Муниципальное бюджетное общее образовательное учреждение средняя школа № 10
Программа
кружка «Краевед»
Мотова И.Н.,
учитель географии и обществознания
первой квалификационной категории.
г.Володарск, 2016
Утверждаю
Директор МБОУ СШ №10
___________ И.Б.Косачева
Возраст детей: 11-13 лет.
Срок реализации программы: 2013-2016 г.
Содержание.
Титульные листы.
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план
первого года обучения.
второго года обучения.
третьего года обучения.
Содержание программы.
Методическое обеспечение программы.
Литература.
Пояснительная записка.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал, -
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
К.Симонов.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. сформу-лированы важнейшие задачи воспитания несо-вершеннолетних:
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, инициативы, самосознания, толерантности,
способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Я считаю, что каждому человеку необходимо осознавать себя и свое место в мире природы. А это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. От близкого, знакомого ребенок продвигается к неизведанному, новому, которому еще предстоит стать близким, родным. Я построила свою работу так, чтобы дети хорошо знали свои истоки, прошлое, историю, культуру, природу своей малой родины, любили ее и дорожили ею. Основу содержания программы составляет история Володарского района и работа по изучению истории г.Володарска.
Программа краеведческого кружка предназначена для учащихся средних классов и рассчитана на 3 года.
Основные цели:
Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
Расширить и углубить знания учащегося о родном крае;
Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления экспозиций;
Воспитывать нравственные качества учащихся.
Формы работы:
занятия,
игры,
экскурсии,
походы,
беседы.
Формы подведения итогов:
В связи с этим задачи кружка «Краевед» состоят в следующем:
привитие каждому ребенку любви к своему народу, своей стране;
привлечение внимания подрас-тающего поколения к проблемам общества;
стимулирование творческой ак-тивности детей;
развитие коммуникативных спо-собностей;
развитие стремления детей про-водить свой досуг интересно, с пользой для себя;
привитие толерантного отноше-ния к окружающим;
развитие оформительских способ-ностей обучающихся.
Формы деятельности:
Учебно-тематическое план
на 2013-2014 уч.год (70 часов)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе Теория | Практика |
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Этнография родного края. | 6 | 2 | 4 |
3. | Володарский край в истории страны. | 7 | 5 | 2 |
4. | История г.Володарска. | 10 | 10 | |
5. | Природа родного края. | 8 | 6 | 2 |
6. | Предприятия г.Володарска. | 8 | 6 | 2 |
7. | Известные люди. | 10 | 5 | 5 |
8. | Будущее г.Володарска. | 7 | 5 | 2 |
9. | Мукомольное дело. | 8 | 8 | |
10 | Из истории образования в г.Володарске (школа №50). | 5 | 4 | 1 |
| Итого: | 70 | | |
Учебно-тематическое план
на 2014-2015 уч.год (70 часов)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе Теория | Практика |
1. | Район, в котором ты живешь (поселки Володарского района). | 10 | 8 | 2 |
2. | Герои ВОВ. | 8 | 6 | 2 |
3. | Герои труда. | 10 | 10 | |
4. | Памятники Володарского района. | 15 | 15 | |
5. | Предприятия района. | 12 | 12 | |
6. | Природа района. | 8 | 2 | 6 |
7. | Традиции и обычаи володарцев. | 4 | 3 | 1 |
8. | Заповедные места. | 3 | 3 | |
| Итого: | 70 | | |
Учебно-тематическое план на 2015-2016 уч.год. ( 70 часов)
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе Теория | Практика |
1. | Нижний Новгород. | 40 | 33 | 7 |
1.1. | История. | 5 | 5 | |
1.2. | Природа. | 5 | 5 | |
1.3. | Предприятия города. | 15 | 10 | 5 |
1.4. | Исторические люди. | 10 | 10 | |
1.5. | Памятные места. | 5 | 3 | 2 |
2. | Города Нижегородской области. | 8 | 6 | 2 |
3. | Промышленность Нижегородской области. | 6 | 6 | |
4. | Сельское хозяйство Нижегородской области. | 5 | 5 | |
5. | Нижегородский Кремль. | 3 | 2 | 1 |
6. | Нижегородская наука. | 5 | 5 | |
7. | Нижегородская культура. | 4 | 4 | |
| Итого: | 70 | | |
Учебно-тематический план на 3 года
№ | Тема | Формы учебных занятий |
1 | Методы работы по краеведению. Интервью, рассказы, воспомина- ния, правила оформления (теория + практическое задание на дом: составить воспоминания родствен- ников, знакомых в соответствии с указанными требованиями). | Практические занятия, консультации |
2 | Работа с документальными источниками краеведческой информации. Работа с архивными материалами, фотографиями. Правила оформления документов. Посещение музеев. | Лекции, просмотр выставок, изучение архивных материалов. |
3 | Работа с живыми источниками краеведческой информации. Общение с местными жителями (старожилы, знатные люди, орденоносцы, ветераны войны и труда), специалистами-краеведами, научными сотрудниками архивов и музеев. | Интервью, ролевые игры, индивидуальная работа, сбор устной информации, сбор видео и фотоматериалов. Работа с диктофоном. |
4 | Обобщение материала. Оформление альбома, написание реферата, выступление с беседой перед учащимися. | Монтаж. Оформление видеозаписей, обработка видео и фотоматериалов, написание реферата, оформление альбома. Отчет о проделанной работа, выступление на научно-практической конференции. |
Содержание программы
1. Методы работы по краеведению.
