Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №29 «Стриж» города Смоленска
Утверждено Утверждаю
На педагогическом совете заведующий МБДОУ ЦРР-ДС №29
МБДОУ ЦРР-ДС №29 «Стриж» ______________В.С. Шеломанова
Протокол №1 от 11.09.2014
Программа дополнительного образования
«Правознайка»
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Торопова М.В – воспитатель
высшей квалификационной категории
место реализации: МБДОУ ЦРР-ДС № 29 «Стриж»
г. Смоленск
2014г.
Пояснительная записка
Актуальность. В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер деятельности, нуждающихся в таком регулировании, является образование общее, и дошкольное образование, в частности. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Среди функций, которые выполняют ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знания норм права должно оказать ему помощь.
Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к освоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.
Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирование у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализации которого в практической деятельности отвечает требованиям общества. Процесс правового воспитания может осуществляться через формирования трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного. Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения других людей с точки зрения норм права, оперирования правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных сферах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения.
Детям доступны такие четыре группы прав:
1.Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь, здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
2.Права на развитие, образование, отдых и досуг.
3.Право на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей –инвалидов.
4.Права на свободу слова, мысли и деятельности.
Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.
Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребёнка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребёнка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.
Необходимо помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально- правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также от эффективности средств и методов первоначального правового образования.
Цель программы: Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с их основными правами, которые предусматриваются Конвенцией ООН «О правах ребёнка»; формировать у дошкольников представления о мире, обществе, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми; максимально способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний; способствовать формированию правовой культуры.
Задачи:
- Образовательные: -познакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка, помочь понять и осмыслить свои элементарные права;
-формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам, правам других людей;
-учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности;
-формировать умение анализировать социальные явления, обобщать и выражать их в речи.
-Развивающие: -
развивать у детей интерес к изучению своих прав;
_развивать стремление ребёнка реализовывать свои права, не нарушая правокружающих их людей;
-способствовать развитию коммуникативной компетентности;
-развивать любознательность, творчество.
-Воспитательные: -воспитывать доброту, внимательность к людям;
-формировать уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Программа построена на основных принципах правового воспитания:
-системно- организованном подходе, предполагающем скоординированную
и целенаправленную работу ДОУ по правовому воспитанию;
- принципе активности и наступательности, предусматривающем настойчивость и разумную инициативу.
Работа кружка обеспечивается реализацией следующих принципов:
1.Принцип доступности и наглядности предполагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
2.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
3.принцип личностно- ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и взрослых;
4.Принцип вариативности и проблемности;
5.Принцип достижения успеха;
6.Принцип интегративности.
Данные принципы позволяют наметить стратегию и направление деятельности кружковой работы и прогнозировать степень её успешности.
Кружковая работа состоит из различных видов деятельности:
-Организованная форма обучения(подача педагогом информационного материала);
-практическое участие детей в специально организованных педагогом ситуациях ( проведение ролевых, театрализованных, дидактических игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы, эмпатии
, коммуникативных умений и навыков; с применением проблемно – поисковой деятельности, включающей разработку конкретных проблем);
-самостоятельная деятельность детей с переносом полученных знаний, умений в практику (разные виды игр, продуктивная деятельность, задания для самостоятельных наблюдений, двигательная активность).
Основные направления деятельности:
Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.
Ресурсное обеспечение кружковой работы:
1.Уголок Права в групповом помещении;
2.Фотостенд в помещении ДОУ «Я и мои права»;
3.Наглядный материал:
-иллюстративный материал, плакаты для рассматривания(отражающие различные виды прав);
-дидактические игры соответствующей тематики;
-альбом «Права группы»;
-ролевые атрибуты;
-альбомы воспитанников;
-художественная литература для чтения детям;
4.Методический инструментарий.
Основными методами обучения являются:
1.Наглядные(использование наглядных пособий: плакатов, иллюстраций, схем; ИТК (просмотр)) ;
2.Словесные ( беседа на этические темы, разъяснение, рассказ, чтение художественной литературы);
3.Практические (рисование, изготовление индивидуальных альбомов, символов, эмблем);
4.Игровые(игровые ситуации, игры с правилами, творческие конкурсы, соревнования).
Также применяются методы стимуляции и мотивации: вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; стимулирующие детей к коммуникации, например: «Спроси друга ,а что он думает по этому поводу?»
Организация образовательного процесса:
Подгрупповая(13-15 человек с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей.
Деятельность проходит в игровой форме.
Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «САНПиНом»:
20-25 минут--старшая группа(5-6 лет),
25-30 минут-подготовительная группа (6-7 лет).
-Использование физкультминуток.
-Срок реализации программы-2 года.
-Направление программы: социально-личностное.
-Программа рассчитана на детей от 5-7 лет.
-Участники: дети старшего возраста, их родители.
Режим кружковой деятельности:
-Общее количество часов в неделю- 34 часа в старшей группе, 33 часа –в подготовительной группе.
-Количество часов в неделю – 1 час.
-Периодичность занятий- 1 раз в неделю по 25 минут в старшей группе, 1 раз по 30 минут в подготовительной группе.
