СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Профилактика и коррекция повышенной тревожности у обучающихся в работе школьного психолога»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь педагогу-психологу.

Просмотр содержимого документа
««Профилактика и коррекция повышенной тревожности у обучающихся в работе школьного психолога»»

«Профилактика и коррекция повышенной тревожности у обучающихся в работе школьного психолога»

«Профилактика и коррекция повышенной тревожности у обучающихся в работе школьного психолога»

Тревожность  —  индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам .  Тревога —  отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые негативные предчувствия . 

Тревожность —  индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам

Тревога —  отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые негативные предчувствия

Ситуативная тревожность – это   тревожность, которая связанна с конкретной ситуацией, вызывающей беспокойство . Личностная тревожность проявляется в частой склонности к переживанию тревоги в разнообразных ситуациях жизни.

Ситуативная тревожностьэто   тревожность, которая связанна с конкретной ситуацией, вызывающей беспокойство .

Личностная тревожность проявляется в частой склонности к переживанию тревоги в разнообразных ситуациях жизни.

   Проблема тревожности   1. Переход на следующую ступень образования - профилактика дезадаптации обучающихся 1,5,10-х классов. 2. Период подготовки и сдачи итоговой аттестации – профилактика экзаменационного стресса у обучающихся 9,11-х классов. 3. Сопровождение обучающихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании – профилактика и коррекция девиантного, суицидального, аддиктивного поведения обучающихся.  4. Сопровождение обучающихся при критическом инциденте – профилактика острых эмоциональных реакций у обучающихся.  5. Мониторинг психо – эмоционального, личностного развития обучающихся – профилактика риска психологического неблагополучия ребенка, создание развивающей среды в школе .

Проблема тревожности

1. Переход на следующую ступень образования - профилактика дезадаптации обучающихся 1,5,10-х классов.

2. Период подготовки и сдачи итоговой аттестации – профилактика экзаменационного стресса у обучающихся 9,11-х классов.

3. Сопровождение обучающихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании – профилактика и коррекция девиантного, суицидального, аддиктивного поведения обучающихся.

4. Сопровождение обучающихся при критическом инциденте – профилактика острых эмоциональных реакций у обучающихся.

5. Мониторинг психо – эмоционального, личностного развития обучающихся – профилактика риска психологического неблагополучия ребенка, создание развивающей среды в школе .

Критерии тревожности Высокие показатели Очень высокие показатели Чрезмерное спокойствие

Критерии тревожности

Высокие показатели

Очень высокие показатели

Чрезмерное спокойствие

Методы и методики исследования тревожности Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Методика «Шкала тревожности» (Кондаш) Анкета по подготовке к ГИА Методика «Самочувствие накануне экзамена», «Итоги ЕГЭ» Рисуночные тесты Наблюдение Консультации с классным руководителем, родителями

Методы и методики исследования тревожности

  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
  • Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)
  • Анкета по подготовке к ГИА
  • Методика «Самочувствие накануне экзамена», «Итоги ЕГЭ»
  • Рисуночные тесты
  • Наблюдение
  • Консультации с классным руководителем, родителями
Направления работы Индивидуальная работа Групповая работа Работа с родителями Работа с педагогами

Направления работы

  • Индивидуальная работа
  • Групповая работа
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами
Алгоритм работы 1 . Установление контакта с ребенком (беседа на основании результатов тестирования или наблюдения, творческое задание и т.д.) 2. Оценка отношения обучающегося к своему состоянию, к эмоциональным реакциям, субъективное ощущение собственных ресурсов Какой степени дискомфорт испытывает ? Может ли самостоятельно регулировать? В какой помощи нуждается? Готовность к сопровождению  3. Выработка индивидуальной стратегии сопровождения обучающегося

Алгоритм работы

1 . Установление контакта с ребенком

(беседа на основании результатов тестирования или наблюдения, творческое задание и т.д.)

