СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Край, в котором я живу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Край, в котором я живу» направлена на изучение истории родного края. Для детей с 7 лет. Срок реализации - 4 года.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Край, в котором я живу»»

Управление образования администрации

Уренского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Устанская средняя общеобразовательная школа»






Принята

решением педсовета

протокол № ___от «___»_________20__г.






Утверждена

Приказом директора

№ ___ от «__» ________ 20__г.

_______________

(Н.Н. Кассирова)





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Край, в котором я живу»

Возраст детей: с 7 лет

Срок реализации: 4 года




Составитель:

педагог дополнительного образования,

учитель начальных классов

МБОУ «Устанская СОШ»

Плешакова Наталья Сергеевна




п.Уста

2015 год

Пояснительная записка

«Если бы в каждой области образовался свой

деятельный контингент местных патриотов,

одушевлённых желанием,

чтобы его область была цветущей...

лицо русской земли сделалось бы неузнаваемо».

Григорий Николаевич Потанин

Одним из важнейших условий развития общества, согласно ключевым требованиям новых Федеральных государственных образовательных стандартов, является воспитание граждан правового, демократического государства. В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны…». Именно в школе закладываются основные качества, и формируется модель Гражданина, и от того, насколько умело и грамотно будет выстроена система гражданского образования в учреждении, зависит поведение школьника в будущем.

Актуальность.

Благополучие государства и духовное состояние общества зависит от того, насколько сильно привиты подрастающему поколению чувства любви и уважения к своей семье, народу, родине, чувство ответственности перед будущим. Именно эти цели и задачи решаются и в образовательных организациях, и в семье обучающегося. Но в условиях современного общества зачастую происходит подмена настоящих духовных ценностей фальшивыми и ложными. Ситуация усугубляется отсутствием цензуры в средствах массовой информации и Интернете, пропагандой жестокости, насилия и праздного образа жизни. Это является причиной того, что ценностная ориентация детей искажается: нравственные и гражданские идеалы вытесняются материальными, накопительными, корыстными. Поэтому, на современном этапе развития общества проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания и формирования подрастающего поколения особо актуальны. Нельзя быть достойным гражданином своего Отечества, не зная истории, культуры, духовных основ своего народа. Чтобы воспитать человека, который уважает свою страну, её историю, испытывает гордость  за свою Родину и героические свершения своего народа, необходимо  прививать любовь к малой родине с самого детства.

Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своей страны и народа, формирования навыков бережного отношения к природе родного края.

В начальной школе историко-краеведческая деятельность проходит в рамках изучения предмета «Окружающий мир». Но практика работы, беседы с учителями и учащимися свидетельствуют о том, что не в полной мере удовлетворяются интересы учащихся в данном направлении. Дети хотели бы больше узнать о прошлом и настоящем родного края, стать продолжателями его исторических и культурных традиций. С введением ФГОС появилась возможность реализовать данные интересы детей и запросы родителей во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки образовательной программы «Край, в котором я живу» социально-педагогической направленности с элементами туристско-краеведческой деятельности.

Вид программымодифицированная. При разработке программы учитывались существующие программы по краеведению: авторская программа учителя истории Шариповой Елены Петровны «Историческое краеведение» http://nsportal.ru/blog/shkola/istoriya/all/2012/03/20/avtorskaya-programma-po-kraevedeniyu, авторская программа учителя начальной школы Толстиковой Людмилы Александровны «Юный краевед» http://school31-perm.narod.ru, модифицированная программа педагога дополнительного образования Пьянченко Натальи Викторовны «Люби и знай свой край» http://nsportal.runsportal.ru/sites/default/files/2013/10/16/programmalyubiiznaysvoykray.dok.

Основное отличие данной программы от уже существующих состоит в том, что она направлена на ознакомление и изучение культурных традиций и природного наследия нашей малой родины (Уренского района Нижегородской области и п. Уста), которые имеют непосредственное влияние на формирование духовных ценностей и жизненной позиции ребёнка.

Историко-краеведческая деятельность является одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на становление личности младшего школьника. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств, способствуют воспитанию патриотических чувств, формированию экологических навыков поведения школьника. Краеведение как предмет изучается в среднем звене общеобразовательной школы. Дополнительные общеобразовательные программы данной направленности в нашей школе реализуются также только с 5 класса. Но очень важно начать эту работу как можно раньше. Поэтому дополнительная общеобразовательная программа «Край, в котором я живу» разработана для учащихся с 7 лет. Так же необходимо показать и доказать детям, что их малая родина уникальна не на абстрактных примерах и идеалах, а на примерах из жизни родителей, земляков, односельчан, событиях из истории своей школы, посёлка, района. Именно в этом содержится новизна программы.

Безусловно, краеведение способствует проявлению лучших качеств ребёнка: доброты, отзывчивости, милосердия, стремление делать что-то хорошее для других. Более ста лет назад замечательный сибирский учёный и общественный деятель Григорий Николаевич Потанин сказал: «Если бы в каждой области образовался свой деятельный контингент местных патриотов, одушевлённых желанием, чтобы его область была цветущей... лицо русской земли сделалось бы неузнаваемо».
Поэтому, главное назначение программы состоит в том, чтобы создать условия для воспитания у детей любви к Отечеству, своему народу, его языку и традициям, духовным ценностям и природе, уважительного отношения к другим народам и их национальным культурам, способствовать самореализации и социализации младших школьников на уровне своего поселка и района.

В основе программы лежит представление о том, что человек, живущий в современном мире и готовый к самореализации в социальной сфере, это:

  • Ученик, воспитанник школы, знакомый с историей своей школы, развивающий её традиции;

  • Член детского коллектива, владеющий культурой межличностных отношений, построенных на интересах коллектива, готовый защищать и реализовывать свои права в среде сверстников, способный к проявлению милосердия по отношению к другим людям;

  • Житель своего посёлка, с любовью относящийся к своей малой родине, прилагающий силы к её развитию и процветанию:

  • Семьянин, носитель, хранитель и создатель семейных традиций, готовый выступить в роли продолжателя рода;

  • Россиянин, гражданин своего Отечества, уважающий его законы, познающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую мировую культуру, не теряя национальной самобытности.





Цель программы: обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания учащихся.

Задачи программы:

Образовательные:

- формировать представления о природном и историческом прошлом и настоящем поселка, о личностях, оставивших заметный след в истории посёлка, и их вкладе в историко-культурное наследие региона; 

- способствовать расширенному поиску информации с использованием ресурсов архива, библиотек и Интернета;

Развивающие:

- формировать навыки исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения краеведческого материала;

- развивать воображение и эмоции в процессе исторической реконструкции местных сюжетов;

- формировать и развивать творческие способности обучающихся;

- формировать положительную мотивацию к участию в общественно-полезной деятельности по благоустройству родного посёлка;

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство патриотизма;

- воспитывать уважение к национальным традициям своего народа, семьи;

-воспитывать культуру общения, бережное отношение к духовным и природным богатствам своего края;

Обучающиеся на занятиях кружка получают знания и умения посредством активной познавательной мотивации и творческой деятельности.

Этапы реализации программы:

Представленная программа кружка «Край, в котором я живу» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа будет реализовываться в течение четырёх лет. (1-4 класс)

1 модуль: «Уста – моя малая родина»

Дети изучают название и местоположение основных улиц, знакомятся с достопримечательностями и памятными местами, гербом и гимном п. Уста, предприятиями и организациями, находящимися на территории посёлка. Знакомятся с богатством растительного и животного мира.


2 модуль: «История родного посёлка»

На этом этапе дети узнают историю возникновения посёлка, историю названия улиц, знакомятся с занятиями местных жителей и жителей близлежащих деревень, а также людьми, которые своим трудом, своим творчеством делают родной край красивее, добрее и лучше, изучают быт и названия предметов старинной утвари.

3 модуль: «История родного края»

На третьем году обучения дети знакомятся с историей родного Урень-края, изучают народные праздники, обычаи и традиции своего народа, получают представление о жизни людей на данной территории 100-200 лет назад. Изучают свой род и составляют генеалогическое древо.

4 модуль: «Я - гражданин»

Дети знакомятся с органами местного самоуправления, с правами и обязанностями граждан, пробуют свои силы в написании и реализации краткосрочных социальных проектов, направленных на благоустройство родного посёлка.

Условия реализации программы:

Программа ориентирована на учащихся 7-10 лет (1-4 классы).

