СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочных занятий по истории в 6 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочных занятий по истории в 6 классе.

Данное программа расчитана на 34 часа в год из расчета 1 час в неделю в соответствии с ФГОС.

В планировании учитывается деление материала на курс Средних веков и курс истории России с древнейших времен до конца XV начала XVI веков.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочных занятий по истории в 6 классе»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Загадочное средневековье» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленностьи представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6 класса в рамках реализации ФГОС. Планирование занятий рассчитано на 34 часа в год (1 раз в неделю).

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у шестиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще-учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 6 класса.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по истории разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ» № 276-ФЗ от 29.12.2012

  • требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго

  • Примерной программы основного общего образования по истории

  • программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;

Общая характеристика внеурочной деятельности на ступени основного общего образования

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

При отборе содержания и видов деятельности по каждому направлению внеурочной деятельности учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся, специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.

Цели и задачи внеурочной деятельности

Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

• обеспечение благоприятной адаптации ребенка в среднем звене школы;

• создание условий (в рамках возможностей образовательного учреждения) для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения с социумом.

Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся, способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества.

Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов, так и путем вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность, в ходе которой они не только получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и обще-учебные умения. К ним, прежде всего относятся способность самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития.

Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических и др.

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

  • формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

  • определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения задачи,  собственные возможности её решения;

  •  умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  •  смысловое чтение;

  •  умениеорганизовывать  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работатьиндивидуально и в группе;формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

Предметными результатамивнеурочной деятельности по «Истории» являются:

  • усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;

  • расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;

  • приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;

  • освоение приемов установления причинно-следственных связей.

Формы учета знаний, умений:

Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.

Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной деятельности по истории «Загадочное средневековье»:

  • сформированы когнитивные и коммуникативные компетенции через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;

  • осознавать свою идентичность как гражданина демократического государства;

  • понимать культурное многообразия мира, проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

  • владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

  • сформирована способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

  • сформирована готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантное отношение к истории других стран;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях;

  • творчество.



Тематическое планирование. (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Творческая деятельность

Вопросы, задания

Планируемые результаты

1

Введение в курс



Личностные:формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

Средние века


2

Древние германцы: общественный строй, религиозные верования


Сравнить богов древних греков и древних германцев

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам, к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

3

Аттила – вождь гуннов

сообщения учащихся (1 ч)

Почему римляне называли Аттилу «бичом Божьим»?

Метапредметные: -умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, 

осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

-умение работать с учебной и внешкольной информацией;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

- умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

Личностные:формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

4

Франки и их законы


Работа с документами (с. 20, 22)

Личностные:формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

5

Легенды и быль в истории Англии

Сообщения учащихся

Какие исторические события отразились в легендах о короле Артуре?

Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

-умение работать с учебной и внешкольной информацией;

6

Интересные факты из истории норманов

Сообщения учащихся

Работа с документом (с. 42)

Метапредметные:-определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;


7

Культура раннего средневековья

Практическая работа

По описанию (с.44-47) составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего средневековья.

-Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

-умение работать с учебной и внешкольной информацией;

- умение работать индивидуально и в группе

8

Культура Византии


Почему греки молились вне храма, а христиане – внутри?

Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе

Личностные:коммуникбельность

9

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности


В чем состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры?

Метапредметные :умение работать индивидуально и в группе

10

Культура стран халифата

Сообщения учащихся

Нарисовать иллюстрации к сказкам «1000 и одна ночь»

Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

-умение работать с учебной и внешкольной информацией;

Предметные: освоение приемов установления причинно-следственных связей;

11

Кодекс рыцарской чести


Какой смысл сегодня вкладывают в понятие «рыцарское поведение»? Чем это понимание отличается от средневекового?

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий


12

Личности в истории: Ричард Львиное сердце, Робин Гуд



Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

13

Личность в истории: Жанна д, Арк

Сообщения учащихся

Случайностью или закономерностью было появление Жанны д, Арк?

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

14

Архитектура средневековой Европы, архитектурные стили

Сообщения учащихся

В чем различия в украшении православных и католических храмов?

Личностные: -готовности и способности вести диалог с другими людьми, коммуникабельность

Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

-умение работать с учебной и внешкольной информацией;

-умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

15

Гуманисты средневековья



Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

16

Живопись эпохи раннего Возрождения



Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Проектная деятельность


17

Сочинение «



- Метапредметные: умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

Личностные: познавательная, творческая, активность;

История Рязанского края с древнейших времен до конца 16 века

18

Археология как наука. Роль археологии в изучении истории родного края



Личностные: формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

19

Расселение первобытных людей на территории Рязанского края. Орудия труда и занятия.



Метапредметные -умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

20

Тайны Карцевского городища



Личностные: формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

21

Летописи и былины о ранней истории Рязанского края

Сообщения учащихся


Метапредметные: -умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Личностные: познавательная, творческая, активность;

22

Русские богатыри

Проекты учащихся


Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

-умение работать с учебной и внешкольной информацией;

- умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

Личностные: познавательная, творческая, активность;


23

Первые города на территории Рязанской земли: Рязань и Муром


Сравнить процесс и причины возникновения город в Европе и на Рязанской земле

Личностные: познавательная, творческая, активность;

24

Старая Рязань-столица княжества (занятия населения, быт, обычаи и ремесло)



Метапредметные -умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, Личностные: познавательная, творческая, активность;

25

Рязанское княжество в период раздробленности


Сравнить период раздробленности на Руси ив Европе

Метапредметные -умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

26

Борьба Рязани с монголо-татарами

Экскурсия в краеведческий музей


Личностные: познавательная, творческая, активность;


27

На пути к единому государству: битва на реке Воже



Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

-умение работать с учебной и внешкольной информацией;

28

Олег Рязанский


Олег Рязанский предатель или патриот? (обосновать свое мнение)

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

29

Конец самостоятельности Рязанского княжества (присоединение Рязани к Московскому государству)



Личностные:формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

30

На страже границ Московского государства



Личностные:формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, 

31

Новые города -крепости: Касимов, Шацк, Михайлов, Сапожок, Ряжск, Скопин


Сравнить города Рязанского края и средневековые города Европы

Метапредметные -умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

Проектная деятельность

32

Защита проектов



Метапредметные: формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

-умение работать с учебной и внешкольной информацией; - умение решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

Личностные: познавательная, творческая, активность;

33

Защита проектов



34

Подведение итогов курса