СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Правознайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирование у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализации которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Процесс правового воспитания может осуществляться через формирования трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного. Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения других людей с точки зрения норм права, оперирования правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных сферах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Правознайка"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска









Программа дополнительного образования

«Правознайка»





Возраст воспитанников: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Злыгина И.А. – воспитатель

























г. Смоленск

Пояснительная записка

Актуальность. В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер деятельности, нуждающихся в таком регулировании, является образование общее, и дошкольное образование, в частности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.

Среди функций, которые выполняют ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказать ему помощь.

Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к освоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирование у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализации которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Процесс правового воспитания может осуществляться через формирования трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного. Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения других людей с точки зрения норм права, оперирования правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных сферах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения.

Детям доступны такие четыре группы прав:

1.Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь, здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2.Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3.Право на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей с ОВЗ.

4.Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребёнка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Необходимо помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально- правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также от эффективности средств и методов первоначального правового образования.

Цель программы: максимально способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний; способствовать формированию правовой культуры.

Задачи:

- Образовательные: - познакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка, помочь понять и осмыслить свои элементарные права;

-формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам, правам других людей;

-учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности;

-формировать умение анализировать социальные явления, обобщать и выражать их в речи.

-Развивающие: - развивать у детей интерес к изучению своих прав;

- развивать стремление ребёнка реализовывать свои права, не нарушая право окружающих их людей;

-способствовать развитию коммуникативной компетентности;

-развивать любознательность, творчество.

-Воспитательные: - воспитывать доброту, внимательность к людям;

-формировать уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Программа построена на основных принципах правового воспитания:

-системно-организованном подходе, предполагающем скоординированную

и целенаправленную работу ДОУ по правовому воспитанию;

- принципе активности и наступательности, предусматривающем настойчивость и разумную инициативу.

Работа кружка обеспечивается реализацией следующих принципов:

1.Принцип доступности и наглядности предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

2.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

3.принцип личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и взрослых;

4.Принцип вариативности и проблемности;

5.Принцип достижения успеха;

6.Принцип интегративности.

Данные принципы позволяют наметить стратегию и направление деятельности кружковой работы и прогнозировать степень её успешности.

Кружковая работа состоит из различных видов деятельности:

-Организованная форма обучения (подача педагогом информационного материала);

-практическое участие детей в специально организованных педагогом ситуациях (проведение ролевых, театрализованных, дидактических игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы, эмпатии);

коммуникативных умений и навыков; с применением проблемно – поисковой деятельности, включающей разработку конкретных проблем);

-самостоятельная деятельность детей с переносом полученных знаний, умений в практику (разные виды игр, продуктивная деятельность, задания для самостоятельных наблюдений, двигательная активность).

Основные направления деятельности:

Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

1.Уголок Права в групповом помещении;

2.Фотостенд в помещении ДОУ «Я и мои права»;

3.Наглядный материал:

-иллюстративный материал, плакаты для рассматривания(отражающие различные виды прав);

-дидактические игры соответствующей тематики;

-альбом «Права группы»;

-ролевые атрибуты;

-альбомы воспитанников;

-художественная литература для чтения детям;

4.Методический инструментарий.

Основными методами обучения являются:

1. Наглядные (использование наглядных пособий: плакатов, иллюстраций, схем; ИТК (просмотр)) ;

2. Словесные (беседа на этические темы, разъяснение, рассказ, чтение художественной литературы);

3. Практические (рисование, изготовление индивидуальных альбомов, символов, эмблем);

4. Игровые (игровые ситуации, игры с правилами, творческие конкурсы, соревнования).

Также применяются методы стимуляции и мотивации: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; стимулирующие детей к коммуникации, например: «Спроси друга ,а что он думает по этому поводу?»

Организация образовательного процесса:

Подгрупповая (13-15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей).

Деятельность проходит в игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «САНПиНом»:

20-25 минут - старшая группа(5-6 лет),

25-30 минут - подготовительная группа (6-7 лет).

-Использование физкультминуток.

-Срок реализации программы-2 года.

-Направление программы: социально-личностное.

-Программа рассчитана на детей от 5-7 лет.

-Участники: дети старшего возраста, их родители.

Режим кружковой деятельности:

-Общее количество часов в неделю- 34 часа в старшей группе, 33 часа –в подготовительной группе.

-Количество часов в неделю – 1 час.

-Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 25 минут в старшей группе, 1 раз по 30 минут в подготовительной группе.

