Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магистральная средняя общеобразовательная школа
Омского муниципального района Омской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Магистральная СОШ»
___________________/А.В. Почкаев/
«___»________________20 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Край, в котором я живу»»
(обще интеллектуальное направление)
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Разработчик:
Рассмотрено на заседании МО классных руководителей
Протокол № _____, от «___»___________20 г.
2016 год
1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность социальной направленности – важное звено работы школы в условиях реализации ФГОС. Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Она дополняет и расширяет интегрированный курс «Окружающий мир». Примерная программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: социальное, интеллектуальное и духовно-нравственное. Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы.
Актуальность программы. Работа по этой программе способствует развитию у младших школьников духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом, воспитывает чувство гордости за своих земляков. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край, сделать его лучше и живописнее. Работа кружка дает возможность учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетенций учащихся, содержание курса расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, кроме того учащиеся в ходе занятий овладевают начальными навыками исследовательской деятельности.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
1-4 классы – (1 час в неделю); объем - 33 часа в год.
Продолжительность занятия во 2 и 4 классе 40 минут. В 1 классе 30 минут.
Цель программы:
овладение учащимися знаниями о населенном пункте, в котором проживают, транспортных маршрутах, основных культурно – досуговых центрах;
освоение правил безопасности, правил поведения в общественных местах; научить умению находить выход из различных ситуаций, затруднений, возможных при передвижении по городу, поездках в общественном транспорте, посещении общественных мест;
освоение норм, способов сотрудничества, организации коммуникаций.
Задачи программы:
способствовать формированию пространственного мышления учащихся;
научить учащихся пользоваться уже разработанными маршрутами, выбирать наиболее безопасные для их жизни;
подготовить к созданию собственных маршрутов передвижения по населённому пункту;
дать знания о различных типах культурно – досуговых центров населенного пункта;
научить выходить из различных ситуаций, связанных с общественным транспортом.
развивать способности учащихся к критической самооценке.
Формы и методы работы:
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности «Край, в котором я живу»
Освоение курса «Край, в котором я живу» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов:
Учащийся: 1) научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
2) приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
3) научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
4) приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Учащийся получит возможность для формирования:
1) основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. 2) мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
3) эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой;
4) чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
5) эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Изучение курса «Край, в котором я живу» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Учащийся получит возможность для формирования:
1)умения составлять план и последовательность действий;
2)адекватного использования речи для планирования и регуляции своей деятельности.
3) осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
4) самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
5) – интерпретации информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
6)запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
7) - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
8) - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
9) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
10) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.
При изучении курса «Край, в котором я живу» достигаются следующие предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знания родословной своей семьи, историю народов, проживающих в своём крае и их традиции истории и географии своего края на фоне изучения достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, прошлому и настоящему своей школы, школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): организация и проведение младшими школьниками интервью, анкетирования; взаимодействие с одноклассниками и взрослыми; посещение культурно-образовательных учреждений; сбор и обработка историко-географической краеведческой информации.
Способы проверки результатов освоения программы
По итогам реализации курса портфолио учащихся будет содержать:
1. Рисунки («Класс моей мечты», «ЗОЖ», «Культура народов Омской области»;
2. Фотографии (КВН «Пословицы и поговорки», экскурсии на речной вокзал, посещение театра Л. Ермолаевой, посещение театра Арлекин, фото посещения Краеведческого музея, ТЮЗ).
3. Материалы проектов «Деревья Омского Прииртышья», «Моя школа», «Знаменитые земляки», «Животные Омской области».
4. Памятку «Правила поведения в медицинском кабинете».
5. Маршруты «Как доехать до ТЮЗ», «Как доехать до Музыкального театра».
3. Учебно – тематический план.
Класс – 1-2
Учитель –
Количество часов
Всего – 33 ч. в неделю – 1 ч.