Режим организации занятий:

Занятия проходят один раз в неделю. Продолжительность занятий составляет:1 класс – 35 мин., 2-4 класс – 45 мин. во внеурочное время с учетом перерыва после уроков. За год - 36 часов. За весь срок обучения – 144 часа.

Формы проведения учебных занятий:

  • экскурсии;

  • встречи с интересными людьми;

  • прогулки;

  • праздники;

  • наблюдения;

  • викторины;

  • ролевые игры;

  • проектирование и исследования;

  • выставки;

  • соревнования;

  • конкурсы;

  • просмотр презентаций и видеофильмов;

  • беседы и др.


Ожидаемые результаты:

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с различными культурными и историческими источниками.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием художественной и справочной литературы, ресурсов Интернет;

  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выделять существенную информацию из справочников, энциклопедий и периодической печати;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

  • строить понятные для слушателей высказывания;

  • задавать вопросы;




Учебный план

Разделы программы

Года обучения

Общее кол-во часов

1

2

3

4


Я и моё окружение.

12




12

Мой дом за окном.

10




10

Знакомство с родным посёлком

14




14


итого

36





История возникновения посёлка Уста.


8



8

Занятия местных жителей.


16



16

«Я выйду на Октябрьскую, сверну я на Беляева, на улице Гагарина я в небо погляжу…»


2



2

Посёлок во времена ВОВ


8



8



итого

36




Предания старины глубокой…



8


8

Чудеса Урень-края



1


1

Страницы истории



3


3

Традиции, праздники, обычаи моего края



15


15

Моя семья - моё богатство



7


7




итого

36



Я - гражданин!




12

12

Я - гражданин РФ!




11

11

Я - гражданин своей малой родины!




13

13





итого

36

итого

144 часа




Система отслеживания результатов:

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда, создает хороший психологический климат в коллективе.

Предварительная диагностика: В начале учебного года с обучающимися проводится вводная диагностика, позволяющая выявить уровень знаний каждого ребёнка о своей малой родине. Для этого проводится анкетирование «Что я знаю о своем посёлке?», дети отвечают на вопрос «Для чего нужен предмет краеведение?».

Текущий контроль: Проходит в течение всего учебного года с целью выявления прочности полученных знаний на различных этапах прохождения материала. Результаты работы учитель определяет по активности детей при ответах на вопросы викторин, при общении с детьми и их родителями.

Промежуточная аттестация: (ПА) Проводится после изучения крупных разделов с целью выявления уровня знаний и умений обучающихся по изученным темам и откорректировать ошибки и пробелы в знаниях. Аттестация организуется в форме творческих заданий, викторин, познавательных игр, выставок творческих работ.

Итоговый контроль: (ИК) Проводится с целью подведения итога работы за год и перспективы на будущее. По окончанию каждого учебного года проводится диагностика образовательных достижений, где определяется уровень освоения данной программы (низкий, средний, высокий).

Итоговая аттестация: (ИА) Проводится по окончанию обучения по дополнительной образовательной программе, после прохождения которой обучающимся выдаётся сертификат об окончании курса «Край, в котором я живу».



Формы подведения итогов:

  • по итогам изучения каждой темы предусматривается подведение итогов в форме викторин, праздников, познавательных игр.

  • оформление выставок творческих работ (рисунков, поделок, фотографий);

  • участие в конкурсах по краеведению;

  • открытые занятия;

  • составление и реализация социальных проектов;

  • накопление фотоматериала;

  • составление альбома с творчеством детей (сочинений, стихов, загадок) о малой родине.


Календарный учебный график

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Край, в котором я живу»

Год обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Всего учебных недель\часов

Всего часов по программе


01.09-05.09

08.09.-12.09.

15.09.-19.09.

22.09.-26.09.

29.09.-03.10.

06.10.-10.10

13.10-17.10.

20.10-24.10

27.10-31.10.

03.11-07.11

10.11-14.11

17.11-21.11

24.11-28.11.

01.12.-05.12

08.12.-12.12

15.12-19.12

22.12-26.12

29.12-02.01

05.01-09.01

12.01-16.01

19.01-23.01

26.01-30.01

02.02-06.02

09.02-13.02

16.02-20.02

23.02-27.02

02.03.-06.03

09.03-13.03

16.03-20.03

23.03-27.03

30.03-03.04

06.04-10.04

13.04-17.04

20.04-24.04

27.04-30.04

04.05-08.05

11.05-15.05

18.05-22.05

25.05-29.05

















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52


Теория

Практика

1 год

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К

К

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К














36\144

14,5

21,5

2 год

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К

К

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К














36\44

20,5

15,5

3 год

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К

К

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К














36\144

19,5

16,5

4 год

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К

К

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

К














36\144

16,5

17,5


Занятия проходят 1 раз в неделю. За учебный год – 36 часов. Всего за период обучения – 144 часа. «К»- каникулы.

В зимние каникулы занятия не проводятся.

Рабочая программа

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, о достопримечательностях посёлка Уста, о богатстве растительного и животного мира, воспитание любви к родному дому, семье, школе, посёлку, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности посёлка). Содержание содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых.

1 год обучения.

Учебно-тематический план:

п/п

Название тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Я и моё окружение.

12



1.1.

Введение. Что такое краеведение.

1

1

-

1.2.-1.3.

Я и моё окружение. Семья. Соседи.

2

1

1

1.4.-1.5.

Я и моё окружение. Друзья. Одноклассники.

2

1

1

1.6.-1.11.

Растительный и животный мир малой родины.

6

4

2

1.12.

ПА Познавательная игра «Мой окружающий мир»

1

-

1

2.

Мой дом за окном.

10



2.1.

Дом, в котором я живу (свой дом)

1

0,5

0,5

2.2.

Дом, в котором я живу (посёлок, главная улица)

1

0,5

0,5

2.3.

Дом, в котором я живу (виртуальная экскурсия по посёлку)

1

-

1

2.4.-2.6.

Любимые места в посёлке


3

0,5

2,5

2.7.-2.9.

Улицы.

Названия улиц.

3

1

2

2.10.

ПА Игра «Где эта улица? Где этот дом?» (заочное путешествие по посёлку)

1

-

1

3.

Знакомство с родным посёлком

14



3.1.-3.7.

Достопримечательности. Что это такое? Школа в п. Уста. Памятные места.

7

3


4

3.8.-3.12.

Предприятия. Место работы родителей.

5

2

3






3.13.

ПА Викторина «День Всезнаек»

1

-

1






3.14.

ИК Конкурс творческих работ на тему «Моя малая родина - п. Уста»

1

-

1








36 часов

14,5 часа

21,5 часа









Содержание первого года обучения:

1 раздел «Я и моё окружение» (10 часов)

Тема: Введение. Что такое краеведение.(1 час)

Задачи: - Познакомить детей с понятием «Краеведение»,

- Обратить внимание детей на важность знания природы,культуры и истории своей родины.

Теория: Понятие «Родина», «Малая родина», «Краеведение».

Практика: Работа над осмыслением понятий, проведение входной диагностики.

Тема: Я и моё окружение. Семья. Соседи. Друзья. Одноклассники. (4 часа)

Задачи: - показать значимость ближайшего окружения человека на его жизнь.

- воспитывать любовь, уважение и дружеское отношение к членам семьи и знакомым.

Теория: Понятия «Семья», «Соседи», «Друзья», «Одноклассники», «Дружба», «Взаимовыручка», «Любовь», «Добрые отношения».

Практика: Знакомство с понятиями. Беседа о важности семьи и добрососедских отношений в жизни человека. Разыгрывание и анализ различных ситуаций с использованием изученных понятий.

Тема: Растительный и животный мир малой родины. (6 часов)

Задачи: - познакомить детей с растительным и животным миром Уренскогокрая.

- учить бережному отношению к природе.

- воспитывать любовь к родному краю через познание особенностей растительного и животного мира.

Теория: материал о растениях и животных, обитающих на территории Уренского края, правила поведения в природе.

Практика: Сравнение растительного и животного мира Уренского края с флорой и фауной других районов (северных и южных), выявление особенностей. Составление правил поведения в природе. Разыгрывание различных ситуаций по теме охраны природы.

Тема: ПА Познавательная игра «Мой окружающий мир» (1 час)

Задачи: - выявить уровень полученных знаний по разделу.

- развивать интерес к изучению родного края.

Практика: Ответы на вопросы и выполнение заданий в ходе игры на тему «Я и моё окружение».


