Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости.
Место курса в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Методические особенности тем
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств — изобразительная, декоративная, конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Результаты изучения курса
Предметные результаты:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Содержание тем учебного курса
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
Искусство и ты
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Искусство вокруг нас
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 2 класс
№ п/п | Система уроков | Дата урока | Дидактическая модель обучения | Педагоги-ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно-методическое обеспечение |
Компетенции |
Учебно-познавательная | Информационно-коммуникативная |
Базовый уровень | Продвинутый уровень |
Раздел 1. ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ - 8 часов Цель: ознакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. |
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | | Объясни- тельно- иллюстра- тивная, игровая | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра | Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению | Уметь: - различать основные и составные цвета; - применять первичные живописные навыки; - использовать художеств. материалы (гуашь) и применятьих в живописи по памяти и впечатлению. Продуктивный | Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение | Стихотворения и загадки о цветах; игра-упражнение «Два в одном» |
2 | Пять красок -все богатство цвета и тона. Изображение природных стихий: гроза, дождь, солнце. | | Репродуктивная, объясни-тельно-ил-люстра-тивная, игровая | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра | Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь: - различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской; - использовать художественные материалы (гуашь) и применять их в живописи по воображению; - узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Левитан) Творческий | Развитие композиционного мышления и воображения, навыков построения композиции. Творческий | Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников | Стихотворения И. Бунина; игра-упражнение «Осенняя палитра» |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель; их вырази-тельные возможности. Изображение осеннего леса. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая | Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра | Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечатлению. Творческий | Овладение навыками построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла, использования художественных материалов (пастель, мелки). Творческий | Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников | Игра-упражнение «Живая клякса» |
4 | Выразительные возможности аппликации. Коврик на тему опавшей листвы. | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая | Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра | Парная, создание аппликации «Осенний листопад» по памяти и впечатлению | Уметь: - сравнивать различные виды изобразит. искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное творчество); - использовать художеств. материалы (бумага); - применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах. Творческий | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать технику аппликации. Творческий | | Ф. И. Тютчев «Листья» |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса. | | Продуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра | Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз | Знать вид изобразительного искусства - графика. Уметь: - сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись); - применять средство художественной выразительности (линия) в рисунке (по памяти и впечатлению). Продуктивный | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы (тушь, уголь). Творческий | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства | М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег» |
6 | Вырази-тельность материа-лов для работы в объеме. Изображение животных родного края по памяти и впечатлениям. | | Репродуктивная, игровая | Беседа, демонстрация, игра | Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению | Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Творческий | Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения | В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка» |
7 | Вырази-тельные возможности бумаги. Игровая площадка для вылепленных зверей. | | Репродуктивная | Беседа, демонстрация технологические карты, макеты | Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий | Умение использовать в индивидуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. Творческий | Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование) | Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). Изображение ночного праздничного города. | | Репродуктивная, частично-поисковая | Беседа, демонстрац. | Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги | Уметь: - применять основные средства художественной выразительно сти в творческих работах, навы ки работы с «неожиданными» материалами, конструктивной фантазии и наблюдательности; - выполнять живописные упражнения. Творческий | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью композиции и материала, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе | С. Баруздин «Салют» |
Раздел 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ – 7 часов Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой. |
9 | Изображе-ние и реальность. Изображение животных по памяти. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Беседа, упражнения, наглядные пособия | Индивидуальная, изображение животных или зверей | Уметь: - использовать художествен. материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно сти в живописи (по памяти). Продуктивный | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Творческий | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе | В. Бианки. Рассказы о животных; загадки |
10 | Изображе-ние и фантазия. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц. | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная | Беседа, демонстрация, наглядные пособия | Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно сти в рисунке (по воображению). Продуктивный | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Творческий | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке | Мифы, сказки, былины |
