МБОУ «Киятская СОШ Буинского муниципального района РТ»
Программа:
«Сопровождение педагога в межаттестационный период»
Разработала:
Низамова Г.Н. – учитель татарского языка и литературы
2015 г.
Срок действия – 5 лет
Рассмотрена на
методическом объединении педагогов
протокол № __ от __________ г.
Содержание программы:
Паспорт программы профессионального развития педагога в межаттестационный период
Пояснительная записка
Актуальность проблемы
Цели и задачи
Индивидуальный план работы при подготовке к аттестации
Этапы сопровождения аттестуемого педагога
Содержание плана работы педагога на 5 лет
Индивидуальный план работы педагога
Результаты педагогической деятельности.
Список литературы
Паспорт программы
профессионального развития педагога в межаттестационный период
№ п/п | Направления | Обоснования |
1 | Образовательное учреждение | МБОУ «Киятская СОШ» |
2 | Адрес образовательного учреждения | РТ, Буинский район, с.Кият, ул.Центральная, 51 |
3 | Адрес электронной почты | https://edu.tatar.ru/buinsk/kiyat/sch |
4 | Автор программы | Низамова Гулия Нурисламовна |
5 | Должность | Учитель |
6 | Название | Программа «Сопровождение педагога в межаттестационный период» |
7 | Основание для разработки | Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». |
8 | Назначение программы: | Профессиональный рост и непрерывное педагогическое образование педагогических работников Киятской СОШ |
9 | Цель программы | Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников |
10 | Задачи программы | 1. Способствовать развитию потребности самой личности педагога к повышению педагогической квалификации. 2. Предоставить максимальные возможности для творческого самовыражения личности педагога. 3. Оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности. 4. Доводить до сведения учителей сроки прохождения курсов повышения квалификации. 5. Организовывать участие педагогов школы в дистанционных конференциях, семинарах, вебинарах различного уровня. 6. Направлять работу педагогов в рамках самообразования. |
11 | Звенья программы | Программа «Сопровождение педагога в межаттестационный период», индивидуальная программа самообразования педагога, аттестация педагогических работников. |
12 | Сроки реализации | 2015-2020 г.г. Разработка программы – 2015 г. Работа по программе – 2015/2020 г.г. |
13 | Управление реализацией | Управление реализацией Программы осуществляют заместители директора школы, руководители МО. |
14 | Утверждение программы | МО педагогов, протокол № __ от ___________ г. |
Пояснительная записка
Срок реализации данной программы – 5 лет.
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.
Подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности администрации образовательной организации. Так как именно аттестация дает возможность стимулировать непрерывный рост уровня профессиональной компетентности. Аттестация педагогов образовательной организации проводится в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Закон РФ от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
Актуальность проблемы
Актуальность проблемы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагога в межаттестационный период определяется наличием основных противоречий. Необходимость педагога выполнять педагогические функции в будущем периоде с учетом изменений в системе образования и новых требований к качеству образования, предъявляемых со стороны общества, присвоение квалификационной категории учителю осуществляется по итогам профессиональной деятельности прошлого периода.
Деятельность педагога и администрации образовательного учреждения в межаттестационный период выглядит следующим образом (рис 1):

Рис. 1.
Современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Администрация образовательного учреждения должна владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе. Кроме того, меняется традиционное отношение к учителю как к транслятору знаний; к процессу учения как обезличенной, механической передаче знаний.
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагогических кадров.
Цель: Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
Задачи:
1. Развитие потребности самой личности педагога к повышению педагогической квалификации.
2. Предоставить максимальные возможности для творческого самовыражения личности педагога.
3. Оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.
4. Доводить до сведения учителей сроки прохождения курсов повышения квалификации.
5. Организовывать участие педагогов школы в дистанционных конференциях, семинарах, вебинарах различного уровня.
6. Предлагать дистанционное обучение в рамках инновационной деятельности школы.
7. Направлять работу педагогов в рамках самообразования.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт(сингапурские структуры) организации повышения квалификации, исходя из имеющихся условий в общеобразовательном учреждении, фундаментом внутри школьной модели развития педагогического потенциала должны стать следующие основные принципы:
1. Приоритет самостоятельного обучения.
2. Принцип совместной деятельности.
3. Принцип индивидуализации.
4. Принцип направленности на проблемные вопросы практики.
5. Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов.
6. Создание условий для деятельности педагога.
В период подготовки и проведения аттестации педагогических работников администрацией образовательного учреждения организовано методическое сопровождение профессионального развития педагога, цель и задачи которого в следующем:
Проанализировать динамику развития понятия «профессиональная компетентность учителя» в педагогической теории и практике.
