Рабочая программа кружка
«Профессиональный ориентир»
Субъект РФ, муниципальный район, населенный пункт Краснодарский край Павловский район станица Павловская
ФИО Михайленко Тамара Васильевна
Населенный пункт станица Павловская
Номер телефона 8(964)9274982
Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирование культуры профессионального самоопределения школьников и оказание им профориентационной поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
- познакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в современных условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, перспективами развития регионального рынка труда;
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у школьников;
- содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо профессией;
- подготовить учащихся к выбору профиля обучения на старшей ступени.
1.Тематическое планирование
4 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Содержание занятия (раскрытие различных аспектов темы) | Характеристика деятельности учащихся |
1.Введение в мир профессий (2 час.) | |
1 | Какие профессии ты знаешь? | Выявить уровень знаний учащихся о профессиях. Подчеркнуть значение и огромную пользу всех без исключения профессий. | Информирование учащихся о многообразии доступного им профессионального труда. «Диалоги о профессиях» |
2 | Мир интересных профессий |
2.Знакомство с различными профессиями (10 час.) | |
3 | Профессия - учитель | Знакомство с различными профессиями, профессиями людей, занятых в сельском хозяйстве и строительстве через очные и заочные экскурсии. | Повышение уровня осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Упражнения «Профсловарь», «Пословицы и поговорки», «Мастер- профессионал». Участие в экскурсиях. Просмотр видеороликов о профессиях |
4 | Профессия – воспитатель ДОУ |
5 | Профессия -библиотекарь |
6 | Профессия - продавец |
7 | Профессия - парикмахер |
8 | Профессия - повар |
9 | Профессия - почтальон |
10 | Профессия - врач |
11 | Строительные профессии |
12 | Профессии людей, занятых в сельском хозяйстве |
3. Профессия моих родителей (3 час.) | |
13 | Кем работают мои родители? | Рассказ детей о профессиях своих родителей. Встречи с представителями разных профессий. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия? | Знакомство с одной из профессий родителей. Презентация , беседа, игровые упражнения |
14 | Встреча с родителями «Мир профессий» |
15 | Экскурсия на предприятия, где работают родители «Все профессии нужны» |
4. Итоговые занятия (2час.). | |
16 | Викторина «Парад профессий» | Викторина «Парад профессий». Праздник-отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей. | Активизация познавательной деятельности, работа с дополнительной литературой |
17 | Праздник-отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей |
Итого | 17 час. | |
5 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Содержание занятия (раскрытие различных аспектов темы) | Характеристика деятельности учащихся |
1.Введение в мир профессий (17 ч.). | |
1 | Какие профессии ты знаешь? | Знакомство с классификациями профессий. Различные виды классификаций профессий. Типы профессий по «предмету труда».Общее знакомство с типами профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». | Информирование учащихся о многообразии доступного им профессионального труда. «Диалоги о профессиях» |
2 | Мир интересных профессий |
| В каких учебных заведениях можно получить профессию? |
| Пути получения профессии. Формы обучения. |
3 | Профессии на селе |
| Рабочее время и время отдыха |
| Понятие заработная плата. Результаты труда |
| Способности к интеллектуальным видам деятельности. |
| Способности к профессиям социального типа. |
| Способности к офисным видам деятельности |
| Способности к предпринимательской деятельности |
| Артистические способности |
| Уровни профессиональной пригодности |
| Мои способности. Мотивы и потребности |
| Ошибки в выборе профессии |
| Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях |
| Современный рынок труда. Работодатель и работник |
2. Профессии моих родителей (4 час.) |
3 | Знакомство с профессиональной деятельностью родителей | Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда. Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей и родителей. | Знакомство с одной из профессий родителей. Презентация, беседа, игровые упражнения. Просмотр видеороликов, изготовление видео презентаций профессий своих родителей |
4 | Урок-встреча с родителями, представителями различных профессий |
| «Мои родители хотят чтобы я был похож на….и работал………» |
| «Быть нужным людям…» |
3.Знакомство с различными профессиями (11час.) | |
5 | Профессия, специальность, должность. | Знакомство с профессиями станицы. | Расширение информированности о разнообразии профессионального труда. Знакомство с профессиями, которые появились очень давно. Формирование представления о проведении анализа профессий на основе их классификации. Ознакомление с особенностями современного рынка труда. Расширение кругозора учащихся о профессиях на современном рынке труда. |
6 | Современный рынок труда. Мифы и реальность |
7 | Что я знаю о профессиях. Игра «Аукцион» |
8 | Спектр профессий |
9 | Самые востребованные профессии на рынке труда |
10 | Знакомство с профессиями родной станицы |
11 | Профессия парикмахер. Моделирование причёски. |
12 | Профессия строитель. Конструирование « Дом моей мечты». |
13 | Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги. |
14 | Профессия бухгалтер. |
