Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ясненская средняя школа №7»
Муниципального образования «Пинежский муниципальный район»
Рассмотрено на заседании КМО учителей географии, химии, биологии Протокол №_____ от «___»_______20 __ г Руководитель МО | Согласовано на МС школы Протокол №_____ от «___»_________20 __ г Руководитель МО | Утверждаю Директор МБОУ «Ясненская СШ №7» Федорчук А.В ____________________ Приказ №________ От «________20_____г. |
Программа курса
«Подготовка обучающихся к ОГЭ по географии»
Составитель: Червочкова Е.В.,
п. Ясный
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, примерной программой основного общего образования с использованием кодификатора элементов содержания экзаменационной работы и спецификации контрольных измерительных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений по географии.
С введением в 9 классе обязательного экзамена по выбору география вновь становится предметом, ежегодно выбираемым для прохождения итоговой аттестации. Для успешного выполнения заданий ОГЭ обучающимся необходимо справиться с трудностями, вызванными влиянием определенного стресса на школьника, который впервые столкнулся с подобной формой аттестации по предмету и низким уровнем подготовки.
Целью курса является повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче основного государственного экзамена выпускников 9 классов по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа также может быть использована для расширения и углубления знаний по данному предмету обучения, построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке.
Основные задачи:
осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;
обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;
формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;
развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений;
формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе самостоятельной и практической работы учащихся, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов. При подготовке даются варианты и номера заданий по каждой теме индивидуально, проверяются и анализируются учащимися и преподавателем.
Данный курс предполагает работу с картами атласа и выполнение тренировочных заданий с использованием пособий ОГЭ по географии за разные годы, а так же работа на Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru. и образовательном портале для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ» https://geo-ege.sdamgia.ru сайте
Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии, формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета и соответственно получение хороших результатов при сдаче ОГЭ по географии.
Программа курса выстроена по логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из трех разделов: введение, освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором, рефлексивная часть курса. Каждый раздел состоит из теоретического материала, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа сложных заданий.
Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю во втором полугодии).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Особенности процедуры проведения ОГЭ выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения ОГЭ выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки ОГЭ по географии и необходимые сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура, демонстрационные версии КИМов.
Основная часть. Освоение основных разделов курса
Тема 1. Источники географической информации
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.
Тема 2. Природа Земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Тема 3. Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы.
Тема 4. Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Тема 5. География России
Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России. Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Россия в современном мире
Рефлексивная часть курса
Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы курса | Количество часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
Введение | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 1. Источники географической информации | 2 | 1 | 1 |
Тема 2. Природа Земли и человек | 2 | 1 | 1 |
Тема 3. Материки, океаны, народы и страны | 2 | 1 | 1 |
Тема 4. Природопользование и экология | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тема 5. География России | 5 | 3 | 2 |
Рефлексивная часть курса | 4 | | 4 |
Итого | 17 | 7 | 10 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № урока | Тема | Основные понятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Введение (1 час) |
| | Введение | Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения ОГЭ выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки ОГЭ по географии и необходимые сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура, демонстрационные версии КИМов. | Инструктаж по работе с КИМ и правилам заполнения бланков. | Изучают структуру КИМ, заполняют бланки. |
Тема 1. Источники географической информации(2 часа) |
