СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Учусь создавать проект», 5-8 классы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования?

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Учусь создавать проект», 5-8 классы.»


Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

«Учусь создавать проект».

В результате прохождения программного материала учащийся имеет представление о творческом проекте и умеет:

5 класс

Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта.

6 класс

Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект

7 класс

Определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)

8 класс

Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)


У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

- личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

- регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем или самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

- познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

- коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников, защитой творческого проекта.


Содержание курса

5 класс

Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.

Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгами, чертежами, электронными справочниками и пособиями. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.

Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам. Защита проектов.


Тематическое планирование

5 класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Вводное занятие. От и ТБ при работе в школьной мастерской. Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). Умозаключения, выводы увиденного.

4

2

Проект. Что это? Где использует человек проекты, с какой целью? Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования.

4

3

Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему. Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…».

4

4

Рисунок, схема, график. Практические задания по созданию схем, графиков

4

5

Классификация предметов. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок.

6

6

Работа с документацией. Как работать с книгой, чертежами, справочниками и электронными пособиями.

2

7

Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание)

8

8

Защита проекта. (Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта)

3

Итого:

35


Содержание курса

6 класс

Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

Проект. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

Наблюдение младших школьников за окружающим миром. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.)

Проектирование – познание в действии. Практическая работа.

Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)

Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов.

Практическая работа на выдвижение гипотез, постановка цели проекта

Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.

Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение творческих проектов.

Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с учащимися.

Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации работы. Подготовка выступления. Практическая работа.

Представление результатов деятельности . Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.


Тематическое планирование

6 класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Вводное занятие. От и ТБ при работе в школьной мастерской. Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

3

2

Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. Выбор темы творческого проекта. Индивидуальные проекты.


8

3

Подбор методов исследования. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. Проектирование – познание в действии. Практическая работа.

5

4

Гипотезы и идеи. Искусство делать сообщения. Обработка полученных результатов. Итог работы.

5

5

Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. Проектирование – познание в действии. Практическая работа.

5

6

Подготовка отчёта. Подготовка презентации. Подготовка выступления.

6

7

Защита всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

3

Итого:

35


Содержание курса

7 класс

Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.

Проект. Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов. Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты».

Направление будущей проектной работы

Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы.

Разработка гипотез проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта. Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ самых интересных находок в группе. Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта.

Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала.

Подготовка отчёта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы.

Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.

Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.


Тематическое планирование

7 класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Вводное занятие. От и ТБ при работе в школьной мастерской. Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов.

4

2

Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.

2

3

Выбор темы творческого проекта

2

4

Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.

8

5

Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Подбор методов проектирования

18

6

Правильное мышление и логика. Практические задания «как делать обобщения». Гипотезы и идеи.

12

7

Искусство делать сообщения. Структурирование текста, презентаций к проектам.

8

8

Обработка полученных результатов. Итог работы.

6

9

Подготовка отчёта. Подготовка презентации. Подготовка выступления.

6

10

Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

4

Итого:

70


Содержание курса

8 класс

Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление

будущего проекта), определение сферы проекта (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

Проект. Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трём группам:

- Фантастические - ориентированные на разработку несущест­вующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в техниче­ских рисунках и макетах);

- Эмпирические - связанные с практикой и предполагающие про­ведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее ин­тересное и перспективное направление проектной деятельно­сти. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы;

- Теоретические темы - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретиче­ских источниках.

Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.

Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и нереальные - провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению проблемы (вы­брать методы проекта)

Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать ма­териал, использовать известные логические правила и приёмы). Составление определённого алгоритма систематизации определённых данных.

Представление результатов деятельности. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подгото­вить сообщение по результатам проекта, использовать рисун­ки, таблицы, подготовить презентацию выступления).
Убеждение других, доказывая свою точку зрения.


Тематическое планирование

8 класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Вводное занятие. От и ТБ при работе в школьной мастерской. Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Известные, но недоказанные гипотезы.

4

2

Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.

4

3

Определение социально-значимых проблем. Выбор тем проектов Обозначение границ проекта.

4

4

Направление проекта. Актуализация проблемы. Окончательное принятие решения выбранного проекта.

6

5

Разработка гипотезы проекта. Методы проекта.

8

6

Сбор информации, обработка информации. Обобщение собранной информации для выполнения проекта.

12

7

Разработка, проектирование и выполнение проектного задания.

18

8

Структурирование материала, обобщение полученных результатов. Подведение итогов и подготовка к защите проекта.

10

9

Подготовка презентации. Подготовка выступлений. Защита проекта.

4

Итого:

70