Выявить проблемы и приоритетные направления совершенствования профессиональной компетентности педагога в процессе его аттестации.
Проанализировать взаимосвязь процесса аттестации и развития профессиональной компетентности педагога.
Разработать программу методического сопровождения развития профессиональной компетентности учителя в межаттестационный период и осуществить ее экспериментальную проверку.
Индивидуальный план
работы при подготовке к аттестации
Месяц | Мероприятия | Ответственный |
Сентябрь | Создание информационной базы для подготовки педагогов к аттестации. | Заместитель директора по УЧ, руководители МО учителей |
Оформление приказов об утверждении графиков о прохождении педагогами аттестации на соответствие занимаемой должности. | Директор ОУ |
Октябрь | Инструктивно-методическое совещание для педагогов ОУ, аттестуемых на соответствие занимаемой должности и подавших заявления на первую и высшую квалификационные категории: - права и обязанности аттестуемого; - права и обязанности членов аттестационной комиссии; - требования к аттестуемым на соответствие занимаемой должности; - требования к аттестуемым на первую и высшую квалификационные категории. | Заместитель директора по УЧ, руководители МО учителей |
Ноябрь-апрель | Посещение уроков аттестуемых педагогов, изучение документации с целью оказания методической помощи. | Администрация ОУ |
Собеседование с педагогами об уровне их готовности к аттестации |
Экспертиза практической деятельности (документально зафиксированных результатов). |
Май | Анализ работы по аттестации педагогов ОУ. | Зам. директора по УЧ, руководители МО учителей |
Подготовка графика по аттестации на новый год. |
Составление заявки на курсы повышения квалификации на следующий учебный год с учётом потребностей педагогов пройти аттестацию в будущем. |
Этапы сопровождения аттестуемого педагога
Диагностическая деятельность.
Цель: всестороннее изучение личности и деятельности педагога образовательного учреждения.
Задачи:
Изучение теоретических знаний.
Изучение специальных умений и навыков педагога.
Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств.
Развивающая деятельность.
Цель: обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства педагога образовательного учреждения по всем показателям его деятельности.
Задачи:
Расширение знаний основ педагогики и психологии.
Повышение профессионального мастерства и психологической компетенции педагога.
Создать условия, дающие педагогу возможность проявлять творчество, новаторство.
Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога.
Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, родителями, администрацией и коллегами.
Коррекционная деятельность.
Цель: оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем.
Задачи:
Формирование у педагогов интереса к практической психологии.
Профессиональная помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем.
Мобилизация скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.
Функции аттестации в структуре управления образованием:
1. Стимулирование персонала к эффективной профессиональной деятельности.
2. Управленческий инструмент оценивания.
3. Внутренний контроль результатов профессиональной деятельности.
В связи с этим становится актуальной проблема повышения профессиональной компетентности педагога в условиях образовательного учреждения. Наиболее эффективным способом обогащения профессиональной компетентности педагога в ситуации реальной профессиональной деятельности является методическое сопровождение в межаттестационный период.
Содержание плана
работы педагога на пять лет
Сроки | Мероприятия |
1 – 3 годы: | Повышение уровня квалификации на курсах |
Самообразование: выбор темы, её теоретическое изучение, изучение имеющегося опыта работы. |
Использование полученных теоретических знаний на практике. |
Творчество учителя с выходом на положительные результаты: открытые уроки, мастер – классы т. д. |
Методическая работа в рамках творческих групп, методического объединения т. д. |
4-ый год подготовка к прохождению аттестации. | Алгоритм деятельности педагога в год, предшествующий подаче заявления: - Изучение «Положения о порядке аттестации педагогических государственных и муниципальных образовательных учреждений и правил проведения аттестации педагогических работников в РТ». - Осмысление наработанного за период, прошедший с предыдущей аттестации. |
| Структурирование наработанных материалов. |
Выбор формы аттестации. Формулирование темы творческого отчёт. |
Написание заявления. |
5-й год: | Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории. |
План
индивидуальной самообразовательной работы
на 2015 – 2020 учебный год учителя татарского языка и литературы
Низамовой Гулии Нурисламовны
МБОУ «Киятская средняя общеобразовательная школа»
Республики Татарстан
Образование, специальность по диплому, год окончания:
высшее, КГПУ, 2003 год, учитель татарского языка и литературы
Курсы повышения квалификации по профилю деятельности:
Курсы повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» по теме: «Теория и методика преподавания татарского языка и литературы в условиях введения ФГОС основного общего образования»
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
над темой: «Развитие устной и письменной речи русскоязычных учащихся»
Общешкольная тема :
«Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения»
Тема ШМО учителей татарского языка и литературы:
«Применение коммуникативных технологий на уроках татарского языка и литературы»
Период работы над темой 2015 - 2020 г.г.
