СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка для дополнительго образования

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1

им. Героя Советского Союза Н.М.Фролова

Ржаксинского района Тамбовской области









Дополнительная образовательная программа


«Математическое моделирование и конструирование»




Срок реализации - 2 года

Возраст - 12-14 лет






Составитель: Дрокова Татьяна Борисовна,

педагог дополнительного образования











р.п.Ржакса

2017 год





Пояснительная записка


Программа носит естественно- научную направленность.

Новизна данного курса состоит в интеграции работы над выработкой определенного стиля мышления; над развитием интуиции, воображения и других качеств, лежащих в основе творческого процесса; над внедрением информационных технологий в развитие математической грамотности; над пониманием красоты и изящества математических рассуждений.

Отличительная особенность - Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенале приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Организация работы по данному курсу способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, расширению кругозора. Кроме того, данная программа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой- либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать ребят, вовлечь их в серьезную продуктивную работу. Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию обучающихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребенка.

Педагогическая целесообразность состоит в том, чтобы на основе развития интереса к математике создать условия для творческой мыслительной активности детей.

Актуальность курса «Математическое моделирование и конструирование» высока так, как творческие задания позволяют раскрыть творческие способности школьников, повысить их познавательный интерес.

Программа имеет целью расширить и обогатить кругозор ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, помочь осознать связь математики с жизнью, развивать пространственное воображение, интуицию, мышление, внимание и другие важнейшие качества, лежащих в основе любой личности ребенка

Задачи I года обучения:

Образовательная - расширить и углубить представление обучающихся о практическом значении математики, сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Развивающая - выявить и развить математические и интеллектуальные способности, развивать умение преодолевать трудности.

Воспитывающая - воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, находчивость, сообразительность, взаимоподдержку.

Задачи II года обучения:

Образовательная – вывести обучающихся на более высокий качественный уровень в области работы над своей и чужой деятельностью, в умении моделировать и конструировать модели.

Развивающая – развивать пространственное воображение, глазомер, графическую культуру, геометрическую интуицию.

Воспитывающая – воспитать настойчивость, работоспособность, отзывчивость.



Ожидаемая результативность.

К концу I года обучения обучающиеся должны знать:

- виды многогранников и тел вращения;

- как и где используются многогранники в повседневной жизни человека;

- способы работы по методу оригами при построении моделей;

- правила построения моделей многогранников.

Уметь:

- составлять план изготовления модели;

- строить чертежи моделей;

- изготавливать модели многогранников, используя цветную бумагу, картон, кожзаменитель;

- пользоваться красками, гуашью, спицами;

- рационально использовать материал для изготовления моделей, пособий.

К концу II года обучения обучающиеся должны знать:

- какие могут быть сечения;

- технику построения сечений геометрических тел;

- последовательность работы при построении сечений;

- правила изготовления учебных пособий;

- как используются различные учебные пособия на уроках математики.

Уметь:

- изготавливать модели усеченных многогранников;

- пользоваться различным материалом при изготовлении фигур и учебных пособия;

- проявлять смекалку, сообразительность при изготовлении разверток конструируемых фигур;

- оформлять модели для выставки;

- объяснить применение изготовленной модели в практической жизни.


Программа рассчитана на детей 12-14 лет.

Количество занятий в год -72. Режим занятий -2 часа в неделю. Возможны не только групповые, но и подгрупповые занятия с одарёнными детьми. Место проведения занятий не только класс, но и музей, библиотека, а также на природе. В качестве материально- технического обеспечения используется компьютер, магнитофон, телевизор.


Формы проведения занятий: беседы, познавательные игры, головоломки, логические задания, тренинги, проблемно- поисковые уроки, самостоятельные работы, экскурсии, демонстрации, выставки.

Формы подведения итогов I года обучения: викторины, олимпиада, выставки, тренинги. Осуществляется как текущий, так и итоговый контроль за знаниями, умениями и навыками. В конце каждого занятия предлагается ряд вопросов, на которые обучающиеся должны ответить устно, или предлагаются карточки с заданиями, тесты. В конце года проводится занятие - отчет. Дети представляют на выставку изготовленные модели. Возможны варианты: двое учеников готовят модели: один выступает в роли конструктора, другой – в роли эксперта.

