Ситниковой Т.С.
г. Каменск – Уральский
Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие, обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни для школьников.
Делать выводы, что здоровье включает в себя не только двигательную активность, правила личной гигиены, но и гигиену питания. Понимать понятие устойчивое питание.
Выяснять, как производят продукты. Какие продукты проходят специальную обработку и как они воздействуют на организм. Выбирать свежие продукты. Читать этикетку (количество сахара, жира, соли, срок годности, температура хранения). Обсуждать правильный режим питания.
Выяснять, что есть, когда и сколько (размер порции), составлять примерный график приёма пищи школьниками. Определять, что такое правильный перекус и сбалансированное питание, как соблюдать принцип баланса между калориями и энергетическими затратами организма.
Различать белки, жиры, углеводы и объяснять, почему они важны для организма человека. Самостоятельно различать продукты растительного и животного происхождения. Делать выводы о потребности организма в питании.
Называть группы растений и их существенные признаки, рассуждать о значении растений для человека. Понимать, кто такие вегетарианцы и почему детский организм нуждается в потреблении продуктов животного происхождения.
Составлять список продуктов, которые позволяют сохранить правильный баланс в питании. Обсуждать, какие растения помогают человеку справиться с болезнями, для чего в пищу добавляют различные травы и специи. Учиться различать по иллюстрации и описанию травы и специи, используемые в кулинарии. Отбирать продукты, в которых содержатся необходимые организму вещества, для полноценного приёма пищи и для перекуса.
Определять, что такое пустые калории, приводить примеры неправильного перекуса. Выяснять, что углеводы бывают быстрые и медленные. Понимать, какими свойствами обладает цельное зерно и клетчатка, обосновывать их употребление при чувстве голода.
Составлять правила здорового питания. Составлять меню здорового питания для разных групп людей.
Пояснять, что такое вода, какими свойствами она обладает. Обсуждать, для чего нужна вода человеку, сколько жидкости нужно ребенку 8–10 лет в сутки – нормы. Определять откуда организм человека получает воду. Понимать, что вода – единственная жидкость, которая нужна организму, а все остальные источники жидкости содержат дополнительные вещества и требуют «очистки».
Сравнивать различные напитки и продукты, определять степень их пользы для насыщения организма водой, делать соответствующие выводы.
Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, учиться следить за правильной осанкой на уроке и вне его. Рассуждать о значении позвоночника, его гибкости, почему она меняется с возрастом человека.
Исследовать пирамиду питания Всемирной организации здравоохранения, адаптированную для детских потребностей. Выделять основные группы продуктов, характеризовать их. Определять роль молочных продуктов в процессе правильного формирования мышц, скелета, волос, ногтей. Обсуждать, что йогурт – это продукт, который даёт не только калории, но и важные питательные вещества, источник полноценного белка и легко усваиваемого кальция.
Обосновывать, почему нужно есть много овощей и фруктов, что белки, жиры, углеводы – это строительный материал и энергия. Составлять правила, как вырасти высоким и стройным, как избежать травм опорно-двигательной системы. Измерять рост и массу тела, сопоставлять их соотношение (индекс массы тела).
Пояснять, что такое вкус. Называть орган вкуса. Уточнять, какие зоны языка определяют сладкое, солёное, горькое и кислое. Обсуждать добавление усилителей вкуса и ароматизаторов в продукты. Составлять список таких продуктов, делать выводы об их пользе и вреде. Выяснять, как вкус помогает или мешает делать выбор в пользу натуральных продуктов без ароматизаторов и усилителей вкуса.
Формулировать правила личной гигиены органов пищеварения (полости рта). Характеризовать назначение предметов гигиены. Получать сведения о названиях зубов (резцы, клыки) и их назначении в системе пищеварения. Учиться правильно ухаживать за зубами. Составлять список продуктов, которые помогают сохранить зубы.
Называть и характеризовать системы органов ЖКТ человека (их части и назначение), анализировать схемы расположения органов тела человека, показывать расположение внутренних органов на своём теле. Обсуждать, как происходит процесс пищеварения, какие продукты улучшают этот процесс, а какие ухудшают. Определять, что такое расстройство пищеварения хи почему оно бывает. Делать выводы о необходимости употребления только свежих, вымытых продуктов.
Понимать, почему организм человека нуждается в очистке, называть органы, которые её осуществляют и функции, которые они выполняют.
Обсуждать, что нужно делать, чтобы выделительная система работала нормально. Определять, в каких продуктах содержится клетчатка и для чего она нужна организму. Рассуждать, как органы очистки организма связаны с возникновением различных заболеваний.
Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Понимать, что такое пищевая аллергия и почему она появляется. Составлять список продуктов, способных вызвать аллергию
Программа курса внеурочной деятельности "Здоровое питание от А до Я" разработана для учащихся начальной школы (7-10 лет). Занятия проводятся с использованием платформы CORE ( https://teachers.zdorovoe.menu), на которой представлены интерактивные уроки, рабочие листы для учащихся, технологические карты уроков для учителей. Родители являются активными участниками курса. В рамках курса созданы условия, чтобы ученики могли освоить базовые умения работы с ИКТ-средствами. Стратегии формирующего оценивания, используемые в электронном курсе, способствуют повышению ответственности учеников за собственное обучение.