2 раздел «Мой дом за окном» (10 часов)

Тема: Дом, в котором я живу (3 часа)

Задачи: - дать понятие «дом» во всём его многообразии.

- учить относиться бережно ко всему, что находится не только на территории своего дома, но и за ней.

- воспитывать любовь к родному посёлку через понимание детьми смысла слова «дом»

Теория: понятие «Дом», значение дома для человека. Необходимость созидательного отношения к своему «дому». Откуда берётся и куда девается мусор. Зелёные насаждения в посёлке.

Практика: проектирование (рисунок) дома своей мечты. Работа по составлению правил поведения в своём доме и в посёлке. Сравнение этих правил.

Тема: Любимые места в посёлке. (3 часа)

Задачи:- учить видеть красоту и оригинальность родных мест.

- воспитывать любовь к родному посёлку.

Теория: определение критериев, по которым можно определить всеми любимые места в посёлке.

Практика: составление списка любимых мест в посёлке. Выявление «общелюбимых». Викторина «Моя Уста всем хороша!»

Тема: Улицы. Названия улиц. (3 часа)

Задачи: - познакомить с многообразием улиц посёлка.

- учить ориентироваться в посёлке.

Теория: материал о количестве улиц в посёлке и их названиях. Главная улица, её особенности.

Практика: Рассматривание улиц посёлка по картам Google, определение главной улицы. Экскурсия по главной улице.

Тема: ПА Игра «Где эта улица? Где этот дом?» (заочное путешествие по посёлку) (1 час)

Задачи: - закрепить знания детей об особенностях улиц посёлка.

Практика: - разгадывание и составление загадок об улицах и приметных зданиях посёлка.


3 раздел «Знакомство с родным посёлком» (14 часов)

Тема: Достопримечательности. Что это такое? Школа в п. Уста. Памятные места.(7 часов)

Задачи: - дать понятие «достопримечательности»,

- учить выявлять достопримечательности родного посёлка,

- воспитывать чувство патриотизма.

Теория: понятие «достопримечательности», «памятные места», достопримечательности родного посёлка.

Практика: составление списка достопримечательностей, ознакомление с историей школы в п. Уста, определение туристического маршрута для ознакомления с достопримечательностями посёлка, экскурсия по посёлку.

Тема: Предприятия. Место работы родителей. (5 часов)

Задачи: - расширить кругозор детей через ознакомление с деятельностью предприятий посёлка.

Теория: беседа о месте работы родителей, выявление базовых знаний детей о деятельности некоторых предприятий посёлка.

Практика: экскурсии на предприятия посёлка.

Тема: ПА Викторина «День Всезнаек» (1 час)

Задача: - обобщить и закрепить знания детей по изученным за год темам.

Практика: ответы на вопросы викторины, зарабатывание жетонов за правильные ответы, определение чемпиона с присвоением ему звания «Всезнайка- патриот».

Тема: ИК Конкурс творческих работ на тему «Моя малая родина - п. Уста» (1 час)

Задача: - развивать наблюдательность, фантазию и творческие способности детей.

Практика: изготовление творческих работ (поделок, макетов и рисунков) по данной теме, оформление выставки.


Ожидаемые результаты по итогам первого года обучения:

На конец первого года обучения дети должны знать:

  • название и местоположение основных улиц,

  • предприятия посёлка,

  • особенности растительного и животного мира родного посёлка.


На конец первого года обучения дети должны уметь:

  • рассказать о достопримечательностях и памятных местах посёлка,

  • рассказать о некоторых представителях растительного и животного мира, обитающих в лесах Уренского района,

  • описать подробно герб своего посёлка.


Программа второго года обучения предполагает ознакомление с историей возникновения посёлка Уста, с особенностями быта людей, проживающих на территории посёлка в то время. Содержание содействует развитию интереса к истории как науке, развитию воображения, формированию гордости за творческие достижения односельчан-умельцев.

2 год обучения.

Учебно-тематический план:

п.п.

Название тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

История возникновения посёлка Уста.

8



1.1.

Тайны лесов поветлужья.

1

1

-

1.2.

Первое поселение.

1

1

-

1.3.

Исторический этап. Конный обоз.

1

0,5

0,5

1.4.

Станция Уста.

1

1

-

1.5.-1.7.

Посёлок Уста. В прошлом и настоящем.

3

0,5

2,5

1.8.

ПА Игра «Поле чудес»

1

-

1

2.

Занятия местных жителей.

16



2.1.

Занятия местных жителей.

1

-

1

2.2.-2.5.

Изба старинного быта. Швейка, кожух, светец, мукосейка…

4

3

1

2.6.

«В гостях у пра-пра-пра-пра-бабушки» (рассказ, демонстрация приготовления и дегустация некоторых блюд русской кухни- тюря, блины, каша)

1

0,5

0,5

2.7.-2.11.

И в нашей глуши есть свои «левши»! (знакомство с творчеством односельчан-умельцев)

5

4

1

2.12.-2.15

Славься, моя малая родина! (знакомство с жизнью и творчеством людей, прославивших наш посёлок)

4

3

1

2.16.

ПА Презентация оригинальных поделок «Город мастеров»

1

-

1

3.

«Я выйду на Октябрьскую, сверну я на Беляева, на улице Гагарина я в небо погляжу…»

2



3.1.-3.2.

История названия улиц посёлка.

2

1

1

4.

Посёлок во времена Великой Отечественной войны

10



4.1.-4.7.

Защитники. Молодость и мужество.

7

4

3

4.8.-4.9.

Милосердие русского народа.

2

1

1

4.10.

ПА+ИК Заключительное занятие. Игра «Кафе»

1

-

1



36 часов


20,5 часов

15,5 часов


Содержание программы второго года обучения:

1 раздел: История возникновения посёлка Уста. (9 часов)

Тема: Тайны лесов Поветлужья. (1 час)

Задача: - познакомить детей с историческим фактом заселения этих мест.

Теория: дать понятия «гонение», «староверы», «Красноярский скит».

Тема: Первое поселение.(1 час)

Задача: - познакомить детей с историческим фактом возникновения первого поселения на территории будущего посёлка Уста.

Теория: материал о первых поселенцах. Дать понятие «починок»

Тема: Исторический этап. Конный обоз. (1 час)

Задача: - познакомить детей с историческим фактом существования на данной территории в начале 20 века конного обоза.

Теория: дать понятие «конный обоз», материал о деятельности людей, поселившихся по долгу службы на территории конного обоза.

Практика: рисование по представлению иллюстраций к рассказу учителя.

Тема: Станция Уста. (1 час)

Задача: - познакомить детей с историей образования железнодорожной станции.

Теория: рассказ о необходимости строительства станции, о первом назначении станции Уста.

Тема: Посёлок Уста. В прошлом и настоящем. (3 часа)

Задача: - показать взаимосвязь прошлого и настоящего п.Уста,

- воспитывать чувство патриотизма через анализ деятельности предыдущих поколений.

Теория: сравнение уровня жизни в прошлом и настоящем,

Практика: экскурсия по посёлку с целью оценить достижения предыдущих поколений односельчан.

Тема: ПА Игра «Поле чудес»(1 час)

Задача: - обобщить знания детей по истории возникновения п.Уста.

Практика: проведение игры.


2 раздел: Занятия местных жителей. (16 часов)

Тема: Занятия местных жителей.(1 час)

Задача: - учить строить причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.

Теория: дать понятия «местный житель», «ремесло».

Практика: составление детьми списка занятий местных жителей, основываясь на местоположении посёлка (близость реки, лесной массив, поля и т.д.)

Тема: Изба старинного быта. Швейка, кожух, светец, мукосейка … (4 часа)

Задача: - познакомить детей с названиями предметов старинной утвари,

- расширить словарный запас детей,

- развивать интерес к изучению прошлого.

Теория: дать понятие «утварь». Познакомить с предметами старинной кухонной утвари в ходе театрализованных представлений.

Практика: составление кроссвордов, загадок, стишков о предметах старинной кухонной утвари.

Тема: «В гостях у пра-пра-пра-пра-бабушки» (рассказ, демонстрация приготовления и дегустация некоторых блюд русской кухни- тюря, блины, каша) (1 час)

Задача: - познакомить детей с некоторыми блюдами старинной русской кухни,

Теория: рассказ об особенностях старинной русской кухни.

Практика: приготовление некоторых блюд, дегустация.