Формы подведения итогов II года обучения: конкурс на лучшую модель сечения многогранников, выставка работ, защита проекта по изготовленному учебному пособию и применению этого пособия на практике. Каждый обучающийся представляет модель и пособие. Готовит отчет о проделанной работе. Оформляется школьная выставка- коллективная работа- модели фигур, модели учебных пособий, рефераты по изученным темам.






Тематическое планирование

п/п

Название темы

Кол-во часов

Теорит. виды

Практич. виды

I год обучения (6 класс)

68

  1. В МИРЕ МНОГОГРАННИКОВ

42

15

27

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой. С чего все начиналось?

1


2.

Что такое многогранник? Великие художники Возрождения. Леонард Эйлер.

1


3.

«Идеальные», « космические» фигуры – тела Платона.

1


4.

Тела Архимеда и Кеплера – Пуансо.

1


4.1

Моделирование многогранников.


1

5.

Изготовление развертки куба


1

5.1

Склеивание модели куба


1

6.

Правильный тетраэдр: его развертка,

1


6.1

Изготовление модели. пифагорейцы о правильных многогранниках.


1

7.

Правильный октаэдр. Правильный икосаэдр .

1


7.1

Окрашивание в два цвета.


1

7.2

Окрашивание в пять цветов


1

8.

Усеченный тетраэдр.

1


8.1

Развертка


1

8.2

Окрашивание, склеивание.


1

9.

Усеченный октаэдр.

1


9.1

Окрашивание в два цвета


1

9.2

Окрашивание в пять цветов


1

10.

Звездчатый октаэдр.

1


10.1

Развертка


1

10.2

Окрашивание, склеивание.


1

10.3

Окрашивание в два цвета


1

10.4

Окрашивание в пять цветов


1

11.

Правильный додекаэдр.

1


11.1

Изготовление модели


1

11.2

Развертка


1

11.3

Окрашивание, склеивание


1

11.4

Окрашивание в два цвета


1

11.5

Окрашивание в пять цветов


1

12.

Малый звездчатый додекаэдр.

1


12.1

Изготовление модели


1

12.2

Развертка


1

12.3

Окрашивание, склеивание


1

12.4.

Окрашивание в два цвета


1

12.5

Окрашивание в пять цветов


1

13.

Кристаллы – природные многогранники.

1


14.

Невыпуклые многогранники.

1


15.

Изготовление некоторых моделей невыпуклых многогранников.

1


15.1

Развертка


1

15.2

Окрашивание, склеивание


1

16.

Паркеты из правильных многогранников.

1


16.1

Окрашивание в два цвета


1

16.2

Окрашивание в пять цветов


1

16.3

Подведение итогов по теме «В мире многогранников».


1

II.ЗВЕЗДНОЕ НЕБО ОРИГАМИ.

26

12

14

1.

Вступление.

1


1.1

Оригами. Картина звездного неба.


1

1.2

Полезные советы.


1

2.

Лучи – основы.

1


3.

Созвездие Большой медведицы.

1


3.1

Альфа Большой медведицы – звезда Дубге.


1

3.2

Изготовление модели


1

4.

Бэта Большой медведицы – звезда Мерак.

1


4.1

Изготовление модели


1

5.

Гамма Большой медведицы – звезда Фегда.

1


5.1

Изготовление модели


1

6.

Дельта Большой медведицы – звезда Мегрец.

1


6.1

Изготовление модели


1

7.

Эпсилон Большой медведицы – звезда Алиот.

1


7.1

Изготовление модели


1

8.

Дзета Большой медведицы – звезда Мицар.

1


8.1

Изготовление модели


1

9.

Эта Большой медведицы – звезда Бенетнаш

1


9.1

Изготовление модели


1

10.

Полярная звезда. Созвездие Волопаса.

1


10.1

Звезда Арктрур


1

11.

Бэта Волопаса.

1


12.

Гамма Волопаса.

1


13.

Дельта Волопаса.

1


14.

Эпсилон Волопаса.

1


15

Подведение итогов по теме «Звездное небо оригами»


1


  1. Год обучения (7 класс)

68

III.

СКЛАДНЫЕ КАРКАСНЫЕ МОДЕЛИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР.

9

17

1.

Изготовление многогранников куб

1


1.1

Изготовление многогранников прямоугольный параллелепипед.