11 | Украше-ние и реальность. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев. | | Объясни-тельно-иллюст-ративная, продуктивная | Беседа, демонстрация, наглядные пособия | Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев | Уметь: - применять средство художест венной выразительности (линия) в рисунке (по памяти); - понимать «язык» украшений. Творческий | Умение строить композиции, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий | Умение участвовать в диалоге | |
12 | Украше-ние и фантазия. Украшение заданной формы. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая | Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра | Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы | Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. Продуктивный | Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий | Умение участвовать в диалоге | Игра-упражнение «Крестики-нолики» |
13 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира: медузы, водоросли. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая | Беседа, рассказ, демонстрация | Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира | Уметь: - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конст- руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий | Умение участвовать в диалоге | Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» |
14 | Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий.,конструкций фантастического города. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая | Беседа, демонстрация, макеты | Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города | Уметь: - применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах; - использовать навыки конст- руктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий | Умение участвовать в диалоге | Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий. |
15 - | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Конструирование и украшение ёлочных игрушек. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая | Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия | Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек | Уметь: - использовать художественные материалы (бумага) и технику бумагопластики; - применять основные средства художественной выразительно сти в декоративных и конструк тивных работах. Продуктивный | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Творческий | Умение вступать в общение друг с другом | Стихотворения, посвященные новогоднему празднику, фрагменты из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» |
Раздел 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО -11 ч Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе. |
16 | Выраже-ние характера изобража-емых животных. Изобра-жение стреми-тельных весёлых животных. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая | Рассказ беседа, показ презентации наглядные пособия, игра | Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно- сти живописи (по воображению) Продуктивный | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | Фрагменты сказки Р. Киплинга «Маугли»; игра-пантомима «Чудесные превращения» |
17 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Изображение доброго и злого героя. | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая | Рассказ, наглядные материалы, демонстрация | Индивидуальная, изображение доброго и злого воина | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно- сти в живописи; - узнавать отдельные произве-дения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин) Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта-не...»; отрывки из былин |
18 | Выражение характера человека в изображении; женский образ. Изображение противоположных по характеру сказочных образов. | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая | Рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация | Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов | Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь, мелки); - применять основные средства художественной выразительно- сти в живописи; - узнавать отдельные произве-дения выдающихся художников (В. М. Васнецов). Творческий | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (мелки), узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин). Творческий | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» |
19. | Образ человека и его характер, выражен-ный в объеме | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, упражнения, демонстрация | Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером | Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура. Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). Творческий | Умение участвовать в диалоге | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» |
20 | Изображе-ние природы в разных состояниях | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация | Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы | Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь: - различать и применять теплые и холодные цвета, - использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Айвазовский). Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, адекватно воспринимать художественные произведения | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы |
21 | Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения. Богатыр-ские доспехи, кокошники. | | Репродуктивная, объявитель но-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, наглядные пособия | Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно- сти в декоративных работах. Творческий | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Исследовательский | Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин |
22 | Выражение намерений через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов» | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, наглядные пособия | Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов | Уметь - различать и применять теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь). Продуктивный | Умение построить композицию, формулировать собственный замысел. Творческий | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации |
23-24 | Образ здания и его назначение | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая | Рассказ, беседа, наглядные пособия, технологические карты, макеты | Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом | Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Продуктивный | Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | |
25 - 26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение | | Игровая | Ролевая игра «Мы художники и зрители» | Выставка | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Исследовательский | | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге | |
Раздел 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО – 8 часов Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве. |