Тема: И в нашей глуши есть свои «левши»! (знакомство с творчеством односельчан-умельцев) (5 часов)

Задача: - познакомить с творчеством односельчан-умельцев,

- воспитывать трудолюбие,

- развивать интерес к изготовлению поделок своими руками.

Теория: презентация и рассказ об односельчанах- умельцах,

Практика: приглашение в класс и беседа с мастерами, экскурсия к мастерам, рассматривание поделок.

Тема: Славься, моя малая родина! (знакомство с жизнью и творчеством людей, прославивших наш посёлок) (4 часа)

Задача: - познакомить с жизнью и творчеством односельчан, прославивших наш посёлок.

Теория: чтение стихов о родном посёлке, сказок, сочинённых односельчанами. (Сказкиным М.А. и Малышевым Н.И.)

Практика: «Проба пера». Написание рассказов, стишков, сказок о родном посёлке.

Тема: ПА Презентация оригинальных поделок «Город мастеров» (1 час)

Задача:- развивать творческое мышление, интерес к «рукотворчеству»

Практика: изготовление оригинальных авторских поделок и оформление выставки.


3 раздел: «Я выйду на Октябрьскую, сверну я на Беляева, на улице Гагарина я в небо погляжу…» (2 часа)

Тема: История названия улиц посёлка.(2 часа)

Задача: - познакомить с историей названия некоторых улиц посёлка,

- развивать интерес к истории, как науке.

Теория: материал о причинах присвоения улицам того или иного названия.

Практика: игра «Уличное сражение»


4 раздел: Посёлок во времена Великой Отечечтвенной войны(10 часов)

Тема: Защитники. Молодость и мужество.(7 часов)

Задача: - воспитывать гордость за односельчан-героев, сражавшихся и погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

- воспитывать уважение к пожилым людям.

- развивать интерес к изучению истории.

Теория: кто они такие - защитники? Понятие «мужество».

Практика: рассказ об односельчанах-героях, приглашение в класс ветеранов ВОВ и беседа о их жизни, изготовление подарков, написание писем ветеранам, оказание посильной помощи людям, пережившим ВОВ.

Тема: Милосердие русского народа.(2 часа)

Задача: - познакомить с историческим фактом существования во времена Великой Отечественной войны на территории п. Уста госпиталя для пленных немцев.

Теория: понятия «госпиталь», «милосердие», «благородство», «человечность».

Практика: экскурсия по посёлку, обсуждение вопроса о госпитале для пленных немцев, написание отзыва на данную тему.

Тема: ПА+ ИК Заключительное занятие. Игра «Кафе» (1 час)

Задача: обобщить и закрепить знания детей, полученные за второй год обучения, по программе кружка.

Практика: игра «Кафе» (заказ «блюд» с вопросами, ответы на вопросы, выполнение заданий)


Ожидаемые результаты по итогам второго года обучения:

На конец второго года обучения дети должны знать:

  • природу, историю, культуру своего посёлка,

  • основные моменты из истории возникновения посёлка,

  • как зависит современная жизнь в посёлке от прошлого,

  • значение настоящей деятельности людей как непременное условие  достижений будущего,

  • название некоторых предметов старинной утвари.

  • о людях, прославивших родной посёлок и о тех односельчанах, которые своим трудом, своим творчеством делают наш посёлок красивее и лучше.

На конец второго года обучения дети должны уметь:                     

  • называть исторически сложившиеся занятия местных жителей.

  • рассказать, чем конкретно прославили свой посёлок некоторые односельчане.


Программа третьего года обучения предполагает ознакомление с основными моментами истории Урень-края, с народными праздниками, празднуемыми на территории Уренского района. Также дети узнают, как правильно строить генеалогическое древо своей семьи. Содержание содействует развитию интереса к истории как науке, развитию воображения, формированию гордости за причастность к родному Уренскому краю.

3 год обучения.

Учебно-тематический план:

п.п.

Название тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Предания старины глубокой…

8



1.1.

Первые поселенцы.

1

1

-

1.2.-1.3.

Село Трёхсвятское. Урень. Занятия людей.

2

1

1

1.4.-1.5.

Указ Екатерины (экскурсия в краеведческий музей)

2

1

1

1.6.

«Сказ о том, как в старину жили, и как на ярмарку ходили»

1

1

-

1.7.

«Коли ремесло в руках, так и ноги в сапогах» (экскурсия в Уренский Дом ремёсел)

1

1

-

1.8.

ПА Игра «Ярмарка»

1

0,5

0,5

2.

Чудеса Урень-края

3



2.1.

Достопримечательности Урень-края

3

2

1

3.

Страницы истории.

3



3.1.

Восстание. Пожар.

1

1

-

3.2.

Мельников-Печёрский, Пришвин и др. об Урень-крае.

1

0,5

0,5

3.3.

«Ах, синема…!»

1

0,5

0,5

4.

Традиции, праздники, обычаи моего края.

15



4.1.

Традиции и обычаи.

1

1

-

4.2.-4.3.

Новый год и Рождество.

2

1

1

4.4.-4.5.

Колядки и Крещение.

2

1

1

4.6.-4.8.

Масленичная неделя. Масленица.

3

1

2

4.9.

Праздник «Масленица»

1

-

1

4.10.-4.11.

Пасха.

2

1

1

4.12.-4.13.

Народные праздники(Иванов день, Егорьев день, Ильин день и т.д.).

2

1

1

4.14.

Народные игры.

1

0,5

0,5

4.15.

ПА Игра по станциям. Традиции, праздники, обычаи моего края.

1

-

1

5.

Моя семья- моё богатство.

7



5.1.

Моя семья. Моя родословная.

2

1

1

5.2.

Памятные даты моей семьи.

1

1


5.3.

Генеалогическое древо моей семьи.

3

1

2

5.4.

ПА+ ИК Семейный праздник «Семейный архив. Путешествие в прошлое» (презентация генеалогических дерев, демонстрация фото из семейного архива, ответы на вопросы викторины)

1


1



36 часов

19,5 часов

16,5 часов


Содержание программы третьего года обучения:

1 раздел: «Преданья старины глубокой» (8 часов)

Тема: Первые поселенцы. (1 час)

Задача: - развивать воображение и мышление,

- познакомить с информацией о первых поселенцах.

Теория: материал о первых поселенцах на территории будущего Уренского района.

Тема: Село Трёхсвятское. Урень. Занятия людей.(2 часа)

Задача: - развивать интерес к историческому прошлому своей малой родины.

Теория: понятие «волость», материал об образовании Уренского района.

Практика: просмотр и обсуждение презентации о г. Урень.

Тема: Указ Екатерины. (экскурсия в краеведческий музей)(2 часа)

Задача:- развивать интерес к историческому прошлому своей малой родины.

- познакомить с историей организации ярмарок в Урене.

Теория: материал экскурсии.

Практика: рисование иллюстраций о ярмарке по представлению, оформление выставки.

Тема: «Сказ о том, как в старину жили, и как на ярмарку ходили» (1 час)

Задача: - познакомить с информацией об участии жителей из близлежащих деревень в Уренских зимних ярмарках.

Теория: слушание чтения учителя «Сказ о том, как в старину жили, и как на ярмарку ходили»

Тема: «Коли ремесло в руках, так и ноги в сапогах»(экскурсия в Уренский Дом ремёсел) (1 час)

Задача:- познакомить с традиционными ремёслами Урень-края,

- воспитывать трудолюбие.

Теория: понятие «ремесло», материал экскурсии.

Тема: Игра «Ярмарка» (1 час)

Задача: - развивать интерес к изучению родного края через инсценировку ярмарки.

Теория: условия игры, распределение ролей.

Практика: инсценировка ярмарки.


2 раздел: Чудеса Урень-края (3 часа)

Тема: Достопримечательности Урень-края (1 час)

Задача: - расширить кругозор детей,

- воспитывать любовь и гордость за свой край.

Теория: материал о достопримечательностях Урень-края.


3 раздел: Страницы истории. (3 часа)

Темы: Восстание. Пожар.

Мельников-Печёрский, Пришвин и др. об Урень- крае.

«Ах, синема…!» (3 часа)

Задача: - познакомить с некоторыми фактами истории Уренского района.

- расширить кругозор.

Теория: материал по темам.

Практика: слушание отрывков произведений Мельникова-Печёрского об Уренском крае, просмотр отрывков кинофильма «Возвращение Василия Бортникова», снятого в Урене.


