СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа деятельности службы школьной медиации

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помимо пояснительной записки, раскрывающей актуальность программы, цель и задачи,  в программе прописаны принципы её реализации.Раскрыто содержаине основных понятий: медиативный подход, восстановительная медиация, медиатор и др.Раскрыты основные формы работы. В приложении помещены бланки медиативного соглашения, соглашения о проведении процедуры медиации, бланк медиатора. Материал будет полезен не только психологам, но и социальным педагогам, класным руководителям.

Просмотр содержимого документа
«Программа деятельности службы школьной медиации»

















Программа

деятельности службы школьной медиации

МАОУ «СОШ № 8» г. Гая Оренбургской области


Пояснительная записка


Актуальность. Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.

В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.

Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.

На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.

В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения.

Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.

Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации

завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран членов европейского сообщества и за его пределами.

Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семья-школа (образовательная организация)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:

сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;

повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;

повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.


Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

Федеральный уровень:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЭ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Региональный уровень:

Письмо Министерства образования Оренбургской области «О направлении методических рекомендаций» №01-23/472 от 01.02.2016 г.

Постановление Правительства Оренбургской области от 20.11.2015г. № 907-п «Об утверждении положения о службе школьной медиации в Оренбургской области».

Положение о службе школьной медиации в Оренбургской области.

Муниципальный уровень:

Приказ №303 от 27.08.2015 г. «Об организации работы школьных служб примирения (медиации) в образовательных организациях Гайского городского округа».

Приказ №314 от 21.09.2015 г. «Об организации работы школьной службы примирения (медиации)».

Положение о школьной службе медиации.


Цель программы: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.

Задачи:

- создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

- создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;

- внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе обеспечение досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом;

- интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;

- повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска;

- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;

- обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач.


Принципы реализации программы

  1. Добровольность участия сторон.

Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

  1. Информированность сторон.

Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

  1. Нейтральность медиатора.

Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

  1. Конфиденциальность процесса медиации.

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

  1. Ответственность сторон и медиатора.

Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта.

  1. Заглаживание вреда обидчиком.

В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

  1. Самостоятельность службы медиации.

Служба медиации самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.


Содержание основных понятий

Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

Под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на  основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими  взаимоприемлемого решения.

Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве  посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Восстановительная медиация – встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем (при необходимости — о заглаживании причиненного вреда). То есть, ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.


Характеристика программных мероприятий.

Сроки реализации программы: 2015-2020 годы

Этапы реализации:

Ι этап – подготовительный (2015-2016)

ΙΙ этап – внедренческий (2016-2019)

ΙΙΙ этап – аналитический (2019-2020)

Основные формы работы

  1. Процесс медиации между участниками конфликтных ситуаций. Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник - медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.

  2. Проведение кругов сообщества в школьных коллективах. Круг организуется и проводится медиатором, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий» предмет, право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть, что сказать по обсуждаемому вопросу.

Исполнители программы:

- заместитель директора по ВР

- социальный педагог;

- педагог-психолог;

- классные руководители, педагоги.


Объем и источники финансирования:

Финансирование программы осуществляется за счет бюджетного финансирования (субвенции и средства местного бюджета); за счет внебюджетного финансирования (предпринимательская деятельность, благотворительная помощь)


Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффективности:


- разрешение конфликтов силами образовательного учреждения;

- изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации;

- профилактика школьной дезадаптации;

- снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей;

- сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

- формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка;

- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно процесса.

При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп.

Контроль за исполнением программы:

Контроль за исполнением программы осуществляется директором школы.


Материально-техническое оснащение:

Бланки медиатора, бланки для заключения предварительного соглашения, примирительного соглашения, медиативного соглашения.

Компьютер.


Литература, использованная при создании программы:

  1. Максудов Р., Коновалов А. Школьные службы примирения. Идея и технология: Общественный центр «Судебно-правовая реформа» – М., 2009

  2. Коновалов А. Правовая основа служб примирения – М., 2012

  3. Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях. – М.: Всероссийская ассоциация восстановительной медиации, 2013

  4. Методические рекомендации по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организация: ФБГУ «Федеральный институт Медиации» - М., 2015

Литература для учителя:

  1. Коновалов А. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство: Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа» - М., 2012





















ПРИЛОЖЕНИЕ

МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

(Договор об урегулировании спора)

Стороны:

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

_________________________________________________________________

В связи с тем, что между Сторонами возник спор (конфликт)

Предмет спора

Суть спора и комплекс затронутых интересов Сторон

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Комплекс ожиданий Сторон от разрешения спора __________________________________________________________________________________________________________________________________

Запрос на медиацию, отражающий обобщенные ожидания Сторон и сформулированный как цель медиации.__________________________________________________________________________________________________________________________

Стороны решили урегулировать спор (конфликт) посредством медиации и с этой целью заключили Соглашение о проведении процедуры медиации (дата).

В рамках Соглашения о проведении процедуры медиации

Медиатор

________________________________________________________________



Провел (_____) медиативных сессий.



