.Токаревой. — М.: Academia, 2006. — С. 64—72.
6. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. — М.: Изд-во Эдиториал УРСС, 1999. — 208 с.
7. Эверс К. О природе толерантности. — Алматы: Конфликтологический центр, 2001. — 39 с.