4 раздел: Традиции, праздники и обычаи моего края.(15 часов)

Тема: Традиции и обычаи.(1час)

Задача: - познакомить с понятиями «традиция» и «обычаи», их общими чертами и различиями.

Теория: понятия «традиция», «обычай». Рассмотреть данные понятия на конкретных примерах.

Темы: Новый год и Рождество. (2часа),

Колядки и Крещение. (2 часа),

Масленичная неделя. Масленица. (3 часа)

Задача: - закрепить имеющиеся знания и познакомить с языческими и христианскими обрядовыми праздниками.

- расширить кругозор детей.

Теория: материал о Рождестве Христовом и Крещении Господнем как о церковных праздниках, Новый год-история празднования на Руси, Колядки и Масленица рассмотреть как языческие праздники.

Практика: подбор информации о праздниках, составление вопросов викторины по теме, репетиции к празднику «Масленица».

Тема: Праздник «Масленица» (1 час)

Задача: - воспитывать уважение к традициям русского народа.

- воспитывать внимательное отношение к родственникам.

- развивать артистические способности детей.

- расширить кругозор.

Практика: праздник «Масленица», в ходе которого будут оговариваться традиции празднования масленицы в нашем крае, в исполнении детей и родителей будут исполнены песни, частушки и стихи.

Тема: Пасха. (1 час)

Задача:- воспитывать уважение к традициям русского народа.

Теория: материал о Пасхе как о церковном празднике, почему принято дарить красные яйца? Что в празднике Пасхи особенного?

Практика: изготовление подарков для родственников на праздник Пасхи.

Тема: Народные праздники (Иванов день, Егорьев день, Ильин день и т.д.)(2 часа)

Задача:- познакомить с некоторыми народными праздниками и особенностями их празднования.

Теория: материал о праздниках и о том, как их праздновали раньше.

Практика: разучивание хороводных песен, игр, знакомство с особенностями праздников.

Тема: Народные игры. (1 час)

Задача: - разучить несколько народных игр,

- научить детей играть в них самостоятельно.

Теория: материал о играх и о правилах игры.

Практика: разучивание игр «Филин и пташки», «Горелки», «Пятнашки», «Ляпка», «Малечина»

Тема: ПА Игра по станциям. Традиции, праздники, обычаи моего края. (1 час)

Задача: - воспитывать уважение к традициям своего края.

- учить ориентироваться в особенностях традиционных праздников своего края.

Практика: проведение игры.


5 раздел: Моя семья – моё богатство. (7 часов)

Тема: Моя семья. Моя родословная. (2 часа)

Задача: - воспитывать любовь и бережное отношение к своим близким.

- воспитывать желание знать свою родословную.

- воспитывать гордость за причастность своей семье.

Теория: понятия «семья», «родословная»

Практика: составление детьми своей родословной.

Тема: Памятные даты моей семьи.(1 час)

Задача: - воспитывать внимательное отношение к своим родным.

Теория: понятие «памятные даты», для чего нужно знать памятные даты своей семьи.

Тема: Генеалогическое древо моей семьи.(3 часа)

Задача: - учить составлять генеалогическое древо своей семьи.

Теория: понятие «генеалогическое древо», для чего составляют генеалогические деревья.

Практика: на основе полученных знаний дети (с родителями) составляют генеалогическое древо своей семьи.

Тема: ПА+ИК Семейный праздник «Семейный архив. Путешествие в прошлое.» (1 час)

Задача: - воспитывать любовь к членам семьи и близким людям.

- учить детей тому, что необходимо знать свою родословную.

Практика: презентация генеалогических дерев, демонстрация фото из семейного архива с перечислением всех многочисленных родственников. Особый приз той семье, на чьей фотографии из семейного альбома запечатлено больше всех родственников и о каждом участники смогли рассказать что-либо. Ответы на вопросы викторины по истории Урень-края.


Ожидаемые результаты по итогам третьего года обучения:

На конец третьего года обучения дети должны знать:

  • основные моменты из истории Урень-края,

  • народные праздники

  • способы изображения родословных корней, генеалогического древа;

  • историю создания своей семьи;

  • памятные даты своих близких;

На конец третьего года обучения дети должны уметь:                     

  • находить, оценивать, отбирать, беречь в семейном архиве наиболее ценные для последующих поколений материалы; 

  • самостоятельно играть в народные игры,

  • соблюдать традиции и обычаи своего народа.

Программа четвёртого года обучения направлена на воспитание гражданина своей малой родины. Предполагает ознакомление с правами и обязанностями граждан РФ. Также дети узнают, как правильно написать и оформить социальный проект, научатся самостоятельно реализовывать краткосрочные социальные проекты, направленные на благоустройство родного посёлка. Содержание программы способствует становлению гражданской позиции детей, формированию гордости за причастность к родному Уренскому краю.

4 год обучения.

Учебно-тематический план:

п.п.

Название тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Я - гражданин!

12



1.1.- 1.2.

Гражданин. Кто это? Гражданская позиция.

2

1

1

1.3.- 1.5.

Права и обязанности граждан.

3

2

1

1.6.- 1.8.

Конституция. Закон и гражданин.

Занятие «Права человека.»

3

2

1

1.9.- 1.10.

ПА Ролевая игра «Выборы»

2

1

1

1.11.- 1.12.

Самоуправление. Что это? Органы местного самоуправления.

2

1

1

2.

Я- гражданин РФ!

11



2.1.- 2.3.

Государственные праздники.

3

2

1

2.4.- 2.5.

Многонациональное государство.

2

1

1

2.6.- 2.10.

Культура, традиции и обычаи некоторых народов, живущих на территории РФ.

5

3

2

2.11.

ПА Познавательная игра по станциям «Пазлы»

1

0,5

0,5

3.

Я - гражданин своей малой родины!

13



3.1.

Гражданин? Гражданин!

1

1

-

3.2.- 3.3.

Где родился, там и пригодился.

2

1

1

3.4.

Социальный проект. Что это такое?

1

1

-

3.5.- 3.7.

Учимся составлять социальный проект.

3

1

2

3.8.-3.9.

Составление собственного краткосрочного социального проекта.

2

1

1

3.10.

Работа по подготовке к реализации проекта.

1

-

1

3.11.- 3.12.

ПА Реализация проекта.

2

-

2

3.13.

ИК Заключительное занятие. Подведение итогов.

1

-

1



36 часов

18,5 часов

17,5 часов


Содержание программы четвёртого года обучения:

1 раздел: Я – гражданин! (12 часов)

Тема: Гражданин. Кто это? Гражданская позиция. (2 часа)

Задача: - познакомить со значением слова «гражданин»,

- воспитывать достойных граждан своей родины.

Теория: дать понятия «гражданин», «гражданская позиция». Кого можно назвать гражданином?

Практика: рассмотреть ситуации, в которых нужно определить гражданский это поступок или нет. Подбор детьми собственных примеров.

Тема: Права и обязанности граждан. (3 часа)

Задача: - познакомить с правами и обязанностями граждан.

- учить выполнять обязанности и отстаивать свои права.

Теория: понятия «права», «обязанности». Для чего нужно выполнять обязанности?

Практика: подбор примеров прав и обязанностей школьников.


Тема: Конституция. Закон и гражданин. Занятие «Права человека» (3 часа)

Задача: - познакомить с основным законом РФ.

- воспитывать законопослушных граждан.

- учить анализировать ситуацию и определять, нарушены ли права граждан.

Теория: понятия «конституция», «закон». Зачем нужна Конституция?

Практика: рассмотрение конкретных ситуаций на примерах сказочных героев.

Тема: ПА Ролевая игра «Выборы» (2 часа)

Задача: - рассмотреть на примере игры структуру и ход выборов.

- воспитывать достойного гражданина.

- повторить понятия «право», «обязанность»

Теория: понятия «выборы», «кандидат», «избиратель», «избирательная комиссия». Для чего нужны выборы?

Практика: заучивание слов по роли, репетиция, проведение игры.

Тема: Самоуправление. Что это? Органы местного самоуправления. (2 часа)

Задача: - познакомить с новым понятием,

- показать на практике работу органов местного самоуправления,

- расширить кругозор детей.

Теория: понятия «самоуправление», «органы местного самоуправления». Для чего нужны в посёлке органы местного самоуправления?

Практика: экскурсия в сельскую администрацию.


2 раздел: Я- гражданин РФ! (11 часов)

Тема: Государственные праздники. (3 часа)

Задача: - познакомить с многообразием и значимостью государственных праздников.