В ходе медиации Сторонам помогали их эксперты и консультанты

3.1.___________________________________________________________________

3.2.___________________________________________________________________



В процессе медиации в результате переговоров и обсуждения затронутых интересов и ожиданий Стороны согласовали свои позиции и приняли решение заключить Медиативное соглашение.

Стороны договорились о следующем:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обязательства Сторон:

Первая сторона ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторая сторона ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________





Условия выполнения обязательств:

Первая сторона __________________________________________________________________________________________________________________________________

Вторая сторона____________________________________________________________________________________________________________________________



Сроки выполнения обязательств:

Первая сторона____________________________________________________

Вторая сторона____________________________________________________



Условия соблюдения конфиденциальности:

Медиатор не вправе без согласия Сторон разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации, ставшую ему известной при ее проведении

Вся информация, представленная в ходе медиации устно, письменно или каким-либо другим путем, имеет конфиденциальный характер и не должна в дальнейшем использоваться для причинения ущерба Сторонам, а также разглашаться в ходе любого текущего или будущего судебного разбирательства.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе добровольности и добросовестности Сторон.

Медиативное соглашение, достигнутое Сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством РФ.



Согласовано, составлено в____________ экземплярах

и подписано



Дата_________________



Стороны:

Первая сторона ________________________________

Вторая сторона ________________________________



СОГЛАШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ

Ниже подписавшиеся

Медиатор______________________________________________________________________________



Стороны спора (в алфавитном порядке)

1.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

соглашаются о ниже следующем.

Предмет спора

Суть спора и комплекс затронутых интересов Сторон

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции медиатора:

Медиатор, проконсультировавшись со Сторонами и их представителями, обязуется в установленном порядке выполнять следующие действия:

посещать любые встречи с любой Стороной (всеми Сторонами) до заключения соглашения о проведения медиации, если стороны захотят, или если Медиатор решит, что это необходимо, и Стороны согласятся;

изучать перед началом медиации документы, предоставленные Сторонами;

председательствовать во время переговоров;

аккумулировать информацию от Сторон и их консультантов относительно подготовки любого соглашения, нацеленного на разрешение спора

Медиатор не может в течение срока действия данного договора представлять ни одну из Сторон и действовать в интересах одной из Сторон.

Медиатор проведет необходимые приготовления к медиации, в том числе:

завершит оформление договора о проведении процедуры медиации;

обеспечит согласование со всеми Сторонами принципов разделения затрат;

организует подходящее место проведения встречи и согласует дату и продолжительность переговоров;

организует обмен информацией и документацией между Сторонами;

обеспечивает индивидуальную или совместную встречу со Сторонами при возникновении вопросов, связанных с медиацией;

контролирует процесс подготовки и проведения медиации

Обязательства Сторон в процессе коммуникации

Стороны договариваются о:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Договоренности по проведению медиации:

Место и время проведения процедуры медиации согласуются Медиатором со всеми Сторонами

Медиатор председательствует во время переговоров и определяет их структуру

Запрещается ведение видео или аудиозаписи

Если стороны не приходят к разрешению конфликта в ходе медиации, то Медиатор по просьбе Сторон составляет резюме, включающее рекомендации по поводу дальнейших действий Сторон в урегулировании конфликта

Соглашение, достигнутое в ходе медиации, вступает в силу, если оно оформлено в письменном виде и подписано Сторонами

Любая Сторона имеет право в любое время отказаться от участия в медиации, незамедлительно проинформировав об этом решении Медиатора и другие Стороны.

Медиация завершается при следующих обстоятельствах:

Заключено письменное соглашение, разрешающее спор

Одна из Сторон отказалась участвовать в медиации;

Медиатор, по собственному усмотрению, объявляет о завершении медиации или отказывается в ней участвовать.

Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации:

При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации ставшую ему известной при ее проведении, без согласия Сторон.

В случае, если Медиатор получил от одной Стороны информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой Стороне только с согласия проинформировавшей его Стороны.

Вся информация, представленная в ходе медиации устно, письменно или каким-либо другим путем, имеет конфиденциальный характер и не должна в дальнейшем использоваться для причинения ущерба Сторонам, а также разглашаться в ходе любого текущего или будущего судебного разбирательства.



Оплата деятельности по проведению процедуры медиации:

Оплата деятельности, связанной с процедурой медиации Медиатора, осуществляющей деятельность по обеспечению процедуры медиации, осуществляется Сторонами в равных долях, если они не договорились об ином.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отзывы

В конце проведения процедуры медиации Медиатор может попросить стороны оставить отзывы о его работе. Это делается для подтверждения сертификата о профессиональной компетенции Медиатора и в целях его (ее) профессионального развития. По просьбе Медиатора и в описанных целях Стороны оставляют свои отзывы в анкете, предоставленной им Медиатором.

Дополнительные условия по требованию Сторон.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Подписи

Медиатор___________________________________



Стороны

1.__________________________________________

2.__________________________________________



Бланк медиатора.

Сторона

№ 1

№ 2

ФИО







Предмет спора









Позиционные интересы








Ожидания








Контактная информация:


Телефон

паспортные данные

электронная почта










Дополнительная информация ( в т.ч. досудебный или судебный спор и информация о третьей стороне )