Тематический план работы кружка

Старшая группа (дети 5-6 лет)

п/п

Темы

Количество часов

теоретических

практических

1

Знакомство с основными документами и правами

3

3

2

Право на имя

1

2

3

Право на семью

1

2

4

Право на здоровье

1

2

5

Право на образование

1

2

6

Право на жилье

1

2

7

Право на жизнь

1

1

8

Право на труд

1

1

9

Право на отдых

1

1

10

Право на достойное питание и развлечение

1

1

11

Все дети имеют равные права

2

3


ВСЕГО: 34 часа

14

20


Тематический план работы кружка

Подготовительная к школе группа (дети 6 -7 лет)

п/п

Темы

Количество часов

теоретических

практических

1

В гостях у Конвенции

1

1

2

Семья – семь я

-

2

3

В гостях хорошо, а дома лучше

-

2

4

Как жить дружно

1

2

5

Жизнь дана на добрые дела

1

1

6

Цветик – семицветик

1

2

7

Как хорошо, если у меня есть …

1

2

8

Как договорился, так и спор разрешился

1

2

9

Личные документы

1

1

10

Моя тайна

1

2

11

Книга – наш друг

1

1

12

Вечер игр

1

2

13

Что значит быть свободным

1

2


ВСЕГО: 33 часа

11

22


Старшая группа (5-6 лет)

1 занятие: Знакомство с Документом «Декларация прав ребенка»

Цель: познакомить детей с основными документами, защищающими права человека и их содержанием. Развивать умение называть свои права. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: Документы «Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», карта России, глобус. Иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Теремок».

2 занятие: Знакомство с Документом «Декларация прав ребенка» (продолжение)

Цель: Сформировать у детей понятие о том, какие признаки объединяют всех людей на Земле. Познакомить и довести до понимания понятия: «право», «свобода», «равенство прав». Воспитание у ребенка рассуждать.

Оборудование: карточки красного и синего цветов, 2 кармашка для карточек, игрушка Робот.

Содержание: Беседа: кто такой человек, игра «Права человека», Демонстрация изображений с правами, дети вспоминают о существующих правах, Рисование «мои права».

3 занятие: Что такое права человека

Цель: Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы.

Оборудование: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка».

Содержание: Поиск изображений с правами, Беседа о равноправии в правах, о нарушении прав, заключение пройденного.

4 занятие: Каждый человек имеет право на имя

Цель: Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении», учить называть полным именем своих родителей, себя, друзей. Воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование: «Свидетельство о рождении», обручи, мяч.

Содержание: Беседа: Чем мы похожи и чем отличаемся. Рассказ о праве на имя. Беседа: как звучат имена больших и маленьких. Рассказ: откуда пришли имена.

5 занятие: Ты скажи мне как тебя зовут

Цель: Познакомить детей с правом каждого человека на имя. Дать ребятам возможность почувствовать собственную значимость.

Оборудование: игрушки – котенок, щенок.

Содержание: Рассказ из книги про «Котенка Гава». Вопросы по рассказу. Совместное придумывание имени щенку. Беседа о важности имени. Игра «назови свое ласковое имя».

6 занятие: Право на семью

Цель: Подчеркнуть значение семьи в жизни человека

Оборудование: листы плотной бумаги, карандаши, фломастеры.

Содержание: Беседа: Что такое семья, обязанности каждого члена семьи, права родных, как помочь родителям. Рисование «Мой паспорт»

7 занятие: Право на семью

Цель: Закрепить представление о семье. Развивать осознанное отношение к проявлению любви, уважения, сочувствия к близким людям.

Оборудование: рассказ Л. Толстого «Косточка»

Содержание: Чтение стихотворения: «Есть в доме любом семейный альбом». Загадка Беседа о бабушках и дедушках, братьях и сестрах. Рисование «Моя семья».

8 занятие: Право на здоровье

Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование: медицинское инструменты, сумочка, карточки с изображением продуктов питания.

Содержание: загадка. Беседа о здоровье. Игра «Помоги Айболиту собрать медицинские инструменты в сумку». Беседа: как беречь здоровье. Игра: «Полезно – вредно». Подведение итогов.

9 занятие: Право ребенка на заботу государства о его здоровье

Цель: С помощью логических умозаключений подвести детей к пониманию своего права на заботу государства об их здоровье. Воспитывать потребности вести здоровый образ жизни.

Оборудование: бумага, ручка, конверт, мяч, письмо от Бабы – Яги.

Содержание: Чтение письма Бабы – Яги. Ответы детей на вопросы о здоровье. Рассказ о том, как государство помогает беречь здоровье. Игра с мячом «Чтобы быть здоровым, надо …»

10 занятие: Право ребенка на образование

Цель: Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Развивать творческие способности у детей.

Оборудование: письмо, посылка со школьными принадлежностями, картина «Учитель»

Содержание: Загадки. Демонстрация школьных предметов и изображения учителя. Беседа. Игра «Школа». Беседа о школе. Литературная викторина.

11 занятие: Право ребенка на образование

Цель: Дать представление о необходимости интеллектуального развития.