- воспитывать уважение к традициям своего государства.

- расширить кругозор детей.

Теория: материал о государственных праздниках «День защитника Отечества», «Международный женский день 8 марта», «Праздник весны и труда -1 мая», «День победы», «1 июня - день защиты детей», «12 июня- День России», «22 июня- день памяти и скорби», «4 ноября-День народного единства», «3 декабря- день памяти неизвестного солдата», «9 декабря-день героев Отечества», «12 декабря-день Конституции». www.vprazdnik.ru

Практика: Викторина по теме «Государственные праздники»

Тема: Многонациональное государство. (2 часа)

Задача: - познакомить с национальностями людей, проживающих на территории РФ.

- воспитывать толерантность, эмпатию.

- расширять кругозор.

Теория: понятия «многонациональный», «толерантность», «эмпатия». Как жить людям разных национальностей в одном государстве, по одним законам?

Практика: рассмотрение и анализ ситуаций по теме.

Тема: Культура, традиции и обычаи некоторых народов, живущих на территории РФ. (5 часов)

Задача: - расширять кругозор.

- развивать интерес к изучению культуры разных народов.

- воспитывать толерантность.

Теория: Люди разных национальностей: чем мы похожи, чем отличаемся? Взаимоуважение.

Практика: просмотр презентаций и видеофильмов о культуре, традициях и обычаях народов разных национальностей, проживающих на территории РФ.

Тема: ПА Познавательная игра по станциям «Пазлы» (1 час)

Задача: - воспитывать понимание того, что люди всех национальностей, населяющих Россию, единый народ.

- воспитывать толерантность.

- развивать артистические способности, логическое мышление.

Теория: правила игры по станциям «Пазлы»

Практика: ход игры.


3 раздел: Я- гражданин своей малой родины! (13 часов)

Тема: Гражданин? Гражданин! (1 час)

Задача: - учить быть достойным гражданином своей малой родины.

- воспитывать ответственности за свои поступки.

Теория: Кого можно считать настоящим гражданином своей малой родины?

Тема: Где родился, там и пригодился. (2 часа)

Задача: - воспитывать любовь и привязанность к своей малой родине.

Теория: смысл пословицы «Где родился, там и пригодился». Чем мы можем быть полезны для своего родного посёлка?

Практика: составление списка возможных дел по благоустройству посёлка, которые дети самостоятельно могут выполнить.

Тема: Социальный проект. Что это такое? (1 час)

Задача: - рассказать, что такое социальный проект и для чего он нужен.

- расширение кругозора.

- учить начатое дело доводить до конца.

Теория: понятия «социум», «проект». Для чего пишут социальные проекты?

Тема: Учимся составлять социальный проект. (3 часа)

Задача: - учить составлять социальный проект.

Практика: знакомство со структурой социального проекта и назначением каждого пункта.

Тема: Составление собственного краткосрочного социального проекта. Работа по подготовке к реализации проекта. (3 часа)

Задача: - закрепить на практике умение составлять социальный проект.

- воспитывать ответственное отношение к делу.

Практика: составление краткосрочного социального проекта, направленного на благоустройство родного посёлка.

Тема: ПА Реализация проекта. (2 часа)

Задача: - воспитывать трудолюбие.

- учить доводить начатое дело до конца.

- формировать сплочённый коллектив, способный на совместную деятельность.

Практика: реализация проекта.

Тема: ИА Заключительное занятие. Подведение итогов. (1 час)

Задача: - учить анализировать свою деятельность и строить планы на будущее с учётом ошибок.

- воспитывать потребность приносить людям радость и делать добрые дела.

Практика: проведение детьми анализа изученного материала и выполненной работы за год. Планирование дальнейшей деятельности по изучению родного края и благоустройству п. Уста.


Ожидаемые результаты по итогам четвёртого года обучения:

На конец четвёртого года обучения дети должны знать:

  • права и обязанности граждан,

  • органы местного самоуправления и их деятельность,

  • как реально можно проявить себя в благоустройстве своего посёлка,

  • как написать и реализовать краткосрочный социальный проект,

  • о культуре и обычаях некоторых малых народов, живущих на территории РФ.

На конец четвёртого года обучения дети должны уметь:                     

  • составить и реализовать краткосрочный социальный проект,

  • свободно использовать в речи изученные понятия и объяснять их смысл,

  • пользоваться полученными знаниями в образовательном процессе и применять практические навыки на практике.


Оценочные материалы

  • 1 год обучения.

1 раздел: Я и моё окружение.

Теоретические знания:

Низкий уровень - дети не могут объяснить значение изученных понятий, не используют эти понятия в речи;

Средний уровень - большинство понятий дети объясняют, но с ошибками, называют самых распространённых представителей флоры и фауны Уренского края;

Высокий уровень - дети свободно используют в речи изученные понятия и могут объяснить значение каждого из них, знают и могут перечислить названия многих растений и животных, обитающих в Уренском крае;

Практические умения:

Низкий уровень - затрудняются сделать выводы по теме, не могут перечислить названия растений и животных, обитающих на территории Уренского района,

не могут назвать отличия растительного и животного мира северных и южных районов;

Средний уровень - активно принимают участие в разыгрывании и анализе проблемных ситуаций, но допускают ошибки в рассуждениях, не всегда могут аргументированно доказать свою точку зрения;

Высокий уровень - активно принимают участие в разыгрывании и анализе проблемных ситуаций, могут сделать определённые выводы и отстоять свою точку зрения, стараются соблюдать правила поведения в природе.

2 раздел: Мой дом за окном.

Теоретические знания:

Низкий уровень - пассивны в ходе рассуждений,затрудняются ответить навопросы без помощи наводящих, не могут предложить свой вариант ответа;

Средний уровень - дают правильные ответы на наводящие вопросы, но не могут привести свои примеры, хорошо отвечают на вопросы викторины,

Высокий уровень - принимают активное участие в обсуждении понятий и проблемных вопросов, приводят свои примеры, предлагают варианты решения проблемных вопросов;

Практические умения:

Низкий уровень - испытывают затруднения в составлении правил поведения в посёлке, в определении отличий главной улицы от всех остальных, в отгадывании загадок об улицах и приметных зданиях посёлка;

Средний уровень - активны в ходе занятий, но допускают ошибки, неточности;

Высокий уровень - способны наиболее точно сформулировать правила поведения, критерии, из общего списка выделить главное, активно принимают участие в ответах на вопросы викторины и в составлении загадок.

3 раздел: Знакомство с родным посёлком

Теоретические знания:

Низкий уровень - затрудняются объяснить значение изученных понятий, не могут назвать половину предприятий посёлка, не знают, где работают родители и в чём заключаются их должностные обязанности;

Средний уровень - активны в ходе занятий, но допускают ошибки, неточности;

Высокий уровень - легко используют в речи изученные понятия, активны в ходе занятий, подробно могут рассказать о месте работы родителей и их должностных обязанностях;

Практические умения:

Низкий уровень - не используют в речи изученные понятия, на вопросы викторины отвечают с ошибками;

Средний уровень - используют в речи изученные понятия, отвечают на вопросы викторины, но допускают ошибки, неточности;

Высокий уровень - без затруднений могут составить маршрут небольшой экскурсии по посёлку, правильно отвечают на вопросы викторины, дополняют ответы одноклассников.

  • 2 год обучения.

1 раздел: История возникновения посёлка Уста.

Теоретические знания:

Низкий уровень - не могут выстроить цепочку исторических событий, происходящих на территории будущего п. Уста, испытывают затруднения в объяснении изученных понятий;

Средний уровень - в рассказе используют понятия и соблюдают хронологию, но допускают некоторые неточности;

Высокий уровень - могут подробно изложить свои мысли относительно поставленного вопроса, используют в ответе полученные на занятиях исторические понятия и сведения;

Практические умения:

Низкий уровень - не могут без наводящих вопросов ответить на вопросы викторины;

Средний уровень - точно передают в рисунке изученный материал, кратко отвечают на вопросы викторины;

Высокий уровень - без ошибок отвечают на вопросы викторины, используя полученные на занятиях знания.

2 раздел: Занятия местных жителей.

