СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Великой Отечественной войны нашло отражение во всех сферах искусства, в том числе и изобразительном. С самого начала войны художники приняли активное участие в борьбе с врагом. Они переносили на полотно события военных действий, свидетелями которых являлись. К теме Великой Отечественной войны художники продолжают обращаться  на протяжении многих поколений.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №178» городского округа Самара













Тема проекта:


«Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»











Выполнила: ученица 8 В класса

Исаева Алиса

Руководитель проекта:

учитель ИЗО

Шеломова Г.К.





г. Самара, 2020

Содержание

Введение

1. Диагностическое исследование

Основная часть:

2. Вклад деятелей искусства в приближение победы над врагом

2.1 Военный плакат – острое идеологическое оружие

2.2 Образ народа – героя в картинах художников

2.3 Военно-патриотическая тема в искусстве послевоенных лет

Практическая часть

3. Разработка экскурсии-рассказа на тему «Великая Отечественная война в произведениях советских художников»


Заключение

Список литературы

Список Интернет-ресурсов

Приложение 1. Викторина-игра о творчестве художников

Приложение 2 Картины по теме ВОВ

ВВЕДЕНИЕ

«Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом.»

Александр Александрович Дейнека


Выбранная тема проекта всегда актуальна. Наша страна, Великая держава, в этом году отмечает 75-лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне, которая является одной из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Всё дальше уходят в прошлое события той войны, но память о ней жива в сердцах и душах людей. Изучая события ВОВ, историки открывают всё новые и новые страницы, повлиявшие на ход истории.

Победа над фашистской Германией – мощнейшей из развитых стран того времени, стала возможна благодаря многочисленным жертвам и огромному напряжению сил. Сегодня находятся люди, которые пытаются переписать историю, поэтому мы молодое поколение должны знать и помнить, какая цена уплачена за нашу мирную жизнь. В тяжелое время войны немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства.

Тема Великой Отечественной войны нашло отражение во всех сферах искусства, в том числе и изобразительном. С самого начала войны художники приняли активное участие в борьбе с врагом. Они переносили на полотно события военных действий, свидетелями которых являлись. К теме Великой Отечественной войны художники продолжают обращаться на протяжении многих поколений.

Чтобы знать и помнить о войне, я работала над проектом «Великая Отечественная война в произведениях изобразительного искусства». Живопись является мощным средством для развития образного мышления, понимания и восприятия мира. Поэтому необходимо знакомить подрастающее поколение с работами художников, посвященными ВОВ.

картинам живописными творческими работами художников о Великой Отечественной войне.

Цель проекта: в преддверии 75-й годовщины Дня Победы через знакомство с творчеством художников, отразивших события ВОВ, подготовить экскурсию на тему «Великая Отечественная война в произведениях советских художников».

Для достижения поставленной цели, передо мной стояли следующие задачи:

- провести анкетирование среди одноклассников с целью выяснения уровня знаний по данной теме;

- познакомиться с отечественной культурой в годы Великой Отечественной войны;

- прочитать и собрать материал о творчестве художников;

- расширить представление о картинах, созданных художниками о ВОВ;

- научиться распознавать передаваемое художником эмоциональное настроение картины;

- провести экскурсию в школьном музее и познакомить обучающихся с картинами военного времени и художниками, создавших их;

- создать презентацию по теме экскурсии;

- участвовать в конкурсе проектов о ВОВ.

Гипотеза исследования:

Картины о Великой Отечественной войне являются не только показателем настроения и переживания людей в тяжелые для страны годы, но еще и документом, по которому можно проследить хронологию войны.

Объект исследования: отечественное изобразительное искусство России в годы Великой Отечественной войны.

Предметом исследования являются формы и методы практической деятельности художников в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу, направленные на поддержание морального и духовного состояния народа и достижение победы над фашизмом.

Методы исследования:

- анализ источников исследования: документы, картины, документальная хроника;

- метод хронологии и систематизации;

- работа в сети Интернет;

- обобщение собранного материала.

Значимость работы:

  • информационная (получение новой информации о картинах художников, рассказывающих о периоде ВОВ, приобретение навыков работы с различной информацией, а также опыта исследовательской деятельности);

  • мотивационная (активизация познавательного интереса);

  • коммуникативная (приобретение опыта совместной поисковой работы, проведение опроса);

  • практическая (разработка экскурсии по данной теме, создание презентации, написание статьи для школьной газеты «ШРЕГ»).

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

    1. Формулировка темы проекта

    2. Постановка цели и задачи проекта

    3. Составление плана работы.

2 этап. Исследовательский

2.1 Разработка анкеты по теме «"Искусство Великой Отечественной войны"

2.2 Анкетирование обучающихся школы

3 этап. Обобщение и систематизация материала

    1. Поиск литературы о художниках, написавшие эти картины;

    2. Подбор картин художников о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

    3. Изучение, анализ и систематизация полученной информации

    4. Оформление результатов проделанной работы, создание слайд-шоу из этих картин в форме презентации и экскурсионного материала.

4 этап. Заключительный

4.1 Написание работы.

4.2 Защита презентации.

4.3 Оценивание итоговой работы.

4.4 На всех этапах - консультации с руководителем.

Практическое значение: полученные данные, результаты исследования, мультимедийная презентация могут быть использованы при проведении экскурсии в школьном музее «Куйбышев - запасная столица», а также на уроках изобразительного искусства и на уроках истории для более глубокого и образного понимания событий Великой Отечественной войны.

Структура работы: исследовательская работа состоит из введения, основной части, практической части, заключения, приложений, списка использованной литературы.