Перед кружковцами ставятся задачи: научиться брать интервью, уметь составить опросник для беседы, быстро и грамотно записать все ответы.
Опросить и записать воспоминания своих родственников об истории возникновения города Володарска, о его развитии, о знатных и уважаемых людях города.
Обработать всю полученную информацию, оформить выставку лучших работ.
2. Работа с документальными источниками краеведческой информации.
Познакомить детей с правилами работы в архивах и музеях. Изучить архивные материалы.
Познакомиться с фонами краеведческого музея г.Володарска.
Научить детей сбору первичной информации из архивных документов.
3. Работа с живыми источниками краеведческой информации.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения культуры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к Родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов собирательной активности. Целью проводимой работы является воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование личности детей на основе изучения истории города, встреч и бесед со старожилами города. Для этого кружковцы будут посещать дома родственников знатных людей, ветеранов труда и войны. Из бесед узнают биографии, награды, профессию, стаж работа, состав семьи, кем стали дети, какой вклад данный человек и его семья внесли в развитие города, собрать фотоматериал, сделать новые фотографии кружка).
4. Обобщение материала.
В течение этих лет работы кружка обрабатывается собранный материал, расшифровываются записи бесед, печатаются фотографии, монтируются видеозаписи (если будет качественная съемка, то показать данную видеозапись школьникам).
Привлечь к написанию и оформлению рефератов филологов и историков школы. С рефератами выступить на научно-практической конференции.
Рассказать о ветеранах войны на классных часах, посвященных годовщине Победы России в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.
Результативность образовательной деятельности.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка. Знания, умения и навыки, приобретаемые членами кружка:
1. овладение приемами исследовательской работы, обработки полученных материалов,
2. организация и проведение экскурсий, выставок, внеклассных мероприятий,
3. знание истории своего края, школы, семьи.
Наглядным результатом работы кружка должен стать уголок старины или школьный музей, а также устойчивый интерес учащихся школы к деятельности краеведческого кружка. Одним из способов определения результативности могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях.
Список литературы.
Конвенция ООН о правах ребенка (принята 20.11.1989 г. ЮНИСЕФ, 1999).
Конституция РФ (ст.30 п.1,2, ст.13 п.4,5).
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об общественных объединениях».
Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28/01 1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодежных общественных объединений в ОУ».
Кузьмина И.В. История. Внеклассные мероприятия. 5-11 классы. – Изд-во «Учитель», 2005г.
Ерохина Г.И. Предметные недели в школе. История. Выпуск 2 – Волгоград, 2004.
Агеева И.Д. Кто лучше всех знает Россию? М., Творческий центр, 2005.
Смирнов Г.С. Задачник по истории России. М., Мирос, 2000.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. Изд-во «Просвещение», - М., 1999.
Варакина И.И. Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России. – Волгоград, 2005.
Великородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М., «Вако», 2006.
Давыдова А.А. Володарский район Нижегородской области. Изд-во НН, 2006, «Кварц».
Филатов Н.Ф. Нижегородский край: факты, события, люди. – Н.Н. НГЦ, 2000.
Шашков А.П., Пуренков П.Ч. На Сейме реке. Н.Н.,1990.
Седов Л.К. Сеймовский вариант. г.Володарск, 1997.
15