27 | Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, демонстрация, пособие по цветоведе-нию | Индивидуальная, изображение угасающего костра | Уметь: - различать основные и состав ные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь). Репродуктивный | | Умение участвовать в диалоге | Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии |
28 | Цвет как средство выражения: «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета. Изображение весенней земли. | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная | Рассказ, демонстрация, пособие по цветоведению | Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы | Уметь: - различать основные и состав ные, теплые и холодные цвета; - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразитель-сти в живописи (по воображению). Творческий | Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | Отрывки из сказок Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» и Г. X. Андерсена «Снежная королева» |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьёв. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация | Индивидуальная, изображение весенних ручьев | Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный | Умение построения композиции. Творческий | Умение участвовать в диалоге | М. Пришвин «Лесной ручей»; А. Аренский «Лесной ручей», «Прелюдия» |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характе-ром и настрое-нием. | | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная | Беседа, наглядные пособия | Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно сти (линия) в живописи. Продуктивный | Умение построения композиции. Творческий | Умение участвовать в диалоге | Японские трехстишия (хокку) |
31 | Ритм пятен как средство выражения. Изображение летящих птиц. | | Объясни- тельно- иллюстра- тивная, поисковая | Рассказ, упражнения, наглядные и методические пособия | Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь); - применять основные средства художественной выразительно сти (пятно) в творческой работе Продуктивный | Умение построения композиции. Творческий | | Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией |
32 | Пропорции выражают характер. Конструирование птиц с разным характером. | | Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ, наглядные пособия, демонстрация | Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций | Уметь: - использовать художественные материалы (бумага); - применять основные средства художественной выразительно сти в конструктивных работах. Продуктивный | Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью конструирования. Творческий | Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства | Пособия по бумагопла- стике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир» |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства вырази-тельности | | Продуктивная | Беседа, наглядные пособия | Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц» | Уметь: - использовать художественные материалы (гуашь, акварель); - применять основные средства художественной выразительно сти в творческой работе. Творческий | Умение построения композиции, использования художественных материалов (восковых мелков). Творческий | Умение участвовать в диалоге | |
34 | Обобща-ющий урок года | | Игровая | Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители» | Выставка | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий | Умение анализировать результаты сравнения. Исследовательский | Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству | |
Материально-техническое обеспечение
Изобразительное искусство
В таблице введены символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр ( один экземпляр, кроме специально оговоренных случаев), в том числе используемые для постоянной экспозиции;
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.), или для использования несколькими учащимися поочередно.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необх. кол-во | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1. | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | Д | Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства |
2. | Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству | Д |
3. | Рабочие программы по изобразительному искусству | Д |
4. | Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства | К | Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
5. | Учебники по изобразительному искусству | К | |
6. | Рабочие тетради | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников |
7. | Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства) | Д | |
8. | Методические журналы по искусству | Д | Федерального значения |
9. | Учебно-наглядные пособия | Ф Д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф |
10. | Альбомы по искусству | Д | по одному каждого наименования |
11. | Книги о художниках и художественных музеях | Д | по одной каждого наименования |
2. Печатные пособия |
12. | Портреты русских и зарубежных художников | Д | Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
13. | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | |
3. Информационно-коммуникационные средства |
14. | Мультимедийные обучающие художественные программы Электронные учебники | Д | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). Возможно использование следующих программ: Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9, Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo// |
15. | Электронные библиотеки по искусству | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения). |
16. | Игровые художественные компьютерные программы | Д | |
4. Технические средства обучения (ТСО) |
17. | Музыкальный центр | Д | Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей |
18. | CD/DVD-проигрыватели | Д | |
19. | Телевизор | | С диагональю не менее не менее 72 см |
20. | Видеомагнитофон | Д | |
21. | Слайд проектор | Д | Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон |
22. | Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25х 1,25 |
5. Экранно-звуковые пособия |
23. | Презентации на CD /DVD дисках | Д | произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой |
6. Учебно-практическое оборудование |
| Краски акварельные | К | |
| Краски гуашевые | К | |
| Бумага А3, А4 | К | |
| Бумага цветная | К | |
| Фломастеры | К | |
| Восковые мелки | К | |
| Пастель | Ф | |
| Сангина | К | |
| Уголь | К | |
| Кисти беличьи № 5, 10, 20 | К | |
| Кисти щетина № 3, 10, 13 | К | |
| Емкости для воды | К | |
| Стеки (набор) | К | |
| Пластилин / глина | К | |
| Клей | Ф | |
| Ножницы | К | |
7. Модели и натурный фонд |
| Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
| Муляжи овощей (комплект) | Д | |
| Гербарии | Ф | |