  1. Диагностическое исследование

Знакомясь с творчеством художников по теме Великой Отечественной войны на уроках изобразительного искусства, приятно было узнавать о том, что героический подъем советского народа, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросло искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи воодушевляли на создание картин, повествующих о подвигах советских людей. Многие из созданных в годы войны и послевоенные годы произведений по накалу патриотических чувств, художественному мастерству, выразительности и эмоциональности по праву считаются непревзойденными. Считаю, что каждый уважающий себя человек должен знать историю своей Родины.

Начиная работать над проектом, я первоначально решила провести исследование в форме анкетирования. Чтобы выяснить, знают ли ребята произведения искусства, в которых отражены события войны, мною были составлены вопросы, на которые согласились ответить 27 человек.

Таблица 1

Результаты анкетирования обучающихся школы

п/п

Вопросы


Ответы

1

Знакомы ли Вы с историей Великой Отечественной войны?

Знают, но мало

17 чел.

Знают хорошо

2

Изучают события ВОВ

2

Затрудняюсь ответить

6

2

Назовите точные даты начала и окончания ВОВ? Кто Победил?

22.06.1941 – 09.05.1945

Советский Союз

27 чел.

3

Сколько дней длилась Великая Отечественная война?

Точный ответ – 1418 д.

3

Не точный ответ

18

Затрудняюсь сказать

6

4

В каких видах искусства отражены события ВОВ?

Фильмы о войне

14

песни

5

Литературные произведения

6

живопись

2

5

Знаете ли Вы названия картин посвященных ВОВ, кто автор?

Не могу назвать

27 чел

6

Кто является автором знаменитого плаката «Родина - Мать зовет!»


А) А. Самсонов

7

Б) Кукрыниксы

9

В) И. Тоидзе

8

Г) Н. Присекин

3

7

Известно ли вам, кто такие Кукрыниксы?

Да

12

Нет

15

8

Картина «Мать партизана» была создана в 1943г. Автор?

А) С. Герасимов

7

Б) А. Дейнека

9

В) П. Кривоногов

5

Г) Н. Присекин

6

9

Какие плакаты, созданные во время Великой Отечественной войны вам известны?

Назвали несколько

7

Затрудняюсь сказать

4

Не знаю

16

10

Может ли, по-вашему, искусство стать оружием?

В честь героя ВОВ

15

В честь архитектора

4

В честь революционера

4

Затрудняюсь ответить

20

11


О каких событиях идет речь?


Затрудняюсь ответить

Сталинградская битва

Битва за Севастополь

15

7

5

Результаты анкетирования

Результаты получились любопытные.

На этот вопрос 63% ребят откровенно ответили, что знают, но мало. Радует то, что 100% респондентов назвали точную дату начала и окончания войны, кто победил в этой войне. На вопрос: «В каких видах искусства отображены события этой войны?», были получены следующие результаты: 51,9% респондентов знают или смотрели фильмы о войне, 18,5% обратили внимание на существование песен о войне, 22,2% знают литературные произведения, но только 7,4% отметили живопись.

В ходе анкетирования выяснилось, что из 27 человек – 100% обучающихся предполагают, что художники, создавая картины, писали летопись борьбы и побед времён Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, те же 100% опрашиваемых, не могли назвать ни одной фамилии художников, создавших художественные шедевры. Рассматривая предлагаемые картины 81, 5% - не смогли назвать события, о которых они рассказывают.

К сожалению, опрос показал печальные результаты. Но радует и то, что благодаря таким исследовательским проектам, мы узнаем больше об истории войны, отдаем дань памяти народу-победителю. И сегодня актуально провести исследование о том, как отражены события Великой Отечественной войны в живописи, и написать экскурсию.

2. Вклад деятелей искусства в приближение победы над врагом

22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. От мало до велика, встал Советский народ на защиту своей Родины.

Советское искусство, с самого начала вероломного нападения фашистской Германии на СССР, заняло передовые позиции в общественной и культурной жизни страны. Перед деятелями искусства стояла не только задача физической битвы с врагом, но и цель поддерживать воевавших солдат на фронте, с которой они справлялись очень хорошо.

23 июня 1941 года в газете «Правда» появился первый плакат творческого коллектива художников Кукрыниксов (М.В. Куприянов, 1903–1991; П.Н. Крылов, 1902–1991; Н.А. Соколов, 1903–2000) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (прил.).

Своими творческими работами художники стали создавать правдивую летопись истории Великой Отечественной войны, показывая всю жестокость, бесчеловечность врага, и воспевая подвиг героев освободителей. Они старались отобразить события сопротивления агрессору и запечатлеть увиденное своими глазами на фронтах сражений и в тылу, показать черты простых людей, совершавших, казалось бы, невозможное.

Слова песни «Идёт война народная, священная война» Василия Ивановича Лебедева-Кумача и Александра Васильевича Александрова, нашли отображение во всех видах и жанрах изобразительного искусства.

Одним словом, благодаря творчеству художников, создавших картины о Великой Отечественной войне, позволяет нам, молодому поколению, почувствовать то, что в своё время увидели и пережили они. Вместе с ними попытаться пережить тяжелые утраты и радость победы. В настоящее время все созданные произведения искусства – картины, скульптуры, плакаты, зарисовки являются подлинными историческими документами, которые хранят память о трагическом времени.

2.1 Военный плакат – острое идеологическое оружие

Одним из важнейших видов изобразительного искусства в годы войны стал плакат. Как жанр искусства он возник во второй половине XIX века во Франции. В зависимости от целей, которые преследовали, плакаты были самые разнообразные: рекламные, агитационные, учебные, информационные и политические.