Теоретические знания:

Низкий уровень - затрудняются назвать некоторые предметы старинной утвари, не могут перечислить имена творческих односельчан;

Средний уровень - используют в речи изученные понятия, могут назвать имена некоторых творческих односельчан, знают особенности старинной русской кухни;

Высокий уровень - знают многие названия предметов старинной утвари, могут перечислить имена многих творческих односельчан и назвать их заслуги;

Практические умения:

Низкий уровень - затрудняются самостоятельно составить загадку, стих на заданную тему, не проявляют интерес к изготовлению поделок своими руками, пассивны при обсуждении;

Средний уровень - составляют загадки, стишки и кроссворды на заданную тему, достаточно активны на занятиях;

Высокий уровень - используют в речи изученные понятия, активны в выполнении творческих заданий, задают гостям самостоятельно сформулированные вопросы.

3 раздел: «Я выйду на Октябрьскую, сверну я на Беляева, на улице Гагарина я в небо погляжу…»

Теоретические знания:

Низкий уровень -испытывают затруднения при ответе на вопрос о истории названия некоторых улиц посёлка;

Средний уровень -могут подробно рассказать только о главной улице посёлка;

Высокий уровень - могут подробно рассказать о причинах присвоения улицам того или иного названия;

Практические умения:

Низкий уровень - пассивны в ходе игры, затрудняются отвечать на вопросы;

Средний уровень - дают содержательные ответы на вопросы одноклассников, но не активны в ходе игры;

Высокий уровень - активны в ходе игры, грамотно составляют вопросы, дают полные ответы на вопросы других детей.

4 раздел: Посёлок во времена Великой Отечественной войны

Теоретические знания:

Низкий уровень - могут объяснить значение лишь некоторых понятий;

Средний уровень - могут рассуждать на данную тему и подробно объяснить значение некоторых понятий;

Высокий уровень - знают изученные понятия и могут объяснить их значение, могут привести свои примеры;

Практические умения:

Низкий уровень - испытывают затруднения при рассказе о подвигах односельчан- героев, допускают ошибки в ответах в ходе игры;

Средний уровень - активны в ходе игры, но допускают неточности в ответах;

Высокий уровень - активно принимают участие в изготовлении подарков и написании писем для ветеранов ВОВ, могут рассказать о подвигах односельчан- героев, грамотно отвечают на вопросы в ходе игры.




  • 3 год обучения.

1 раздел: Предания старины глубокой…

Теоретические знания:

Низкий уровень - могут объяснить значение лишь некоторых понятий;

Средний уровень - могут рассуждать на данную тему и подробно объяснить значение некоторых понятий;

Высокий уровень - знают изученные понятия и могут объяснить их значение, могут привести свои примеры;

Практические умения:

Низкий уровень - отвечают на вопросы по изученным темам только с наводящими вопросами;

Средний уровень – кратко пересказывают изученный материал, отвечают на вопросы;

Высокий уровень - принимают активное участие в обсуждении некоторых тем и в инсценировании сцен ярмарки, наиболее точно иллюстрируют картины зимних ярмарок, проходивших в Урене по Указу Екатерины II;

2 раздел: Чудеса Урень-края.

Теоретические знания:

Низкий уровень - называют только некоторые достопримечательности Урень-края;

Средний уровень - называют все достопримечательности Урень-края, но затрудняются рассказать о них подробно;

Высокий уровень - хорошо ориентируются в изученном материале, составляют свои вопросы для обсуждения;

3 раздел: Страницы истории.

Теоретические знания:

Низкий уровень - не ориентируются в изученном материале, на вопросы отвечают только с наводящими вопросами;

Средний уровень - знают исторические факты, но не могут соблюсти хронологию событий;

Высокий уровень - хорошо ориентируются в изученном материале, составляют свои вопросы для обсуждения;

Практические умения:

Низкий уровень - не могут воспроизвести сюжеты прочитанных произведений об Урень-крае, пассивны при обсуждении;

Средний уровень - кратко пересказывают изученный материал, отвечают на вопросы;

Высокий уровень - без затруднений пересказывают сюжеты рассказов Пришвина и Мельникова-Печёрского об Урень-крае, фильма «Возвращение Василия Бортникова», активно рассуждают на данную тему;

4 раздел: Традиции, праздники и обычаи моего края.

Теоретические знания:

Низкий уровень - затрудняются назвать традиционные праздники, при ответе на вопросы допускают ошибки;

Средний уровень - знают народные праздники родного края, но допускают неточности в назывании их особенностей и истории возникновения;

Высокий уровень - хорошо ориентируются в праздниках, знают их особенности и историю возникновения, используют в речи изученные понятия;

Практические умения:

Низкий уровень - не умеют играть в народные игры, пассивны в ходе проведения праздника «Масленица», испытывают затруднения при ответах на вопросы викторины;

Средний уровень - испытывают затруднения в самостоятельном составлении вопросов викторины, активны при организации праздника и проведении народных игр, перечисляют все праздники, о которых узнали на занятиях;

Высокий уровень - активно и результативно участвуют в подборе материала о праздниках, составляют вопросы викторины, умеют петь хороводные песни и организовать народные игры;

5 раздел: Моя семья – моё богатство.

Теоретические знания:

Низкий уровень - допускают ошибки в объяснении значений изученных понятий, испытывают затруднения при ответе на вопросы по изученному материалу;

Средний уровень - хорошо ориентируются в изученных понятиях, затрудняются использовать полученные знания для изучения истории своей семьи;

Высокий уровень - хорошо ориентируются в изученных понятиях, знают как использовать полученные знания для изучения истории своей семьи;

Практические умения:

Низкий уровень - не умеют различать поколения родственников, испытывают трудности при составлении генеалогического дерева своей семьи, пассивны в сборе информации о родственниках;

Средний уровень - применяют полученные знания на практике с помощью родителей, умеют рассказать о нескольких поколениях своей семьи;

Высокий уровень - результативно применяют полученные знания на практике, активно включаются в деятельность по изучению истории своей семьи;





  • 4 год обучения

1 раздел: Я – гражданин!

Теоретические знания:

Низкий уровень - не могут объяснить значение изученных понятий, пассивны при обсуждении вопросов темы;

Средний уровень – активно отвечают на вопросы в ходе занятий, но допускают неточности;

Высокий уровень - хорошо ориентируются в изученных понятиях, активно и правильно отвечают на вопросы в ходе занятий;

Практические умения:

Низкий уровень - затрудняются аргументированно доказать правильность поступка в рассматриваемых ситуациях, строят высказывания только с помощью учителя;

Средний уровень - умеют применить в конкретной ситуации знания, полученные на занятиях кружка, неуверенно используют в речи изученные понятия;

Высокий уровень - умеют в ходе обсуждения ситуаций доказать свою точку зрения, привести свои примеры, активны в ходе проведения игры «Выборы», умеют применить в конкретной ситуации знания, полученные на занятиях кружка;

2 раздел: Я- гражданин РФ!

Теоретические знания:

Низкий уровень - хорошо знают только некоторые государственные праздники, затрудняются объяснять значение изученных понятий,

Средний уровень - хорошо рассуждают на тему толерантности, приводят свои примеры, знают даты государственных праздников, не используют в речи изученные понятия;

Высокий уровень - ориентируются в изученных понятиях, используют их в речи, активно участвуют в обсуждении вопросов в ходе занятий, знают даты государственных праздников;

Практические умения:

Низкий уровень - не могут назвать отличия между культурами разных народов, населяющих территорию РФ, затрудняются отвечать на вопросы викторины;

Средний уровень - активны в ходе викторины и игры, но допускают неточности в ответах;

Высокий уровень - активны при ответах на вопросы викторины и в игре, называют отличия культуры разных народов, населяющих территорию РФ;

3 раздел: Я - гражданин своей малой родины!

Теоретические знания:

Низкий уровень - не принимают активного участия в обсуждении заданных тем, затрудняются предложить свой вариант решения вопроса по благоустройству посёлка;

Средний уровень - могут рассуждать на данную тему и подробно объяснить значение некоторых понятий, понимают важность реализации социальных проектов по благоустройству посёлка;

Высокий уровень - рассуждают на заданную тему, высказывают своё мнение, хорошо ориентируются в из ученных понятиях, понимают важность реализации социальных проектов по благоустройству посёлка;

Практические умения:

Низкий уровень - не ориентируются в структуре проекта и испытывают сильные затруднения при составлении проекта, не могут самостоятельно предложить дело для реализации;

Средний уровень - предлагают конкретные варианты решения вопросов, затрудняются самостоятельно составить и реализовать краткосрочный социальный проект;

Высокий уровень - предлагают конкретные варианты решения вопросов, могут самостоятельно составить и реализовать краткосрочный социальный проект;


Методические материалы:

Раздел программы

Методические материалы

1 год обучения

1 раздел: Я и моё окружение.