| | План местности и топографическая карта | Понятие о плане местности. Топографический план и условные знаки. Масштаб. Стороны горизонта. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Работа с топографической картой. | Поясняет задания КИМ. Контролирует правильность выполнения. Анализирует ошибки обучающихся. | Выполняют задания КИМ. Проверяют решение. Работают над ошибками. |
| | Географическая карта | Градусная сеть на картах. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Изображение высот и глубин на физических картах. |
Тема 2. Природа Земли и человек (2 часа) |
| | Земные оболочки | Состав, строение, особенности литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. Их взаимодействие между собой. | Поясняет задания КИМ. Контролирует правильность выполнения. Анализирует ошибки обучающихся. | Выполняют задания КИМ. Проверяют решение. Работают над ошибками. |
| | Географическая оболочка | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные |
Тема 3. Материки, океаны, народы и страны (2 часа) |
| | География южных материков | Особенности географического положения южных материков. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население. | Поясняет задания КИМ. Контролирует правильность выполнения. Анализирует ошибки обучающихся. | Выполняют задания КИМ. Проверяют решение. Работают над ошибками. |
| | География северных материков | Общие особенности природы северных материков. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Природные зоны. Население. |
Тема 4. Природопользование и экология (1 час) |
| | Природопользование и экология | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. | Поясняет задания КИМ. Контролирует правильность выполнения. Анализирует ошибки обучающихся. | Выполняют задания КИМ. Проверяют решение. Работают над ошибками. |
Тема 5. География России(5 часов) |
| | Географическое положение России | Географическое положение России. Часовые пояса. Русские путешественники и исследователи. | Поясняет задания КИМ. Контролирует правильность выполнения. Анализирует ошибки обучающихся. | Выполняют задания КИМ. Проверяют решение. Работают над ошибками. |
| | Природа России | Особенности рельефа. Климатообразующие факторы. Циклоны и антициклоны. Типы климатов России. Разнообразие внутренних вод России. Главные речные системы, важнейшие озёра и их происхождение. Болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники. Образование почв и их разнообразие. Своеобразие растительного и животного мира России. Моря. Природные зоны России. |
| | Население России | Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения России. Миграции населения. Городское и сельское население. Расселение населения. |
| | Хозяйство России | Машиностроительный комплекс. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. Химико-лесной комплекс. Факторы размещения предприятий. Инфраструктурный комплекс. Пищевая и легкая промышленность. Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство |
| | Районирование России | Регионы России: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. |
Рефлексивная часть курса(4 часа) |
| | Решение заданий ОГЭ | Решение заданий, тестов. Разбор ошибок | Контролирует выполнение заданий, корректирует ошибки обучающихся. | Выполняют задания демоверсий, проверяют, корректируют неверные ответы. |
| | Решение заданий ОГЭ | Решение заданий, тестов. Разбор ошибок. |
| | Решение заданий ОГЭ | Решение заданий, тестов. Разбор ошибок. |
| | Решение заданий ОГЭ | Решение заданий, тестов. Разбор ошибок. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующие знания:
закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса географии6-9 класса общеобразовательной школы;
отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий, формирующие научную картину мира;
закрепляют навыки работы с дополнительной литературой, картами.
Полученные знания должны помочь учащимся:
правильно распределять время при выполнении тестовых работ
успешно сдать экзамен по географии в новой форме;
определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ЛИТЕРАТУРА
Примерная основная образовательная программа Основного общего образования
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.
Моргунова Ю.А., Чичерина О.В. География. Школьный курс за 100 часов. - М. Вентана-Граф, 2008.
ОГЭ. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ Под ред. Э.М.Амбарцумовой.-М.:Издательство «Национальное образование», 2015.-112с.:ил.- (ОГЭ. ФИПИ – школе)
Эртель А.Б. География. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. 10 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/А.Б.Эртель.- Ростов-на-Дону:Легион, 2016.- 208с. – (ОГЭ).
Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ» https://geo-ege.sdamgia.ru
Информация о составителе
Фамилия, имя, отчество: Червочкова Елена Валерьевна
Дата рождения: 15.03.1977
Адрес постоянного места проживания учителя, телефон, e-mail:
164628 Архангельская область Пинежский район
п. Ясный ул. Новая дом 5 кв. 2;
тел. 89210739071;
[email protected]
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ясненская средняя школа №7» муниципального образования «Пинежский район»
Преподаваемый предмет: химия, география
Образование (наименование образовательной организации, год окончания): высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный институт им. М.В.Ломоносова», г.Архангельск, 2006 год
Квалификационная категория учителя: первая
Стаж педагогической работы: 17 лет