ТОГБОУ «Отъясская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила педагог-психолог Чернякова М.Ю.
2015г
Профессиональная компетентность педагогов как важнейшее условие их творческого саморазвития
Цель:
1 часть. “Цветок”. Театр начинается с вешалки, с чего же должна начинаться школа? Безусловно, с воспитания. “Дети - цветы земли”, - слышим мы часто. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное “я”, выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс.
Профессионализм педагога - величина, складывающаяся из многих параметров.
2-й слайд. Вопрос: какие параметры, составляющие профессионализма, педагогического мастерства педагогов помогают нашим “цветам жизни” расти, расцветать и развиваться?
Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги — 28-е место. Первый же десяток качеств — это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.
Мы хотим обратить ваше внимание на один пункт, который был выделен специалистами-профессионалами, и играет важную роль в работе педагога – его профессиональный имидж.( 3-й слайд. Имидж педагога)
2 часть. Профессиональный имидж педагога.
4-й слайд. Что такое имидж?
С каждым годом внимание к теме имиджа растет.
Это понятие в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж? Сегодня трактовка понятия “имидж” связана с понятиями образа человека,
впечатления или представления о нем, с тем, как он представляет себя окружающим. Имидж человека есть то, что ориентировано на восприятие другими людьми в его непосредственном окружении, и адресовано им как сообщение о своем статусе, профессиональной роли, уникальных чертах.
Ещё одна составляющая – это:
5-й слайд. Имидж образовательного учреждения
Понятие “имидж” пришло в педагогику из областей менеджмента, политологии, рекламы и т.п.
М.С. Пискунов в своей работе “Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования” (1999) дает следующее определение имиджа школы: “это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума”.
6-й слайд. Ведущие компоненты имиджа образовательного учреждения
По данным исследований, ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:
для учащихся — образ педагога;
для старшеклассников — образ учителя-предметника и образ административного корпуса;
для педагогов — представление о качестве образования и стиле работы школы;
для детей с ослабленным здоровьем — комфортность школьной среды.
7-й слайд. Имидж педагога важная составляющая имиджа общеобразовательного учреждения.
Педагог часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Имидж педагога находится в неразрывной связи и является компонентом общей структуры имиджа общеобразовательного учреждения. Создание привлекательного имиджа учителя является существенным фактором для построения позитивного имиджа общеобразовательного учреждения.
8-й слайд. Значение имиджа
Актуальность темы, посвященной профессиональному имиджу педагога, обусловлена явной зависимостью успешности учебно-воспитательного процесса от качества взаимоотношений, складывающихся в системе учитель - воспитатель – ученик. Имидж педагога может быть средством улучшения этих взаимоотношений. Он позволяет предъявлять себя ученику в качестве профессионала, в то же время не нивелируя его человеческую индивидуальность.
По данным исследований, проведенных в последние годы, в списке десяти профессионально значимых качеств педагога, имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое — с точки зрения самих учителей.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему.
Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Для современного учителя это актуальная проблема. Престиж учительской профессии невысок, в том числе и в понимании школьников. Задачей становится предъявление им себя в качестве серьезного профессионала и интересного своей уникальностью человека, непохожего на других учителей.
В исследованиях, посвященных проблеме профессионального имиджа педагога, подчеркивается позитивный характер имиджа учителя как обязательное условие привлекательности учителя в глазах учеников и, следовательно, привлекательности соответствующего предмета.
9-й слайд. Основные составляющие имиджа классного руководителя.
По мнению исследователей, в имидже должны, гармонично сочетаясь, выражаться лучшие личностные и профессиональные качества педагога.
В совокупность этих качеств включаются оформление внешности и особенности поведения, демонстрирующие как профессионализм, так и желание взаимодействовать с учеником, доброжелательность и обаяние – качества, вызывающие доверие и желание учиться у этого учителя, общаться с ним.
Индивидуальность учителя накладывает отпечаток на все аспекты его существования в профессии, окрашивает для ученика тот предмет, который выпало изучать с этим учителем.
Не случайно в памяти учеников остаются не только приемы работы и какие-либо особенности, характерные для педагогов, но и индивидуальные черты отдельных учителей – привычки, особенности речи, жесты, стиль одежды, те высказывания, в которых проявилось личное отношение к чему-то.
В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
1. Визуальный образ: совокупность одежды, прически, макияжа, маникюра, аксессуаров.
