Профессиональная компетентность современного воспитателя
Гук Елена Ильинична,
старший воспитатель ВКК,
МБДОУ детский сад №59 города Белово
Цель образовательной политики России в сфере дошкольного образования в
реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Изменения в сфере дошкольного образования в ответ стратегической цели образовательной политики России
1. Национальная стратегия действий в интересах детей.
2. Требования ФГОС к общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации.
3. Дорожная карта.
4. Кадровое обеспечение системы дошкольного образования:
Изменение в качественной подготовке дошкольных работников: профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации воспитателей;
Введение оценки деятельности работников дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности, профессиональных компетенций .
Базовые идеи Российской политики в сфере дошкольного образования
1. Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования; 2. Допредметное содержание образования детей дошкольного возраста; 3. Целостность процесса образования детей дошкольного возраста; 4. Вариативность современного дошкольного образования, его диверсификации, гибкой системе дополнительных образовательных услуг; 5. Значимость сотрудничества с семьей воспитанника, как важнейшем институте воспитания.
Современный педагог, как главное действующее лицо педагогического процесса всегда оказывается в центре переломных событий, во многом берет на себя ответственность за успешность решения новых задач, создает условия для максимальной адаптации подрастающего поколения к сложным жизненным ситуациям. Воспитатель в современных динамических экономических условиях должен направлять совокупность своих профессиональных компетенций на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми в поликультурном обществе.
Методологические подходы к понятию «профессиональная компетентности воспитателя »
Функционально – деятельностный : единство теоретической и практической готовности личности к выполнению профессиональных функций (Н. В.Кузьмина, В. А. Сластенин).
Аксиологический: социальное мышление личности и навыки культурного общения, жизненные позиции (К.А. Альбуханова – Славская).
Полисубъектный: сущность методологии гуманистической педагогики (М.М. Бахтин, В.С. Библер).
Этнопедагогический: личностные компетенции на основе традиций, культуры и ценностей общества (М.Г. Харитонов).
Акмеологический: мотивационный, инструментально - операциональный, перцептивно - регулятивный, рефлексивно-оценочный компоненты профессионально – педагогической деятельности (А.А. Дергач, А. К. Маркова).
Универсальный: технические, организационные, управленческие, личностные, социальные компетенции педагога (А.В.Овчинников).
Личностно – деятельностный: предметно-методическая, аутопсихологическая, социально-психологическая компетенции личности (И.А. Зимняя).
Компетентностный: мотивация, ценностные позиции личности, база знаний, готовность к к деятельности, эмоционально-волевая саморегуляция (И.А. Зимняя, А.С. Хуторской)
Профессиональная компетентность воспитателя
Компетенция от латинского «competo - добиваюсь, соответствую, подхожу: «круг полномочий, представленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области»
Большой энциклопедический словарь
Компетентность личности - способность к самообразованию, самоконтролю, критическое мышление, готовность к решению сложных проблем, сотрудничество, уверенность в себе, высокая ответственность.
Джон Равен
Воспитатель – педагог, готовый самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.
ФГОС ДО
Этапы профессионального становления воспитателя
1. Предварительный этап – получение человеком общих представлений о профессии, осознание собственных потребностей и способностей, самоопределение в профессии - самоопределение личности играет его профориентация.
2. Подготовительный этап – уровень вооружения необходимыми знаниями, умениями, навыками во время обучения в среднем и, или высшем профессиональном учреждении.
3. Адаптация – овладение молодым специалистом практическими навыками и алгоритмами действий, основными социальными ролями.
4. Этап профессионализации - превращение специалиста в профессионала, самоктуализация человека в профессии, точность профессиональных навыков до уровня мастера, возможен карьерный рост.
5. Суперпрофессионализм – уровень профессиональных достижений и творческих успехов, совершенствование личностного авторитета, навыков новаторства.
6. Послепрофессионализм – профессионалы – ветераны, люди пенсионного возраста, желающие оставаться в профессии.
Непрерывное самообразование есть главный критерий профессионального роста.
Современный воспитатель – профессионал ,
это человек с высшим проявлением чувства долга, с ценностным отношением к труду, владеющий чувством сознательного, ответственного такта с коллегами, родителями и детьми, подпитывающий внимательностью и справедливостью, а главное, с концентрированным выражением личного авторитета.
Соответствие профессиональной компетентности данным критериям, есть значимое требование современного общества.
Жизненные ценности и ориентация личности
· осознание сущности своей профессии; самореализация, профессиональный рост
Социально-трудовая выполнение профессиональных действий, ответственность; личные интересы, лидерство
Обще культурная
знания национальной культуры, толерантность и рефлексия
Коммуникативная
технологии общения, ИКТ компетенции
Значимые компетенции профессионального воспитателя
Познавательно-творческая профессиональные ЗУН; творческие способности; технологии мотивирования и обучения
Личностное самосовершенствование
способность и готовность к самообразаванию, самопрезентации
Профессиональные компетенции воспитателя, согласно ФГОС ДО
Необходимые умения:
- Организовывать ведущие в раннем и дошкольном возрасте виды деятельности: предметно -манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.
- Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
- Реализовывать педагогические методики физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
- Использовать методы и средства анализа психолого - педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Профессиональные компетенции воспитателя, согласно ФГОС ДО
Необходимые знания: - Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. - Знать основные принципы психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного и личностного. - Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве. - Знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; - Знать основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста . Необходимые навыки: - Понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей. - Проявлять терпение, быть доброжелательным и беспристрастным, понимать возможности каждого ребенка. - Следить за собственной культурой речи, поведения и общения. - Следить за изменениями в культуре для детей.
Функции взаимодействия компетентного воспитателя с детьми
• Побуждающая − умение ориентироваться на спонтанность в самоактуализации личности ребенка.
• Стимулирующая – умение задавать настрой, темп, ритм, наиболее благоприятствующий развитию интеллектуальных способностей каждого ребенка.
• Апеллирующая – умение обращаться к эмоциям и чувствам детей.
• Организующая – умение предопределять ход выполнения ребенком действий.
• Направляющая – умение определять ориентиры и направление хода детской мысли.
• Регулирующая , координирующая работу всех этих функций.
• Управленческая.
Пути формирования профессиональной компетентности современного воспитателя
направлены на развитие личностных, профессионально – управленческих, организационно – лидерских навыков взаимодействия
Повышение квалификации
Участие в конкурсах профессионального мастерства
Трансляция актуального педагогического опыта, в том числе через ИКТ - технологии
Аттестация на соответствие занимающей должности
Наставничество и сотрудничество
Самовоспитание педагогов
Активное участие в работе методических объединений, творческих групп, в педсоветах, семинарах, конференциях (слетах, съездах), мастер - классах
Исследовательская и проектная деятельность
Методические рекомендации воспитателям по управлению формированием профессиональной компетентности:
1. Реалистично оценивать и анализировать свое отношение к профессиональному труду, личностному развитию.
2. Быть уверенным в своих силах, готовым к принятию решения, осознавать ответственность за собственный выбор.
3. Создавать имидж современного преподавателя – новатора, педагога – мастера, педагога – наставника, устанавливать эмоционально – доверительный характер отношений, иметь широкий и разнообразный круг общения.
4. Использовать инновационные образовательные технологии обучения в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса. Вести исследовательскую и проектную деятельность.
5. Принимать активное участие в профессиональных мероприятиях на развитие своих личностных, профессионально – управленческих, организационно – лидерских навыков взаимодействия.
Профессиональная компетентность современного воспитателя
Гук Елена Ильинична,
воспитатель ВКК,
МБДОУ детский сад №59 города Белово