СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Правознайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с их основными правами, способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Правознайка"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №29 «Стриж» города Смоленска



Утверждено Утверждаю

На педагогическом совете заведующий МБДОУ ЦРР-ДС №29

МБДОУ ЦРР-ДС №29 «Стриж» ______________В.С. Шеломанова

Протокол №1 от 11.09.2014





Программа дополнительного образования

«Правознайка»





Возраст воспитанников: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Торопова М.В – воспитатель

высшей квалификационной категории

место реализации: МБДОУ ЦРР-ДС № 29 «Стриж»









г. Смоленск

2014г.

Пояснительная записка

Актуальность. В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер деятельности, нуждающихся в таком регулировании, является образование общее, и дошкольное образование, в частности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

Среди функций, которые выполняют ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должно оказать ему помощь.

Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к освоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирование у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализации которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Процесс правового воспитания может осуществляться через формирования трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного. Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения других людей с точки зрения норм права, оперирования правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных сферах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения.

Детям доступны такие четыре группы прав:

1.Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь, здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2.Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3.Право на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей –инвалидов.

4.Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребёнка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребёнка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Необходимо помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально- правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также от эффективности средств и методов первоначального правового образования.

Цель программы: Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребёнка»; формировать у дошкольников представления о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми; максимально способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний; способствовать формированию правовой культуры.

Задачи:

- Образовательные: -познакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка, помочь понять и осмыслить свои элементарные права;

-формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам, правам других людей;

-учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности;

-формировать умение анализировать социальные явления, обобщать и выражать их в речи.

-Развивающие: -

развивать у детей интерес к изучению своих прав;

_развивать стремление ребёнка реализовывать свои права, не нарушая правокружающих их людей;

-способствовать развитию коммуникативной компетентности;

-развивать любознательность, творчество.

-Воспитательные: -воспитывать доброту, внимательность к людям;

-формировать уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Программа построена на основных принципах правового воспитания:

-системно- организованном подходе, предполагающем скоординированную

и целенаправленную работу ДОУ по правовому воспитанию;

- принципе активности и наступательности, предусматривающем настойчивость и разумную инициативу.

Работа кружка обеспечивается реализацией следующих принципов:

1.Принцип доступности и наглядности предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

2.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

3.принцип личностно- ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и взрослых;

4.Принцип вариативности и проблемности;

5.Принцип достижения успеха;

6.Принцип интегративности.

Данные принципы позволяют наметить стратегию и направление деятельности кружковой работы и прогнозировать степень её успешности.

Кружковая работа состоит из различных видов деятельности:

-Организованная форма обучения(подача педагогом информационного материала);

-практическое участие детей в специально организованных педагогом ситуациях ( проведение ролевых, театрализованных, дидактических игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы, эмпатии

, коммуникативных умений и навыков; с применением проблемно – поисковой деятельности, включающей разработку конкретных проблем);

-самостоятельная деятельность детей с переносом полученных знаний, умений в практику (разные виды игр, продуктивная деятельность, задания для самостоятельных наблюдений, двигательная активность).

Основные направления деятельности:

Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

1.Уголок Права в групповом помещении;

2.Фотостенд в помещении ДОУ «Я и мои права»;

3.Наглядный материал:

-иллюстративный материал, плакаты для рассматривания(отражающие различные виды прав);

-дидактические игры соответствующей тематики;

-альбом «Права группы»;

-ролевые атрибуты;

-альбомы воспитанников;

-художественная литература для чтения детям;

4.Методический инструментарий.

Основными методами обучения являются:

1.Наглядные(использование наглядных пособий: плакатов, иллюстраций, схем; ИТК (просмотр)) ;

2.Словесные ( беседа на этические темы, разъяснение, рассказ, чтение художественной литературы);

3.Практические (рисование, изготовление индивидуальных альбомов, символов, эмблем);

4.Игровые(игровые ситуации, игры с правилами, творческие конкурсы, соревнования).

Также применяются методы стимуляции и мотивации: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; стимулирующие детей к коммуникации, например: «Спроси друга ,а что он думает по этому поводу?»

Организация образовательного процесса:

Подгрупповая(13-15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей.

Деятельность проходит в игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «САНПиНом»:

20-25 минут--старшая группа(5-6 лет),

25-30 минут-подготовительная группа (6-7 лет).

-Использование физкультминуток.

-Срок реализации программы-2 года.

-Направление программы: социально-личностное.

-Программа рассчитана на детей от 5-7 лет.

-Участники: дети старшего возраста, их родители.



Режим кружковой деятельности:

-Общее количество часов в неделю- 34 часа в старшей группе, 33 часа –в подготовительной группе.

-Количество часов в неделю – 1 час.

-Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 25 минут в старшей группе, 1 раз по 30 минут в подготовительной группе.