2. Оценка отношения обучающегося к своему состоянию, к эмоциональным реакциям, субъективное ощущение собственных ресурсов

  • Какой степени дискомфорт испытывает ?
  • Может ли самостоятельно регулировать?
  • В какой помощи нуждается?
  • Готовность к сопровождению

3. Выработка индивидуальной стратегии сопровождения обучающегося

Анкета по подготовке обучающихся к ГИА  Оцените (в процентах) степень своей готовности к предстоящим экзаменам (в форме ОГЭ, ЕГЭ) Знакомы ли Вы с процедурой сдачи ОГЭ, ЕГЭ? На сколько? Ваше эмоциональное состояние в данный период времени в связи с предстоящими экзаменами Знаете ли Вы, что будете делать в случае неудовлетворительного результата на экзамене?  Удачная сдача экзаменов  Зависит от меня Зависит от внешних факторов Знаете ли Вы, что делать в случае нарушения ваших прав на экзаменах? Чего бы Вы хотели от психологической подготовки? Мое отношение к данной форме прохождения итоговой аттестации: Преимущества экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ Недостатки экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ Есть ли у вас достаточная поддержка в период подготовки к экзаменам? Какого рода подготовка Вам необходима?

Анкета по подготовке обучающихся к ГИА

  • Оцените (в процентах) степень своей готовности к предстоящим экзаменам (в форме ОГЭ, ЕГЭ)
  • Знакомы ли Вы с процедурой сдачи ОГЭ, ЕГЭ? На сколько?
  • Ваше эмоциональное состояние в данный период времени в связи с предстоящими экзаменами
  • Знаете ли Вы, что будете делать в случае неудовлетворительного результата на экзамене?
  • Удачная сдача экзаменов

Зависит от меня Зависит от внешних факторов

  • Знаете ли Вы, что делать в случае нарушения ваших прав на экзаменах?
  • Чего бы Вы хотели от психологической подготовки?
  • Мое отношение к данной форме прохождения итоговой аттестации:
  • Преимущества экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ
  • Недостатки экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ
  • Есть ли у вас достаточная поддержка в период подготовки к экзаменам?
  • Какого рода подготовка Вам необходима?

Индивидуальная работа

Подросток

Младший школьник

  • Исследование причин тревожного состояния: 1 . что самое страшное/неприятное может произойти? 2. каков источник тревоги (случалось ли подобное в реальности, является ли это проекцией/ интроекцией)?
  • Задачи: 1. снижение уровня тревоги: отреагирование актуальных переживаний, изменение отношения к тревожащей ситуации- вербализация тревожных переживаний , тренинговые занятия с элементами песочной, когнитивно-поведенческой, арт-терапии, дыхательная гимнастика, нервно-мышечная релаксация . 2. развитие навыков саморегуляции и самоконтроля – развитие навыков личностной рефлексии; 3. работа с родителями и педагогами.

  • Исследование причин тревожного состояния: 1 . что самое страшное/неприятное может произойти? 2. каков источник тревоги (случалось ли подобное в реальности, является ли это проекцией/ интроекцией)?
  • Задачи : 1. снижение уровня тревоги: отреагирование актуальных переживаний, формирование положительного эмоционального фона- проигрывание этюдов и игр на имитацию чувства страха и тревоги, лепка, тренинговые занятия с элементами песочной и арт-терапии , психогимнастика, дыхательная гимнастика .
  • 2. развитие навыков саморегуляции и самоконтроля- ролевые игры с психологом, сюжетные игры; 3. работа с родителями и педагогами .
 Групповая работа Подросток Младший школьник  Задачи: 1. создание ситуации конструктивного межличностного взаимодействия; 2. формирование нового образа «Я»;  3.  разделение собственных чувств с другими, единение- коммуникативные тренинги, тренинги по развитию навыков саморегуляции, тренинги личностного роста, по развитию субъектности, тематические тренинги (профилактика экзаменационного стресса)   Задачи: 1. адаптация тревожного ребенка в малой группе; 2. формирование позитивной обратной связи; 3. «заражение» ребенка положительными эмоциями – психологические этюды, сюжетно-ролевые игры, коллективные творческие работы (коллажи, поделки), работа в парах/ мини-группах.