Цели и задачи самообразования по теме:
Организация учебного процесса на основе передовых технологий;
Повышение качества преподавания;
Развитие интереса у детей к изучению татарского языка
Стремление к повышению педагогического мастерства
Создание благоприятной психологической обстановки на уроке
Воспитание активной жизненной позиции и национального самосознания
Система работы над темой:
самообразовательная работа;
работа над совершенствованием своего педагогического мастерства (поиски в рамках методики преподавания своего предмета).
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД ТЕМОЙ:
Этапы проработки материала.
Год | Основные вопросы изучения по предмету, психологии, педагогике, воспитанию школьника | |
2015-2020 | Постановка целей и задач Составление списка литературы для изучения Изучение нормативных, инструктивно-методических и программных материалов Изучение новых педагогических технологий Изучение передового педагогического опыта Составление портфолио Обобщение и обмен опытом | |
Изучение литературы
Литература по теме по годам | |
2. | Закон Республики Татарстан о государственных языках в Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан. Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 – 2013 годы | |
3. | “Рус телле балаларга татар телен һәм әдәбиятын коммуникатив технология нигезендә укыту программасы”(төзүче- авторлар: Р. З. Хәйдәрова, Р.Л. Малафеева, Казан: Татарстан китап нәшрияты, 2011) |
4. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 |
5. | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
|
6. | “Татар теленнән гомуми белем бирүнең дәүләт стандарты”,Казан,Татарстан Республикасы Мәгариф һәм фән министрлыгы, 2008. “Татар әдәбиятыннан гомуми белем бирүнең дәүләт стандарты”,Казан,Татарстан Республикасы Мәгариф һәм фән министрлыгы, 2008. |
7. | Электронный научный журнал “Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании”. Интернет-ресурс http://jurnal.kuzspa.ru |
Изучение, формирование, обобщение педагогического опыта по годам.
Год | Чей опыт предполагается изучить по данной теме | Изучение ППО (количество посещенных уроков и внекл.мероприятий) |
2015-2020 | Обучение на курсах повышения квалификации | . “Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә яңа технологияләр куллану” (доклад) |
| Участие в работе ШМО и РМО | |
2015-2020 | Посещение городских и сельских семинаров с целью изучения и обобщения педагогического опыта | Февраль : открытое внеклассное мероприятие «Халыкара туган телләр көне»,внеклассое мероприятие,посвященное творчеству М.Джалиля и Г.Тукая |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Когда и где выступала с собственным опытом.
№ | Тема | Дата | Форма распространения педагогического опыта |
1. |
| 2015-2020 | Участие детей в региональном конкурсе |
2. | «Сыйфат.Сыйфат дәрәҗәләре» | 2015 | Показ открытого урока в рамках семинара татарского языка и литературы |
3. | Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.Джалиля и Г.Тукая | 2015 | Открытое мероприятие в рамках недели татарского языка и литературы в МБОУ «Киятская СОШ» |
4. | «Навруз» | 2015 | Внеклассное мероприятие проведенное на базе МБОУ «Киятская СОШ» |
5. | “Мин татарча сөйләшәм” | 2015-2020 | Участие детей в региональном конкурсе |
6. | Муса Җәлилгә багышланган “Йолдыз сәгате” | 2015 №2 | Республиканская газета “Ачык дәрес” |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | |
| | | | |
Достижения учеников
№ | Наименование конкурса | Участник | Результат |
1. | Межрегиональный игровой конкурс “Зирәк тиен” | Строкина Юлия | Диплом, 1 место |
| | Костюнина Ксения | Диплом, 3 место |
| | Низамова Алсу | Диплом, 3 место |
2. | Международная олимпиада по татарскому языку | Исайчева Яна,Низамова Гульназ | Сертификат |
3. | Олимпиада по татарскому языку | Строкина Юлия | Грамота,3 место |
4. | Межрегиональный конкурс “Мин татарча сөйләшәм” | Участие детей | Диплом |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Выводы по окончанию работ.
Выводы по самообразовательной теме планируется сделать в 2020 году в виде обобщения педагогического опыта.
Не смотря на отсутствие кабинета, имеется богатая творческая лаборатория (иллюстрированный материал, индивидуальный дидактический материал с разноуровневыми заданиями, карточки, папки), которая эффективно используется в учебно-воспитательном процессе.