№п/п | Название раздела «Мой родной край». | Количество часов | Всего | Теория | Практика | | Дата |
1 | Мой класс | 5 | - | 5 | |
2 | Школьная библиотека | 3 | - | 3 | |
3 | Школьные кабинеты | 3 | - | 3 | |
4 | Медицинский кабинет | 3 | - | 3 | |
5 | Моё село | 4 | 1 | 3 | |
6 | Транспортные маршруты | 4 | 2 | 2 | |
7 | Мой город Омск | 4 | 1 | 3 | |
8 | Центральные улицы города | 3 | 1 | 2 | |
9 | Музеи города Омска | 4 | 1 | 3 | |
| Итого | 33 | 6 | 27 | |
| 2 класс Название раздела: «Город Омск и его окрестности». | | | | |
1 | Театры города Омска | 3 | 1 | 2 | |
2 | Культурно – досуговые центры города Омска | 3 | - | 3 | |
3 | Символы региона | 3 | 1 | 2 | |
4 | Районы Омской области | 3 | 1 | 2 | |
5 | Памятники природы | 3 | - | 3 | |
6 | История и культура Омского Прииртышья | 4 | 1 | 3 | |
7 | Знаменитые земляки | 4 | - | 4 | |
8 | Проект «Деревья Омского Прииртышья» | 6 | 1 | 5 | |
9 | Города Омского Прииртышья | 4 | 1 | 3 | |
| Итого | 33 | 6 | 27 | |
Класс – 3
Учитель –
Количество часов
Всего – 33 ч; в неделю – 1 ч.
№п/п | Темы | Количество часов | Всего | Теория | Практика | | Дата |
1 | Проект «Моя школа» | 2 | - | 2 | |
2 | Школьная столовая | 1 | - | 1 | |
3 | Проект «Мой классный кабинет» | 2 | - | 2 | |
4 | Медицинский кабинет | 1 | - | 1 | |
5 | Мой поселок | 2 | 1 | 1 | |
6 | Транспорт | 2 | 2 | - | |
7 | Население Омской области | 2 | 2 | - | |
8 | Старинные здания города Омска | 2 | 1 | 1 | |
9 | Музеи города Омска | 2 | 1 | 1 | |
10 | Театры города Омска | 2 | 2 | - | |
11 | Культурно – досуговые центры города Омска | 1 | - | 1 | |
12 | Символы региона | 3 | 3 | - | |
13 | Районы Омской области | 3 | 1 | 2 | |
14 | Памятники природы | 2 | - | 2 | |
15 | История Омского Прииртышья | 1 | 1 | - | |
16 | Проект «Знаменитые земляки» | 3 | - | 3 | |
17 | Проект «Животные Омской области» | 2 | - | 2 | |
| Итого | 33 | 14 | 19 | |
Класс – 4
Учитель –
Количество часов
Всего -33 ч. в неделю- 1 ч.
№ п/п | Темы | Количество часов | Всего | Теория | Практика | | Дата |
1 | Проект «Ресурсы моей родной страны» | 2 | - | 2 | |
2 | Охрана окружающей среды моей малой Родины. | 1 | - | 2 | |
3 | Охрана флоры и фауны моей малой Родины и моей страны. | 2 | - | 2 | |
4 | Экскурсия в зоопарк. Написание отзыва о поездке. | 1 | - | 1 | |
5 | Альбом, здания моего поселка, города. | 2 | 1 | 1 | |
6 | История Омска в фамилиях людей. | 2 | 2 | - | |
7 | Омские писатели детям. | 2 | 2 | - | |
8 | Проект «Подарок моему городу» | 2 | 1 | 1 | |
9 | Традиции моего города и поселка. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Праздники и народные гуляния. | 2 | 2 | - | |
11 | Проект «Русские народные игры» | 1 | - | 1 | |
12 | Национальный костюм. | 2 | 2 | - | |
13 | Народные росписи и игрушки. | 4 | 1 | 3 | |
14 | Народные промыслы. | 2 | 1 | 1 | |
15 | Кухня народов моей Родины. | 1 | 1 | - | |
16 | Великая Отечественная война в судьбах жителей Омска и Магистрального поселения. | 3 | - | 3 | |
17 | Поздравительное письмо ветеранам, труженикам тыла, вдовам, детям войны. | 1 | - | 1 | |
| Итого | 33 | 14 | 19 | |
4. Содержание программы
1 класс
Мой класс
Знакомство с классом, его обстановкой, правилами техники безопасности.
Подготовка и выставка рисунков « Класс моей мечты».
Школьная библиотека
1. Беседа с библиотекарем.
2. Знакомство с имеющейся литературой своего возраста.
3. КВН «Пословицы и поговорки»
Школьные кабинеты
1. Знакомство с учителями предметниками.
2. Посещение кабинетов старшеклассников на 2 этаже.