Тематический план работы кружка

Старшая группа (дети 5-6 лет)

п/п

Темы

Количество часов

теоретических

практических

1

Знакомство с основными документами и правами

3

3

2

Право на имя

1

2

3

Право на семью

1

2

4

Право на здоровье

1

2

5

Право на образование

1

2

6

Право на жилье

1

2

7

Право на жизнь

1

1

8

Право на труд

1

1

9

Право на отдых

1

1

10

Право на достойное питание и развлечение

1

1

11

Все дети имеют равные права

2

3


ВСЕГО: 34 часа

14

20





Тематический план работы кружка

Старшая группа (дети 5-6 лет)



п/п

Темы

Количество часов

теоретических

практических

1

В гостях у Конвенции

1

1

2

Семья – семь я

-

2

3

В гостях хорошо, а дома лучше

-

2

4

Как жить дружно

1

2

5

Жизнь дана на добрые дела

1

1

6

Цветик – семицветик

1

2

7

Как хорошо, если у меня есть …

1

2

8

Как договорился, так и спор разрешился

1

2

9

Личные документы

1

1

10

Моя тайна

1

2

11

Книга – наш друг

1

1

12

Вечер игр

1

2

13

Что значит быть свободным

1

2


ВСЕГО: 33 часа

11

22

















14 занятие Каждый человек имеет право на жизнь, защиту и заботу о нем

Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование: иллюстрации к сказкам.

Содержание: Викторина. Беседа: поведение во время опасности. Совместное творчество «генеалогического древа » с использованием семейных фотографий. Чтение стихов о семье и ее членах.

15 занятие Право на труд

Цель: Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.

Оборудование: Книга «Декларация прав человека», картинка древнего мира, иллюстрации из сказки «Мороз Иванович».

Содержание: Беседа по картине древнего мира. Беседа о важности труда. Рисование «кем стать». Игра: «Назови лишнее» по сказке «Мороз Иванович». Подведение итогов.

16 занятие Право на отдых и досуг

Цель: Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности, учить ценить свободное время.

Оборудование: Карточки к игре «Путешествие в разные страны». Книга «Декларация прав человека». Карточки с изображением различного вида деятельности.

Содержание: Беседа о важности отдыха. Игру «Исправь ошибку». Беседа «какой бывает отдых». Игра «Путешествие в разные страны». Рисование «Мой отдых и любимое занятие».

17 занятие Право на достойное жилище, питание и развлечение

Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование: Иллюстрации к сказке «Лиса и заяц», «теремок», «три поросенка», картинки с изображением основных продуктов питания.

Содержание: Беседа по сказке «Лиса и заяц», игра «в какой сказке нарушены права», знакомство с правом на достойное питание, развлечение, рисование «право на жилище, питание и развлечение».

18 занятие Все дети имеют равные права

Цель: Познакомить детей с содержанием ст. 3,6 Декларации прав ребенка, довести до понимания их сущность, объяснить значение выражения «Относиться друг к другу по братски», учить оценивать поступки героев знакомых сказок, воспитывать чувство взаимоуважения, братства.

Оборудование: изображение детей разных народов и социальных слоев, иллюстрации к сказке «Гадкий утенок»,

Содержание: Игра «Имеет право - не имеет право», беседа по сказке «Гадкий утенок», обсуждение положения обитателей птичьего двора, игра «чаши весов», подведение итогов.

19 занятие Все люди разные, но права у них одинаковые

Цель: Дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о недискриминации, о равенстве их прав.

Оборудование: листы бумаги формата А4 , карандаши или фломастеры; пиктограммы на листах бумаги формата А4.

Содержание: Игра «Кто на кого похож». Беседа: «Индивидуальность» Практическое задание «паспорт». Подведение итогов.

20 занятие Ваши права, дети.

Цель: закрепить знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение.

Оборудование: детские портреты и рисунки-символы, букварь, конверт.



Ожидаемые результаты моей кружковой деятельности:

  1. Активизация социальной позиции детей, обогащение их шкалы ценностей, нравственности.

  2. Формирование таких личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, способность свободно осуществлять выбор, принимать решение.

  3. Обеспечение ответственного отношения к себе, к окружающим, к природе.

  4. Приобретение навыков произвольного контролирования своего поведения; умения разрешать конфликты нормативными способами, учитывая позиции и потребности других людей.



































Используемая литература

  1. Т.А. Харитончик «Правовое воспитание» г.Волгоград, издательство «Учитель» 2013. – 228с.

  2. С.Н. Козлова «Мы имеем право!» - М.: Обруч, 2010 г. – 208с.

  3. С.Н.Зеленова, Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я … и я имею право!» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.

  4. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с

  5. Е.В Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» - М.: АРКТИ, 2004. – 88с.

  6. http: //mir.pravo.by/library/edu/ychitel/corokzanatiy