«Профилактика и коррекция повышенной тревожности у обучающихся в работе школьного психолога»
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам .
Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые негативные предчувствия .
Ситуативная тревожность – это тревожность, которая связанна с конкретной ситуацией, вызывающей беспокойство .
Личностная тревожность проявляется в частой склонности к переживанию тревоги в разнообразных ситуациях жизни.
Проблема тревожности
1. Переход на следующую ступень образования - профилактика дезадаптации обучающихся 1,5,10-х классов.
2. Период подготовки и сдачи итоговой аттестации – профилактика экзаменационного стресса у обучающихся 9,11-х классов.
3. Сопровождение обучающихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании – профилактика и коррекция девиантного, суицидального, аддиктивного поведения обучающихся.
4. Сопровождение обучающихся при критическом инциденте – профилактика острых эмоциональных реакций у обучающихся.
5. Мониторинг психо – эмоционального, личностного развития обучающихся – профилактика риска психологического неблагополучия ребенка, создание развивающей среды в школе .
Критерии тревожности
Высокие показатели
Очень высокие показатели
Чрезмерное спокойствие
Методы и методики исследования тревожности
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
- Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)
- Анкета по подготовке к ГИА
- Методика «Самочувствие накануне экзамена», «Итоги ЕГЭ»
- Рисуночные тесты
- Наблюдение
- Консультации с классным руководителем, родителями
Направления работы
- Индивидуальная работа
- Групповая работа
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
Алгоритм работы
1 . Установление контакта с ребенком
(беседа на основании результатов тестирования или наблюдения, творческое задание и т.д.)
2. Оценка отношения обучающегося к своему состоянию, к эмоциональным реакциям, субъективное ощущение собственных ресурсов
- Какой степени дискомфорт испытывает ?
- Может ли самостоятельно регулировать?
- В какой помощи нуждается?
- Готовность к сопровождению
3. Выработка индивидуальной стратегии сопровождения обучающегося
Анкета по подготовке обучающихся к ГИА
- Оцените (в процентах) степень своей готовности к предстоящим экзаменам (в форме ОГЭ, ЕГЭ)
- Знакомы ли Вы с процедурой сдачи ОГЭ, ЕГЭ? На сколько?
- Ваше эмоциональное состояние в данный период времени в связи с предстоящими экзаменами
- Знаете ли Вы, что будете делать в случае неудовлетворительного результата на экзамене?
- Удачная сдача экзаменов
Зависит от меня Зависит от внешних факторов
- Знаете ли Вы, что делать в случае нарушения ваших прав на экзаменах?
- Чего бы Вы хотели от психологической подготовки?
- Мое отношение к данной форме прохождения итоговой аттестации:
- Преимущества экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ
- Недостатки экзаменов в форме ОГЭ, ЕГЭ
- Есть ли у вас достаточная поддержка в период подготовки к экзаменам?
- Какого рода подготовка Вам необходима?
Индивидуальная работа
Подросток
Младший школьник
- Исследование причин тревожного состояния: 1 . что самое страшное/неприятное может произойти? 2. каков источник тревоги (случалось ли подобное в реальности, является ли это проекцией/ интроекцией)?
- Задачи: 1. снижение уровня тревоги: отреагирование актуальных переживаний, изменение отношения к тревожащей ситуации- вербализация тревожных переживаний , тренинговые занятия с элементами песочной, когнитивно-поведенческой, арт-терапии, дыхательная гимнастика, нервно-мышечная релаксация . 2. развитие навыков саморегуляции и самоконтроля – развитие навыков личностной рефлексии; 3. работа с родителями и педагогами.
- Исследование причин тревожного состояния: 1 . что самое страшное/неприятное может произойти? 2. каков источник тревоги (случалось ли подобное в реальности, является ли это проекцией/ интроекцией)?
- Задачи : 1. снижение уровня тревоги: отреагирование актуальных переживаний, формирование положительного эмоционального фона- проигрывание этюдов и игр на имитацию чувства страха и тревоги, лепка, тренинговые занятия с элементами песочной и арт-терапии , психогимнастика, дыхательная гимнастика .
- 2. развитие навыков саморегуляции и самоконтроля- ролевые игры с психологом, сюжетные игры; 3. работа с родителями и педагогами .
Групповая работа
Подросток
Младший школьник
- Задачи: 1. создание ситуации конструктивного межличностного взаимодействия; 2. формирование нового образа «Я»; 3. разделение собственных чувств с другими, единение- коммуникативные тренинги, тренинги по развитию навыков саморегуляции, тренинги личностного роста, по развитию субъектности, тематические тренинги (профилактика экзаменационного стресса)
- Задачи: 1. адаптация тревожного ребенка в малой группе; 2. формирование позитивной обратной связи; 3. «заражение» ребенка положительными эмоциями – психологические этюды, сюжетно-ролевые игры, коллективные творческие работы (коллажи, поделки), работа в парах/ мини-группах.
Уверенность –
это не устранение сомнения (тревоги), а установка, которая состоит в том, что человек может двигаться вперед, несмотря на сомнения и тревогу.
Важно работать с ресурсным потенциалом ребенка.
- Ознакомление с результатами диагностического исследования или наблюдения.
- Исследование отношения к тревожным переживаниям у ребенка.
- Информирование о возможных последствиях внутреннего напряжения ребенка.
- Побуждение к сотрудничеству.
- Снижение собственной тревоги.
Работа с родителями
Работа с учителями
Примеры развивающих занятий
1. "Тренируем эмоции" (для младших школьников)
Цель: развитие эмоциональной чувствительности, развитие навыков невербальной коммуникации, снижение психо-эмоционального напряжения (нервно-мышечная релаксация), развитие экспрессии.
Участники выражают мимикой состояния, которые называет ведущий. Мимические выражения должны быть максимально выразительными и в полной мере отражать заданный образ.
Дети хмурятся - как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
Улыбаются, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
-как будто бы увидел чудо.
Злятся, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту.
.
2. Лисенок боится
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
3. Страх
Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь... Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?
За время этюда звучит музыка Н. Мясковского «Тревожная колыбельная».
Выразительные движения. Голову откинуть назад и втянуть в плечи. Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
4. «Мое напряжение» (для подростков)
На листе А4 нарисован шаблон тела человека. Ребенок закрашивает те части тела, в которых ощущает тревогу, напряжение. Цвет выбирает так же по ощущениям. Далее совместно с психологом (или в группе) обсуждает следующие вопросы:
-Как выглядит мое напряжение/тревога? Где оно находится?
-Когда оно появляется? Что способствует его появлению?
-Что я делаю (или что могу сделать?) для того, чтобы его не было?
После обсуждения предлагается нарисовать такой образ себя, в котором бы отсутствовало напряжение/тревога (возможно, идеальный образ собственного состояния). Можно также обсудить возможные пути достижения желаемого состояния.
Спасибо за внимание!