1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности « Мир, в котором я живу»
В результате изучения курса учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:
- общечеловеческих ценностей;
- прав человека на образование в РФ;
- государственных символов России, края, города;
- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
- прав и обязанностей обучающихся;
- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
- правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Деятельностная составляющая - умения:
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Ценностносная составляющая – проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- целеустремлённость;
- трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.
В результате реализации программы ожидается:
В учреждении, как в образовательной системе:
создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
В образе ученика:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
2.Содержание курса внеурочной деятельности « Мир, в котором я живу»
Программа курса «Мир, в котором я живу» является пропедевтической для обучения учащихся демократическим ценностям и правам человека в основной и средней школе. Программа интегрированного курса «Мир, в котором я живу» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
Основные задачи:
формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов учебного плана);
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам станицы, города, района, изучения учебных дисциплин);
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Калининградской области, (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, изучения вариативных учебных дисциплин);
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях)
участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).
Программа составлена из расчёта 2 часа в неделю, всего 66 часов.
ШКОЛА – МОЙ ДОМ РОДНОЙ ( 18 часов)
Я – ШКОЛЬНИК. Экскурсия по школе.
Цель: сформировать понятие о новом социальном статусе «школьник»; познакомить с основными правами и обязанностями школьника.
Школьник. Права. Обязанности. Правила поведения. Участники образовательного процесса.
Понятия: школьник, ученик, права, обязанности, Устав школы.
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ.
Цель: познакомить с историей школы; учить беречь школьное имущество, гордиться традициями школы, ее прошлым; сформировать представление о том, что историю школы создают участники образовательного процесса.
История школы. Довоенные и послевоенные годы. Традиции.
Понятия: традиции, история.
ПРАЗДНИК «ПОСВЯЩЕНИЕ В ПЕРВОКЛАССНИКИ»
Цель: создать праздничное настроение; вызвать чувство гордости и ответственности от получения нового социального статуса – школьник, первоклассник.
Мероприятие подготавливается при поддержке учреждений ДО.
ГИМН ШКОЛЫ
Цель: познакомить с гимном школы; вызвать чувство гордости за свое образовательное учреждение; познакомить с правилами поведения во время исполнения гимна.
Символы. Гимн. Исполнение гимна.
Понятия: торжественная песня, гимн, исполнение гимна, торжественные мероприятия, государственные праздники; требования к исполнению гимна.
ШКОЛА – МОЙ ДОМ РОДНОЙ
Цель: сформировать представления об истории, традициях школы; уточнить, почему школу называют домом; выяснить, при каких условиях в школе будет уютно, комфортно интересно и увлекательно всем.
Дом. Уют. Условия. Традиции. Обычаи. Участники образовательного процесса.
Понятия: тепло, уют, комфорт, условия, традиции, правила, обычаи.
КНИГИ – РЕКИ, НАПОЛНЕННЫЕ МУДРОСТЬЮ. ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ.
Цель: познакомить учащихся со школьной библиотекой, библиотечным фондом; сформировать элементарные навыки пользования библиотекой; познакомить с правилами поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.
Библиотека. Библиотечный фонд. Формуляр. Каталог. Правила пользования библиотекой. Правила поведения в библиотеке. Мини-викторина «По страницам любимых книг».
Понятия: библиотека, библиотечный фонд, формуляр, каталог. Правила пользования библиотекой.
НАШ ШКОЛЬНЫЙ ДВОР
Цель: сформировать представления об истории, традициях школы; уточнить, почему школу называют домом; выяснить, при каких условиях в школе будет уютно, комфортно интересно и увлекательно всем.
Дом. Уют. Условия. Традиции. Обычаи. Участники образовательного процесса.
Понятия: тепло, уют, комфорт, условия, традиции, правила, обычаи.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ. ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
Цель: закрепить знание основных правил поведения в школе; сформировать понятие о новых социальных ролях – школьника, учащегося, одноклассника, участника образовательного процесса.
Правила. Права. Обязанности. Устав школы. Участники образовательного процесса
Понятия: правила поведения учащихся, одноклассники.
МОЙ КЛАСС.
Цель: воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, взаимопомощи, вызвать желание общаться и дружить со всеми одноклассниками, ребятами из других классов.
Одноклассники. Традиции. Обычаи. Правила дружных ребят.
Понятия: одноклассники, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, коллектив.
Калининград – моя маленькая Родина (14 ЧАСОВ)
КАЛИНИГРАД – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА. ОСНОВНЫЕ СИМВОЛЫ КАЛИНИНГРАДА.
Цель: познакомить с понятием «символы», сформировать представления об основных символах Калининграда, историей их создания.
Почему Калининград – особенный регион России, «островок» России? История создания основных символов города. Калининград и Калининградская область на карте.
Понятия: регион, символы, «островок России», герб, флаг Калининграда и области.
ЭКСКУРСИЯ В ОБЛАСТНОЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ.
