Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре»
(Межрегиональный центр компетенций)
| УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по ПР УПЦ ____________ О. В. Большакова «____» ______________ 2018 г. |
Программа элективного курса
по предпрофильной подготовке учащихся
Модуль: «Тестопластика»
г. Комсомольск-на-Амуре
2018 г.
Обсуждено на заседании цикловой комиссии
протокол №5 от «17» января 2018 г.
Программа модуля «Тестопластика»
Разработчики: | Рожко Елена Андреевна, мастер производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» КГА ПОУ ГАСКК МЦК; |
Данная программа модуля элективного курса разработана с целью раннего профессионального самоопределения учащихся муниципальных образовательных учреждений средней общеобразовательной школы.
КГА ПОУ ГАСКК МЦК
г. Комсомольск-на-Амуре
ул. Культурная, 3
т
ел. (4217) 26-50-54
Содержание:
| Стр. |
Пояснительная записка | 4 |
Паспорт программы модуля | 7 |
Структура и содержание модуля | 8 |
Условия реализации программы модуля | 9 |
Приложение 1 | 10 |
| |
Пояснительная записка
Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого теста), которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость
Давно прошли те времена, когда фигурки из соленого теста использовались как объекты культа. Минули эпохи голодных войн. Древний художественный промысел начинает возрождаться как полноценное декоративное искусство.
На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли
В русских деревнях солёное тесто называли мукосолом. По праздникам фигурки, картины и обереги из него вручали друг другу и обязательно говорили: «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие». Поделки из солёного теста традиционно были символом благополучия и удачи
Неизвестно кому первому пришла в голову идея слепить из теста что-либо несъедобное, скорее всего ребенку - озорнику, вылепившему смешную хлебную зверюшку за обедом... Было это очень давно, люди начали лепить из теста не только хлеб, но и декоративные изделия.
Еще несколько лет назад выпекание из соленого теста было скорее домашним хобби некоторых умельцев. Соленые изделия можно было встретить разве что на ярмарках-распродажах народного творчества. Потом чуткие на новинки производители тоже стали использовать народные рецепты.
Мы не ошибёмся, если скажем, что преимущества теста очевидны:
– материал экологически чистый, безвредный;
– можно приготовить в любой момент;
– легко отмывается, не оставляет следов;
– безопасно при попадании в рот;
– лепится замечательно, к рукам не липнет;
– можно расписывать любой краской, а возможности для росписи практически неограниченные.
На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Действуя, манипулируя с тестом, дети используют различные приёмы: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, прищипывание и т.д. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика. Мы можем активно помогать или дорабатывать его поделку своими руками. Это, конечно, проще, но это не принесёт радости и пользу ребенку.
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Тестопластика - один из замечательных видов творчества, способствующий развитию мелкой и крупной моторики, тактильности, фантазии и воображения.
Из солёного теста приятно лепить. Изделие получается "живое", со своими индивидуальными "изюминками".
Это удивительно увлекательное занятие для детей и для взрослых, для совместного творчества (особенно, если за окном идёт дождь, нет большого пространства для подвижных игр или достаточно крупной суммы денег для культурно - развлекательной программы...). Оно не требует специального оборудования.
Игрушка-сувенир может стать фирменным логотипом или эксклюзивным подарком. Зверёк, копилка, объёмная картинка - перечень может быть продолжен.
Попробуйте слепить одну фигурку! Соль, мука и вода. Замесили эластичное тесто, пофантазировали, дали "волю рукам"...ПОЛУЧИЛОСЬ! Украсить можно ленточками и бусинами, фактуру изменить с помощью вилки, декоративной пуговицы или, например, мешковины.
Сразу же хочется придумать что-то ещё, и ещё, и ещё!!! А если в тесто добавить пищевой краситель или гуашь, Ваша работа сразу же будет цветная!!! Немного сушки, лак - шедевр готов!!!
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
«ТЕСТОПЛАСТИКА»
Цель: способствовать выбору технологического профиля, приобщению к национальной культуре.
Задачи курса:
развивать интерес к профессии технолога, повара;
познакомить с особенностями приготовления соленого теста;
познакомить с обычаями русских людей, связанных с приёмами и способами лепки из соленого теста (праздники, обряды, поверья, пословицы, поговорки, легенды);
познакомить с технологией приготовления украшений, поделок из соленого теста;
развивать интерес к русской культуре, декоративному творчеству.
