муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.2017г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ№______ от ___.___.2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Все цвета кроме черного»
для 5 класса
Разработана Прокопенко Еленой Владимировной
педагогом-психологом
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Все цвета, кроме чёрного» для 4 класса разработана в рамках Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы» на основе линии УМК «Все цвета, кроме черного» М.М.Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой. Данная программа предназначена для обучения младших школьников в образовательных учреждениях начального общего образования.
Программа имеет социально - педагогическую направленность. Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для нормального физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ситуация с потреблением алкоголя, наркотиков среди детей остается катастрофической. Актуальность данной проблемы обусловлено тем, что в условиях трансформации современного общества возникает ряд проблем: детская преступность, алкоголизм и наркомания.
Программа «Все цвета, кроме черного» - это комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Программа четвёртого года обучения охватывает основные сферы социализации ребёнка, наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития.
Цель программы «Все цвета, кроме черного»:
— формирование у обучающихся навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:
• формировать у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
• расширить знания обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развивать коммуникативные навыки (умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждать у детей интерес к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
• просвещать родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.
На изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Работа по комплекту «Все цвета, кроме черного» направлена на достижение следующих результатов:
• полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
• обучающиеся смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
• обучающиеся научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
• обучающиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Личностные, предметные и метапредметные результаты:
Личностные результаты:
понимать чувства, настроение
оценивать свои привычки, поступки
замечать недостатки и исправлять их
распределять свои силы и время
быть сдержанными
развивать способности
добиваться поставленной цели
понимать других
общаться со сверстниками и взрослыми
защищать свои интересы
находить настоящих друзей быть чуткими и отзывчивыми
Метапредметные результаты:
- культурно -познавательная, коммуникативная компетентности;
- приобретение опыта в преодолении возникших трудностей;
расширение кругозора, сферы актуальных интересов и способностей.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
понимать, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
отказываться от предложений, которые считают опасными, получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обобщать, делать несложные выводы
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание учебного курса
№ п/п | Название темы | Виды деятельности |
1 | Что вы знаете друг о друге | Знакомство учащихся с содержанием и героями курса. Адекватная оценка себя и других. |
2 | Твой класс | Анализ своих симпатий, привязанностей. Бережное отношение к чувствам других людей. |
3 | Кто твой друг | Навыки общения младших школьников и доброжелательное отношение друг к другу. Дружеские отношения в коллективе, между близкими друзьями, и одноклассниками. |
4 | Как научиться жить дружно | Групповая сплоченность. Оценка себя (поступки, поведение) и других людей. |
5 | Литературные герои и их поступки | Сущность тех или иных черт характера, анализ конкретных примеров. |
6 | Как помириться после ссоры | Умение строить дружеские отношения со всеми людьми. Пути выхода из конфликтов. |
7 | Какой у тебя характер | Представление о характере, многообразии черт характера. Сущность тех или иных черт характера, анализ конкретных примеров. |
8 | Как воспитывать свой характер | Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера. Помощь ученику в обретении уверенности, понимании, что неудачи преодолимы. |
9 | Как проявить силу своего характера | Обучение на примере героев литературных произведений |
10 | Как сказать «нет» и отстаивать свое мнение | Обсуждение понятия «давление», формы и способы сопротивления давлению. Ситуации, в которых отказ - единственный способ ответственного поведения. Заботливое отношение к своему здоровью. Отстаивание своего мнения и сопротивление негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников. |
11 | Фантастическое путешествие | Отношение к здоровью, как важнейшей человеческой ценности. Навыки здоровье сберегающего поведения на практике |
12 | Планета, на которой ты хотел бы жить | Доброжелательное отношение друг к другу. Пробуждение интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в общении, получении новых знаний |
13 | Конкурс знатоков | Обобщение знаний, полученных на занятиях. Выводы о ценности здоровья и здорового образа жизни. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1 | Что вы знаете друг о друге. | | |
2 | Что вы знаете друг о друге (продолжение). | | |
3 | Твой класс. | | |
4 | Твой класс (продолжение). | | |
5 | Кто твой друг. | | |
6 | Кто твой друг (продолжение). | | |
7 | Знакомство с литературными героями, обсуждение и анализ их поступков. | | |
8 | Как научиться жить дружно. | | |
9 | Как научиться жить дружно (продолжение). | | |
10 | Литературные герои и их поступки. | | |
11 | Литературные герои и их поступки (продолжение). | | |
12 | Литературные герои и их поступки. Тренинг. | | |
13 | Как помириться после ссоры. | | |
14 | Как помириться после ссоры (продолжение). | | |
15 | Какой у тебя характер. | | |
16 | Какой у тебя характер (продолжение). | | |
17 | Как воспитывать свой характер. | | |
18 | Как воспитывать свой характер (продолжение). | | |
19 | Ролевые игры «Воспитание характера». | | |
20 | Ролевые игры «Воспитание характера» (продолжение). | | |
21 | Как проявить силу своего характера. | | |
22 | Как проявить силу своего характера (продолжение). | | |
23 | Как проявить силу своего характера. (Диалог на примере героев литературных произведений). | | |
24 | Как сказать «нет» и отстаивать свое мнение. | | |
25 | Как сказать «нет» и отстаивать свое мнение (продолжение). | | |
26 | Разыгрывание ситуаций, когда и как нужно сказать «нет». | | |
27 | Разыгрывание ситуаций, когда и как нужно сказать «нет» (продолжение). | | |
28 | Фантастическое путешествие. | | |
29 | Фантастическое путешествие (продолжение). | | |
30 | Планета, на которой ты хотел бы жить. | | |
31 | Планета, на которой ты хотел бы жить. Рисование плакатов. | | |
32 | Планета, на которой ты хотел бы жить. Рисование плакатов (продолжение). | | |
33 | Конкурс знатоков. | | |
34 | Конкурс знатоков (продолжение). | | |