1

1.2

Изготовление многогранников


1

1.3

Техника изготовления каркасных моделей.


1

2.

Пирамиды: треугольная.

1


2.1

Пирамиды: четырехугольная.


1

2.2

Пирамиды: шестиугольная.


1

2.3

Конструирование сечений.


1

3.

Призмы: треугольная, четырехугольная.

1


3.1

Призма шестиугольная.


1

3.2

Конструирование сечений


1

4.

Тела вращения: цилиндр

1


4.1

Тела вращения: конус


1

4.2

Их практическое использование.


1

5.

Изготовление сечений геометрических тел

1


5.1

Техника построения.


1

5.2

Изготовление моделей


1

5.3

Виды сечений


1

6.

Виды сечений куба.

1


6.1

Виды сечения параллелепипеда

1


7.

Сечения параллелепипеда прямоугольного.

1


7.1

Изготовление моделей

1


8.

Сечения треугольной призмы.

1


8.1

Изготовление моделей



9.

Сечения шестиугольной призмы.

1


10

Подведение итогов по теме «Складные каркасные модели»



IV.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

42

11

31

1.

Модель термометра

1


1.1

Развертка


1

1.2

Изготовление моделей


1

2.

Модель «Числовой луч»

1


2.1

Развертка


1

2.2

Изготовление моделей


1

2.3

Окрашивание модели


1

3.

Модель «Весы» для решения уравнений и неравенств.

1


3.1

Развертка


1

3.2

Изготовление моделей


1

4.

Модель « Доли круга».

1


4.1

Решение занимательных задач.


1

5.

Модель «Дробные палочки».

1


5.1

Развертка


1

5.2

Изготовление моделей


1

.5.3

Окрашивание моделей


1

5.4

Деловая игра.


1

6.

Модели углов.

1


6.1

Развертка


1

6.2

Изготовление моделей


1

7.

Модели треугольников

1


7.1



1

7.2.

Модели многоугольников,


1

7.3

Модели парабол


1

7.4

Модели для лабораторных работ.


1

8.

Модели тригонометрических функций

1


8.1

Модели графиков функций y = sin x

1


8.2

Модели графиков функций y = cos x


1

8.3

Модели графиков функций y = tg x


1

8.4

Модели графиков функций для лабораторных работ.


1

8.5

Модели графиков функций


1

9.

Модели тригонометра.

1


9.1

Развертка


1

9.2

Изготовление моделей


1

10.

Модели треугольного центроискателя.

1


10.1

Заключительное занятие.


1

10.2

Подведение итогов


1

11.

Экскурсия в г.Тамбов в художественный музей.


4























Содержание изучаемого курса I года обучения


№ п/п

Наименование

темы

Теория

Практика

I.

В МИРЕ

МНОГОГРАННИКОВ

Вводное занятие. Знакомство с программой. С чего все начиналось?

Что такое многогранник?

Великие художники Возрождения. Леонард Эйлер.

«Идеальные», « космические» фигуры – тела Платона.

Тела Архимеда и Кеплера – Пуансо.

Правильный тетраэдр. Пифагорейцы о правильных многогранниках.

Правильный октаэдр. Правильный икосаэдр. Усеченный тетраэдр. Усеченный октаэдр. Звездчатый октаэдр.

Правильный додекаэдр.

Малый звездчатый додекаэдр. Кристаллы – природные многогранники .

Невыпуклые многогранники.

Паркеты из правильных многогранников.

Подведение итогов по теме

«В мире многогранников».

Моделирование многогранников. Изготовление развертки куба и склеивание модели куба. Изготовление модели тетраэдра. Окрашивание октаэдра в два цвета. окрашивание икосаэдра в пять цветов. Изготовление развертки окрашивание, склеивание. Изготовление некоторых моделей невыпуклых многогранников.

Участие в викторинах, тестах, тренингах, демонстрациях моделей, выставке.


II.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО ОРИГАМИ.

Оригами. Картина звездного неба. Полезные советы. Лучи – основы. Созвездие Большой медведицы. Альфа Большой медведицы – звезда Дубге. Бэта Большой медведицы – звезда Мерак.

Гамма Большой медведицы – звезда Фегда.

Дельта Большой медведицы – звезда Мегрец.

Эпсилон Большой медведицы – звезда Алиот .

Дзета Большой медведицы – звезда Мицар.