Основные знания и умения
Учащиеся должны знать:
особенности русской кухни;
сущность русской трапезы, обычаи, обряды, легенды;
технологию приготовления соленого теста;
технологию приготовления изделий из соленого теста.
Учащиеся должны уметь:
собирать и анализировать информацию по особенностям русской кухни;
изготавливать поделки по имеющимся образцам и авторские;
вычислять массу продуктов для приготовления соленого теста в зависимости от количества и размера изделий;
рационально использовать имеющиеся продукты;
соблюдать правила личной гигиены и охраны труда.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «ТЕСТОПЛАСТИКА» Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего, часов | Количество учебных часов |
Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Особенности русской кухни. | 0,5 | 0,5 | |
2 | Лепка отдельных фрагментов, мелких предметов | 0,5 | | 0,5 |
3 | Изготовление «Корзинки» из соленого теста | 2 | | 2 |
Итого: | 3 | 0,5 | 2,5 |
Содержание программы
№ п/п | Наименование темы | Содержание темы | Кол-во часов |
1 | Особенности русской кухни. | Традиционные блюда русского стола. Русский чайный стол. Выпечка. Сущность русской трапезы. Обычаи, обряды, легенды. Способы создания украшений. | 0,5 |
2 | Лепка отдельных фрагментов, мелких предметов | Технология изготовления отдельных фрагментов, мелких предметов | 0,5 |
3 | Изготовление «Корзинки» из соленого теста | Технология изготовления «Корзинки» из соленого теста из соленого теста (Приложение 1) | 2.5 |
Итого: | 3 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ
«ТЕСТОПЛАСТИКА»
Техническое оснащение:
Информационное оснащение:
учебники:
Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы Русского народа. М.: Белый город, 2007;
Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.;
Хасанова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Юдина Н. А. Русские обычаи и обряды. М.: Вече, 2006.
цифровые образовательные ресурсы:
www.vkusstory.ru;
www.varimparim.ru/history_raznoe/fakt_history;
www.happycook.ru;
http://blog.kp.ru/users/toniest/post127224525/;
http://solo-nebo.narod.ru/deti.html;
http://stranamasterov.ru/node/42770;
http://yandex.ru/yandsearch;
http://www.trozo.ru/archives;
http://www.eka-mama.ru/homemade/detail.php?ID=4152
Кадровое оснащение:
мастер производственного обучения;
преподаватель специальных дисциплин по профессии «Повар, кондитер».
По окончанию элективных курсов учащемуся выдается сертификат.
Приложение 1
Практическая работа№1
Тема: Изготовление «Корзинка» из соленого теста

Ход работы:
Нам потребуется: соленое тесто (соль, мука, вода); зубочистка; краски (акриловые или гуашь); кисточки; чеснокодавилка; перманентный маркер; рамка для картины (без стекла) или дощечка; клей ПВА.
1.Возьмите частичку теста размером с теннисный мячик. Раскатайте его в пласт толщиной около 5 миллиметров. Вырежьте форму корзины так, как показано на фото, или как нравится больше вам. Тем и хороша картина из соленого теста своими руками, что всегда есть место для импровизации. |  |
2.При помощи чеснокодавки сделайте тонкие жгутики и уложите их на ручку и обод корзины, имитируя плетение. |  |
3.Под ободом нанесите острым предметом горизонтальные полосы. |  |
4.Затем сделайте тонкие дугообразные, почти вертикальные бороздки. |  |
5.Снова раскатайте скалкой небольшой кусочек соленого теста. Из этого пласта вырежьте 9 листочков.  6. Аккуратно укладываем листики таким образом  |  |
7.А теперь лепим из соленого теста шарики разных размеров: 4 больших (яблоки), 3 средних (для слив) и штук 25 маленьких (виноград). Пряность гвоздики удачно сымитирует у яблочек место отпавшего соцветия. Вставьте их обязательно! |  |
8.Картина из соленого теста, своими руками выполненная, почти готова. Перед окраской ее нужно высушить. Лучше всего, если изделие будет сохнуть постепенно, естественным путем. На это уйдет много времени, около недели, что зависит от размера работы. Но оно стоит того. Если подсушивать изделие в духовке, обязательно при самой минимальной температуре 2-4 часа, выйдет значительно быстрее. Но всегда существует вероятность подгорания, появления трещинок, если температура оказалась выше, чем это было нужно. После того как творение высохнет, можно приступать к росписи! |  |
25
13