Групповая работа

Подросток

Младший школьник

  • Задачи: 1. создание ситуации конструктивного межличностного взаимодействия; 2. формирование нового образа «Я»; 3. разделение собственных чувств с другими, единение- коммуникативные тренинги, тренинги по развитию навыков саморегуляции, тренинги личностного роста, по развитию субъектности, тематические тренинги (профилактика экзаменационного стресса)

  • Задачи: 1. адаптация тревожного ребенка в малой группе; 2. формирование позитивной обратной связи; 3. «заражение» ребенка положительными эмоциями – психологические этюды, сюжетно-ролевые игры, коллективные творческие работы (коллажи, поделки), работа в парах/ мини-группах.
Уверенность – это не устранение сомнения (тревоги), а установка, которая состоит в том, что человек может двигаться вперед, несмотря на сомнения и тревогу.    Важно работать с ресурсным потенциалом ребенка.

Уверенность –

это не устранение сомнения (тревоги), а установка, которая состоит в том, что человек может двигаться вперед, несмотря на сомнения и тревогу.

Важно работать с ресурсным потенциалом ребенка.

Ознакомление с результатами диагностического исследования или наблюдения. Исследование отношения к тревожным переживаниям у ребенка. Информирование о возможных последствиях внутреннего напряжения ребенка. Побуждение к сотрудничеству. Снижение собственной тревоги. Работа с родителями Работа с учителями
  • Ознакомление с результатами диагностического исследования или наблюдения.
  • Исследование отношения к тревожным переживаниям у ребенка.
  • Информирование о возможных последствиях внутреннего напряжения ребенка.
  • Побуждение к сотрудничеству.
  • Снижение собственной тревоги.

Работа с родителями

Работа с учителями

Примеры развивающих занятий 1.

Примеры развивающих занятий

1. "Тренируем эмоции" (для младших школьников)

Цель: развитие эмоциональной чувствительности, развитие навыков невербальной коммуникации, снижение психо-эмоционального напряжения (нервно-мышечная релаксация), развитие экспрессии.

Участники выражают мимикой состояния, которые называет ведущий. Мимические выражения должны быть максимально выразительными и в полной мере отражать заданный образ.

Дети хмурятся - как:

- осенняя туча,

- рассерженный человек,

- злая волшебница.

Улыбаются, как:

- кот на солнце,

- само солнце,

- как Буратино,

- как хитрая лиса,

- как радостный ребенок,

-как будто бы увидел чудо.

Злятся, как:

- ребенок, у которого отняли мороженое,

- два барана на мосту.

.

2. Лисенок боится Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. 3. Страх Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? За время этюда звучит музыка Н. Мясковского «Тревожная колыбельная». Выразительные движения. Голову откинуть назад и втянуть в плечи. Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

2. Лисенок боится

Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

3. Страх

Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?

За время этюда звучит музыка Н. Мясковского «Тревожная колыбельная».

Выразительные движения. Голову откинуть назад и втянуть в плечи. Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

4. «Мое напряжение» (для подростков) На листе А4 нарисован шаблон тела человека. Ребенок закрашивает те части тела, в которых ощущает тревогу, напряжение. Цвет выбирает так же по ощущениям. Далее совместно с психологом (или в группе) обсуждает следующие вопросы: -Как выглядит мое напряжение/тревога? Где оно находится? -Когда оно появляется? Что способствует его появлению? -Что я делаю (или что могу сделать?) для того, чтобы его не было? После обсуждения предлагается нарисовать такой образ себя, в котором бы отсутствовало напряжение/тревога (возможно, идеальный образ собственного состояния). Можно также обсудить возможные пути достижения желаемого состояния.

4. «Мое напряжение» (для подростков)

На листе А4 нарисован шаблон тела человека. Ребенок закрашивает те части тела, в которых ощущает тревогу, напряжение. Цвет выбирает так же по ощущениям. Далее совместно с психологом (или в группе) обсуждает следующие вопросы:

-Как выглядит мое напряжение/тревога? Где оно находится?

-Когда оно появляется? Что способствует его появлению?

-Что я делаю (или что могу сделать?) для того, чтобы его не было?

После обсуждения предлагается нарисовать такой образ себя, в котором бы отсутствовало напряжение/тревога (возможно, идеальный образ собственного состояния). Можно также обсудить возможные пути достижения желаемого состояния.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!