СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Введение в современные социальные проблемы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "ВВедение в современные социальные проблемы" поможет обучающисмя не только подготовиться к ГИА, но и понять многие процессы и явления, которые происходят в современнм мире

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Введение в современные социальные проблемы"»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» города Коряжмы



РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА

на заседании кафедры гуманитарных наук педагогическим советом

Протокол № 1 от 30.08. 2016 года Протокол № 1 от 30.08. 2016 г.







Программа элективного курса по обществознанию

«Введение в современные социальные проблемы»





Классы: 9 а

Срок реализации: 2016 - 2017 учебный год





Составитель: Лобанова Татьяна Васильевна,

учитель истории первой

квалификационной категории















Коряжма

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Введение в современные социальные проблемы» предназначена для учащихся 9-х классов. Содержание курса имеет следующие цели:

  1. Углубление учащимися системы знаний о динамично развивающемся современном обществе;

  2. Развитие умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;

  3. Формирование учащимися собственной деятельностной позиции при решении социальных проблем.

Концепция курса состоит в том, что в его содержание включены новые, не содержащиеся в базовых программах знания, которые имеют существенное образовательное значение при дальнейшем изучении обществознания в классах социально-экономического профиля. Также содержание курса позволяет осуществить практическую деятельность учащихся в изучаемой области знаний, предоставляющую им возможности для саморазвития.

В качестве основного образовательного результата выступает развитие личностного образования, становление которого предполагает формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, развитие у подростков социальной активности, а также формирование интеллектуальных умений и навыков.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ


Четверть

Всего часов

Из них теория

Практические и контрольные

I

9

6

3

II

7

4

3

III

10

6

4

IV

8

2

6

год

34

18

16

Содержание курса:

Человек и его мир (22 часа)

Загадка и природа человека Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Человек ищет смысл жизни. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Потребности и возможности человека

Мировоззрение человека Культура личности и общества. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Человек и общество. Человек и его ближайшее окружение. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Социальные регуляторы поведения человека. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Поведение и деятельность человека Социальная структура общества. Большие и малые социальные группы. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Социальное развитие России в современных условиях.

Гражданин и государство Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Личность гражданина. Личность, ее социализация и воспитание. Личность в семье. Виды семьи, ее функции. Личность и образование. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Правовая культура в сфере бизнеса. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Предпринимательство и закон. Личность и труд. Личность и власть. Я будущий избиратель. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Личность и защита Отечества. Личность и закон. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Ответственность за правонарушения (12 часов)

Правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Причины правонарушений. Вина и ответственность Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности. Ответственность несовершеннолетних

Правопорядок и полиция. Суд и прокуратура Система судов общей юрисдикции. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Если тебя задержала полиция Как не стать жертвой преступления. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.


9 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)


Наименование раздела

Количество часов

Из них контрольных и практических уроков

I. Человек и его мир.

22

9

II. Ответственность за правонарушение.

12

7

Итого

34

16


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)


№ урока

Тема урока

Форма работы

Раздел I. Человек и его мир (22 ч.)

1

Загадка и природа человека

Анализ высказывания

2

Человек ищет смысл жизни

Индивидуальная самостоятельная работа

3

Мировоззрение человека

Творческая работа

4

Потребности и возможности человека

Анализ текста

5

Человек и общество

Практическая работа

6-7

Социальные регуляторы поведения человека

Практическое задание

8

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Семинар

9

Поведение и деятельность человека

Практическое занятие

10

Гражданин и государство

Практическая работа

11

Личность гражданина

Беседа

12

Личность, ее социализация и воспитание

Практические задания

13

Личность в семье

Творческие задания

14

Виды семьи, ее функции

Семинар

15

Личность и образование

Практическая работа

16

Правовая культура в сфере бизнеса

Семинар

17

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Практическая работа

18

Предпринимательство и закон

Тренинг

19

Личность и труд

Практическая работа

20

Личность и власть. Я будущий избиратель

Практическая работа

21

Личность и защита Отечества

Семинар

22

Личность и закон

Тренинг

Раздел II. Ответственность за правонарушение (12 ч.)

23

Правонарушение

Составление схем

24

Причины правонарушений

Беседа

25

Вина и ответственность

Практическая работа

26

Виды юридической ответственности

Семинар

27

Ответственность несовершеннолетних

Практическая работа

28

Правопорядок и милиция

Семинар

29

Если тебя задержала милиция

Семинар

30

Суд и прокуратура

Практическая работа

31-32

Как не стать жертвой преступления

Практическая работа

33-34

Итоговое занятие

Контрольная работа

Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны

Знать/понимать:

- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция РФ –основной закон страны;

- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

Уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Владеть компетенциями:

  1. Информационно- поисковой;

  2. Учебно-познавательной;

  3. Коммуникативной;

  4. Рефлексивной;

  5. Смыслопоисковой.

Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ


Оценка письменных работ учащихся по обществознанию:

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • Работа выполнена полностью;

  • В логических рассуждениях и обосновании решения нет ошибок;

  • В решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;

  • Допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, чертежах.

Отметка «3» ставится, если:

- Допущено более одной ошибки или более двух - трёх недочётов в выкладках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • Допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными знаниями, навыками и умениями по данной теме в полной мере;

  • Работа показала полное отсутствие у обучающихся обязательных знаний, навыков умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена несамостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальноерешение задачи, которые свидетельствуют о высоком обществоведческом развитииобучающихся; за предложенные учащемуся дополнительные задания после оценивания имкаких-либо других заданий.


Оценка устных ответов учащихся по обществознанию:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • Полно раскрыл содержание материала в объёме предусмотренном программой и учебником; ответ соответствует «Требованиям к уровню подготовки учащихся»;

  • Изложил материал грамотным языком, точно используя обществоведческую терминологию и символику в определённой логической последовательности;

  • Показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять её новой ситуации при выполнении практического задания;

  • Продемонстрировал знания теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • Отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя; возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания ответа;

  • Допущены один - два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • Допущена ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- Неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к исторической подготовке учащихся» в настоящей программе по обществознанию);

  • Имелись затруднения или допущены ошибки в определении обществоведческой терминологии, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • Ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении задания, но выполнил задание обязательного уровня сложности по данной теме;

  • При достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • Не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • Обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • Допущены ошибки в определении понятий, при использовании обществоведческой терминологии, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителем;

  • Ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

- За отказ учащегося отвечать вообще или при полном незнании материала.


При выполнении тестовых работ:

  • Оценка «5» ставится, если 75% правильных ответов;

  • Оценка «4» ставится, если 50-75% правильных ответов;

  • Оценка «3»,если 25-50% правильных ответов;

  • Оценка «2», если 25% и менее.


При выполнении рефератов, сообщений, докладов:

  • Оценка «5» ставится, если тема полностью раскрыта, ответ аргументирован,ученик может ответить на любой заданный вопрос учителем и чётко ориентируетсяв материале своей работы;

  • Оценка «4» ставится, если работа такого же уровня, но при наличии некоторойнеполноты раскрытия темы;

  • Оценка «3» ставится - тема раскрыта неполно, ученик не может чётко ответить назаданный учителем вопрос по материалу работы;

  • Оценка «2» - тема не раскрыта, ученик обнаруживает незнание материала.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ


Литература для учителя

  1. А.Н. Иоффе. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: «Новый учебник», 2003.

  2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Обществознание. 8-9 кл.: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2005.

  4. Обществознание. 8-9 кл. Элективный курс «Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007.

Литература для учащихся

  1. Введение в обществознание: Учеб.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.

  2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2012.