Тематический план работы кружка
Старшая группа (дети 5-6 лет)
№ п/п | Темы | Количество часов |
теоретических | практических |
1 | Знакомство с основными документами и правами | 3 | 3 |
2 | Право на имя | 1 | 2 |
3 | Право на семью | 1 | 2 |
4 | Право на здоровье | 1 | 2 |
5 | Право на образование | 1 | 2 |
6 | Право на жилье | 1 | 2 |
7 | Право на жизнь | 1 | 1 |
8 | Право на труд | 1 | 1 |
9 | Право на отдых | 1 | 1 |
10 | Право на достойное питание и развлечение | 1 | 1 |
11 | Все дети имеют равные права | 2 | 3 |
| ВСЕГО: 34 часа | 14 | 20 |
Тематический план работы кружка
Старшая группа (дети 5-6 лет)
№ п/п | Темы | Количество часов |
теоретических | практических |
1 | В гостях у Конвенции | 1 | 1 |
2 | Семья – семь я | - | 2 |
3 | В гостях хорошо, а дома лучше | - | 2 |
4 | Как жить дружно | 1 | 2 |
5 | Жизнь дана на добрые дела | 1 | 1 |
6 | Цветик – семицветик | 1 | 2 |
7 | Как хорошо, если у меня есть … | 1 | 2 |
8 | Как договорился, так и спор разрешился | 1 | 2 |
9 | Личные документы | 1 | 1 |
10 | Моя тайна | 1 | 2 |
11 | Книга – наш друг | 1 | 1 |
12 | Вечер игр | 1 | 2 |
13 | Что значит быть свободным | 1 | 2 |
| ВСЕГО: 33 часа | 11 | 22 |
14 занятие Каждый человек имеет право на жизнь, защиту и заботу о нем
Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
Оборудование: иллюстрации к сказкам.
Содержание: Викторина. Беседа: поведение во время опасности. Совместное творчество «генеалогического древа » с использованием семейных фотографий. Чтение стихов о семье и ее членах.
15 занятие Право на труд
Цель: Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы. Формировать представление, что жизненный уровень зависит от качества труда. Воспитывать уважение к труду взрослых и желание выбрать свою профессию.
Оборудование: Книга «Декларация прав человека», картинка древнего мира, иллюстрации из сказки «Мороз Иванович».
Содержание: Беседа по картине древнего мира. Беседа о важности труда. Рисование «кем стать». Игра: «Назови лишнее» по сказке «Мороз Иванович». Подведение итогов.
16 занятие Право на отдых и досуг
Цель: Познакомить детей с правом на отдых. Формировать представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают. Дать понятие, что отдыхом может быть и смена деятельности, учить ценить свободное время.
Оборудование: Карточки к игре «Путешествие в разные страны». Книга «Декларация прав человека». Карточки с изображением различного вида деятельности.
Содержание: Беседа о важности отдыха. Игру «Исправь ошибку». Беседа «какой бывает отдых». Игра «Путешествие в разные страны». Рисование «Мой отдых и любимое занятие».
17 занятие Право на достойное жилище, питание и развлечение
Цель: Познакомить детей с правом на сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. Формировать у детей представление об условиях обеспечивающих безопасность их жизни.
Оборудование: Иллюстрации к сказке «Лиса и заяц», «теремок», «три поросенка», картинки с изображением основных продуктов питания.
Содержание: Беседа по сказке «Лиса и заяц», игра «в какой сказке нарушены права», знакомство с правом на достойное питание, развлечение, рисование «право на жилище, питание и развлечение».
18 занятие Все дети имеют равные права
Цель: Познакомить детей с содержанием ст. 3,6 Декларации прав ребенка, довести до понимания их сущность, объяснить значение выражения «Относиться друг к другу по братски», учить оценивать поступки героев знакомых сказок, воспитывать чувство взаимоуважения, братства.
Оборудование: изображение детей разных народов и социальных слоев, иллюстрации к сказке «Гадкий утенок»,
Содержание: Игра «Имеет право - не имеет право», беседа по сказке «Гадкий утенок», обсуждение положения обитателей птичьего двора, игра «чаши весов», подведение итогов.
19 занятие Все люди разные, но права у них одинаковые
Цель: Дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о недискриминации, о равенстве их прав.
Оборудование: листы бумаги формата А4 , карандаши или фломастеры; пиктограммы на листах бумаги формата А4.
Содержание: Игра «Кто на кого похож». Беседа: «Индивидуальность» Практическое задание «паспорт». Подведение итогов.
20 занятие Ваши права, дети.
Цель: закрепить знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивать правовое мировоззрение.
Оборудование: детские портреты и рисунки-символы, букварь, конверт.
Ожидаемые результаты моей кружковой деятельности:
Активизация социальной позиции детей, обогащение их шкалы ценностей, нравственности.
Формирование таких личностных качеств, как активность, инициативность, самостоятельность, способность свободно осуществлять выбор, принимать решение.
Обеспечение ответственного отношения к себе, к окружающим, к природе.
Приобретение навыков произвольного контролирования своего поведения; умения разрешать конфликты нормативными способами, учитывая позиции и потребности других людей.
Используемая литература
Т.А. Харитончик «Правовое воспитание» г.Волгоград, издательство «Учитель» 2013. – 228с.
С.Н. Козлова «Мы имеем право!» - М.: Обруч, 2010 г. – 208с.
С.Н.Зеленова, Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я … и я имею право!» М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.
Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с
Е.В Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» - М.: АРКТИ, 2004. – 88с.
http: //mir.pravo.by/library/edu/ychitel/corokzanatiy