РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по технологии для 2 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Разработана на основе авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология»
2019 г.
1. Пояснительная записка
Разработана на основе авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология» // Технология. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников Е. А. Лутцевой и др. Система «Школа России». 1—4 классы.: учеб, пособие для общеобразовательных организаций / [Е. А. Лутцева, Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова, Т. П. Зуева]. — М. : Просвещение, 2019.//, и методического пособия «Технология» 2класс // Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс, учебное пособие для общеобразовательных организаций Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева - М. : Просвещение 2021.//
В соответствии со следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. N 1598 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант7.1) МКОУ «Озерская СОШ» .
Локальный акт школы «Положение о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов по адаптированным программам»
Учебный план МБОУ Инзенская СШ №4
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени образования.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика, что, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цель изучения курса технологии — развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно- преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР – обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации организацией АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
Общая характеристика учебного предмета
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобрази тельное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:
Включение адаптационного периода в 1 классе — 8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
В 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность (в рабочей тетради) развивают творческие способности.
В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов.
Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания.
Материал учебников и рабочих тетрадей представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить программу внеурочного кружка (факультатива), а дополнительные образцы изделий изучаемых тем позволяют закрепить изученное, самосовершенствоваться, получать удовольствие от продолжения понравившейся на уроках работы, повышать самооценку, видя положительный и качественный результат своей работы.
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Для этого необходимо развивать у учеников способность к рефлексии своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение сформулировать проблему, наметить пути её решения, выбрать один их них, проверить его и оценить полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится таким образом, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний и умений.
Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско- технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к культуре своей страны и других народов обеспечиваются созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением учащихся в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и на внеурочных занятиях.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Начиная со 2 класса дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии — его назначении, выборе конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного.
Виды учебной деятельности учащихся:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям1);
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Рабочая программа направлена на формирование социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах и формирование результатов специальной поддержки освоения АООП ООО.
3.Место учебного предмета
На изучение технологии во 2 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34ч (34 учебные недели ).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
• с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культур-ной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
• с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
5.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Учащийся научится с помощью учителя::
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатами мастеров;
понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится с помощью учителя:
определять цель деятельности на уроке;
выявлять и формулировать учебную проблему ( в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
планировать практическую деятельность на уроке;
выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий ( на основе продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
работая по совместному составленному плану, использовать необходимые средства ( рисунки, технологические карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) ;
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем);
Познавательные
Учащийся научится с помощью учителя:
наблюдать конструкции и образцы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
понимать, что нужно использовать проблемно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения , исследовать конструктивные особенности изделий;
находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях ( в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
выявлять конструкторско-технологический и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные
Учащийся научится с помощью учителя:
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек, договариваться, помогать одноклассникам.
Предметные результаты
Учащийся будет знать на уровне представлений:
- об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность–симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
- о гармонии предметов и окружающей среды;
- о профессиях мастеров родного края;
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
Самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы
Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать во время работы, убирать рабочее место;
Выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
Самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять –своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
Применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
Обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
Название и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Происхождение натуральных тканей (лён, шерсть, и др.) и их виды;
Способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
Основные характеристики простейшего чертежа;
Линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, осевая и центровая, линия симметрии) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
Названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
Читать простейшие чертежи (эскизы);
Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) с опорой на простейший чертёж (эскиз).
Оформлять изделия и соединять детали строчной прямого и косого стежков и их вариантами;
Решать несложные конструкторско- технологические задачи;
Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец, рисунки и технологическую карту.
Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
Неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
Отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь.
Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать:
О назначении персонального компьютера, о поиске заданной информации с помощью взрослых.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы
1.Формирование социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
2.Формирование результатов специальной поддержки освоения АООП НОО:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
6.Содержание тем учебного курса
№п\п | Название раздела | Количество часов |
1 | Художественная мастерская | 9 |
2 | Чертёжная мастерская | 8 |
3 | Конструкторская мастерская | 9 |
4 | Рукодельная мастерская | 7 |
5 | Заключительный урок | 1 |
| Итого | 34 |
1. «Художественная мастерская» знакомит учащихся со средствами художественной выразительности, которыми пользуются мастера для выражения содержания своей
работы, придания красоты и неповторимости своим изделиям. Это — тон, форма, размер, цвет, светотень, симметрия. Здесь же ученики знакомятся с биговкой как способом ровного сгибания плотной бумаги и тонкого картона.