Выдающийся русский баталист В.В. Верещагин не раз повторял: «Если точность рисунка и твердость руки в нем необходимы каждому художнику, то нам, военным художникам, это необходимо в самой высшей мере» и был абсолютно прав. Именно точность и твердость стала характерными чертами работ военных лет, что очень ясно отражает один из важнейших видов тогдашнего изобразительного искусства - плакат.

Именно плакаты в годы Великой Отечественной войны приобрели особую значимость. Художники-плакатисты одни из первых откликнулись на события первых дней войны. Только в течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. В плакатах удачно сочетались героические и сатирические образы. В газете «Правда» 24 июня был напечатан плакат со следующим сюжетом: штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Этот плакат-лист художников кукрыниксов (Куприянова, Крылова, Соколова) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» был расклеен на стенах домов Москвы. На плакатах художники изображали врага в виде мерзкого гада, которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Позже этот плакат был издан и в Англии, Америке, Мексике, Китае, Иране и других странах. Удачное сочетание сатирического и героического образов в сюжете плаката соответствовали духу времени и народа.

В плакатном искусстве можно выделить несколько самых ярких мотивов.

Первый из них - "До последнего патрона!" Он призывает биться на смерть, до последнего победного вздоха. Чаще всего центральной фигурой на таких плакатах — была фигура бойца, его надолго врезающиеся в память черты лица.

Другим популярным был призыв «В атаку!». На плакатах с этим мотивом чаще всего изображалась военная техника — танк Т-35, боевые самолеты.

Не менее распространенным являлся мотив о бойце, побеждающем неприятеля в рукопашном бою. На таких плакатах солдат Красной армии, как правило, изображался красным, а фашист — серым или черным.

Распространено было также использование карикатуры в плакатах. В них высмеивалось то, что, казалось бы, не может являться поводом для шутки. У художников, работающих в этой стилистике, можно отметить точность передачи характера, намерений персонажей работы, для чего требовалось не только изучение немецкой кинохроники, но и мастерство психологии.

Распространен был и мотив, звучащий как "Смерть детоубийцам", на плакатах с которым изображались душераздирающие сюжеты. Гибель, страдания, беспомощность детей перед жестокостью взрослых.

Призывающий общественность к бдительность мотив "Не болтай!".

"Все для фронта, все для победы!" - призыв населения к помощи фронту.

Всем известный плакат Ираклия Тоидзе «Родина – мать зовёт!», изданный миллионными тиражами на разных языках народов СССР, ясно передавал события начала войны. Художник начал работу над плакатом сразу же после сообщения информбюро 22 июня о начале войны. К середине июля плакат был уже известен всей стране. Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.

Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. социальный плакат «Родина Мать зовет!» стал своего рода призывом человека и гражданина к защите российской земли от фашистских захватчиков. Не один юноша, и девушка, не одна женщина, и мужчина, глядя на этот социальный плакат, переполнялись чувством патриотизма, и шли на фронт, чтобы защищать Родину, или на завод, чтобы становиться тружениками тыла и трудиться на благо фронта.

Сценами атак и борьбы с врагом были насыщены плакаты первых месяцев войны, причем ярко в работах отражалось яростное устремление на врага, что можно отметить в работах Кокорекина «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!», «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед, Буденовцы!» А. Полянского.

Тему партизанского движения плакатисты не оставили без внимания. К числу наиболее известных плакатов относятся: «Партизаны! Бейте врага без пощады!» В. Корецкого и В. Гицевич», «От народной мести не уйти врагу!» И. Рабичева, «Разжигайте партизанскую войну в фашистском тылу!..» А. Кокорекина.

Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы В. Корецкого «Будь героем!», «Народ и Армия непобедимы!», «Вставайте в ряды фронтовых подруг. Дружинница Бойцу помощник и друг!».

 Плакаты военного времени - это не только оригинальные художественные произведения, но и подлинно историческими документами. Все военные годы плакат был на передовой позиции в борьбе. Он пользовался большой популярностью, был в почете у народа и вдохновлял его и на фронте, и в тылу. Он бился за победу вместе с передовыми частями Советской Армии, благодаря огромным тиражам, проникая в села, города, партизанские отряды и даже тыл врага.

2.2 Образ народа – героя в картинах художников

Советские художники почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины.

События ВОВ мы сегодня можем увидеть глазами художников, многие из которых сражались на фронте с оружием в руках. Весь ужас войны, который они пережили, мы можем почувствовать глядя на созданные ими шедевры. Именно эти произведения искусства: плакаты, рисунки, картины, скульптуры являются подлинными документами, сохранившими память о трудном, тяжелом и в то же время героическом времени. В годы войны свои известные произведения создали художники: А. Пахомов, А. Дейнека, С. Герасимов, М. Самсонов, П. Мальцев, П. Кривоногов, Кукрыниксы и другие.

Известный художник-баталист, военный художник Петр Александрович Кривоногов в своих картинах описывал могучую силу Красной Армии в Великой Отечественной войне. Яркий пример тому картина «Брестская крепость», пограничники которой совершили героический подвиг. Именно они первыми испытали на себе удар немецкой армии. Наступил момент, когда горстка бойцов, выйдя из крепости, пошла в свою последнюю атаку. Это был не просто бой, а столкновение двух начал благородства советского воина-защитника и захватнического начала фашизма. По горячим следам была написана картина «Зверства в Речицах». Художник видел солдат, на которых шли фашисты, гоня перед собой, как живой щит, советских людей.


