Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для обучающихся 8 класса составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г., Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренная Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 31 января 2018 года №2/18 (Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020); учебного плана на текущий 2019-2020 учебный год, Положения о рабочей программе МБОУ-Лопатенской СОШ.
Для реализации программы используется учебное пособие
Русский родной язык : 8 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов и др.]. — М.: Просвещение 2018 в связи с отсутствием учебника, утвержденного в Федеральном перечне.
Цели и задачи
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане.
Программа по русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 35 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученики научатся:
выявлять взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны, народа;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
характеризовать лексику с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;
понимать процессы заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;
понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке, распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира;
определять различия между литературным языком и диалектами, осознавать диалекты как части народной культуры, понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;
осознавать изменения в языке как объективный процесс, понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений, иметь общее представление об активных процессах в современном русском языке;
владеть нормами русского речевого этикета в различных сферах общения;
выявлять общее и специфическое в языках и культурах русского и других народов России и мира;
Ученики получат возможность научиться:
характеризовать носителя языка на отдельных примерах взаимосвязи языка, культуры и истории народа;
владеть культурой межнационального общения;
понимать национальную специфику русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов
Культура речи
Ученики научатся:
ответственно и осознанно относиться к использованию русского родного языка во всех сферах жизни,
владеть культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности;
соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
пользоваться нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствовать умения пользоваться ими.
Ученики получат возможность научиться:
Речь. Речевая деятельность. Текст
Ученики научатся:
определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;
проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем; перерабатывать прослушанный или прочитанный текст;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
участвовать в беседе, споре, владеть правилами корректного речевого поведения в споре;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
создавать устные и письменные тексты описательного (определение, дефиниция, собственно описание, пояснение) и аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение);
создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме;
читать, проводить комплексный анализ и создавать тексты публицистических жанров(девиз, слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
читать, проводить комплексный анализ и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы загадки, пословицы, притчи и т.п.); определять фактуальную и подтекстовую информацию текста, его сильные позиции;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный текст.
Ученики получат возможность научиться:
проводить анализ прослушанного или прочитанного текста с точки зрения основных типов текстовых структур (индуктивные, дедуктивные, рамочные/ дедуктивно-индуктивные, стержневые/индуктивно-дедуктивные);
создавать объявления (в устной и письменной форме); деловые письма.
Содержание программы
Раздел 1. Язык и культура (11 ч)
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи (11 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев).
Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Речевой этикет
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
Итоговое повторение (2 часа)
Тематический план
№ п/п | Изучаемый материал | Количество часов |
1 | Язык и культура | 11 |
2 | Культура речи | 11 |
3 | Речь. Речевая деятельность | 11 |
4 | Итоговое повторение | 2 |
| Итого | 35 |
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Количество часов | Примечания |
Язык и культура. 11 |
1 | | Язык и культура. Исконно русская лексика. | 1 | |
2 | | Особенности исконно русской лексики. | 1 | |
3 | | Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. | 1 | |
4 | | Старославянизмы. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка | 1 | |
5 | | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | 1 | |
6 | | Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | 1 | |
7 | | Проект «Роль и уместность заимствований в современном русском языке». | 1 | |
8 | | Речевой этикет в русской культуре. | 1 | |
9 | | Особенности речевого этикета в русской культуре. | 1 | |
10 | | Русский человек в обращении к другим. | 1 | |
11 | | Проверочная работа. | 1 | |
Культура речи. 11 |
12 | | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. | 1 | |
13 | | Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. Практикум. | 1 | |
14 | | Основные лексические нормы употребления терминов в научном стиле речи. | 1 | |
15 | | Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. | 1 | |
16 | | Трудные случаи согласования в русском языке. | 1 | |
17 | | Нормы построения словосочетаний по типу согласования. | 1 | |
18 | | Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим. | 1 | |
19 | | Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | 1 | |
20 | | Речевой этикет и его особенности. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ. | 1 | |
21 | | Проект. Как избегать речевой агрессии. | 1 | |
22 | | Проверочная работа. | | |
Речь. Текст. 12 |
23 | | Информация: способы и средства её получения и переработки. | 1 | |
24 | | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | 1 | |
25 | | Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания. | 1 | |
26 | | Р. р. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | 1 | |
27 | | Р. р. Доказательство и его структура. Виды доказательств. | 1 | |
28 | | Разговорная речь. Самопрезентация. | 1 | |
29 | | Научный стиль речи. | 1 | |
30 | | Учебно – научная дискуссия. | 1 | |
31 | | Р. р. Реферат. Слово на защите реферата. | 1 | |
32 | | Язык художественной литературы. Р. р. Подготовка к сочинению в жанре письма. | 1 | |
33 | | Р. р. Написание сочинения в жанре письма. | 1 | |
34 | | Разработка и защита проектов «Компьютерный сленг в русском языке», «Слоганы в языке современной рекламы» | 1 | |
9