СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа музееведение

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа музееведение»


  1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

  2. средняя общеобразовательная школа № 175 Калининского района Санкт-Петербурга



РАССМОТРЕНА

На заседании МО

математики и информатики

Протокол №____ от ___________

Руководитель МО _____________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №175

Калининского района Санкт-Петербурга

__________ М.В. Литвякова

Приказ от_________№ _______

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  2. по курсу Юный музеевед

  3. для класса (классов) __ 8_____

  4. количество часов по учебному плану 34 часа

  5. 2018-2019 учебный год

  6. Ф.И.О. учителя: Макаренко Анна Валентиновна

  7. Санкт-Петербург, 2018 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный музеевед» (далее – Программа) разработана на основании:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897;

- Инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС НОО и ООО в образовательных организациях Санкт - Петербурга» № 03-02-2057/15-00 от 21.05.2015 г;

- Письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов» № 03-20-1587/16-0-0 от 04.05.2016 г.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными локальными актами:

- основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ № 175 Калининского района Санкт – Петербурга;

- учебным планом внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 175 Калининского района Санкт – Петербурга.

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.

Программа направлена на формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности, формирование исследовательской и ИКТ-компетентности обучающихся, а так же подготовки их выполнению итогового проекта (учебного исследования).

Программа предназначена для организации занятий внеурочной деятельности для обучающихся 8 классов и реализуется в рамках социального направления учебного плана внеурочной деятельности.


Цели программы:

Создание деятельностной ситуации:

  • для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополни­тельного предметного материала по историческому краеведению;

  • для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям;

  • для приобретения опыта исследовательской деятель­ности, опыта публичного выступления, самооб­служивания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

  • для формирования мотивации к исследованию информационных источников;

  • для проектирова­ния индивидуального маршрута творческого саморазвития;

  • для формирования навыков анали­за результатов исследовательской и творческой деятельности


Задачи программы внеурочной деятельности:

  • Расширить представления обучающихся об алгоритме выполнения проектной и исследовательской деятельности;

  • Научить правильно оформлять результаты проектной или учебно - исследовательской деятельности;

  • Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;

  • Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов,  определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;

  • Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами ИКТ;

  • Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, учебного исследования, публично представлять результаты работы;

  • Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.

  • Формировать универсальные учебные действия.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному краю, интере­са к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Ре­шение этой задачи осуществляется не только на уро­ке, но и во внеурочной деятельности. Реализация программы дает возможность, с одной стороны, за­креплять знания и навыки, полученные обучающимися на уроках знакомства с историей и культурным на­следием родного края, с другой — вовлечь обучаю­щихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных ре­зультатов школьников - создание ситуации творче­ского саморазвития.

Программа внеурочной деятельности призвана стать действенным средством расширения образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей. В рамках реализации программы внеурочной деятельности обучающиеся будут работать над созданием виртуального музея с использованием современных информационных технологий.

Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации обучающихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.

Основными формами организации деятельности обучающихся являются:

- кейс-обучение,

- тренинг,

- самостоятельная работа обучающихся с материалами по теме занятий,

- консультации, 

- доклады, выступления, презентации и т. п.

По завершению освоения программы внеурочной деятельности обучающиеся проводят презентацию проекта или учебного исследования.


Место данного курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю) в 8 классах. Занятия по программе проводятся во внеурочное время.


Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

  • Осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

  • Усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам.

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности.

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию;

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст;

  • критически оценивать содержание текста.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение);

  • принимать решение в ходе диалога;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.


Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации обучающихся, через выполнение проектной деятельности по следующим направлениям:

  1. Виртуальная экскурсия о 8-й минно-торпедой авиационной дивизии.

  2. Создание электронного архива экспозиции «8-й МТАД».

  3. Проект «Виртуальная экскурсия по электронному музею».


Содержание программы внеурочной деятельности

Раздел 1. «Ярмарка проектов» ()

проис­ходит формирование Творческой лаборатории проек­тирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами уча­щихся, в соответствии с диагностикой проблемных зон в изучении данных тем; совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реали­зации программы саморазвития) с учетом необходи­мости углубления и расширения теоретических зна­ний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий. В ходе проведения Ярмарки проектов происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих ма­стерских проектировщика.


Раздел 2.«Проектирование виртуальной экскурсии по школе»

выполняются творческие работы по составлен­ным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ. Это этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающих презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий.


Раздел 3.Создание виртуального музея. Проектирование виртуальной экскурсии «8-я минно-торпедная авиационная дивизия». Игры в заниматель­ной форме, Творческие лаборатории, Творче­ские мастерские, круглые столы разрабатывают и применяют формы и способы первичного проекти­рования виртуальных экскурсий: интервьюирование представителей Совета Ветеранов, посещение архива военно-морской академии. Большое внимание уделяется таким спо­собам сбора информации, как встреча с замечатель­ными людьми, в том числе краеведами, посещение краеведческого музея, исследование ресурсов Интер­нета, подбор литературы краеведческого содержания.


Раздел 4.«Создание виртуального музея. Проектирование «виртуальная экскурсия по он-лайн музею»

выполняются творческие работы по составлен­ным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающих презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий.


Тематическое планирование программы внеурочной деятельности


Содержание курса

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Ярмарка проектов

9

8

1

2

Проектирование виртуальной экскурсии по электронному музею

8

6

2

3

Подготовка к проектированию (создание электронного архива)

8

6

2

4

Создание виртуального музея. Проектирование «виртуальная экскурсия по электронному музею»

9

9




Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности

«Юный музеевед»


Название тем

Кол-во часов

Дата проведения

1

Электронный музей. Вводное занятие

1


2

История 8-й минно-торпедной дивизии

1


3

Выделение максимально значимых этапов существования дивизии

1


4

Знакомство со электронным музеем

1


5

История дивизии

1


6

Что такое виртуальный музей

1


7

Что такое виртуальная экскурсия

1


8

Индивидуальный маршрут саморазвития

1


9

Точка отсчета

1


10

Экскурсия по электронному музею

1


11

Сбор информации

1


12

Составление путеводителей

1


13

Создание электронного архива

1


14

Создание буклетов

1


15

Составление текста для презентации

1


16

Оформление презентации

1


17

Презентация проекта «Виртуальная экскурсия»

1


18

Знакомство с экспозицией электронного музея

1


19

Знакомство с виртуальными музеями мира

1


20

Знакомство с виртуальными музеями мира

1


21

Сбор информации для виртуальной экскурсии

1


22

Обработка собранных материалов

1


23

Игра-викторина

1


24

Создание электронного архива

1


25

Составление путеводителей

1


26

Эскизы буклетов

1


27

Создание буклетов

1


28

Дизайн презентации

1


29

Разработка презентации

1


30

Оформление слайдов

1


31

Оформление презентации

1


32

Презентация проекта

1


33

Презентация проекта

1


34

Презентация проекта

1


10