СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для детей с ОВЗ по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Программа для детей с ОВЗ по окружающему миру»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 3а класса составлена

в соответствии

- с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;

- с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598);

- с адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с ОВЗ ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат»;

- с учебным планом ГБСУСО МО «Дмитровский детский дом-интернат»;

- с локальным актом Дмитровского детского дома-интерната «Положение о рабочей программе»

на основе

авторской программы А.А.Плешакова«Окружающий мир». Предметнаялиния учебников системы «Школа России», 1-4 классы.- М: «Просвещение», 2014 год.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

Название учебника, рабочей тетради

Автор

Издательство

Год издания

1

Мир вокруг нас. Учебник в двух частях3 класс. УМК Школа России. ФГОС

А.А.Плешаков

Москва «Просвещение»

2017

2

Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс. Комплект в 2-х частях. УМК Школа России. ФГОС

А.А. Плешаков

Москва «Просвещение»

2017

3

Окружающий мир. 3 класс. Тесты. УМК Школа России. ФГОС

А.А.Плешаков

Москва «Просвещение»

2017

4

Окружающий мир. 3 класс. Проверочные работы. ФГОС

А.А.Плешаков

С.А.Плешаков

Москва «Просвещение»

2017

5

«Великан на поляне» или первые уроки экологической этики. Книга для учащихся. ФГОС

А.А.Плешаков

А. А.Румянцев

Москва «Просвещение»

2016

6

Зеленые страницы. Пособие для учащихся. ФГОС

А.А.Плешаков

Москва

«Просвещение»

2016


Общая характеристика учебного предмета. Цели и задачи изучения учебного предмета

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природообразного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс играет значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Место предмета в учебном плане

Учебный план учреждения предусматривает в 3а классе изучение предмета «Окружающий мир» в объеме 68 часов в год по 2 часа в неделю, 34 учебных недели. Данная рабочая программа в соответствии с календарным графиком учреждения на 2020-2021 учебный год рассчитана на 66 часов в год, по 2 часа в неделю. Программа скорректирована за счёт объединения пар уроков раздела «Путешествие по городам и странам»:

  1. «Путешествие по Франции и Великобритании»;

  2. «Презентация проектов».


Общее количество учебных часов

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Из них часов на контрольные и самостоятельные работы

1

Как устроен мир

6

1

2

Эта удивительная природа

18

1

3

Мы и наше здоровье

9

1

4

Наша безопасность

7

1

5

Чему учит экономика

12

1

6

Путешествие по городам и странам

14

2


ИТОГО

66

7


Формы контроля и варианты его проведения

  • устный опрос;

  • проверочная работа;

  • тест;

  • контрольная работа.


Критерии и нормы оценок знаний по предмету

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Критериями оценивания по окружающему миру являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Для контроля и оценки знаний, и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа - полилог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Обучающийся дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной отметки заслуживает желание обучающегося отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний целесообразны тестовые задания по нескольким вариантам: на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение илиисправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями, где дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения обучающихся.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;

  • отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности  в определении  назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверкатолько одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы, программы.

Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки

Отметка «5» уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения.

Отметка «4» уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Отметка «3» достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Отметка «2» уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед обучающимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной отметки являются ее содержательность, анализ работы школьника,четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Оценка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов.

Тест:

Отметка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий;

Отметка «4» ставится за 75% правильно выполненных заданий;

Отметка «3» ставится за 50% правильно выполненных заданий;

Отметка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

У обучающегосябудут сформированы:

  • освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебуумение оценивать свое отношение к учебе;

  • уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям;

  • ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

  • уважение к культуре разных народов;

  • целостный социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • интереса и мотивации к творческому труду;

  • интереса к изучению предмета;

  • осознания ответственности за произнесённое и написанное слово;

  • нравственного чувства и чувственного сознания;

  • умения анализировать свои переживания и поступки;

  • способности к самооценке

  • эмпатии, способности к сопереживанию другим людям;

  • бережного отношения к живой природе;

  • эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  2. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  3. В диалоге с учителем вырабатывать критерии отметки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев:

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке, аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам; проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по собственному желанию.

  1. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

  • определять круг своего незнания;

  • отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,

  • находить нужную информацию в учебнике;

  • сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям;

  • находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленном правилу;

  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;

  •  составлять простой план;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствие с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию;

  • выбирать источники информации для решения учебной задачи из предложенных учителем;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Обучающийся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

  • находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

  • делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

  • осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

  • анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

  • представлять информацию в форме небольшого текста, ответа на вопросы, результата выполнения заданий (устно и письменно), простого плана повествовательного текста;

  • участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.