Образ матери стал одним из самых излюбленных в работах живописцев военного времени. Образ матери, оплакивающей гибель близкого, провожающих на фронт дорогих детей, хранящей очаг и ждущей, несмотря ни на что. Этот образ ярко отражен в работе Герасимова "Мать партизана". Он передал силу и волю матери, стоящей перед фашистским офицером, взбесившимся проявлением бесстрашия и гордости в русской женщине, стоявшей с гордо поднятой головой. Очень хорошо отражены художником чувство уверенности в победе, гордость и бесстрашие простого русского человека. В отличии от образов плакатных работ, на картине Герасимова, фашист изображен без доли карикатуризма, он отчетливо передает его человеконенавистническую, гнилую сущность.

Более известные под псевдонимом Кукрыниксы, составленном из первых слогов фамилий, талантливые художники М. В. Куприянов, Н. П. Крылов и Николай Соколов, более известные под псевдонимом Кукрыниксы (по первым слогам их фамилий) целиком и полностью, объединившись посвятили свое творчество войне. Они странствовали, общались со свидетелями военных действий, и по горячим следам создавали свои произведения.

28 января 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья о героической смерти и подвиге Зои Космодемьянской в деревне Московской области - Петришево. А 9 апреля, союз художников отправился на место гибели партизанки, где, расспросив очевидцев, принялись за работу. Работали они быстро, с волнением, но и одушевлением в то же время. Изначально Кукрыниксы изобразили Зою умирающей, но после решили запечатлеть последние минуты ее жизни. И в окончательном варианте картины мы можем видеть стоящую на эшафоте из ящиков фигуру девушки, полную героизма и бесстрашия, фотографирующих ее фашистских солдат, колхозников, согнанных наблюдать за казнью партизанки. Работа получила название «Таня», в честь имени, которым Зоя представилась на допросе.

В 1944 году Кукрыниксы отправились в освобожденный Новгород. Перед ними предстала жуткая картина варварского разрушения. С выбоинами от снарядов, побитый стоял символ национальной славы - Собор Новгородской Софии. Художники пишут «Бегство фашистов из Новгорода». На полотне мы можем наблюдать фашистов, бегущих из города с факелами в руках. В центре высится Собор, твердо стоящий на родной земле, олицетворяя твердость духа заселяющего ее народа. Не смотря на полыхающий кругом огонь, стены собора остаются белоснежными, утверждая близость возмездия над врагом.

В военные годы, художники научились раскрывать образ человека глубже, чем это было раньше. У них была необходимость передать в изображении характер народа - героя. Развитие получает портретная живопись. В их числе и автопортреты, и изображение простых людей, и выдающихся военачальников.

Ряд выдающихся портретов был написан В. Н. Яковлевым. Одним из них является портрет генерал - майора И. В. Панфилова. Герой одет в дубленый полушубок, шапку - ушанку, в руках держит бинокль на фоне фронтового зимнего пейзажа. Бойцы за его спиной готовы к выполнению распоряжений командира. Его черты лица очень мужественны, строги, что формирует образ опытного генерала.

Победа ковалась общими усилиями всех участников военных действий. Многие из них запечатлены выдающимися мастерами советского искусства. Таковы «Портрет Героя Советского Союза летчика А.Б. Юмашева», работы П.П. Кончаловского, «Портрет командира партизанского отряда Д.И. Власова», В.А. Серова. А.М. Герасимов исполнил портрет генерала А.И. Еременко, Ф.А. Модоро – портрет выдающегося организатора партизанского движения, бывшего сельского учителя генерал-лейтенанта С.А. Ковпака. Выдающийся советский портретист П.Д. Корин создал вскоре после капитуляции Берлина большой парадный «Портрет маршала Г.К. Жукова» которому, как одному из лучших полководцев, Советским правительством было поручено принять от немецкого командования во главе с фельдмаршалом В. Кейтелем безоговорочную капитуляцию Германии.

Невозможно не упомянуть о колоссальной работе ленинградских художников в период блокады. Не приходилось даже задумываться над сюжетами для работ - их в обилии предоставляла окружающая обстановка.

Один из ярких представителей объединения «Круг художников», проникновенный живописец-пейзажист В.В. Пакулин создал большую серию видов блокадного Ленинграда. Например, работы «У Казанского собора», «Невский проспект». С натуры работу заводских цехов, образы жителей блокадного Ленинграда запечатлел В. И. Малагис. Бесстрашным балтийским морякам посвящены работы Г.П. Татарникова, серия Н.Е. Тимкова «Ленинград военных лет», картина Я.Д. Ромаса «Зимние залпы Балтики».


2.3 Военно-патриотическая тема в искусстве послевоенных лет

В первые послевоенные годы, осознавшие наступившее мирное время, деятели искусства вспоминали пережитые события в своих работах. К примеру, И.А. Серебряный написал картину "В Ленинградской филармонии. 1942", которая свидетельствует о непрерывной культурной жизни в годы войны. Подтверждением является и совместная работа И.А. Серебрянного, В.А. Серова, А.А. Казанцева «Встреча на Неве. Прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года», на котором изображена встреча бойцов Ленинградского и Волховского фронтов у станции Мга, символизирующая возвращение людей к прежней цивилизованной жизни.

Наряду со старшими, отражали вражеские нападения и совсем юные ребята, самые отличившиеся из которых награждались медалью «За оборону Ленинграда». На картине В. А. Раевской-Рутковской «Награжденный медалью» (1945) изображен один из таких.