Цель: продолжать знакомить с достопримечательностями Калининграда; вызвать желание познакомиться с экспонатами музея; учить по представленным экспонатам «читать» и «наблюдать» историю развития янтарного края; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой край.
Понятия: областной историко-художественный музей; экспозиция; экспонаты, экскурсовод.
КАЛИНИНГРАД – КЕНИГСБЕРГ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ.
Цель: обобщить имеющиеся представления об уже известных фактах истории развития янтарного края; продолжать формировать чувство патриотизма, желание больше узнать об истории родного края.
История возникновения Кенигсберга. Тевтонский орден. Рыцари. Короли. Калининград современный.
Понятия: Тевтонский орден, рыцари, короли, Пруссия.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
Цель: продолжать знакомить с достопримечательностями Калининграда; вызвать желание познакомиться с историей города и области; учить по историческим местам «читать» и «наблюдать» историю развития янтарного края; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой край.
Достопримечательность. Памятники истории и архитектуры. Реликвии.
Понятия: достопримечательности, памятники истории и архитектуры.
2.5. ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ
Цель: продолжать знакомить с достопримечательностями Калининграда; вызвать желание познакомиться с историей города и области; учить по историческим местам «читать» и «наблюдать» историю развития янтарного края; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой край.
Достопримечательность. Памятники истории и архитектуры.
Понятия: достопримечательности, памятники истории и архитектуры.
КОНКУРС РИСУНКОВ «МОЙ ГОРОД»
Цель: учить передавать свои впечатления от увиденного в рисунках, творческих работах.
Творчество. Впечатления. Пейзаж. Этюд. Зарисовка. Техника исполнения.
Понятия: пейзаж, этюд, зарисовка, техника исполнения.
КАК ОТМЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД В КЕНИГСБЕРГЕ. КОНКУРС НОВОГНИХ ПОДЕЛОК.
ВЫСТАВКА НОВОГОДНИХ ОТКРЫТОК: ПОЗДРАВЛЕНИЯ ИЗ ПРОШЛОГО.
Цель: познакомить с традициями и обычаями встречи Нового года в Кенигсберге; вызвать желание самостоятельно выполнить новогоднюю поделку, игрушку.
Традиции Нового года. Поделка. Новогодние поздравления: как это было.
Понятия: традиции, Новогодние сюрпризы.
я и моя семья (16 ЧАСОВ)
Я И МОЯ СЕМЬЯ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ.
Цель: сформировать понятие об истории возникновения имен, названий, фамилий.
Семья. Фамилия. Имя. Отчество. Топонимика.
Понятия: семья, топонимика.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.
Цель: сформировать понятие о семейных традициях; вызвать чувство бережного отношения к семейным обычаям, к истории своей семьи, уважение к старшим членам семьи.
Семья. Семейные традиции. Родовое древо. Старших будем уважать.
Понятия: семейные традиции, родовое древо, уважение к старшим.
ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.
Цель: сформировать представления о взаимоотношениях в семье, воспитывать чувство ответственности перед членами семьи за свои поступки и поведение.
Лад в семье. Дружная семья. Семейная иерархия. Какую семью можно назвать дружной. Что могу сделать я для того, чтобы в семье был лад.
Понятия: лад, иерархия, семейные традиции и устои.
ТРУД РОДИТЕЛЕЙ.
Цель: познакомиться с разными специальностями своих родителей; учить называть место работы и отрасль деятельности членов семьи; вызвать чувство гордости за свою семью.
Труд. Специальность. Должность. Отрасль. Производство. Служба. Для чего трудятся мои родители. Что могу сделать я для семьи.
Понятия: труд, работа, производство, специальность, занятия, отрасль.
МОИ ДЕДУШКИ И БАБУШКИ (конкурс стихов).
Цель: воспитывать чувство гордости за своих дедушек и бабушек; вызвать чувство уважения к старшим, вызвать желание беречь, уважать и радовать старших членов семьи.
Бабушка. Дедушка. Прабабушка. Прадедушка. Как надо вести себя со старшими. Чем я могу помочь своим бабушкам и дедушкам.
Понятия: бабушка, дедушка.
ПРАЗДНИК «МОЯ СЕМЬЯ»
Цель: вызвать чувство гордости за свою семью, желание рассказать о лучших традициях своей семьи.
Занятие проводится совместно с родителями в виде «Семейного праздника».
БОЕВОЙ ПУТЬ МОИХ РОДСТВЕННИКОВ.
Цель: познакомиться с военными страничками своей семьи, сформировать представление о том, что каждая семья в годы Великой Отечественной войны помогала приближению победы над врагом; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою семью.
Великая Отечественная война. Служба в тылу и на фронте. «Горячие точки» в наше время.
Понятия: патриотизм, Родина, Отечество, «горячие точки».
ВСТРЕЧА С ВЕТЕРАНАМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Цель: воспитывать патриотизм, чувство благодарности и признания участникам и ветеранам ВОВ, вызвать чувство уважения к пожилым людям.
