г
Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленный колледж энергетики и связи»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.10 Физическая культура
программы подготовки квалифицированных рабочих (ППКРС)
по специальности СПО
(базовая подготовка)
23.01.03 Автомеханик
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов
2016
Программа учебной дисциплины "Физическая культура" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности (специальностям) приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 № 535 для всех специальностей СПО и примерной программы, разработанной ФГУ "Федеральный институт развития образования" и утвержденной экспертным советом №093 от 22 марта 2011г.
Организация-разработчик: краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Промышленный колледж энергетики и связи» г. Владивостока (КГА ПОУ « Энергетический колледж»)
Разработчик: Ермаков Николай Александрович – преподаватель КГА ПОУ «Энергетический колледж»
Рецензенты:
КГА ПОУ
«Энергетический колледж» преподаватель И.А.Кузнецова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ На заседании ЦМК Протокол №___ от «___» _________201__г. Председатель комиссии__________________ __________________ подпись | УТВЕРЖДАЮ Зам. по УПР Ю.А. Савищенко __________________________ «___» ________________201 __г. |
| |
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. условия реализации программы учебной дисциплины 13
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО, в рамках реализации ОПОП СПО:
23.01.03 Автомеханик
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополни-тельном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Физическая культура», входит в обязательную часть, общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен:
уметь:
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
знать/понимать:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
выполнять приемы страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей организма.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов (2 часа в неделю);
самостоятельной работы обучающегося 85 часов (2 часа в неделю).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 256 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
в том числе: | |
теоретические занятия | |
практические занятия | 171 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
в том числе: | |
1.Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, не менее 2 часов в неделю. 2.Проверка эффективности данного вида самостоятельной работы организуется в виде анализа результатов выступления на соревнованиях или сравнительных данных начального и конечного тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств. | |
Итоговая аттестация в форме зачёта (1 cеместр), дифференцированный зачет- 2 семестр. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физическая культура
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Научно-методические основы формирования физической культуры личности | 16 | |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 1.1. Общекультурные и социальные значения физической культуры. Здоровый образ жизни. | Физическая культура и спорт как социальные явления, как явления культуры. | 8 | |
Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими упражнениями на достижение человеком жизненного успеха. | | |
Социально-биологические основы физической культуры. | | |
Характеристика изменений, происходящих в организме человека под воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывания, утомление, восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности человека. | | |
Основы здорового образа жизни. | | 2 |
Совокупность факторов определяющих состояние здоровья. Роль регулярных занятий физическими упражнениями в формировании и поддержании здоровья. Роль и место физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни. Двигательная активность человека, её влияние на основные органы и системы организма. Норма двигательной активности, гиподинамия и гипогенизия. Формы занятий физическими упражнениями в режиме дня и их влияние на здоровье. Коррекция индивидуальных нарушений здоровья, в том числе, возникающих в процессе профессиональ- ной деятельности, средствами физического воспитания. | | |
| |
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. | | |
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда обучающихся учреждений НПО и СПО. Динамика работоспособности обучающихся в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния обучающихся в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического, и психофизического утомления обучающихся. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации. Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности. | | |
|
Самостоятельная работа обучающихся: Выборка информации с физкультурно-оздоровительных и спортивных сайтов. | 8 | |
Раздел 2. | Учебно-практические основы формирования физической культуры личности | 240 | |
Тема 2.1. Общая физическая подготовка | Содержание учебного материала | | |
Теоретические сведения. | | |
Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Особенности физической и функциональной подготовленности. Двигательные действия. Построения, перестроения, различные виды ходьбы, комплексы общеразвивающих упражнений, в том числе, в парах, с предметами. Подвижные игры. | 60 | 1 |
Практические занятия: 1.Выполнения построений, перестроений, различные виды ходьбы, беговых и прыжковых упражнений, в том числе, в парах с предметами. Выполнение комплексов общеразвивающих упражнений. 2. Подвижные игры различной интенсивности. | 40 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнение различных комплексов физических упражнений в процессе самостоятельных занятий. | 20 |
Тема 2.2. Лёгкая атлетика | Содержание учебного материала | 44 | 2 |
Бег на короткие, средние и длинные дистанции, бег по прямой и виражу, пересеченной местности. Эстафетный бег. Техника спортивной ходьбы. Прыжки в длину. Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4100 м, 4400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2000, 3000 м (девушки) и 3000, 5000 м (юноши) | |
| Практические занятия по лёгкой атлетике. 1.Решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий. 2.Сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3.Решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание быстроты в процессе занятий лёгкой атлетикой. -воспитание скоростно-силовых качеств. -воспитание выносливости. -воспитание координации движений. | 32 | |
| Самостоятельная работа обучающихся: Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий. | 12 | |
Тема 2.3. Спортивные игры | Содержание учебного материала | 78 | 2 |