В своих картинах художники передавали и печальную информацию о событиях, происходивших в военное время: казни, отступления, смерти, мучения. Свидетельством чему являются картины А.А. Пластова (1893–1972) «Фашист пролетел» (1947) (прил. 13); С.В. Герасимова (1885– 1964) «Мать партизана» (1946), Т.Г. Гапоненко (1906–1993) «После ухода фашистских оккупантов» (1946).

Одной из самых выдающихся картин о Великой Отечественной войне, является работа выдающегося мастера А.А. Дейнеки (1899–1969) «Оборона Севастополя» (1942), привлекшая всеобщее внимание посетителей выставки «Героический фронт и тыл», открытой в 1943 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве. «Меня целиком захватила героика защитников Севастополя, – писал Дейнека. – Шла тяжелая война. Я вернулся с фронта из под Юхнова… Я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух… Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины. В ней есть динамика, выразительность сверхнапряженного боя».

Тема трудных военных путей получила разнообразное развитие в работах мастеров изобразительного искусства. Память о погибших в боях друзьях, однополчанах, безвестных солдатах породили множество картин скорбного характера.

Широкую известность завоевала картина художников Кукрыниксы «Конец» (1948) «Мысль о создании картины возникла у нас 9 мая 1945 года, в радостный день Победы нашей Родины над немецко-фашистскими захватчиками. И когда через несколько дней после капитуляции Германии нам удалось побывать в Берлине и спуститься в подземелье рейхсканцелярии, где доживал свое фюрерство Гитлер, мы еще ясней представили себе всю картину последних дней фашистской ставки» - рассказывали художники.

3. Разработка экскурсии-рассказа на тему «Великая Отечественная война в произведениях советских художников»

Цель: знакомство обучающихся с вкладом художников в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне

Задачи:

1) продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной войны;

2) познакомить обучающихся с картинами советских художников о ВОВ.

3) воспитывать в детях любовь к Родине, чувство патриотизма, уважение к памяти воинов, сражавшихся за нашу страну, уважение к ветеранам войны.

Оснащение: Презентация с репродукциями картин о ВОВ.

ЭКСКУРСОВОД:

Здравствуйте! Приближается праздник, который на века остается для нашего народа одним из самых радостных, щемящих –со слезами на глазах –День нашей Великой Победы в Отечественной войне.

- Почему войну назвали Великая Отечественная?

(дети высказывают свои мнения).

В памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на Земле. Есть события, над которыми время не властно. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Ребята, мы обязаны знать и помнить прошлое нашей Родины.

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом немецким фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого, не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. ВОВ стала самой кровопролитной войной в истории человечества. По разным данным погибло около 25 миллионов военнослужащих и мирных жителей нашей страны.

-Кто назовет годы ВОВ?

- Что вам известно о ней?

- Какие произведения о войне вы читали?

Враг напал коварно, подло, несмотря на мирный договор, пакт о ненападении. В четыре часа утра, когда люди спали в своих домах, на головы мирных жителей обрушились тысячи авиационных бомб. Началась война. О войне написано множество стихов, сняты фильмы, написаны книги. Художники тоже не остались в стороне. Катины советских художников, многое из которых сами участники тех событий, воспевают подвиг советского народа, мужество и героизм воинов, стойкость мирных жителей, не склонивших головы перед фашистскими поработителями. Картины отразили все этапы войны. Величайшие битвы и сражения за разные города, подвиги отдельных героев, фронтовые будни и героический подвиг тех, кто в тылу ковал победу.

Художники пишут войну... Сегодня мы с вами посмотрим на события Великой Отечественной войны глазами художников-баталистов.

Баталисты - художники, главной темой творчества, которых являются военные события. В годы Великой Отечественной войны многие из них с оружием в руках защищали нашу Родину. С помощью кисти и красок художники пишут о войне, о том, что пережили в эти страшные годы.

Перед нами картина Петра Александровича Кривоногова «Защитники Брестской крепости». Кривоногов - художник-баталист (т.е. художник, пишущий картины о войне). Картина была написана в 1951 году. Материал к ней Кривоногов собирал по крупицам. Тогда подвиг Брестской крепости не был широко известен. А ведь Брестская крепость одной из первых приняла на себя удар фашистских войск. На картине мы видим фрагмент боя у Тираспольских ворот. С момента нападения прошел уже месяц, в крепости осталась лишь горстка раненых и измученных бойцов. Фронт ушел далеко вперед. Но они все еще живы. На их лицах нет страха, а только решительность и несгибаемая воля. Они устремляются в атаку на противника, во много раз превосходящего численностью. Бойцы, практически, все ранены, но на стенах реют красные знамена и горы вражеских трупов устилают подступы к крепости. Гарнизон крепости под командованием капитана Зубачева и комиссара Фомина в течении недели героически сдерживал натиск 45-й пехотной дивизии немцев. Три с половиной тысячи бойцов оставшихся без связи и поддержки связывали боями во много раз превосходящие силы врага. Очаги сопротивления оставались в крепости спустя еще три месяца. Брестская крепость показала фашистам, что их планам молниеносного захвата нашей страны не суждено сбыться.

Следующая картина «Лихолетье» художника Николая Сергеевича Присекина.

-Почему она так названа?

- Что означает само слово «лихолетье»?

Мирная жизнь разрушена. Ее перечеркнули черные тени немецких самолетов в небе. Разбомбленная повозка, клубы черного дыма. Людей не видно. Но как пронзительно-беззащитна вытянутая шея жеребенка, потерявшего мать. В его больших глазах столько боли и ужаса, как будто сама природа ужасается происходящему.