Коммуникативные УУД:

  1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Обучающийся научится:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

  • критично относиться к своему мнению;

  • понимать точку зрения другого;

  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

  • прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова;

  • аргументировать свою точку зрения в данном вопросе по заданной теме;

  • выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • аргументировать свою точку зрения;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

  • находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет;

  • конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы сторон и сотрудничать с ними;

  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других учеников, работающих в группе, паре;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий при работе в паре, в группе, во время участия в проектной деятельности;

  • согласовывать свою позицию с позицией других участников по работе;

  • признавать возможность существования различных точек зрения;

  • корректно отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений.

Обучающийсянаучится:

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;

  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;

  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать наиболее распространенные в Калужском крае растения, животных;

  • устно описывать объекты природы;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнитель­ных источников;

  • проводить самостоятельные наблюдения в природе; вы­полнять простейшие опыты;

  • оперировать с моделями, указанными в программе;

  • изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц;

  • выполнять другую посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены;

  • оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;

  • соблюдать правила пожарной безопасности;

  • соблюдать правила дорожного движения;

  • соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;

  • определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;

  • составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам);

  • «читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;

  • участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего села;

  • использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации к выбору источника информации;

  2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

  3. создавать и проводить презентацию перед небольшой аудиторией.


3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Как устроен мир» (6 часов)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия — наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, рас­познавание природных объектов с помощью атласа-опреде­лителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продук­тах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Раздел «Мы и наше здоровье» (9 часов)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при неболь­ших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаков­ках); подсчет ударов пульса.

Раздел «Наша безопасность» (7 часов)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрест­ностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и рабо­той бытового фильтра для воды.

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики — одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение об­разцов полезных ископаемых; знакомство с культурными рас­тениями, составление устного описания рассмотренных расте­ний; знакомство с современными российскими монетами.

Раздел «Путешествие по городам и странам» (14 часов)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы: их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

— задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог;

— пользоваться условными обозначениями учебника;

— различать способы и средства познания окружающего мира;

— оценивать результаты своей работы на уроке;

— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать с картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

— рассматривать иллюстрации учебника;

—работать в паре, рассматривать рисунки-схемы, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тет­ради;

— работать со взрослыми;

— моделировать;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

— интервьюировать;

— составлять устный рассказ;

— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

— группировать объекты неживой природы по раз­личным признакам;

— сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;

— работать с атласом-определителем;

— проводить самопроверку, проводить взаимопро­верку;

— характеризовать пред­меты;

— приводить примеры;

— выдвигать предположения и доказывать их;

— использовать глобус;

— выполнять тестовые задания учебника;

— выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

— обсуждать выступления учащихся;

— оценивать свои достижения и достижения других учащихся;

— проводить опыты;

— запомнить правила безопасности при обращении с электроприборами;

— анализировать;

— наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

— работать одновременно с несколькими источниками информации.


Формы организации учебных занятий

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, контрольных уроков, практических работ. Используется коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
























4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру в 3а классе

на 66 часов (2 часа в неделю по учебному плану)

на 2020 – 2021 учебный год

п/п

урока п/п в разделе

Тема урока

Сроки проведения

по плану

по факту

Как устроен мир (6ч., из них 1ч. с.р.)

1

1

Природа.Разнообразие природы. Значение природы для людей

01.09. 2020 – 04.09. 2020


2

2

Человек. Ступеньки познания

7.09. 2020 – 11.09. 2020


3

3

Проект «Богатства, отданные людям»

7.09. 2020 – 11.09. 2020


4

4

Общество

14.09. 2020 – 18.09. 2020


5

5

Что такое экология?

14.09. 2020 – 18.09. 2020


6

6

Природа в опасности!

Самостоятельная работа №1

21.09. 2020 – 25.09. 2020


Эта удивительная природа(18 ч., из них 1ч. с.р.)

7

1

Тела, вещества, частицы. Тест

21.09. 2020 – 25.09. 2020


8

2

Разнообразие веществ

28.09.2020 – 02.10. 2020


9

3

Воздух и его охрана

28.09.2020 – 02.10. 2020


10

4

Вода и жизнь. Свойства воды

05.10 .2020 – 09.10. 2020


11

5

Превращения и круговорот воды в природе

05.10 .2020 – 09.10. 2020


12

6

Берегите воду!

12.10. 2020 – 16.10. 2020


13

7

Что такое почва?Тест

12.10. 2020 – 16.10. 2020


14

8

Разнообразие растений

19.10. 2020 – 23.10. 2020


15

9

Солнце, растения и мы с вами


19.10. 2020 – 23.10. 2020


16

10

Размножение и развитие растений

26.10. 2020 – 29.10. 2020


17

11

Охрана растений.Тест

26.10. 2020 – 29.10. 2020


18

12

Разнообразие животных.Тест

09.11. 2020 – 13.11. 2020


19

13

Кто что ест?