3. Составление плана – карты кабинетов 2 этажа.
Медицинский кабинет
1. Знакомство с помещением медицинского кабинета. Экскурсия по медицинскому кабинету с мед. Сестрой.
2. Создание памятки «Правила поведения в медицинском кабинете».
Моё село
1. Улицы, здания, дороги моего поселка.
2. Почему улицы так называются. (Исторические справки, рассказы старожилов)
3. Создание плана – карты поселка.
Транспортные маршруты
1. Знакомство с транспортными маршрутами нашего поселка.
2. Разработка и создание собственных маршрутов «Как доехать до ТЮЗа» или «Как доехать до «Арлекина» и т.д.
3. Работа с планом – картой.
Мой город Омск
1. Экскурсия на Речной вокзал.
2. Представление парков города на фотографиях, рисунках.
3. Экскурсии в парки города.
Центральные улицы города
Продолжить знакомство с центральными улицами города.
Музеи города Омска
1. Продолжить знакомство с театрами города Омска.
2. Посещение театра Л. Ермолаевой.
2 класс
Культурно-досуговые центры города
1. Продолжить знакомство с культурно – досуговыми центрами города.
2. Беседа «Правила поведения в общественных местах»
3. Посещение культурно – досугового центра «Атриум»
Символы региона
1. Знакомство с символами региона (герб, флаг, гимн).
2. Работа с шаблонами, раскрашивание по образцам.
Районы Омской области
1. Продолжить изучение районов Омской области.
2. Работа с картой Омской области.
Памятники природы
Продолжить знакомство с памятниками природы расположенными в Омской области.
История и культура Омского Прииртышья
1. Народы Омского Прииртышья.
2. Историческая справка о своем народе.
3. Как празднуют праздники разные народы.
Знаменитые земляки
1. Продолжить знакомство с историей жизни знаменитых земляков.
2. Работа в библиотеке (сбор информации)
Проект «Деревья Омского Прииртышья»
Защита проекта (рисунки, фотографии, составление рассказов)
Города Омского Прииртышья
1. Продолжить знакомство с историей городов Омского Прииртышья.
2. Работа с картой Омской области.
3 класс
Проект «Моя школа»
Представление проекта «Моя школа» (поездки, мероприятия, конкурсы, игры в которых участвовали во 2 классе)
Школьная столовая
Беседа с поваром. Беседа о правильном питании.
Проект «Мой классный кабинет»
Составление плана – карты своего классного кабинета.
Медицинский кабинет
1.Помещение медицинского кабинета. Экскурсия по медицинскому кабинету с мед. Сестрой.
2. Конкурс рисунков на тему ЗОЖ.
Мой поселок
1. Улицы, здания, дороги моего поселка.
2. Исторические справки, рассказы.
3. Экскурсия по поселку.
4. Создание плана – карты поселка.
Транспорт
2. Разработка и создание собственных маршрутов «Как доехать до Музыкального театра» или «Как доехать до «Парка Победы» и т.д.
3. Работа картой.
Население Омской области
1. Знакомство с народами Омской области.
3. Выставка рисунков «Культура народов Омской области».
Старинные здания города Омска
Продолжить знакомство со старинными зданиями города.
Музеи города Омска
1. Продолжить знакомство с музеями города Омска.
2. Посещение Краеведческого музея.
Театры города Омска
1. Продолжить знакомство с театрами города Омска.
2. Беседа «Правила поведения в общественных местах»
3. Посещение ТЮЗ.
Культурно-досуговые центры города Омка
1. Беседа правила поведения в общественных местах.
2. Посещение кинотеатра «Кристалл».
Символы региона
1. Составление рассказов и презентация рисунков о символах региона.
2. Работа с картой Омской области.
Памятники природы
Продолжить знакомство с памятниками природы расположенными в Омской области.
История Омского Прииртышья
1. История основания Омской крепости.
2. Историческая справка о своем народе.
3. Народные праздники.
Проект «Знаменитые земляки»
1. Продолжить знакомство с историей жизни знаменитых земляков.
2. Презентация информации собранной во втором классе.
Проект «Животные Омской области»
Защита проекта (рисунки, фотографии, составление рассказов)
4 класс
Проект «Ресурсы моей родной страны»
1. Поиск информации в различных источниках, накопление базы знаний о ресурсах родины.