Перекликается с этой картиной следующее полотно. Картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Теплый день золотой осени. Тонкие стволы берез в осенней листве. Высокое голубое небо с белыми облаками. И тем страшнее контраст на картине. Уткнувшись лицом в сухую траву, лежит мальчик-пастушок. Пуля пробила голову. Шапка и кнут лежат в стороне. Чуть дальше убитые коровы. Возле мальчика собака. Кажется, что слышишь ее тоскливый вой. Всего лишь мгновенье назад жизнь мальчика оборвал свинцовый ливень пуль. Фашистский самолёт еще виден в голубой дали неба. На фоне мирной осенней природы, совершённое преступление выглядит еще более жестоким, бессмысленным и чудовищным.

- Какие чувства вызывает у зрителя эта картина?

(Картина вызывает ненависть к фашистским оккупантам, к их чудовищным преступлениям.) Картина Сергея Васильевича Герасимова «Мать партизана».

-Что вы знаете о партизанах? Кто они такие? В центре картины простая русская женщина, партизанская мать. Ноги ее босы, руки натружены, но она гордо и прямо смотрит в лицо врага. Мы видим ее силу и величие, несмотря ни на что. Образ фашиста резко контрастирует с этой мощью русской женщины Повелевающий его жест, словно повис в пространстве. В лице его проступает нечто звериное. В этом столкновении художник показывает, что фашизм обречен, можно победить отдельную армию, но нельзя победить целый народ. Советские воины проявляли чудеса мужества и героизма на полях сражений.

Картина Петра Петровича Широкова «За Родину» показывает нам фрагмент боя за безымянную высоту. Солдаты идут в атаку. Черная земля и свинцовые тучи в мрачных тонах. Доминанта картины - яркое алое пятно, знамя в руках знаменосца. Мы видим, как пуля ударила в грудь бойца, как подгибаются его ноги, но уже спешит к нему солдат с автоматом в руке, и мы понимаем, что знамя не рухнет на землю. Это святыня, символ. Его подхватят и понесут другие надежные руки. Высота будет взята.

Наравне с мужчинами сражались на фронтах Великой Отечественной и женщины.

- Имена, каких женщин-героев ВОВ вы знаете? (Летчицы Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Лидия Литвяк, Евгения Жигуленко; Валерия Гнаровская-санинструктор; Зоя Космодемьянская-партизанка; Маншук Маметова-пулеметчица, Ульяна Громова-подпольщица). Женщины служили связистками, разведчицами, снайперами, и, конечно же, медработниками - врачами и медсестрами. На картине Марата Самсонова «Сестрица» мы видим девушку-медсестру, которая выводит с поля боя раненого. Голова его перевязана, глаза скрыты бинтами. Юная, хрупкая девушка несет оружие солдата, почти тащит его на себе. Позади, полыхает огонь, видны разбитые орудия, и среди пожарищ смело шагает медсестра. Сотни, тысячи вчерашних школьниц становились медсестрами, бесстрашно шли под пули, спасая жизни наших воинов. Бойцы нежно звали их «сестрицами», одну из них мы видим на картине.

Картина Петра Кривоногова «Поединок» посвящена одному из самых грандиозных сражений ВОВ - битве на Курской дуге.

-Кто знает, чем знаменита битва на Курской дуге?

Летом 1943 г. Советское командование своевременно раскрыло вражеские планы наступления в районе Курской дуги. Это позволило хорошо подготовить оборону, а затем перейти в контрнаступление. В ходе грандиозного танкового сражения (до 4000 тысяч танков с обеих сторон) враг был разбит, что предопределило окончательный крах наступательной стратегии германской военной машины.

-Каков колорит картины?

Картина показывает лишь один краткий миг сражения, композиция фрагментарная, но как много сказано этим полотном. Орудие разбито, бойцы погибли, и тогда последний из них встает навстречу грозной вражеской машине, зажав в руках связку гранат. Поединок смертоносной громады и человека. У деревни Прохоровка, где сошлись в бою тысячи танков, есть мемориальный комплекс: на гранитном постаменте стоит советский танк Т-34, легенда Великой Отечественной. На граните высечены слова: Здесь под Прохоровкой в сорок третьем, Смерть, призрев по сигналу атаки, Шли солдаты наши в бессмертье, Становились бессмертными танки! И на этой картине мы видим миг, отделяющий бойца от бессмертья!

- Когда закончилась война? И вот, наконец, закончились долгие годы борьбы с фашизмом. Освободив всю Европу, советские войска заняли Берлин. Пришла долгожданная, выстраданная Победа. Об этом картина Кривоногова «Победа». Советские солдаты ликуют на ступенях Рейхстага. Столько счастья и ликования на их лицах. Художник не понаслышке знает о тех событиях. Весной 1945 года он был в Берлине, был свидетелем всеобщей радости. Реют флаги, люди кричат в едином порыве – это пришла Победа. То, к чему шел четыре года советский солдат, свершилось.

И завершает наш разговор картина Константина Антонова «Победители», на которой мы видим Парад Победы.24 июня 1945 года состоялся Парад Победы. Парад Победы принимал Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Командовал парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. Жуков и Рокоссовский проехали по Красной площади на белом и караковом конях. Вначале по Красной площади прошли сводные полки различных фронтов, которые были укомплектованы рядовыми, сержантами и офицерами различных родов войск, отличившимися в боях и имевшими боевые ордена. Марш сводных полков завершала колонна солдат, нёсших 200 опущенных знамён и штандартов разгромленных немецких войск. Эти знамёна под дробь барабанов были брошены на специальный помост у подножия Мавзолея Ленина. Весь мир убедился в том, что фашизм уничтожен и уничтожен он Советской армией-армией победительницей.