15 | Профессия юрист |
4. Проект «Моя будущая профессия» (2 час.) | |
16 | Творческая работа «Машина времени» | Творческая работа, игры на развитие внимания, фантазии, воображения. | Создание проекта, который будет направлен на развитие личности школьника, творческую активность, учебную и познавательную самостоятельность, а также на развитие исследовательских навыков |
17 | Проект «Прошлое. Будущее. Настоящее» |
Итого | 34 час. | |
6 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Содержание занятия (раскрытие различных аспектов темы) | Характеристика деятельности учащихся |
1. Мир профессий (14 час.). | |
1 | Вводное занятие. Знакомство с миром профессий. Диагностика « Моя будущая профессия». | Знакомство с миром профессий. Диагностика « Моя будущая профессия». Проект: загадки о профессиях. | Информирование учащихся о многообразии доступного им профессионального труда. Выполнение упражнений образ «Я», «Что я думаю о себе». |
2 | Все профессии важны |
3 | В кругу друзей и профессий |
4 | Мир необычных профессий | Необычные профессии. Просмотр презентации, беседа |
5 | Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии | Презентация. Работа с книгой «Выбор профессии» |
6 | Рекламный бизнес | Работа с книгой «Выбор профессии», презентация |
7 | Логистик | Работа с книгой «Выбор профессии», презентация |
8 | Мерчендайзер | Работа с книгой «Выбор профессии», презентация |
9 | Промоутер | Работа с книгой «Выбор профессии», презентация |
10 | Трудовая родословная моей семьи |
11 | Известные люди нашей станицы и района |
12 | Формула успеха - труд по призванию. |
13 | Составление профессиограммы | Изучение теоретического материала, методики составления, практическое составление |
14 | Проект: загадки о профессиях. | Знакомство с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «груд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом. |
2. Характеристика профессий (3 час.) |
15 | Профессия, специальность, должность. | Профессия, специальность, должность. Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий). | Знакомство с содержанием профессий. Участие в соревнованиях, блиц-опрос, участие в «круглых столах», беседах |
16 | Урок-встреча с родителями, представителями различных профессий |
17 | Знакомство с профессиями. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-ЗС. | Повышение уровня осознания учащимися типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста. Упражнения «Профсловарь», «Пословицы и поговорки», «Мастер- профессионал» |
3.Знакомство с различными профессиями (8 час.) | |
18 | Знакомство с профессиями типа «человек-человек» | Встречи с представителями разных профессий. Экскурсии. | Информирование обучающихся о профессиях типа «человек-человек». Ролевые игры. Упражнения. Беседа. Презентации. Составление описательных рассказов по теме. Проведение д. игр «Кому что?», «Что лишнее?» »Угадай по описанию», сюжетно ролевые игры. Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж |
19 | Знакомство с профессиями типа «человек-техника» |
20 | Знакомство с профессиями типа «человек-природа |
21 | Знакомство с профессиями типа «человек -художественный образ» |
22 | Знакомство с профессиями типа «человек - знаковая система» |
23 | Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии. |
24 | Выбираем правильно. |
25 | Здоровье и профессия. | Обучение адекватному, оцениванию своих возможностей в соответствии с состоянием здоровья. Определение возможных требований работодателя к здоровью будущих сотрудников. «мое здоровье в моих руках». «Профессия- требуемые качества», ролевая игра «Медкомиссия». |
4. Азбука профессий (9 час.) | |
26 | Профессиональная игра "Самая-самая" | Составление проектов, викторины. | Закрепление позитивной установки, расширение кругозора профессиональной деятельности. Упражнения «Самая-самая», игра «День из жизни». Игры на развитие способности к осознанию себя и своих возможностей. |
27 | Представление проектов «Профессии на буквы А-Д» |
28 | Представление проектов «Профессии на буквы Е-К» |
29 | Представление проектов «Профессии на буквы Л-Р» |
30 | Представление проектов «Профессии на буквы С-Я» |
31 | Игра «Рекламное агентство» |
32 | Творческая работа «Моя идеальная профессия» |
33 | Быть или казаться? Навыки самопрезентации. Ролевая игра «Пресс-конференция» |
34 | Викторина профессий. |
Итого | 34 час. | |
7 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Содержание занятия (раскрытие различных аспектов темы) | Характеристика деятельности учащихся |
1. Социально-психологический портрет современного профессионала (2 час.) | |
1 | Основные понятия становления профессионализма | Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. | Создание алгоритма построения плана «будущего» |
2 | Осмысление своих профессиональных перспектив |
2. Многообразие мира профессий (10 час). | |
3 | Знаменитые династии поселка | Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Встречи с представителями различных профессий. Экскурсии. | История профессии Краткая характеристика профессии Профессионально-важные качества Риски профессии. Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж |
4 | Профессии нашего региона |
5 | Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир) |
6 | Морское путешествие: матрос, рулевой-моторист, судоводитель, электромеханик |
7 | Мир необычных профессий |
8 | Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии |
9 | Рекламный бизнес |
10 | Логистик |
11 | Мерчендайзер |
12 | Промоутер |