Эта Большой медведицы – звезда Бенетнаш.

Полярная звезда.

Созвездие Волопаса.

Звезда Арктрур Бэта Волопаса. Гамма Волопаса.

Дельта Волопаса.

Эпсилон Волопаса.

Моделирование многогранников с помощью оригами.

Создание астрономических моделей методом оригами.

Участие в викторинах, тестах, тренингах, демонстрациях моделей, выставке.



Содержание изучаемого курса II года обучения




п/п

Наименование

темы

Теория

Практика

I.

СКЛАДНЫЕ КАРКАСНЫЕ МОДЕЛИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

Техника изготовления каркасных моделей.

Пирамиды: треугольная, четырехугольная, шестиугольная.

Призмы: треугольная, четырехугольная, шестиугольная.

Тела вращения: цилиндр, конус. Их практическое использование.

Виды сечений куба.

Сечения прямоугольного параллелепипеда.

Сечения треугольной призмы. Сечения шестиугольной призмы.

Изготовление многогранников: куб, прямоугольный параллелепипед. Конструирование сечений параллелепипеда. Конструирование сечений призм.

Изготовление сечений геометрических тел (техника построения). Конструирование сечений куба.

Участие в викторинах, тестах, тренингах, демонстрациях моделей, выставке.


II.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Модель термометра Модель «Числовой луч» Модель «Весы» для решения уравнений и неравенств. Модель « Доли круга». Модель «Дробные палочки». Модели углов. Модели треугольников, многоугольников, парабол (для лабораторных работ). Модели треугольного центроискателя. Экскурсия в г.Тамбов в художественный музей.

Изготовление моделей. Решение занимательных задач.

Деловая игра «Дробные палочки».

Участие в викторинах, тестах, тренингах, демонстрациях моделей, школьной выставке.



















Методическое обеспечение программы I года обучения


п/п

Наимено

вание темы

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

I.

В МИРЕ

МНОГОГРАННИКОВ

Беседа, рассказ, занятия – путешествия, настольные логические и познавательные игры, практические работы репродуктивного и творческого характера, рефлексия.

Объяснительно-иллюстратив

ный, проблемный практический, ситуционный, методы мотивации и стимулирова

ния, обучающего контроля,

взаимоконтро

ля и самоконтроля.

Учебная литература, дидактический материал, наглядные пособия

Реферат, тестовый контроль,

дифференцированная практическая работа, цифровой, графический и термино-

логический диктант, решение ситуационных задач,

конкурс моделей,

выставка

II.

ЗВЕЗДНОЕ НЕБО ОРИГАМИ.

Беседа, рассказ, занятия – путешествия, настольные логические и познавательные игры, практические работы репродуктивного и творческого характера, рефлексия.

Объяснитель

но-иллюстра

тивный, проблемный практический, ситуционный, методы мотивации и стимулирова

ния, обучающего контроля,

взаимоконтро

ля и самоконтроля.

Учебная литература, дидактический материал, наглядные пособия

Реферат, тестовый контроль,

дифференцированная практическая работа, цифровой, графический и терминологический диктант, решение ситуационных задач,

конкурс моделей,

выставка












Методическое обеспечение программы II года обучения


п/п

Наимено

вание темы

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Форма подведения итогов

I.

СКЛАДНЫЕ КАРКАСНЫЕ МОДЕЛИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

Беседа, рассказ, занятия – путешествия, настольные логические и познавательные игры, практические работы репродуктивного и творческого характера, рефлексия.

Объяснитель

но-иллюстра

тивный, проблемный практический, ситуционный, методы мотивации и стимулирова

ния, обучающего контроля,взаимоконтроля и самоконтроля.

Учебная литература, дидактический материал, наглядные пособия

Реферат, тестовый контроль,

дифференцированная практическая работа, цифровой, графический и терминологический диктант, решение ситуационных задач,

конкурс моделей,

выставка

II.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Беседа, рассказ, занятия – путешествия, настольные логические и познавательные игры, практические работы репродуктивного и творческого характера, рефлексия.

Объяснитель

но-иллюстра

тивный, проблемный практический, ситуционный, методы мотивации и стимулирова

ния, обучающего контроля,взаимоконтроля и самоконтроля.

