СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональная ориентация учащихся в условиях дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 4–6 лет, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе учреждения дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональная ориентация учащихся в условиях дополнительного образования»

Профессиональная ориентация учащихся

в условиях дополнительного образования


Принципиально новые условия жизни нашей страны, сложившиеся в настоящее время, кардинальным образом изменили содержание активности людей, представления о профессиональном и личностном самоопределении и самореализации в обществе. Эти условия характеризуются тем, что изменились экономические, политические и социальные координаты существования человека. Профессиональное самоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития быстроменяющихся общественных отношений.

В настоящее время перед подростком стоит один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно сегодня он приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет всё больше и больше задумываться над этим вопросом. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, заканчивавшему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества, а так же соответствующей его запросам и интересам.

Цель профессиональной ориентации - оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования, а также создания условий для повышения готовности подростка к социальному и культурному самоопределению.

Специфические условия и функции дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, в высокой степени его вариативности, благодаря которой каждый может выбрать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать круг общения и деятельности. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое ценное достояние — свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективно развивающаяся личность.

Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:

наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;

многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;

личностно-деятельностый характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;

личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.


Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению.

Более 70% детей соотносят самоопределение (в их понимании) в основном с выбором своей будущей профессии. Как показало исследование, проведенное кафедрой педагогики дополнительного образования детей ГОУ ВПО «Московский институт открытого образования», г. Москва,

В основном дети сами определялись в выборе того или иного вида деятельности (58,3% девочек и 62,8% мальчиков). Существенно повлияли на выбор профильного творческого объединения родители и друзья (36,2% и 35,5% соответственно). Как оказалось, учителя школы в меньшей степени влияют на такой выбор профиля деятельности (5,5% и 1,7%).

Роль учреждения дополнительного образования детей в профессиональном самоопределении, по мнению самих школьников, заключается: в углубленном изучение определенной области знаний (53,7%); в ознакомлении с различными профессиями и учебными заведениями (34,3%); в проведении индивидуальных консультаций и профильных занятий (12%) .

Исследовано, что 52% мальчиков связывают свою будущую профессию с избранным видом деятельности в системе дополнительного образования. Девочки в большей степени занимаются в творческом объединении «для души» и лишь 36,5% предполагают связать занятия в профильном творческом объединении с будущей профессией.

По мнению ребят, наиболее полно их самоопределению способствует семья (78%), дополнительное образование и в целом система отношений, атмосфера учреждения дополнительного образования детей (58%) и, конечно, друзья (41%).


Учащиеся станции юных натуралистов объединены в профильные детские объединения согласно интересам, которые побуждают ребенка к соответствующей деятельности, порождая склонность или переходя в нее. Интересы «возникают из контакта с окружающим миром, средой; особенное влияние на них оказывают окружающие люди. Ведь дополнительное образование в значительной степени осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность и даже уникальность, а, в конечном счете, результативность. В ситуации, когда по данным специалистов около 65% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности, задача педагога создать надлежащие условия, помогающие детям «раскрыться», организовать среду развития творческого потенциала, способностей ребенка.


Профессиональное самоопределение в процессе обучения в УДО на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

На СЮН занимаются дети с дошкольного возраста. В дошкольном возрасте происходит первое знакомство с профессиональной деятельностью, развивается интерес к труду. Ребенок наблюдает за профессиональной деятельностью взрослого, сравнивает ее внешние признаки и проявления, содержание разной деятельности. Поэтому ярко выраженная предметная среда обучения и развития, а также личность педагога дополнительного образования значительно влияют на мотивацию к той или иной профессиональной деятельности. Особое значение данного этапа – воспитание положительной мотивации к любой деятельности вообще.


Особенность младшего школьного возраста – мотивация достижений, для чего в спектре творческих объединений есть поистине необъятные возможности – проявить себя есть возможность у каждого ребенка. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.


В среднем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии. На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии.

Компоненты профессионального самоопределения подростка отличают: знания о мире профессионального труда и его составляющих, знания о рынке труда и образовательных услуг, знания о собственных способностях и профессионально важных качествах, умения работать с источниками информации о путях продолжения образования и мире профессионального труда; опыт создания личностно значимых продуктов труда, практико-ориентированные умения, умения планировать, проектировать и организовывать собственную деятельность; адекватная самооценка, умения оценивать и корректировать собственные поступки и осуществлять самоконтроль.


В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать как важная задача личностного развития, занятия в учреждениях дополнительного образования детей для части обучающихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления освоения профессии.

Учащиеся станции юных натуралистов имеют возможность проводить мониторинг состояния воздуха, воды, почв, знакомиться с методиками исследования окружающей среды, самостоятельно выполнять лабораторные анализы, работать на физико-химических приборах. Включение ребенка в исследо­вательскую деятельность означает сотрудничество со специалистами в научной среде, приближе­ние к миру науки. Круг ученых, сотрудников на­учных библиотек, архи­вов накладывает серьезный отпечаток на мировоззрение юного ис­следователя, помогает определиться с выбором профессии.


Ситуация, когда в учреждения дополнительного образования посещают дети старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра приводит к тому, что в них социально-профессиональная и культурно-досуговая ориентация становятся длительными процессами постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии или хобби путем многочисленных проб в сфере практической деятельности, через углубление и расширение содержания образования, через освоение ребенком способов деятельности, и представляет собой профилизацию. Профильная ориентация позволяет ребенку обоснованно и ответственно подойти к построению индивидуальной траектории собственного развития и ценностной ориентации, выбору уровня и формы обучения, конкретных образовательных учреждений.

Учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие по сравнению с общеобразовательными учреждениями возможности по введению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к обучению специалистов различных областей.

Педагог дополнительного образования зачастую оказывает решающую роль в выборе профессии учащимся, о чем свидетельствует немало примеров из практики. Так практика показывает, что самоопределение ребенка в выборе будущей профессии напрямую зависит от длительности его занятий тем или иным видом деятельности в профильном творческом объединении. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 4–6 лет, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе учреждения дополнительного образования детей.

Большое количество выпускников объединений СЮН продолжили обучение по экологическому, медицинскому, сельскохозяйственному профилю, выбрав профессию сферы человек - природа.