Оборудование: листы, бумаги, карандаши

Содержание: Беседа: Зачем учиться. Рисование «я – ученик, кем хочу стать». Обобщающая беседа: как помочь родным.

12 занятие: Дом, в котором ты живешь

Цель: Формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением (двор, дом, улица, города). Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок.

Оборудование: картинки с изображением (дом на курьих ножках, ледяной домик, рукавичка). Картинки животных: лиса, заяц, Баба – Яга. Машенька, мишка, доска.

Содержание: Чтение рассказа о перепутанных сказках. Игра: «распредели героев по сказкам». Беседа: где живет человек. Игра «Назови соседей» Игра «Кто поступил плохо». Вывод о правилах поведения.

13 занятие: Право на жилье и личную неприкосновенность

Цель: Познакомить детей с правом на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь. Формировать способности к социальной безопасности. Учить детей рассуждать. Книга «Права ребенка».

Оборудование: Разрезные картинки с изображением: муравейника, норки, скворечника, конуры, гнезда, улья, аквариума. Картинки с изображением домиков из сказки «Три поросенка»

Содержание: игра «Собери картинку». Беседа по картинкам. Беседа по сказке «Три поросенка». Рассказ детей о своих домах. Беседа о правилах поведения в доме.

14 занятие

Каждый человек имеет право на жизнь, защиту и заботу о нем

Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование: иллюстрации к сказкам.

Содержание: Викторина. Беседа: поведение во время опасности. Совместное творчество «генеалогического древа » с использованием семейных фотографий. Чтение стихов о семье и ее членах.

15 занятие Право на труд

Цель: Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.

Оборудование: Книга «Декларация прав человека», картинка древнего мира, иллюстрации из сказки «Мороз Иванович».

Содержание: Беседа по картине древнего мира. Беседа о важности труда. Рисование «кем стать». Игра: «Назови лишнее» по сказке «Мороз Иванович». Подведение итогов.

16 занятие Право на отдых и досуг

Цель: Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности, учить ценить свободное время.

Оборудование: Карточки к игре «Путешествие в разные страны». Книга «Декларация прав человека». Карточки с изображением различного вида деятельности.

Содержание: Беседа о важности отдыха. Игру «Исправь ошибку». Беседа «какой бывает отдых». Игра «Путешествие в разные страны». Рисование «Мой отдых и любимое занятие».

17 занятие Право на достойное жилище, питание и развлечение

Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.

Оборудование: Иллюстрации к сказке «Лиса и заяц», «теремок», «три поросенка», картинки с изображением основных продуктов питания.

Содержание: Беседа по сказке «Лиса и заяц», игра «в какой сказке нарушены права», знакомство с правом на достойное питание, развлечение, рисование «право на жилище, питание и развлечение».

18 занятие Все дети имеют равные права

Цель: Познакомить детей с содержанием ст. 3,6 Декларации прав ребенка, довести до понимания их сущность, объяснить значение выражения «Относиться друг к другу по братски», учить оценивать поступки героев знакомых сказок, воспитывать чувство взаимоуважения, братства.

Оборудование: изображение детей разных народов и социальных слоев, иллюстрации к сказке «Гадкий утенок»,

Содержание: Игра «Имеет право - не имеет право», беседа по сказке «Гадкий утенок», обсуждение положения обитателей птичьего двора, игра «чаши весов», подведение итогов.

19 занятие Все люди разные, но права у них одинаковые

Цель: Дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о не дискриминации, о равенстве их прав.

Оборудование: листы бумаги формата А4, карандаши или фломастеры; пиктограммы на листах бумаги формата А4.

Содержание: Игра «Кто на кого похож». Беседа: «Индивидуальность» Практическое задание «паспорт». Подведение итогов.

20 занятие Ваши права, дети.

Цель: закрепить знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение.

Оборудование: детские портреты и рисунки-символы, букварь, конверт.

Подготовительная группа (6-7 лет)

1 занятие В гостях у Конвенции.

Цель: продолжать формировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, развивать мыслительную активность, воспитывать уважительное отношение к правам человека.

Оборудование: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, игру, отдых, лечение, образование, документ «Конвенция о правах ребёнка», лист бумаги.

Содержание: Игровая ситуация. Беседа по картинкам. Игра «Для чего этот предмет»

2-3 Занятие Семья - семь я.

Цель: углубление представлений детей о семейном благополучии о защите прав ребёнка членами семьи.

Оборудование: Работы детей – «Семейное дерево», картинки с изображением героев сказки «Дюймовочка», дымковские игрушки «Семья».

Содержание: Беседы о членах семьи. Рассматривание альбомов с фотографиями семей детей группы. Рассказывание пословиц о семье. Беседа по сказке « Дюймовочка».

4-5 Занятие В гостях хорошо, а дома лучше.

Цель: Продолжать формировать представления детей о потребностях человека в жилье и праве на жильё.