2. Представление найденной информации о ресурсах классу, красочное оформление своего проекта.
3. Ответы детей на вопросы.
4. Самооценка и взаимооценка.
Охрана окружающей среды моей малой Родины.
1. Поиск информации в различных источниках, накопление базы знаний об охране окружающей среды моей малой Родины.
2. Парная работа по созданию плакатов в защиту окружающей среды.
3. Самооценка и взаимооценка.
Охрана флоры и фауны моей малой Родины и моей страны.
1. Поиск информации в библиотеке.
2. Подготовка рассказов о флоре и фауне своей Родины.
3. Самооценка и взаимооценка.
Экскурсия в зоопарк. Написание отзыва о поездке.
1. Поездка на ферму.
2. Пикник.
3. Инструктаж по технике безопасности.
4. Написание отзыва о поездке.
Альбом, здания моего поселка, города.
1. Выполнение рисунков любимых зданий поселка, города.
2. Оформление выставки работ.
История Омска в фамилиях людей.
1. Подготовка учащимися информационной справки о людях, в честь которых названы улицы их города и поселка, об их жизни, подвигах.
Омские писатели детям.
1. Заучивание и иллюстрирование стихов Омских писателей.
2. Конкурс рисунков.
Проект «Подарок моему городу»
1. Поиск информации в различных источниках.
2. Представление своей творческой работы (рисунков, макетов)
3. Ответы детей на вопросы.
4. Самооценка и взаимооценка.
Традиции моего города и поселка.
1. Поиск информации.
2. Подготовка рассказов о традициях города и поселка.
3. Самооценка и взаимооценка.
Праздники и народные гуляния.
1. Поиск информации.
2. Подготовка рассказов о праздниках и народных гуляниях.
3. Самооценка и взаимооценка.
4. Конкурс рисунков.
Проект «Русские народные игры»
1. Поиск информации в различных источниках, накопление базы знаний об играх.
2. Представление найденной информации классу, красочное оформление своего проекта.
3. Ответы детей на вопросы.
4. Самооценка и взаимооценка.
5. Игры на свежем воздухе.
Национальный костюм.
1. Поиск информации.
2. Подготовка рассказов о национальных костюмах.
3. Самооценка и взаимооценка.
4. Коллективный коллаж.
Народные росписи и игрушки.
Национальный костюм.
1. Поиск информации.
2. Подготовка рассказов о народных росписях и игрушках.
3. Самооценка и взаимооценка.
4. Работа с пластилином (создание игрушки).
Народные промыслы.
1. Поиск информации.
2. Подготовка рассказов о народных промыслах.
3. Самооценка и взаимооценка.
4. Вышивка.
Кухня народов моей Родины.
1. Поиск рецептов.
2. Подготовка рассказов о своем любимом блюде.
3. Самооценка и взаимооценка.
4. Чаепитие.
Великая Отечественная война в судьбах жителей Омска и Магистрального поселения.
1. Экскурсия в музей боевой славы.
2. Просмотр фильма о Тане Савичевой.
3. Рассказы жителей Омска и Магистрального поселения о войне.
Поздравительное письмо ветеранам, труженикам тыла, вдовам, детям войны.
1. Изготовление поздравительной открытки.
2. Написание писем ветеранам (работа в группах).
4. Информационно-методическое обеспечение.
1. Вайнерман В.С. Достоевский и Омск. Омск 1991
2. Девятьярова И., Селюк В. Прогулки по старому Омску. Омск 1991
3. География Омской области. Природ. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.В.Азаровой, Г.И.Саренко – Омск: Министерство образования Омской области. 2008.
4. Долгушин А. Тюкалинские были: Очерки истории города и района Омск. 1996.
5. Катанаев Г.Е. Историческая справка о том, когда и как построен город Омск. Омск 1916, 1996.
6. Колесников В.И. Омск. Памятники и памятные места Омска и области. Омск. 1987.
7. Кочедамов В.И. Омск. Как рос и строился город. Омск. 1960..
8. Омская область за 50 лет. (цифры и факты). Омск. 1985
9. Палашенков А.Ф. Основание Омска. Омск. 1944.
10. Страницы исторического прошлого Омска (19-нач.20 вв.) Краеведческий сборник. Омск. 1994.
11. 1000 знаменательных событий из истории Омска. 1716-1996. 2 изд., исправленное и дополненное. Омск. 1998.