2. Невербальный образ: манера поведения, жесты, мимика, пластика.
Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
3. Вербальный образ: речь, тембр, высота голоса, словарный запас; манера общаться.
Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
4. Внутренняя составляющая – духовное и интеллектуальное развитие, интересы, ценности.
Современный образ педагога определяется, не только набором черт и качеств идеальной модели педагога в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.
Коммуникативный имидж объединяет все вербальные и невербальные особенности общения учителя. Однако если речь педагога является предметом его постоянного анализа, визуально воспринимаемая информация часто остается на периферии сознания.
На педагога смотрят внимательно... Его образ сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках.
Формируя стратегию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, благоприятное первое впечатление будет гарантированным.
10-й слайд. Цветовые предпочтения (рассматриваем фигуры, обозначенные определенным цветом).
Остановимся подробнее на внешней составляющей имиджа, на такой его составляющей как цвет одежды.
Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей.
По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас.
красный цвет поднимает настроение, улучшает работоспособность, увеличивает энергетику; это доминирующий энергичный цвет, который подавляет вас и ваше окружение, поэтому он считается неподходящим для работы с аудиторией; как полагает большинство людей, красный цвет вызывает агрессию;
коричневый – символизирует силу, энергию, внушает доверие, уверенность, успокаивает;
голубой – цвет отдыха, комфортный для человека, успокаивает и утешает, иногда может восприниматься как скучный, меланхоличный и холодный;
желтый – цвет радости и веселья, поднимает настроение, вызывает желание действовать, прилагать усилия, данный цвет способен уменьшить влияние на человека негативных факторов, улучшить общий тонус и настроение, помогает принимать новые идеи и точки зрения, но если много, то утомляет;
оранжевый – “горячий”, вибрирующий, сверкающий – тяжелый и неподходящий почти для всех оттенков кожи; не рекомендуется использовать данный цвет в больших количествах и хорошем настроении, т.к. влияние данного цвета может привести к чувству самодовольства и лени;
кремовые и бежевые тона – самые безопасные и умиротворяющие;
черный – элегантность, изысканность, сексуальность; черный цвет одаривает человека чувством собственной власти и своего достоинства, черный является слишком контрастным, он угнетающе действует на психику, лучше всего его дополнять другими цветами;
серый цвет – нейтральный, спокойный цвет, он совершенно не привлекает
к себе внимания и выгодно оттеняет вашу внешность, больше подходит для фона;
предпочтителен в деловой одежде, однако иногда он навевает скуку; этот цвет помогает расслабиться, почувствовать себя спокойно;
белый – цвет целомудрия и чистоты помыслов, положительный цвет, который олицетворяет духовность, заряжает энергией и очищает, белый цвет также рекомендуется использовать с различными цветами;
зеленый – является спокойным цветом, создающим приятное настроение, вызывающим богатые ассоциации имеет разнообразные оттенки: когда в нем больше желтого, он возбуждает, синего – успокаивает;
синий цвет относится к категории устойчивых цветов, он способствует концентрации внимания, при этом успокаивает нервную систему и повышает работоспособность; подчеркивает дистанцию;
темно-синий цвет считается деловым, авторитетным, успокаивающим и надежным;
фиолетовый – считается противоречивым цветом, так как в равной мере и привлекает, и отталкивает, в некоторых случаях вызывает грусть, объединяет энергию красного и элегантность синего;
розовый – мягкий, нежный, женственно-романтический, чувственный.
11-й слайд. Предпочтения цветов.
1 графа – учащиеся предпочитают видеть такие цвета на педагогах.
2 графа – такие цвета предпочитают педагоги.
Предпочтения цветов |
Учащиеся | Педагоги |
синий | 83% | синий | 57% |
серый | 57% | серый | 43% |
бежевый | 67% | белый | 69% |
голубой | 47% | черный | 79% |
зеленый | 43% | | |
12-й слайд. Его к делу не пришьешь, но все же...
Приведение имиджа педагога в состояние, соответствующее целям управления учебно-воспитательным процессом, важный момент в формировании авторитета педагога.
Мы надеемся, что в результате осмысления полученного материала, каждый педагог сможет утвердить свое уникальное Я, понять свое неповторимое предназначение.
Пусть ваш имидж станет дополнительной яркой частью вашей компетентности, успешности и мастерства.
13-й слайд. Хочется закончить словами Гете: “Учатся у тех, кого любят”. Чтобы изменять других - их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.
14-й слайд.