Война. Победа. Мир. Свобода. Ветераны.
Понятия: ветераны и участники ВОВ, участники боевых действий.
ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ В ИСТОРИИ МОЕЙ СТРАНЫ.
Цель: сформировать представление о том, что каждая семья – частичка государства, общества, что от каждого из нас зависит будущее нашей страны.
Родина. Государство. Вклад.
Понятия: вклад, государство, процветание, будущее.
СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «САМАЯ СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»
Цель: вызвать чувство гордости за свою семью, желание совместно участвовать в мероприятиях.
Занятие проводится совместно с родителями, учителем по физической культуре в форме спортивного праздника – эстафеты.
КАЛИНИНГРАД – МОЯ РОДИНА (18 ЧАСОВ)
ЯНТАРНЫЙ КРАЙ – ОСТРОВОК РОССИИ. ГОРОДА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Цель: обобщить имеющиеся представления об уже известных фактах истории развития янтарного края; продолжать формировать чувство патриотизма, желание больше узнать об истории родного края, городах и населенных пунктах Калининградской области; учить работать с картой.
Калининградская область на карте. Территориальное деление Калининградской области. Городские округа и сельские поселения. Губернатор. Глава. Мэр.
Понятия: Калининградская область, территориальное деление, городской округ, сельской поселение, губернатор, глава, мэр.
ЯНТАРНЫЙ КРАЙ – ОСТРОВОК РОССИИ. ГОРОДА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Цель: обобщить имеющиеся представления об уже известных фактах истории развития янтарного края; продолжать формировать чувство патриотизма, желание больше узнать об истории родного края, городах и населенных пунктах Калининградской области; учить работать с картой.
Калининградская область на карте. Территориальное деление Калининградской области. Городские округа и сельские поселения. Губернатор. Глава. Мэр.
Понятия: Калининградская область, территориальное деление, городской округ, сельской поселение, губернатор, глава, мэр.
4.3 – 4 6. ЭКСКУРСИИ ПО ГОРОДАМ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Цель: продолжать закреплять имеющиеся представления об уже известных фактах истории развития янтарного края, его достопримечательностями; формировать чувство патриотизма, желание больше узнать об истории родного края.
Занятия проводятся в форме экскурсий по городам Калининградской области с посещением достопримечательностей.
4.7. МОЯ УЛИЦА. ИСТОРИЯ МОЕЙ УЛИЦЫ. ВИКТОРИНА «МОЙ КРАЙ».
Цель: учить работать с информацией, находить исторические сведения о создании своей малой родины (поселок, улица), систематизировать и применять на практике полученные знания и умения; воспитывать чувство гордости к своему краю, своему поселку, своей улице.
Топонимика. Улица. Названия улиц – история Калининграда.
Понятия: топонимика, название, история названия.
Форма проведения промежуточной аттестации: защита проектов (индивидуальная или групповая).
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов |
1. | Я – школьник. Экскурсия по школе. | 2 |
2. | История школы. | 2 |
3. | Праздник «Посвящение в первоклассники» | 2 |
4. | Гимн школы. | 2 |
5. | Школа – мой дом родной. | 2 |
6. | Книги – реки, наполненные мудростью. Экскурсия в школьную библиотеку. | 2 |
7. | Наш школьный двор. | 2 |
8. | Правила поведения в школе. Общение со сверстниками. | 2 |
9 | Мой класс. | 2 |
10. | Калининград – моя малая Родина. Основные символы Калининграда. | 2 |
11. | Экскурсия в областной историко-краеведческий музей. | 2 |
12. | Калининград – Кенигсберг: прошлое, настоящее и будущее. | 2 |
13. | Достопримечательности г. Калининграда. | 2 |
14. | Экскурсия по городу. | 2 |
15. | Конкурс рисунков «Мой город». | 2 |
16. | Как отмечали Новый год в Кенигсберге. Конкурс Новогодних игрушек. Выставка новогодних открыток: поздравление из прошлого. | 2 |
17. | Я и моя семья. История возникновения моей фамилии | 4 |
18. | Семейные традиции. | 2 |
19. | Дружная семья. | 2 |
20. | Труд родителей. | 2 |
21. | Мои дедушки и бабушки (конкурс стихов). | 2 |
22. | Праздник «Моя семья». | 2 |
23. | Боевой путь моих родственников. | 2 |
24. | Встреча с ветеранами ВОВ. | 2 |
25. | История моей семьи в истории моей страны, моего города. | 2 |
26. | Спортивный праздник «Самая спортивная семья». | 2 |
27. | Янтарный край – островок России. Города Калининградской области. | 4 |
28. | Экскурсии по городам Калининградской области. Промежуточная аттестация. | 4 |
29. | Моя улица. История моей улицы. Викторина «Мой край». | 3 |
30. | Промежуточная аттестация. Защита проектов. | 1 |
| Итого : | 66 |
8