Конспекты занятий,

Карточки с проблемными ситуациями,

Справочная литература,

Дидактические материалы,

Электронная презентация на тему «Растительный и животный мир Уренского района».

2 раздел: Мой дом за окном.

Конспекты занятий,

Дидактические материалы,

Разработка игры «Где эта улица, где этот дом?»,

Электронная презентация с фотографиями улиц и зданий посёлка,


3 раздел: Знакомство с родным посёлком.

Справочная литература о предприятиях посёлка,

Маршруты экскурсий,

Конспекты занятий,

Дидактические материалы.

2 год обучения

1 раздел: История возникновения посёлка Уста.

Дидактические материалы,

Универсальный словарь русского языка,

Маршрут экскурсии,

Конспекты занятий,

Справочная литература.

2 раздел: Занятия местных жителей.

Дидактические материалы,

Справочная литература,

Маршрут экскурсии,

Конспекты занятий,

Сборник стихов местных поэтов.

3 раздел: «Я выйду на Октябрьскую, сверну я на Беляева, на улице Гагарина я в небо погляжу…»

Конспекты занятий,

Справочный материал об улицах посёлка,

Разработка игры,

Дидактические материалы.

4 раздел: Посёлок во времена Великой Отечественной войны.

Универсальный словарь русского языка,

Справочные материалы,

Маршрут экскурсии,

Конспекты занятий,

Разработка игры.

3 год обучения

1 раздел: Предания старины глубокой…


Конспекты занятий,

Справочный материал,

Универсальный словарь русского языка,

Маршрут экскурсии,

Дидактический материал,

Электронная презентация «Сказ о том как в старину жили и как на ярмарку ходили»

2 раздел: Чудеса Урень-края


Справочный материал о достопримечательностях Урень-края,

Электронная презентация,

Конспекты занятий.

3 раздел: Страницы истории.

Конспекты занятий,

Справочные материалы,

Отрывки из произведений Пришвина и Мельникова- Печёрского об Урень-крае,

Отрывки из кинофильма «Возвращение Василия Бортникова».

4 раздел: Традиции, праздники, обычаи моего края.

Конспекты занятий,

Универсальный словарь русского языка,

Справочные материалы о языческих и христианских праздниках, отмечаемых до сих пор в нашем крае,

Сценарий праздника «Масленица»,

Дидактические материалы,

Электронные презентации.

5 раздел: Моя семья- моё богатство.

Конспекты занятий,

Универсальный словарь русского языка,

Дидактические материалы,

Электронная презентация о правилах составления генеалогического древа.

4 год обучения

1 раздел: Я - гражданин!

Конспекты занятий,

Карточки с проблемными ситуациями,

Конституция РФ,

Дидактические материалы,

Методическая разработка игры «Выборы».

2 раздел: Я - гражданин РФ!

Конспекты занятий,

Карточки с проблемными ситуациями,

Электронные презентации,

Дидактические материалы.

3 раздел: Я - гражданин своей малой родины!

Конспекты занятий,

Карточки с проблемными ситуациями,

Электронные презентации,

Дидактические материалы.


Кадровое обеспечение программы:

Плешакова Наталья Сергеевна - учитель начальных классов

Общий стаж – 19 лет, стаж по профессии – 18 лет

Квалификационная категория – первая.







Список литературы:

Нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (от 20 ноября 1989г.)

  2. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. (с изменениями)

  3. Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации»

  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

  6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена приказом Президента РФ от 04.02.2010 г. № 271

  7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р

  8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 07.02. 2011 г. № 163-р

  9. САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от.04.07.2014 № 41

  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

  11. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-p

  12. Государственная программа « Развития образования Нижегородской области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года»;

  13. Муниципальная программа «Развития образования Уренского района на 2014-2016 годы»;

  14. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.





Для учителя:

  1. http://urenbiblio.ru/2011-12-01-07-18-20.html

  2. http://nsportal.ru/blog/shkola/istoriya/all/2012/03/20/avtorskaya-programma-po-kraevedeniyu,

  3. www.vprazdnik.ru

  4. www.m-school14.ru/images/c/cf/Koncepciyadux-nravvospitpdf.pdf

  5. http://school31-perm.narod.ru

  6. http://nsportal.runsportal.ru/sites/default/files/2013/10/16/programmalyubiiznaysvoykray.dok

  7. Большакова Т.А., Оленёва В.Г. Родная улица моя (история улиц п. Уста) МБУК «Уренская ЦБС» Устанская сельская библиотека 2012г. с.45

  8. Большакова Т.А., Оленёва В. Г. Время. Судьбы. Память. (Жители Устанского сельского совета в ВОВ) Уренская МРЦБС Устанская сельская библиотека Урень 2010г с. 104.

  9. Доманская Т.А., Оленёва В.Г. Мастер сказки. Уренская МРЦБС Устанская сельская библиотека Урень 2009г. с . 49.

  10. Киселёв В.М. Энциклопедия Урень-края (3 издание) – Урень Типография 2011г. с. 162

  11. Логинова Т.В. Красноярский скит. – Н.Новгород: «Бикар», 2008. – с.80

  12. Логинова Т.В. Уренские ярмарки. Уренская МРЦБС Уренская центральная библиотека Урень 2006 г.

  13. МБУК «Уренская централизованная библиотечная система» Красная книга Уренского района. Урень 2013г. с. 60

  14. МБУК «Уренская централизованная библиотечная система» 7 чудес Урень-края. Путеводитель. Урень. 2013г. с. 20

  15. Морохин Н.В., Павлов Д.Г. Дед Сказкин. Нижегороские были. «КНИГИ» Нижний Новгород 2013г. с. 533

  16. Оленёва В.Г. Душа стихами говорит. Сборник стихов устанских поэтов. МБУК «Уренская ЦБС» Устанская сельская библиотека 2012г. с. 58

  17. Оленёва В.Г. Посёлок, который нам дорог. (краеведческая экскурсия по посёлку уста) Уренская МРЦБС Устанская сельская библиотека

  18. Оленёва В.Г., Кудрявцева Н.В. Человек яркой судьбы. Уренская МРЦБС Устанская школьная библиотека 2011 г.

  19. Селезнёв Ф.А. Славное прошлое Нижегородской земли. Нижний Новгород ДЕКОМ 2013 г. с. 412

  20. Тюхалкина А.Ф., Логинова Т.В. Река Уста. Урень 2009г. с. 20

  21. Универсальный словарь по русскому языку. Санкт- Петербург Издательская группа «Весь» 2009г. с. 1173 (с. 703-1173)

  22. Шлыков С.А. Михайловско - Устанский сельский совет 1941-1945гг. Уренская МРЦБС Устанская сельская библиотека. Урень 2010 г. с.48

  23. Ресурсы Устанской школьной библиотеки (творческие и исследовательские работы школьников)


Для детей:

  1. http://urenbiblio.ru/2011-12-01-07-18-20.html

  2. Афоньшин С.В. Городецкий пряник. Сказы и сказки Нижегородского края. АРНИКА Нижний Новгород 1995г. с126

  3. Вологдина Е.В., Малофеева Н.Н., Травина И.В. Живая природа. Москва РОСМЭН 2011г. с.95

  4. Григорьева А. Большая книга животных. БЕЛЫЙ ГОРОД Москва, 2007г. с.296

  5. Доманская Т.А., Оленёва В.Г. Мастер сказки. Уренская МРЦБС Устанская сельская библиотека Урень 2009г. с . 49.

  6. Калашников В.И., Лаврова С.А. Чудеса живой природы. Энциклопедия тайн и загадок. БЕЛЫЙ ГОРОД Москва с.188

  7. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки,
    пословицы, поговорки. Москва Просвещение 1990г. с.328

  8. Мещерякова О. Встречаем новый год и Рождество всей семьёй. Мир книги. Москва 2006г. с.90

  9. Томилин А.Н. Россия. 100 великих событий. 100 великих россиян. 100 памятников культуры. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2012г. с. 212

  10. Томилин А.Н., Сергеев Б.Ф. Большая энциклопедия начальной школы. Вопрос- ответ. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. С.208

  11. Широнина Е.В. Чудеса света: Россия. Москва РОСМЭН 2008г. с. 94