Прошла война, ушла за поворот,

В чехлах стоят гвардейские знамёна.

А жизнь и время движутся вперёд,

Остались наших 27 миллионов.

Остались в поле брани навсегда,

Легли живой дорогою Победы.

За нас легли, за то, чтоб никогда

Нам этой боли в жизни не изведать.

75 лет прошло с той поры, как закончилась война, но память о тех событиях живет в наших сердцах. В наше время находятся новые возможности изобразить события Великой Отечественной войны. Сегодня, с уверенностью можно говорить, что задачу - поддерживать в народе боевой дух, веру в победу и вдохновлять людей на подвиги, представители изобразительного искусства выполнили всесторонне.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы, я узнала много нового об искусстве военных лет, разработала экскурсию на выбранную тему. С помощью собранного в процессе работы материала, ознакомила ребят из пятого класса с творчеством различных художников, провела анкетирование среди сверстников.

Цель моего проекта достигнута, поставленные задачи выполнены. Данный материал имеет практическое значение. Его можно использовать я на уроках изобразительного искусства, истории, при проведении классных часов. Есть картины, которые запали в душу. На них нельзя смотреть просто, не переживая, без слёз. Они не оставят равнодушным человека, который понимает, как было страшно на той войне, сколько горя принесла она всему миру. Подвиги людей, совершавших во имя освобождения Родины от фашизма, не могут и не должны быть забыты.

В завершение хотелось бы напомнить о том, как важно знать и хранить свою историю. В этом году мы отмечаем 75-летие Великой Победы, но память об этих событиях до сих пор хранится в каждой семье. Необходимо помнить эти страшные моменты прошлого, чтобы избежать их в будущем.

Нелегко художнику солдату,

Краток на путях его привал.

Наш товарищ фронтовой когда-то

Нас в часы досуга рисовал.

Алим Кешоков

Работая над проектом, я узнала, что на фронтах Великой Отечественной сражалось множество художников – профессионалов и начинающих авторов. Среди них было не мало добровольцев отправившихся на фронт в первые дни войны, причем, далеко не каждый из них выполнял свою боевую задачу с карандашом и бумагой в руках. Воевали в артиллерии, в танковых войсках, в партизанских и разведывательных подразделениях, но чаще всего – рядовыми пехоты. Вместе со всеми мерзли в окопах, ходили в атаку, в полной мере разделяли боль отступления и радость побед. За годы войны окрепло и выросло дарование многих художников. Находясь в центре событий, они смогли передать в своих картинах волнующие нас моменты. Все работы художников имеют несомненную историческую ценность и являются подлинными документами того времени.

Познакомившись с картинами художников о войне, еще ярче представляешь себе события того времени. Проникаешься гордостью замужество и стойкость всего советского народа, победившего фашистскую чуму. Понимаешь, как важно помнить уроки прошлого, ведь без прошлого не может быть будущего!








Приложение 1

Викторина-игра

Ход мероприятия: Звучит «Священная война» Муз.: А. Александров, слова: В.Лебедев-Кумач.

Все участники мероприятия делятся на 2–3 группы.

1. Этап “Исторический”. (Слайд 13).

Детям на слайдах предложены вопросы, на которые они должны ответить в течение 5 мин, и записать свои ответы на листик. За каждый правильный ответ группа получает баллы.

- Когда началась и закончилась Великая Отечественная война? (1 балл.)

(ответ: 22.06.1941–9.05.1945.)

- Сколько лет длилась война? (1 балл.)

(Ответ: 4 года.)

- Кто был предводителем германских войск? (1 балл.)

(Ответ: Адольф Гитлер.)

- Что хотел Гитлер от войны? Получилось ли это у него? Почему? (2 балла)

(Ответ: Гитлер хотел завоевать российские земли и править ими. Ничего у него не получилось, так как силой духа, мужеством, доблестью отличался наш народ. Собрав всю силу в “кулак” мы победили.)

- В каком году прошел первый парад Победы над германской армией? (1 балл)

(Ответ: 9 мая 1945 года.)

2. Этап “Художники о войне” (Слайд 14).

На слайдах даны репродукции картин под номерами, обучающимся нужно написать название.

Ответы:

1. С. Герасимов “Мать партизана”.

2. А. Дейнека. “Оборона Севастополя”

3. А. Пластов “Фашист пролетел”

4. С. Герасимов “Таня”

5. Г. Ряжский “В рабство”.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

3. Этап “Плакаты о войне” (Слайд 15).

На слайдах даны репродукции плакатов, созданных в разное время периода войны. Детям необходимо определить порядок их создания.

Ответы:

1. В. Корецкий. “Наши силы неисчислимы!” (июня 1941 г.);
2. Н. Жуков. “Бей насмерть!” (1942 г.);
3. В. Иванов. “На запад!” (1943 г.);
4. Л. Голованов. “Дойдем до Берлина!” (1944 г.)
5. В. Климашен. “Слава воину-победителю!” (май 1945 г.)

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

4. Этап “История одной картины”. (Слайд 16).

Слайд с текстом: “В 1944 году художник А. Дейнека пишет полотно “Раздолье”, по содержанию совершенно не свойственно тому времени. На картине изображены молодые девушки, бегущие по берегу реки. Что хотел этим сюжетом сказать художник?

