Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Город здоровья» построена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования,
- авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание»», 2013 год.
Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности и направлена на формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Актуальность и новизна программы в том, что она дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей «Биология», в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Цель программы внеурочной деятельности - формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы внеурочной деятельности:
1.Формировать и развивать представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
2. Формировать у школьников знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
3. Научить освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
4.Формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека:
- информировать детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем;
- расширять знания об истории и традициях своего народа;
- формировать чувства уважения к культуре своего народа и культуре традициям других народов.
5. Развивать творческие способности и кругозор у учащихся, их интересы и познавательную деятельность;
6. Развивать коммуникативные навыки у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
7. Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Формы занятий
ролевая игра,
ситуационная игра,
образно-ролевые игры,
проектная деятельность,
дискуссия,
конкурсы,
обсуждение.
Основные принципы реализации программы
Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.
Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи;
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
определять последовательность действий.
Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, проекты, выставки, проведение тестирования.
Тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов |
1. | "Здоровье - это здорово» | |
2. | "Где и как мы едим" | |
3. | "Продукты разные нужны, продукты разные важны" | |
4 | "Кухни разных народов" | |
5 | «Спортивное путешествие» | |
Всего часов: | 34 |
Методическая литература:
Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.
Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.
Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Рабочая тетрадь - М.: Олма Медиа Групп, 2014.;
Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Блокнот - М.: Олма Медиа Групп, 2014;
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с.
Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор о правильном питании» - Волгоград: Учитель, 2007.
Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов.- М., 2000. 350 с.
Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры.-М., 2004.
Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни.- М., 2001. 330 с.
Похлебкин В. В. Кулинарный словарь.- М., 2000. 500 с.
Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей.- М., 2005.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГОРОД ЗДОРОВЬЯ»
для _____ класса на ___________ учебный год
№ | Дата | Тема урока | Примечание |
План. | Факт. |
Раздел 1. Здоровье – это здорово. |
1 | | | Давайте познакомимся. | |
2 | | | Из чего состоит наша пища. | |
3 | | | Здоровье в порядке – спасибо зарядке. | |
4 | | | Если хочешь быть здоров - закаляйся. | |
Раздел 2. Где и как мы едим. |
5 | | | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | |
6 | | | Кто жить умеет по часам. | |
7 | | | Где и как готовят пищу. | |
8 | | | Как правильно вести себя за столом. | |
Раздел 3. Продукты разные нужны, продукты разные важны. |
9 | | | На вкус и цвет товарища нет. | |
10 | | | Плох обед, если хлеба нет. | |
11 | | | Блюда из зерна. | |
12 | | | Молоко и молочные продукты. | |
13 | | | Вода и другие полезные напитки. | |
14 | | | Что нужно есть в разное время года. | |
15 | | | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. | |
16 | | | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. | |
17 | | | Что можно есть в походе. | |
18 | | | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. | |
19 | | | Что и как можно приготовить из рыбы. | |
20 | | | Дары моря. | |
21 | | | Самые полезные продукты. | |
Раздел 4. Кухни разных народов. |
22 | | | Кулинарная история. | |
23 | | | Кулинарное путешествие по России. | |
24 | | | Кулинарное путешествие по России. | |
25 | | | Кулинарное путешествие по России. | |
26 | | | Кулинарное путешествие по Крыму. | |
27 | | | Кулинарное путешествие по Крыму. | |
28 | | | История кулинарных блюд в моей семье. | |
29 | | | История кулинарных блюд в моей семье. | |
Раздел 5. Спортивное путешествие. |
30 | | | Спортивное путешествие по России. | |
31 | | | Спортивное путешествие по России. | |
32 | | | Дневник здоровья. | |
33 | | | Дневник здоровья. | |
34 | | | Итоговое занятие. | |
5