Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29)
624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10
электронный адрес[email protected]
телефон 834384 (32277)
сайт https://29kt.tvoysadik.ru/
Познавательно – исследовательский проект
«Воздух вокруг нас»
Воспитанники: Фомин Семён, Ланишина Арина,
Руководители: Клейман Рената Рудольфовна,
Пономарёва Юлия Анатольевна,
Баянова Александра Александровна
ГО Краснотурьинск,
2021
Содержание
Введение …………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………….6
Заключение………………………………………………………………..11
Источники и литература………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное познавательно – исследовательское отношение к миру.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми дошкольного возраста.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).
Актуальность
Человек не замечает важности воздуха до тех пор, пока остро не встанет проблема его нехватки. Такой газ как воздух необходим для дыхания всего живого. Без воздуха жизнь на земле невозможна.
Тип проекта: экспериментально-исследовательский.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (январь 2021 года) Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели группы.
Цель проекта: Систематизирование знаний о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком.
Цель экспериментальной деятельности: учить детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Задачи:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
2. Провести с помощью воспитателя опыты с воздухом; исследовать его свойства, установить связи, изменения.
3. По итогам исследования, найти, где в нашей жизни мы используем свойства воздуха.
4. Расширить представление о загрязнении воздуха, закрепить понимание необходимости его охраны.
Гипотеза: предположим, что воздух невидим, но он есть и обладает определёнными свойствами, которые использует человек.
Методы:
Изучение литературы и других источников информации.
Наблюдение.
Опрос, беседа.
Эксперимент.
Анализ полученных данных.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
Подбор иллюстративного материала по теме «Роль воздуха в жизни любого живого существа», «Что загрязняет воздух?».
Создание картотеки опытов.
Подбор художественной литературы.
Составление картотеки опытов с воздухом, различных игр.
Основной этап:
Проведений занятий: «Что такое воздух?», «Чистый воздух, грязный воздух», ручной труд «Веер», рисование с родителями «Не загрязняйте воздух», НОД по экологии «Воздух, которым мы дышим», НОД «Воздух и его роль в жизни человека», конспекты проведения прогулок «Почему движутся облака?», конспект занятия по ручному труду «Веер».
Беседы: «Сила ветра. Его влияние на жизнь живых организмов», «Для чего растениям нужен воздух», «Почему движутся облака», «Значение воздуха в жизни человека».
Наблюдения: «Где живет воздух?», «За ветром», «За деревьями в ветряную погоду», «Воздух нужен для жизни», «Чем пахнет воздух», «За облаками»;
1. Воздух можно почувствовать.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух имеет вес.
4 Воздух невидим, но мы его ощущаем.
5. Воздух внутри нас.
6. Как поймать воздух?
7. Воздух загрязняется.
Игры: «Земля, вода, воздух», «Летает, плавает, бегает», «Летает - не летает», «Что будет если… », «Береги природу», «Я знаю», «Удочка», «Листочки».
Заключительный:
Выставка совместных работ детей и родителей «Не загрязняйте воздух».
Конструирование завода будущего по очищению воздуха из бросового материала.
Механизм реализации проекта
Работа с детьми (планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности)
• Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД) из образовательной области «Познание»
• Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
• Поисково-исследовательская деятельность.
• Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих.
• Организация трудовой деятельности.
• Организация художественно - речевой деятельности.
• Организация изобразительной деятельности.
• Рассматривание иллюстраций в презентации по теме: «Воздух»
• Организация прогулок.
• Чтение художественных произведений.
• Беседы.
• Выставка детских рисунков.
Ожидаемый результат: Дети будут знать:
1. Где находится воздух.
2. Роль воздуха в жизни человека.
3. Роль воздуха в жизни животных.
4. Роль воздуха в жизни растений.
5. Для чего нужен воздух.
6. Свойства воздуха.
7. Способы очищения воздуха.
В результате реализации проекта дети будут уметь:
1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
2. Задавать вопросы, искать ответы.
3. Видеть проблему по определенной теме.
4. Формулировать цель, планировать задачи.
5. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
6. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
7. Оформлять результаты опытов в виде рисунков, описаний выводов.
Работа с родителями:
Выставка рисунков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации проекта выявили, что воздух – это смесь газов, составляющая атмосферу Земли. Воздух находится внутри предметов, внутри человеческого тела, окружает нас.
Экспериментальным путем выявили свойства воздуха. Узнали, что воздух не имеет запаха и распространяет другие запахи; имеет вес, меньший веса воды; вес горячего воздуха меньше холодного; сохраняет тепло; движется.
Определили области применения воздуха в жизни человека: ароматерапия; сигнал оповещения с помощью обоняния; средства безопасности и спасения на воде; транспортные водные средства; механизм движения воздушного шара; теплоизоляционные свойства материалов.
Нашли взаимосвязь между свойствами воздуха и областями его применения в жизни человека.
Построили макет завода по очистке воздуха.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1.Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
3.Рыжова Н.А., Мусиенко С.И. Воздух вокруг нас (метод. пособие) 2-е изд. – М.: Обруч,2013.
4.Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2014.
5.«Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее растительном и животном мире» - М., Издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997.
6.«Большая детская энциклопедия» - М.: «Махаон» 2009
7.«Большая детская иллюстрированная энциклопедия» Ростов на Дону: «Владис» 2014.