Оборудование: Иллюстрации к сказке «Три поросёнка», «строительный материал для кукольного домика», мультфильм «Лиса и заяц».

Содержание: Строительство из конструктора большого кукольного дома. Рассматривание иллюстраций и слушание аудиозаписи сказки «Три поросёнка». Просмотр мульфильма «Лиса и заяц». Беседа о том , что плохо остаться без жилья. Выводы по беседе.

6-7 Занятие Как жить дружно

Цель: формировать навыки безконфликтного общения и поведения.

Оборудование: мягкие мячи по числу команд.

Содержание: Чтение стихотворения про котят. Беседа о ссорах и дружбе. Рассказ В.Орлова « Кто кого». Командные игры с мячом.

8 занятие Жизнь дана на добрые дела.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, бумажные сердечки и тёмные тучки по количеству детей, мяч, « коробочка добрых дел», « мешочек плохих поступков».

Содержание: Беседа о плохих поступках сказочных героев. Рассказы о добрых поступках друзей. Игровые ситуации. Игра « Добрые дела». Игра « Я умею».

9-10 Занятие Цветик - семицветик.

Цель: Учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к пожилым людям и маленьким детям.

Оборудование: сюжетные картинки, наборное полотно, « волшебная палочка».

Содержание: Рассматривание картинок , беседа по ним. Игра « Стань волшебником». Игра « Разрезные картинки».Закрепление пройденного.

11-12 Занятие Как хорошо , что у меня есть.

Цель: формирование представления о собственности, личных вещах.

Оборудование: мультфильм « Это моё» измультсериала «Лунтик», выпуск 4.

Содержание: Игровая ситуация с Незнайкой (взрослый). Просмотр мультфильма и беседа по содержанию. Выводы после беседы.

13-14 Занятие Как договорился так и спор разрешился.

Цель: продолжать формировать у детей навыки безконфликтного поведения.

Оборудование: схема построек, конструктор, картинки с изображением персонажей мультфильмов.

Содержание: Постройка дома по схеме. Проблемные ситуации. Просмотр мультфильма « Кубик и Тобик». Беседа по просмотренному.

15 Занятие Личные документы.

Цель: формирование у детей представлений об изменении с возрастом социального статуса людей и о документах, подтверждающих этот статус.

Оборудование: стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный», свидетельство о рождении, паспорт.

Содержание: Чтение стихотворения, просмотр мультфильма по одноимённому стихотворению, игровая ситуация.

16-17 Занятие Моя тайна.

Цель: познакомить детей с правом на тайну переписки и почтовых отправлений.

Оборудование: большие конверты, карточки с изображением средств связи на каждого ребёнка.

Содержание: чтение стихотворения С. Маршака « Почта». Упражнение – игра « Как написать адрес на конверте».Отгадывание загадок.

18 Занятие Книга - наш друг.

Цель: познакомить с правом на получение информации. Развивать интерес к чтению, к книге.

Оборудование: Произведение З. Гриценко « Пришли мне чтения доброго», лист бумаги , карандаши.

Содержание: Беседа по произведению. Рисование « Обложка моей любимой книги ».

19-20 Занятие Вечер игр.

Цель: продолжать знакомить с правом на отдых, с правом собираться вместе.

Оборудование: Произведение О. Высотской « В нашем детском саду», фотоальбомы детей.

Содержание: Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках».

Чтение произведений Г. Юдина «Букварёнок» и О. Высотской .

« В нашем детском саду».Презентация фотоальбомов.

21-22 Занятие Что значит быть свободным.

Цель: Объяснить, что люди рождаются свободными и равными, все имеют равное право на человеческое достоинство.

Оборудование: Макет книги «Права ребёнка», сказка «Царевна- лягушка» .

Содержание: Беседа. Сказки «Царевна - лягушка», «Дюймовочка».

Игра « Сейчас узнаем».

Ожидаемые результаты моей кружковой деятельности:

  1. Активизация социальной позиции детей, обогащение их шкалы ценностей, нравственности.

  2. Формирование таких личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, способность свободно осуществлять выбор, принимать решение.

  3. Обеспечение ответственного отношения к себе, к окружающим, к природе.

  4. Приобретение навыков произвольного контролирования своего поведения; умения разрешать конфликты нормативными способами, учитывая позиции и потребности других людей.

Используемая литература

  1. http: //mir.pravo.by/library/edu/ychitel/corokzanatiy

  2. Е.В Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» - М.: АРКТИ, 2004. – 88с.

  3. С.Н. Зеленова, Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я … и я имею право!» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.

  4. С.Н. Козлова «Мы имеем право!» - М.: Обруч, 2010 г. – 208с.

  5. Т.А. Харитончик «Правовое воспитание» г. Волгоград, издательство «Учитель» 2013. – 228с.

  6. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с

16