Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 175 Калининского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНА На заседании МО математики и информатики Протокол №____ от ___________ Руководитель МО _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ №175 Калининского района Санкт-Петербурга __________ М.В. Литвякова Приказ от_________№ _______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу Юный музеевед
для класса (классов) __ 8_____
количество часов по учебному плану 34 часа
2018-2019 учебный год
Ф.И.О. учителя: Макаренко Анна Валентиновна
Санкт-Петербург, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный музеевед» (далее – Программа) разработана на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года № 1897;
- Инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности при реализации ФГОС НОО и ООО в образовательных организациях Санкт - Петербурга» № 03-02-2057/15-00 от 21.05.2015 г;
- Письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов» № 03-20-1587/16-0-0 от 04.05.2016 г.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными локальными актами:
- основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ СОШ № 175 Калининского района Санкт – Петербурга;
- учебным планом внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 175 Калининского района Санкт – Петербурга.
В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Программа направлена на формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности, формирование исследовательской и ИКТ-компетентности обучающихся, а так же подготовки их выполнению итогового проекта (учебного исследования).
Программа предназначена для организации занятий внеурочной деятельности для обучающихся 8 классов и реализуется в рамках социального направления учебного плана внеурочной деятельности.
Цели программы:
Создание деятельностной ситуации:
для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по историческому краеведению;
для развития ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям;
для приобретения опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
для формирования мотивации к исследованию информационных источников;
для проектирования индивидуального маршрута творческого саморазвития;
для формирования навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности
Задачи программы внеурочной деятельности:
Расширить представления обучающихся об алгоритме выполнения проектной и исследовательской деятельности;
Научить правильно оформлять результаты проектной или учебно - исследовательской деятельности;
Познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;
Научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;
Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами ИКТ;
Научить грамотно оформлять письменную часть проекта, учебного исследования, публично представлять результаты работы;
Познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.
Формировать универсальные учебные действия.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности направлена на общеинтеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному краю, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Реализация программы дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные обучающимися на уроках знакомства с историей и культурным наследием родного края, с другой — вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников - создание ситуации творческого саморазвития.
Программа внеурочной деятельности призвана стать действенным средством расширения образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей. В рамках реализации программы внеурочной деятельности обучающиеся будут работать над созданием виртуального музея с использованием современных информационных технологий.
Особенность виртуального музея заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство. Кроме того, создание виртуального музея будет способствовать социализации обучающихся, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.
Основными формами организации деятельности обучающихся являются:
- кейс-обучение,
- тренинг,
- самостоятельная работа обучающихся с материалами по теме занятий,
- консультации,
- доклады, выступления, презентации и т. п.
По завершению освоения программы внеурочной деятельности обучающиеся проводят презентацию проекта или учебного исследования.
Место данного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю) в 8 классах. Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст;
критически оценивать содержание текста.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи;
высказывать и обосновывать мнение (суждение);
принимать решение в ходе диалога;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации обучающихся, через выполнение проектной деятельности по следующим направлениям:
Виртуальная экскурсия о 8-й минно-торпедой авиационной дивизии.
Создание электронного архива экспозиции «8-й МТАД».
Проект «Виртуальная экскурсия по электронному музею».
Содержание программы внеурочной деятельности
Раздел 1. «Ярмарка проектов» ()
происходит формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями и интересами учащихся, в соответствии с диагностикой проблемных зон в изучении данных тем; совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о технологии проектирования виртуальных экскурсий. В ходе проведения Ярмарки проектов происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских проектировщика.
Раздел 2.«Проектирование виртуальной экскурсии по школе»
выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ. Это этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающих презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий.
Раздел 3.Создание виртуального музея. Проектирование виртуальной экскурсии «8-я минно-торпедная авиационная дивизия». Игры в занимательной форме, Творческие лаборатории, Творческие мастерские, круглые столы разрабатывают и применяют формы и способы первичного проектирования виртуальных экскурсий: интервьюирование представителей Совета Ветеранов, посещение архива военно-морской академии. Большое внимание уделяется таким способам сбора информации, как встреча с замечательными людьми, в том числе краеведами, посещение краеведческого музея, исследование ресурсов Интернета, подбор литературы краеведческого содержания.
Раздел 4.«Создание виртуального музея. Проектирование «виртуальная экскурсия по он-лайн музею»
выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ. Это завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающих презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов виртуальных экскурсий.
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
№ | Содержание курса | Количество часов |
Всего | теория | практика |
1 | Ярмарка проектов | 9 | 8 | 1 |
2 | Проектирование виртуальной экскурсии по электронному музею | 8 | 6 | 2 |
3 | Подготовка к проектированию (создание электронного архива) | 8 | 6 | 2 |
4 | Создание виртуального музея. Проектирование «виртуальная экскурсия по электронному музею» | 9 | 9 | |
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Юный музеевед»
№ | Название тем | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Электронный музей. Вводное занятие | 1 | |
2 | История 8-й минно-торпедной дивизии | 1 | |
3 | Выделение максимально значимых этапов существования дивизии | 1 | |
4 | Знакомство со электронным музеем | 1 | |
5 | История дивизии | 1 | |
6 | Что такое виртуальный музей | 1 | |
7 | Что такое виртуальная экскурсия | 1 | |
8 | Индивидуальный маршрут саморазвития | 1 | |
9 | Точка отсчета | 1 | |
10 | Экскурсия по электронному музею | 1 | |
11 | Сбор информации | 1 | |
12 | Составление путеводителей | 1 | |
13 | Создание электронного архива | 1 | |
14 | Создание буклетов | 1 | |
15 | Составление текста для презентации | 1 | |
16 | Оформление презентации | 1 | |
17 | Презентация проекта «Виртуальная экскурсия» | 1 | |
18 | Знакомство с экспозицией электронного музея | 1 | |
19 | Знакомство с виртуальными музеями мира | 1 | |
20 | Знакомство с виртуальными музеями мира | 1 | |
21 | Сбор информации для виртуальной экскурсии | 1 | |
22 | Обработка собранных материалов | 1 | |
23 | Игра-викторина | 1 | |
24 | Создание электронного архива | 1 | |
25 | Составление путеводителей | 1 | |
26 | Эскизы буклетов | 1 | |
27 | Создание буклетов | 1 | |
28 | Дизайн презентации | 1 | |
29 | Разработка презентации | 1 | |
30 | Оформление слайдов | 1 | |
31 | Оформление презентации | 1 | |
32 | Презентация проекта | 1 | |
33 | Презентация проекта | 1 | |
34 | Презентация проекта | 1 | |
10