СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для детей с ОВЗ 4 класс " Мир природы и человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека" для учащихся 4 класса с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Программа для детей с ОВЗ 4 класс " Мир природы и человека"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа

д. МасловкаКарачевского района Брянской области


Рассмотрено на заседании Методического совета

Протокол № 1

«___»________2022 год


«Согласовано»

Зам.директора по УР

__________Перькова С.А.

«___»_________2022 год


«Утверждаю»

И.О.Директора школы

____________Модина Н.Н.

«___»_________2022 год








Адаптированная

рабочая программа

мир природы и человека

для обучающихся

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

4 класс

2022-2023 учебный год















Кобозева Нина Ильинична

Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



2022 год




Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа  по предмету  «Мир природы и человека» 4 класса составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями)».   

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ Первомайскаясредняя общеобразовательная школа (вариант 1) (приказ от 01.09. 2018 г. № 138а, в редакции приказа №115 от 1.09.2019г., приказа №162 от 1.09.2020г., приказа (№ 190 от 30.08.2022г.)

 Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет  34 учебных часов в год. 

Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для  4 класса "Мир природы и человека" в двух частях, авторы:  Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А. Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2018г.                                                                                                                                        

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.                 

Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.                                                                                                                    

Задачи:                                                                                                                    

обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;

формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;

усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;

развитие диалогической речи, связного высказывания;

формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.

 

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;

  • творческий метод;

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);                                                                                          

  • рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.                                                                                  

Личностные результаты включают овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.                                                                                                                          

Личностные  результаты:                                                                                                                                                                            

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение  социально-бытовыми  умениями,  используемыми  в  повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; способность  к  осмыслению  социального  окружения,  своего  места  в  нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;    

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;                                                         

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                                                                                    

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                           

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;                                                                                                                      

  • формирование готовности к самостоятельной жизни.                  

Предметные результаты:                                                                                                    

Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в  природе;                           

Знать названия изучаемых объектов, их частей;                                                                       

Характеризовать  знакомые  предметы  по  основным  свойствам  (цвету,  форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.); 

Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);                   

Отвечать  на  поставленный  вопрос  полным  ответом,  используя  слова  данного вопроса;                                                                 

Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.

Минимальный уровень:                                                                                                         

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; иметь представления о назначении объектов изучения;  относить  изученные  объекты  к  определенным  группам  (корова  -  домашнее животное);  называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения; знать основные правила личной  гигиены;                                                                            

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; выполнять здания под контролем учителя, адекватно оценивать свою работу,  проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога; знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться); владеть   несложными   санитарно-гигиеническими   навыками   (мыть   руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.);      ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы; составлять повествовательный или описательный рассказ из 3 -5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;  адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.                                                                                                  



Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк — дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены органов чувств;

знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

быть  готовыми  использовать  полученные  знания  при  решении  учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке;

применять сформированные знания и  умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять        желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;                                                                                                                                                                проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм; выполнять доступные природоохранительные действия;

быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

           

Нормативная база

·      Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

·      Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства     образования  и  науки  РФ      от        19 декабря     2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

·      Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

·       Основная  образовательная  программа  начального  общего  образования;

·      Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017

·      Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020учебный год, принятый педагогическим советом.

 











Содержание учебного предмета

 Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».


                                                  Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

Времена года. Осень.

Зима.

Весна.

Лето.

12

3

3

3

3

2

Неживая природа.

5

3

Живая природа.

Растения.

Животные.

Человек.

Безопасное поведение.

17

5

5

4             

3

 

Всего

34

 

Содержание программы:

Сезонные изменения

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая природа

Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.).

Живая природа

Растения

Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.


Животные

  Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека

Человек

Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Учебно - методическое обеспечение.                                                                                                                           1 . Учебник «Мир природы и человека»  4 класс, авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" , 2018                                                          2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой.  – М., 2007                                                        3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.                 4.Компьютер                                                                                                                       5. Наглядное пособия.

6.Дидактические игры.

 

















   Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

 

      1 четверть

8

1

Сезонные изменения в природе. Осень. Растения осенью.

1

2

Животные осенью.

1

3

Труд людей осенью.

1

4

Зима. Растения зимой.

1

5

Животные зимой.

1

6

Труд людей зимой.

1

7

Весна. Растения весной.

1

8

Животные весной.

1

 

2 четверть

7

9

Труд людей весной.

1

10

Лето. Растения летом.

1

11

Животные летом.

1

12

Труд людей летом.

1

13-14

Неживая природа. Почва.

2

15

Рельеф.

1

 

3 четверть

11

16

Растения. Огород.

1

17

Лес.

1

18

Сад.

1

19

Растения культурные и дикорастущие.

1

20

Лекарственные растения.

1

21

Парки.

1

22

Растения поля.

1

23

Домашние животные.

1

24

Птицы.

1

25

Дикие птицы.

1

26

Домашние птицы.

1

 

4 четверть

8

27

Насекомые. Пчелы.

1

28

Мозг человека.

1

29

Режим дня.

1

30

Охрана природы.

1

31

Правила поведения дома. Правила поведения в школе.

1

32

Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.

1

33

Транспорт. Мы - пассажиры.

1

34

Урок обобщения и повторения

1