5. Этап “Угадай картину по описанию” (Слайд 17)

Слайд с текстом: “ На полотне перед вами герои Великой Отечественной войны – советские солдаты. После боя расположившись на “отдых”, и среди них балагур, неунывающий Василий Теркин. На картине более двадцати фигур и каждый слушает Теркина и хохочет, в ответ на его шутки. (О. Туберовская. “В гостях у картин”)”.

Слайд с изображением картин:

1. Ю. Непринцев “Отдых после боя”. (Правильный ответ.)

2. И. Репин. “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

3. Веласкес. “Сдача Бреды”.

Правильный ответ оценивается в 2 балла.

Ребята ответили на вопросы. Листы с ответами отдаются жюри.

6 этап. Конкурс капитанов

Выполняют тест

1. Кто является автором знаменитого плаката «Родина - Мать зовет!»

А) А. Самсонов Б) Кукрыниксы В) И. Тоидзе Г) Н. Присекин

2. М. и А. Самсоновы являются авторами диарамы:

А) «За Волгой для нас земли нет!» Б) « Курская битва»

В) « Защита Брестской крепости» Г) « Оборона Севастополя»

3. Знаменитыми карикатуристами были созданы плакаты в годы ВОВ, одним из которых является «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Кто они?

А) М. и А. Самсоновы Б) Кукрыниксы В) Моор Г) Кривоноговы

4. Картина «Мать партизана» была создана в 1943г. Автор

А) С. Герасимов Б) А. Дейнека В) П. Кривоногов Г) Н. Присекин

5. Этим художником были созданы такие эмоционально яркие и незабываемые картины, как «Победа!» (1948), «Защита Брестской крепости» (1951). Кто этот художник?

А) А. Сидоренко Б) В. Федоров В) А. Самсонов Г) П. Кривоногов

6. А. Дейнека создал знаменитую картину

А) Мать партизана Б) Оборона Севастополя В) Победа!

Г) Парад Победы

7. Диарама «Курская битва» была создана

А) М.А. Самсоновыми Б) С. Герасимовым

В) Н. Присекиным Г) В. Агибаловым

8. А. Самсонов написал знаменитую картину:

А) «Родина - Мать!»

Б) «Конец. (последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии.)»

В) « Ты чем помог фронту?»

Г) Парад Победы

9. Памятник героям - молодогвардейцам (скульпторы В. Агибалов, В. Мухин, В. Федченко, архитектор А. Сидоренко) установлен в 1954 г в

А) Краснодаре Б) Киеве В) Краснодоне Г) Красноярске

10. В г. Великие Луки в 1954 г. был установлен памятник, автором которого является Е. Вучетич. Кому был установлен этот памятник?

А) А. Матросову Б) З. Космодемьянской В) В. Теркину

Г) К. Симонову

11. Дом Павлова («Дом Солдатской славы»), который в дни великой битвы был важным опорным пунктом и 58 дней небольшая группа воинов успешно отражала многочисленные яростные атаки превосходящих сил гитлеровцев, находится в

А) Новороссийске Б) Керчи В) Волгограде Г) Севастополе

12. «Родина - Мать» - это памятник из композиции скульптора Е. Вучетича « Стоять насмерть!» на Мамаевом кургане, высотой

А) 70 м Б) 52 м В) 48 м Г)36 м

13. Скульптор В. С. Цигаль и архитектор Л. В. Голубовский создали памятник Мусе Джалилю, который был установлен в

А) Волжске Б) Чебоксарах В) Казани Г) Зеленодольске

14. «Алеша» - памятник в честь Советской Армии установлен в

А) Венгрии Б) Болгарии В) Румынии Г) Польше

15. Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом, установленный в 1949 г. (скульптор Е. Вучетич) называется

А) Воин Красной Армии Б) Неизвестный солдат

В) Воин – освободитель Г) Воин Победы


Жюри подводит итоги викторины.

В это время ведущие предлагает участникам викторины нарисовать плакат на тему “Ода Воину – победителю в Великой отечественной войне!”.

Организуется выставка плакатов обучающихся.

Оглашение результатов викторины.


Приложение 2

Н. Бут. Брестская крепость. 1941 год. (1958 г.)

В.Кривоногов. Защитники брестской крепости. (1951г.)

Б. А. Серов. Здесь прошел враг! (1942 г.)

 А. А. Дейнека. Оборона Севастополя. (1942 г.)

 А. А. Пластов. Фашист пролетел. (1942 г.)

 А. Широков . За Родину!

 С. Герасимов. Мать партизана. (1943г.)

Приложение 1

Плакат. "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", 1941 год.

Кукрыниксы

На плакате справа изображен солдат-красноармеец с винтовкой в руках, готовящийся смертельно поразить врага - фюрера Третьего Рейха Адольфа Гитлера. Гитлер изображен внизу слева маленьким, сгорбленным человечком, выглядывающим из разорванного листа с текстом Договора о ненападении между СССР и Германией. Надписи: в верхнем левом углу: "БЕСПОЩАДНО РАЗГРОМИМ И УНИЧТОЖИМ ВРАГА!", в правом нижнем углу - "КУКРЫНИКСЫ-41 г.".

Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника Ираклием Тоидзе «Родина-мать зовет».

Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.

Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.

С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!

Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»

Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.

...Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища.

Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.

Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам.

Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.

После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед.

Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы. Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».

В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет.

О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943).

Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».

О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали художники А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942).

Г. Г. Ряжский «В рабство» (1942), Т. Г. Гапоненко «После изгнания немцев» (1943—1946).

О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в картине «Мать» (1945). Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии — родной сын.

Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф. С. Богородского «Слава павшим героям».

Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков — защитников города-героя.