Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по профориентации "Мой выбор"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пудемская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
«___» ____________ 2016 г.
Согласовано с заместителем
Директора по УВР
«___» ____________ 2016 г.
_______________________
Принято на заседании
педагогического совета школы
«___» ___________ 2016 г.
протокол № ____
Утверждено
Приказом № _____
от «____» ________2016 г.
Директор школы ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Мой выбор»
9 класс
Составитель: Сунгурова Ирина Алексеевна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа по направлению «Мой выбор» составлена в соответствии с концепцией профильного и предпрофильного обучения.
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи:
Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.
Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, встреч с представителями учебных заведений Удмуртской Республики, изучением учебных заведений, находящихся на территории Республики. Практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 34.
Ожидаемые результаты:
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Основные принципы работы:
Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
Принцип исследовательской позиции.
Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Учебно- тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Лекции | Практика | Семинар | Формы контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | | |
2 | Система образования в РФ | 1 | 1 | | | Составление списка форм профессионального образования |
3 | Образовательные учреждения Удмуртии | 1 | | | | СПО, ВУЗы |
4 | Профессиональная готовность. | 2 | 1 | 1 | | Определение профессиональной готовности |
5 | Классификация профессий. | 1 | | 1 | | Заполнение таблицы классификации профессий |
6 | Классификация профессий. Типы профессий. | 1 | | | 1 | Подготовка сообщений |
7 | Классификация профессий. Технологические специальности | 1 | | | 1 | Составление списков технологических специальностей |
8 | Профессии по типу «Человек – человек». Социологические специальности. | 1 | 1 | 1 | | Подготовка презентации |
9 | Профессии по типу «Человек – техника» | 2 | 1 | 1 | | Подбор материала |
10 | Профессии по типу «Человек – знаковая система» | 2 | 1 | | 1 | Подбор материала, подготовка сообщений |
11 | Профессии по типу «Человек – художественный образ» | 1 | | | 1 | Участие в дискуссии |
12 | Профессии по типу «Человек – природа» | 1 | | 1 | | Составление списка профессий |
13 | Здоровье и выбор профессии. | 1 | | | 1 | Факторы, влияющие на выбор профессии |
14 | Здоровый образ жизни как подготовка к будущему труду | 1 | | | | |
15 | Темперамент и выбор профессии. | 1 | | 1 | | Определение типа темперамента |
16 | Виды темперамента | 1 | | | | |
17 | Источники получения информации о профессиях, пути получения профессии. | 1 | | 1 | | Составление списков учебных заведений |
18 | Мотивы выбора профессии. | 1 | 1 | | | Участие в дискуссии |
19 | Ошибки в выборе профессии. Определения уровня самооценки | 1 | 1 | | 1 | Определять уровень самооценки |
20 | Профессиональные интересы, склонности и способности. | 1 | 1 | | | Определять личные профессиональные интересы и склонности |
21 | Понятие и личном профессиональном плане, его составлении. Профессиональные и жизненные планы. | 1 | 1 | | | Составлять личный профессиональный план |
22 | Занятость населения. Безработица. Государственная служба занятости населения. | 1 | 1 | | | Запись определений |
23 | Профессиональная готовность. Перспективы изменения мира профессий. | 1 | | | 1 | Определение профессиональной готовности |
24 | Конкуренция, конъюнктура рынка. Развитие предпринимательства. Банки данных о рабочей силе. | 1 | 1 | | | Определять пути профессионального и служебного роста. |
25 | Как достичь успеха в профессии. | 1 | | 1 | | Составление резюме |
26 | Профессии, востребованные в районе | 1 | | | 1 | |
27 | Профессии, востребованные в Республике | 1 | | 1 | | |
28 | Практическая работа. Как написать резюме | 1 | | 1 | | |
29 | Трудовой кодекс РФ | 1 | | 1 | | |
30 | Заключение трудового договора | 1 | | | 1 | |
31 | Мой выбор. Защита творческих проектов | 1 | | | 1 | |
| ИТОГО: | 34 | 14 | 12 | 8 | |
Список литературы
Е.Н. Прощицкая «Выбирайте профессию» М. « ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991г
Шевченко Ю.А. « Край удивительных профессий»- М. 1981
Климов Е.А. « Как выбирать профессию»- М. 1991г
Газарян С.С. «ТЫ выбираешь профессию» -М, 1985г
Сборники для поступающих
Буклеты учебных заведений.