Волейбол. Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая, верхняя боковая. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействия игроков. Правила игры. Учебная игра. Баскетбол. Перемещение по площадке. Ведение мяча. Передача мяча: двумя руками от груди, с откосом от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в движении. Вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защиты - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание. Тактика нападения, тактика защиты. Индивидуальные действия игрока без мяча, с мячом, групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра. Правила игры. Техника безопасности игры. Футбол. Ведение мяча. Передача мяча. Удары по мячу ногой, головой. Приём мяча: ногой, головой. Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, тактика защиты, тактика нападения. Удары по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Техника и тактика игры вратаря. Взаимодействие игроков. Учебная игра. Настольный теннис. Стойки игрока. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка, вертикальная хватка. Передвижения: бесшажные, шаги, прыжки, рывки. Технические приёмы: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топ-спин, топс-удар, сеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры. | 18 18 10 8 | |
Практические занятия 1.Решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию двигательных действий. Технико-тактических приёмов игры. 2.Сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3.Решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание быстроты в процессе занятий спортивными играми. -воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий спортивными играми. -воспитание выносливости. -воспитание координации движений. 4.Тренировочные игры. 5. После изучения техники отдельного элемента проводится выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, технико-тактических приёмов игр. 6. В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом проводится самостоятельная разработка и проведение занятий или фрагмента занятий по изучаемым спортивным играм. | 54 | |
| Самостоятельная работа обучающихся: Совершение техники и тактики спортивных игр в процессе самостоятельных занятий. | 24 | |
Тема 2.4. ППФП (профессионально-приклад- ная физичес- кая подготовка) | Содержание учебного материала Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учётом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых двигательных умений и навыков. Средства, методы и методика формирования профессионально значимых физических и психических свойств и качеств. Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям. Прикладные виды спорта. Прикладные умения и навыки. Оценка эффективности ППФП. Практические занятия. 1. Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально значимых двигательных действий. 2. Формирование профессионально значимых физических качеств. 3. Самостоятельное проведение студентом комплексов профессионально- прикладной физической культуры в режиме дня специалиста. Самостоятельная работа обучающихся. 1. Выполнение комплексов упражнений, повышающих работоспособность в избранной профессиональной деятельности в течение дня, в ходе педагогической практики, в свободное время. | 58 37 21 | |
Итого: 256
3.1 условия реализации программы учебной дисциплины Реализация учебной дисциплины требует наличия универсального
спортивного зала, тренажёрного зала, открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий; оборудованных раздевалок с душевыми кабинами.
Спортивное оборудование:
баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи; щиты, ворота, корзины,
сетки, стойки, антенны; сетки, столы, ракетки для игры в теннис.
оборудование для силовых упражнений: гантели, утяжелители,
резина, штанги с комплектом различных отягощений;
оборудование для занятий ОФП (степ-платформы, скакалки, гимнастические коврики, фитболы).
гимнастическая перекладина, шведская стенка, секундомеры, мячи для
тенниса, дорожка резиновая разметочная для прыжком и метания;
оборудование, необходимое для реализации части по профессионально-
прикладной физической подготовке.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер,
мультимедийный проектор, экран для обеспечения возможности
демонстрации комплексов упражнений;
- электронные носители с записями комплексов упражнений для
демонстрации на экране.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов (Текст)/ В.И. Ильинич.-М.: Гардарики. 2007.-366с.
2.Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (Текст)/ Г.С. Туманян. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-366с.
Дополнительные источники:
1.Боровских В.И., Моисеенко М.Г. Физическая культура и самообразование учащихся средних специальных учебных заведений: методические рекомендации. – Мичуринск: Издательство миг ГАУ, 2008.-66с.
2.Физическая культура в режиме дня студента: Методические рекомендации. – Мичуринск: Издательство миг ГАУ, 2008.-15
Интернет ресурсы:
Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - роль физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности; - основы здорового образа жизни. | Формы контроля обучения: - практические задания - домашние задания -ведение календаря самонаблюдения - зачет в форме тестирования Оценка за подготовку студентом фрагментов занятий с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха. |
Должен уметь: - использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | Методы оценки результатов: -накопительная система баллов на основе которой выставляется итоговая отметка; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которой выставляется итоговая отметка; -тестирование в контрольных точках. Лёгкая атлетика: Оценка за технику двигательных действий (проводится в ходе занятий): бега на короткие, средние и длинные дистанции; прыжки в длину. Оценка за проведение студентом фрагмента занятий с решением задачи по развитию физических качеств. Кроссовая подготовка. Оценка техники бега на дистанции до 5 км без учёта времени. Спортивные игры: Оценка техники базовых элементов техники спортивных игр (броски по кольцу, удары по воротам, подачи, передачи, жонглирование) Оценка технико-тактических действий в ходе проведения контрольных соревнований по спортивным играм. Оценка выполнения студентом функций судьи. Оценка за самостоятельное проведение фрагмента занятия с решением задачи по развитию физических качеств. Общая физическая подготовка: Оценка уровня развития выносливости и силовых способностей по приросту к исходным показателям. Оценка за проведение фрагмента занятия. Оценка уровня развития физических качеств занимающихся целесообразно проводить по приросту к исходным показателям: Для этого организуется тестирование в контрольных точках: На входе - начало учебного года, семестра; На выходе – в конце учебного года, семестра, изучения темы программы. Тесты по ППФП разрабатываются применительно к группе специальностей/ профессий. |