09.11. 2020 – 13.11. 2020


20

14

Проект «Разнообразие природы родного края»

16.11. 2020 –

20.11. 2020


21

15

Размножение и развитие животных. Тест

16.11. 2020 –

20.11. 2020


22

16

Охрана животных

23.11. 2020 -27.11. 2020


23

17

В царстве грибов

23.11. 2020 -27.11. 2020


24

18

Великий круговорот жизни

Самостоятельная работа №2

30.11. 2020 -04.12. 2020


Мы и наше здоровье (9ч., из них 1ч. с.р.)

25

1

Организм человек.

30.11. 2020 -04.12. 2020


26

2

Органы чувств

07.12. 2020 -11.12. 2020


27

3

Надёжная защита организма.

07.12. 2020 -11.12. 2020


28

4

Опора тела и движение. Тест

14.12. 2020 -18.12. 2020


29

5

Наше питание. Ор­ганы пищеварения

Проект «Школа кулинаров»

14.12. 2020 -18.12. 2020


30

6

О дыхании, о движении крови.Тест

21.12. 2020 - 25.12. 2020


31

7

Умей предупреждать болезни

21.12. 2020 - 25.12. 2020


32

8

Здоровый образ жизни

28.12. 2020 - 30.12. 2020


33

9

Проект«Мы и наше здоровье».

Самостоятельная работа № 3

28.12. 2020 - 30.12. 2020


Наша безопасность (7 ч., из них 1ч. с.р.)

34

1

Огонь, вода и газ

13.01.2021 - 15.01.2021


35

2

Чтобы путь был счастливым

18.01. 2021 - 22.01. 2021


36

3

Дорожные знаки.Тест

18.01. 2021 - 22.01. 2021


37

4

Проект «Кто нас защищает»

25.01. 2021 - 29.01. 2021


38

5

Опасные места

25.01. 2021 - 29.01. 2021


39

6

Природа и наша безопасность

01.02. 2021 -05.02. 2021


40

7

Экологическая безопасность.

Самостоятельная работа №4

01.02. 2021 -05.02. 2021


Чему учит экономика (12 ч., из них 1ч. с.р.)

41

1

Для чего нужна экономика?Тест

08.02. 2021 -12.02. 2021


42

2

Природные богатства и труд людей – основа экономики

08.02. 2021 -12.02. 2021


43

3

Полезные ископаемые. Тест

15.02. 2021 -19.02. 2021


44

4

Растениеводство.Тест

15.02. 2021 -19.02. 2021


45

5

Животноводство. Тест

22.02. 2021 -26.02. 2021


46

6

Какая бывает промышленность?

22.02. 2021 -26.02. 2021


47

7

Проект « Экономика родного края»

01.03. 2021 -05.03. 2021


48

8

Что такое деньги?Тест

01.03. 2021 -05.03. 2021


49

9

Государственный бюджет

09.03. 2021 -12.03. 2021


50

10

Семейный бюджет

15.03. 2021 -19.03. 2021


51

11

Экономика и экология. Самостоятельная работа №5

15.03. 2021 -19.03. 2021


52

12

Экономика и экология


29.03. 2021 -02.04. 2021


Путешествие по городам и странам (14 ч., из них 1 ч. к.р.+1ч. с. р.)

53

1

Золотое кольцо России. Сергиев-Посад

29.03. 2021 -02.04. 2021


54

2

Золотое кольцо России. Ярославль

05.04. 2021 -09.04. 2021


55

3

Золотое кольцо России.Углич

05.04. 2021 -09.04. 2021


56

4

Проект «Музей путешествий».

12.04. 2021 -16.04. 2021


57

5

Наши ближайшие соседи

12.04. 2021 -16.04. 2021


58

6

На севере Европы

19.04. 2021 -23.04. 2021


59

7

Что такое Бенилюкс?

19.04. 2021 -23.04. 2021


60

8

В центре Европы

26.04. 2021 -30.04. 2021


61

9

Путешествие по Франции и Великобритании

26.04. 2021 -30.04. 2021


62

10

На юге Европы

04.05. 2021-07.05. 2021


63

11

По знаменитым местам мира

11.05. 2021 -14.05. 2021


64

12

Самостоятельная работа № 6 по теме «Путешествие по городам и странам»

17.05. 2021 -21.05. 2021


65

13

Контрольная работа.Проверим себя и оценим свои достижения во втором полугодии

17.05. 2021 -21.05. 2021


66

14

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края». Экскурсия «Достопримечательности нашего города»

24.05. 2021 -25.05. 2021






Рассмотрено на заседании МО

Протокол от «____» _________ 20___г. №____

Руководитель МО

_____________/_________________/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/________________/

«____»_______20___г.

20