2. «Чертёжная мастерская» знакомит учащихся с чертёжными (контрольно-измерительными) инструментами — линейкой, угольником и циркулем, их устройством и возможностями; ученики учатся проводить линии и измерять отрезки от нулевой точки линейки и угольника, строить отрезки заданной длины, измерять длины сторон многоугольников, размечать правильные геометрические фигуры, пользоваться циркулем (проводить дуги и строить окружности, измерять радиусы, длины сторон многоугольников вместе с линейкой). Вводятся понятия чертежа, линий чертежа (4 вида). Дети учатся читать простейшие чертежи и выполнять разметку деталей изделий с опорой на них.
3. «Конструкторская мастерская» знакомит учащихся с характерными особенностями разъёмных и неразъёмных конструкций, с подвижным и неподвижным соединением деталей в них, с шарнирным соединением деталей (на оси и по типу марионетки).
4. «Рукодельная мастерская» знакомит учеников с тканями натурального происхождения, трикотажем и неткаными полотнами (флизелин, синтепон, ватные диски), особенностями строения каждого материала, возможностями их использования. Второклассники осваивают строчку косого стежка и её варианты — «крестик» или «крест», визуально знакомятся с другими вариантами. Важно, что основные технологические операции по изготовлению швейных изделий ученики осваивают через сравнение, перенос известных способов обработки и практические пробы — упражнения в их применении
Тематический план (34ч.)
№ по журналу | № п./п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| 1 | Художественная мастерская. | 9ч | |
1. | 1.1. | Что ты уже знаешь? | 1 | Организовывать рабочее место; Узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в первом классе; Наблюдать, сравнивать и называть различные материалы, инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности. |
2. | 1.2 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? | 1 | Наблюдать, сравнивать природные материалы по форме и тону; Анализировать образцы изделия по памятке, понимать поставленную цель; Осуществлять контроль по шаблону. С помощью учителя. Классифицировать семена по тону, форме; Делать выводы о наблюдаемых явлениях; отбирать необходимые материалы для композиции. |
3. | 1.3 | Какова роль цвета в композиции? | 1 | Наблюдать и сравнивать различные цветосочетания в композиции; делать выводы о наблюдаемых явлениях; изготовлять изделие с опорой на рисунок и план; обобщать (называть то новое, что освоено). |
4. | 1.4 | Какие бывают цветочные композиции? | 1 | Открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (подбирать материал по цветосочетаемости, придавать объём деталям накручиванием на карандаш, складыванием); осуществлять контроль по шаблону. |
5. | 1.5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 | Изготовлять изделия с опорой на рисунке и плане; оценивать результат своей деятельности ( качество изделия, точность разметки и вырезание деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность, оригинальность: выбор цвета, иной формы, композиции). |
6. | 1.6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 1 | открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (понятие «симметрия», ось симметрии, проверка симметричности деталей складыванием); наблюдать и сравнивать различные цветосочетания, композиции; анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, формы, композиции) |
7. | 1.7 | Можно ли сгибать картон? Как? | 1 | соотносить картонные изображения животных и их шаблоны; анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (биговка, получение объёмной формы деталей); составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану. |
8. | 1.8 | Как плоское превратить в объёмное? | 1 | выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе; искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
9. | 1.9 | Как согнуть картон по кривой линии? | 1 | организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблону; сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления. использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, складывание, наклеивание бумажных деталей); отделять известное от неизвестного; открывать новые знания и умения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения (понятия «технологические операции», «способы выполнения технологических операций»). |
| 2 | Чертёжная мастерская. | 8ч | |
10. | 2.1. | Что такое технологические операции и способы? | 1 | отбирать необходимые материалы для изделий. осваивать умение работать линейкой (измерять отрезки, проводить прямые линии, проводить линию через две точки, строить отрезки заданной длины); сравнивать результаты измерений длин отрезков; осуществлять контроль по линейке; оценивать результаты работы: точность измерений |
11. | 2.2 | Что такое чертёж? Как разметить детали по чертежу? | 1 | анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения (понятия «чертёж», «линии чертежа» — контурная, выносная, линия сгиба, как читать чертёж, как выполнять разметку детали по её чертежу, угольник, приёмы работы угольником, циркуль, приёмы работы циркулем, понятия «круг», «окружность», «дуга», «радиус») |
12. | 2.3 | Что такое чертёж? Как разметить детали по чертежу? | 1 | оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; обобщать (называть то новое, что освоено). |
13. | 2.4 | Что такое чертёж? Как разметить детали по чертежу? | 1 | делать выводы о наблюдаемых явлениях; осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей; осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; обобщать (называть то новое, что освоено) |
14. | 2.5 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 | оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления |
15. | 2.6 | Можно ли разметить п р я м о у г о л ь н и к п о угольнику? | 1 | организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); делать выводы о наблюдаемых явлениях; осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей |
16. | 2.7 | Можно ли без шаблона разметить круг? | 1 | организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); делать выводы о наблюдаемых явлениях; осваивать умение читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей |
17. | 2.8 | М а с т е р с к а я Д е д а Мороза и Снегурочки. | 1 | выполнять работу по технологической карте; осуществлять контроль по линейке, угольнику, циркулю; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы). |
| 3. | Конструкторская мастерская | 9ч. | |
18. | 3.1. | Какой секрет у подвижных игрушек? | 1 | организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблонам; сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления; классифицировать изделия и машины (по конструкции, назначению, функциям). |
19. | 3.2. | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 1 | делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; отбирать необходимые материалы для изделий; проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления; обобщать (называть то новое, что освоено); |
20. | 3.3. | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | 1 | решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, «щелевой замок», понятие «макет» машины); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану. |
21. | 3.4 | Что заставляет вращаться пропеллер? | 1 | анализировать образцы изделий по памятке, понимать поставленную цель; организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; отбирать необходимые материалы для изделий; |
22. | 3.5 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | 1 | решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, «щелевой замок», понятие «макет» машины); делать выводы о наблюдаемых явлениях |
23. | 3.6 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 1 | организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; отбирать необходимые материалы для изделий; |
24. | 3.7 | Как машины помогают человеку? | 1 | отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения, сравнения, рассуждения, пробные упражнения, испытания (виды и способы соединения деталей разных изделий, приёмы работы шилом, доступные шарнирные механизмы, соединительные материалы, «щелевой замок», понятие «макет» машины) |
25. | 3.8 | Поздравляем женщин и девочек. | 1 | организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном (рационально размещать материалы и инструменты); осуществлять контроль по шаблонам; оставлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; отбирать необходимые материалы для изделий. |
26. | 3.9 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. | 1 | сравнивать конструктивные и декоративные особенности зданий разных по времени и функциональному назначению; работать в группе, выполнять роли, осуществлять сотрудничество; обсуждать задание, отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения; составлять план предстоящей практической работы и работать по нему; выполнять работу по технологической карте. |
| 4 | Рукодельная мастерская | 7ч. | |
27. | 4.1. | Какие бывают ткани? | 1 | организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); наблюдать и сравнивать ткань, трикотаж, нетканые материалы по строению и материалам основ; нитки, пряжу, образцы тканей натурального происхождения, конструктивные особенности изделий, вышивки, технологические последовательности изготовления изделий из ткани и других материалов; классифицировать изучаемые материалы (ткани, трикотаж, нетканые) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены. |
28.. | 4.2. | Какие бывают нитки. Как они используются? | 1 | анализировать образцы изделий по памятке; классифицировать изучаемые материалы (ткани, трикотаж, нетканые) по способу изготовления, нитям основ; нитки по назначению и происхождению, изучаемые материалы по сырью, из которого они изготовлены; отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения. |
29. | 4.3. | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 1 | искать дополнительную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете (с помощью взрослых); уважительно относиться к труду мастеров; осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике. |
30. | 4.4 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 | решать конструкторско-технологические задачи через наблюдение, обсуждение, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); делать выводы о наблюдаемых явлениях; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы); |
31. | 4.5 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 | отделять известное от неизвестного, открывать новые знания и умения; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдение, обсуждение, исследование (ткани и трикотаж, нетканые полотна, натуральные ткани, виды ниток и их назначение, лекало, разметка по лекалу, способы соединения деталей из ткани, строчка косого стежка и её варианты); делать выводы о наблюдаемых явлениях |
32. | 4.6 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 | делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; решать конструкторско-технологические задачи через пробные упражнения (получение сложных объёмных форм на основе известных приёмов складывания, надрезания, вырезания); |
33. | 4.7 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 | организовывать рабочее место для работы с текстилем (рационально размещать материалы и инструменты); составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; выполнять работу по технологической карте; проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию, технологию изготовления. |
| 5. | Заключительный урок. | 1 ч. | |
34. | 5.1. | Что узнали, чему научились | 1 | Уметь использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач. |
| | Итого | 34 | |
8. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Лутцева Е. А., Зуева Т.П. Технология. Рабочие программы. 1—4 классы.2019
Лутцева Е. А., Зуева Т.П. Технология. Учебник.2 класс.- М .: Просвещение 2020 г
Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.- М.: Просвещение 2021
Классная доска с набором приспособлений для крепления наглядно-демонстрационного материала
Наборы счётных палочек.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Коллекция «Лён для начальной школы».
Коллекция «Хлопок для начальной школы».
Коллекция «Шерсть для начальной школы».
Коллекция «Шёлк для начальной школы».