Учебная литература, дидактический материал, наглядные пособия

Реферат, тестовый контроль,

дифференцированная практическая работа, цифровой, графический и терминологический диктант, решение ситуационных задач,

конкурс моделей,

выставка,

экскурсия

















Уровни усвоения программы:


I уровень - репродуктивный с помощью педагога;

II уровень - репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный;

IV уровень – творческий.



Используемые методы:

Наглядный, словесный, проблемный, практический.


Приёмы работы:

Беседа, рассказ, занятия – путешествия, настольные логические игры, консультации, работа в паре, работа в группе, рефлексия.


Предполагаемые результаты по окончании курса:

I уровень - 10% обучающихся,

II уровень – 20% обучающихся,

III уровень - 40% обучающихся,

IV уровень – 30% обучающихся.

































Список литературы для обучающихся


1. Глейзер Г.И. История математики. М.:Просвещение.2000.

2. Кальдемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. М.:Просвещение.1998

3. Перельман Я.И.Живая математика. Москва.1989

4. Перельман Я.И.Занимательная математика.- Государственное издательство технико-

теоретической литературы. –Москва.1956

5. Рыбников К.А. Возникновение и развитие математической науки. М.:Просвещение.1997

6. Слоун Пол. Загадки для нестандартно мыслящих. Минск, 2002

7. Текстовые задачки. М:Просвещение, 2001

8. Ткачева М.И. Домашняя математика. М.:Просвещение.1993

9. Труднев В.П.Считай, смекай, отгадывай. М.:Просвещение.1999

10. Шевкин А.В. Задачи по математике серьёзные, занимательные и просто сказочные.

Издание третье, исправленное «Московский лицей».1997





Список литературы для педагога

1. Альхова З.Н., Макеева А.В.Внеклассная работа по математике. –Саратов: Лицей. 2003-

(Библиотека учителя)

2. Все задачи «Кенгуру». Издание втрое дополнительное. Санкт- Петербург. 2005

3. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа по математике в средней

школе. М.:Просвещение.1991

4. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка. М.:Просвещение.1992

5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.:Просвещение.1990

6. Нестеренко Ю.В., Олехник С.Н. Лучшие задачи на смекалку. М.:Просвещение.1998

7.Сафонов В.Ю.Задачи для внеклассной работы по математике в V-VI классах: Пособие

для учителей. М.:МИРОС.1993

8.Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в 5-7 классах.

М.Просвещение.2001






















Информационная карта




Сведения об авторе: Дрокова Татьяна Борисовна

Должность: учитель

Стаж работы: 28 года

Категория: первая

Образование: высшее



Информация о программе


Программа реализуется с 2014 года

Тип программы: модифицированная

Направление деятельности: естественно- научное

Уровень усвоения: долгосрочная, 2 года

Возрастной диапазон : для детей 13-54 лет



Первичная экспертиза проведена экспертным советом в 2014году.































Рецензия

на дополнительную образовательную программу

«Математическое моделирование и конструирование»

Дроковой Татьяны Борисовны, реализуемую

в МОУ «Ржаксинская сош №1»

Ржаксинского района Тамбовской области


Программа носит естественно- научную направленность.

Цель программы: расширить и обогатить кругозор ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, помочь осознать связь математики с жизнью, развивать пространственное воображение, интуицию, мышление.

Новизна курса состоит в интеграции работы над выработкой определенного стиля мышления, над развитием интуиции, над пониманием красоты и изящества математических рассуждений. При реализации программы педагог учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Программа рассчитана на детей 12-14 лет, срок реализации - 2 года. Программа имеет большое воспитательное значение, ибо ее цель в том, чтобы осветить не только узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать ребят, вовлечь их в продуктивную работу.

Педагогическая целесообразность программы в том, чтобы на основе развития интереса к математике создать условия для творческой мыслительной активности детей.

Формы проведения занятий: беседы, познавательные игры, головоломки, логические задания, тренинги и т.д.

Материал в программе составлен от простого к сложному. Формы подведения итогов: текущий и итоговый контроль за знаниями, умениями и навыками. В конце года проводится занятие – отчет.

Программа актуальна, снабжена необходимым учебно - методическим комплектом, составлена в соответствии с требованиями.





Рецензент: Л.И. Тюленева,

методист МОУ ДОД

Ржаксинского ДДТ

Тамбовской области