3. Анализ профессий (3 час). | |
13 | Основные признаки профессиональной деятельности. | Основные признаки профессиональной деятельности. Формула профессии. Здоровье и профессия. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. | Определение возможных требований работодателя к здоровью будущих сотрудников. «Мое здоровье в моих руках». «Профессия - требуемые качества», ролевая игра «Медкомиссия». |
14 | Формула профессии. |
15 | Типы профессий по медицинским противопоказаниям. |
4. Практическая работа (2 час.) | |
16 | Составление словаря профессий | Составление словаря профессий. Конкурс «Угадай профессию». | Игры на самопознание, знакомство учащихся с профессиональными качествами, качествами людей в разных профессиях. |
17 | Конкурс «Угадай профессию». |
Итого | 17 час. | |
8 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Содержание занятия (раскрытие различных аспектов темы) | Характеристика деятельности учащихся |
1.Профессии вокруг нас (5 час.) | |
1 | Новое время – новые профессии. | Новое время – новые профессии. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда. | Создание алгоритма построения плана «будущего». Профессионально-важные качества Риски профессии . Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж . Игры на самопознание, знакомство учащихся с профессиональными качествами, качествами людей в разных профессиях. |
2 | Потребности современного рынка труда в квалифицированных кадрах |
3 | «Секреты успешной карьеры». Встреча с выпускниками. |
4 | Роль центра занятости населения в профориентационной и консультационной работе |
5 | Уметь представить себя, презентовать себя, оформление резюме. Портфолио. |
2. Сто дорог – одна твоя (9 час.) | |
6 | Экономика, бизнес, страхование. | Встречи с представителями разных профессий. Экскурсии. | История профессии Краткая характеристика профессии. Участие в экскурсиях, встречах, просмотр видеороликов о профессиях |
7 | Секретариат и делопроизводство. |
8 | Директора и руководители. |
9 | Безопасность |
10 | Кадровое дело и обучение персонала. |
11 | Юриспруденция. |
12 | Типографское дело. Кино и телевидение. |
13 | Строительство и архитектура. |
14 | Красота и дизайн. |
3. Информация, необходимая при выборе учебного заведения (1 час). | |
15 | Информация о выборе учебного заведения. Где ее получить и как с ней работать. | Информация о выборе учебного заведения. Где ее получить и как с ней работать. | Работа с информационными материалами, классификация информационно-агитационных материалов, отработка умения работать с сайтами профессиональных учебных заведений |
4. Формула выбора профессии (2 час.) | |
16 | Проектная работа «Защита выбранной профессии» | Брей-ринг «Марафон профессий». | Развитие навыков исследовательской деятельности Углубление теоретических знаний |
17 | Брей-ринг «Марафон профессий». |
Итого | 17 час. | |
9 класс
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Содержание занятия (раскрытие различных аспектов темы) | Характеристика деятельности учащихся |
|
1. Рынок образовательных услуг и рынок труда в станице, крае, стране (1 час) | |
1 | Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов. | Государственные и коммерческие организации, оказывающие услуги по профориентации трудоустройству молодежи в регионе. Встреча с представителями Центра занятости. Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов. | Работа с информационными материалами, классификация информационно-агитационных материалов, отработка умения работать с сайтами профессиональных учебных заведений |
2. Востребованные профессии на рынке труда в станице и крае (4 час.) | |
2 | Социально-экономические условия современной России. Рынок образовательных услуг и рынок труда в России | Профессии, которые востребованы на современном рынке труда в городе, в области. Профессии рабочих специальностей. Знакомство с новыми профессиями. | История профессии Краткая характеристика профессии. Участие в экскурсиях, встречах, просмотр видеороликов о профессиях |
3 | Рынок образовательных услуг и рынок труда в Краснодарском крае |
4 | Рынок труда. Рейтинг профессий. Встречи с людьми интересных профессий. |
5 | Потребности современного рынка труда в квалифицированных кадрах |
3. Секреты выбора профессии (10 час.) | |
6 | Трудовое законодательство | Дискуссия на тему: «Профессия, которую я выбираю». Встречи с людьми интересных профессий. Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. Диалог. Вопросы и ответы. Экскурсии. | Составление алгоритма выбора профессии. Выполнение практического занятия с элементами тренинга. Интервью |
7 | Трудовые отношения |
8 | Трудовой договор |
9 | Эмоциональное отношение к выбору профессии |
10 | Роль жизненных ценностей при выборе профессии |
11 | Профессионализм. Что это? |
12 | Формула выбора профессии «хочу – могу - надо» |
13 | Ток-шоу «Сто вопросов к взрослому» |
14 | Деловая игра «Кадровый вопрос» |
15 | Семь шагов к взвешенному решению |
4. Профессиональная перспектива (1 час). | |
17 | Дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание». | Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость. Дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание». Определение образовательного маршрута, выбор профиля. | Определение образовательного маршрута, выбор профиля. |
Итого | 17 час. | |
2. Результаты обучения по программе
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя;
умение понимать цель выполняемых действий;
умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе.
Предметные результаты:
формирование знаний о рынке труда;
умение рационально распределять своё время;
осознание своих личных особенностей, интересов и склонностей;
умение использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях, пользоваться правилами выбора профессии;
определение в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости умение корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
обретение уверенности в себе и умение представлять свои возможности потенциальному работодателю.
3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Количество |
|
1 | Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.- Библиогр. в конце ст. | 1 |
2 | Новак, М. Профориентационная методика "РАДИ" / М. Новак // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2010.- № 19. - С. 4-6. | 1 |
3 | Резапкина, Г. Уроки самоопределения (5-7 кл): профориентационные занятия в 5-7 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 22.- С.41-46 | 1 |
4 | Сторожева, Г. О профессиональном самоопределении учащихся: опыт средней школы № 403 г.Москвы / Г. Сторожева // Воспитание школьников.- 2004.- № 10.- С. 37-44. Кроссворды: "Человек-природа", "Человек-техника", "Медицинские учреждения", "Первая профессия моя". Чайнворд "Человек-художественный образ". | 1 |
|
1 | Резапкина, Г. Уроки самоопределения (5-7 кл): профориентационные занятия в 5-7 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 22.- С.41-46 | 1 |
2 | Резапкина, Г. Уроки самоопределения (8-9 кл): профориентационные занятия в 8-9 классах / Г.Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 21. - С.40-43. | |
3 | Резапкина, Г. Уроки самоопределения: профориентационные занятия в 5-9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 3.- С. 42-48. | 1 |
|
1 | Компьютер | 1 |
2 | Интерактивная доска | 1 |
|
1 | Презентации к занятиям | 26 |
2 | DVD фильмы | 3 |
3 | Аудиозаписи | 7 |
|
1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев | 26 |
2 | Стол учительский | 1 |
3 | Шкаф для хранения дидактических материалов | 1 |
4 | Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов | 1 |
4. Методические материалы (литература, схемы, образцы изделий, Интренет-сайты и т.п.)
Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. Москва, 2003 г.
Дубровина И.В. Практическая психология образования, Москва, 1998 год;
Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.
Пряжников Н.С.,Прфориентация в школе: игры, упражнения, опросники. Москва,2006 г.
Пряжников Н.С. «Будь готов!», активизирующая профориентационная методика, г-та «Школьный психолог», №18, 2000 г.
Пряжников Н.С. «Кто? Что? Где?» карточная профконсультационная методика, г-та «Школьный психолог» №5 , 2004 год;
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков. Москва, 2000 г.
Родионов В.А. «Я и другие» тренинги социальных навыков, Ярославль, 2001 год;
Самоукина Н.В. Игры, в которые играют…, Дубна, 2000 год;
Туров В.А. «Человек и общество», Ижевск, 1994 год.
Интернет-сайты
trudvsem.ru – информационный портал Федеральной службы по труду и занятости РФ
proforient.ru – профориентирование детей
spospb.ru – портал средних профессиональных учебных заведений
psy.pu.ru – центр профессионально-личностного консультирования при факультете психологии СПбГУ
proforientator.ru – Центр Тестирования и Развития при МГУ «Гуманитарные технологии»
metodkabi.net.ru – методический кабинет по профориентации
edunews.ru – портал для абитуриентов
rabotas.ru – подборка статей о карьере, профессиях, рынке труда
e-xecutive.ru/professions - справочник профессий на сайте сообщества менеджеров
zarplata.ru – сайт издания «Работа & зарплата»
profguide.ru – гид по профессиям
rhr.ru – человеческие ресурсы России, анализ рынка труда, профориентация
vse-professii.ru – справочник профессий
testov.net/proforient.educom.ru - тестирование по профориентации
profvibor.ru – помощь в профессиональном самоопределении
ucheba.ru – информация об учебных заведениях, профориентация
prof.labor.ru – банк интерактивных профессиограмм
rabota-in.net/prof/professions.php – справочник профессий
234555.ru/publ/4-1-0-200 - правовая азбука молодёжи в вопросах и ответах
znanie.info/portal/ec-company.html – построение карьеры
futurejob.ru/index.php?action=1&group=16 – интерактивный выбор профессии