МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа п.Гранитный»
«Утверждаю»
Директор школы
Осипова И.Д._____________
Программа деятельности музея
Срок реализации программы
2015-2020 г.г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Гранитный»
Программа деятельности музея «Память»
Пояснительная записка
Музей - специфический институт науки, культуры и образования. Он призван выполнять свои, присущие только ему функции. К исторически сложившимся социальным функциям музея относят функцию документирования и образовательно-воспитательную. Другими функциями музея являются исследовательская, охранная, рекреационная, коммуникативная, профориентационная и т.д.
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основным направлением деятельности школы в настоящее время является " Воспитание патриота и гражданина через туристско-краеведческую работу". Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Концепция создания и развития школьного музея разработана с учетом воспитательной стратегии школы на основе анализа школьных программ основного и дополнительного образования.
Руководитель школьного музея Баталова Т.В. --- учитель истории и обществознания, 1 квалификационной категории, заместитель директора по УВР
Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной и клубной работы, апробирования музейно-педагогических технологий, проведения психолого-педагогического мониторинга.
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Деятельность музея основывается на основных принципах:
- Принцип свободы выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей.
- Принцип партнерства всех школьных структур в организации воспитательной работы.
- Принцип добровольного участия детей и взрослых в деятельности музея.
Музей школы по основному содержанию своей деятельности является историко-краеведческим.
Цель работы: "Гражданское и патриотическое воспитание учащихся через краеведческую и музейную деятельность".
Основные направления деятельности музея:
1.Работа с музейным фондом ( выявление, отбор, приобретение предметов музейного значения. Учет, изучение, систематизация и хранение музейных предметов).
2. Поисковая, научно-исследовательская работа.
Ежегодно актив музея совместно с районным советом ветеранов войны с целью сбора информации и пополнения экспонатами музейного фонда.
В музее «Память»проводятся:
экскурсии для учащихся
уроки мужества
конкурсы военных песен
Музей посещают свыше 200 человек в год, среди них учащиеся школ, представители общественных организаций, участники локальных конфликтов, представители администрации района. Активом школьного музея проводится в год более 8 экскурсий
Ежегодно актив музея совместно с районным советом ветеранов войны с целью сбора информации и пополнения экспонатами музейного фонда.
3. Экскурсионно-просветительская работа. Создание постоянных экспозиций в музее.
В музее «Память» проводятся:
экскурсии для учащихся
уроки мужества
день поселка
Музей посещают свыше 200 человек в год, среди них учащиеся школ, представители общественных организаций, участники локальных конфликтов, представители администрации района. Активом школьного музея проводится в год более 10 экскурсий.
4.Просветительская работа
На базе музея проводятся уроки истории, актив школьного музея выступает с сообщениями по классам
5.Методическая работа
проводят семинары с педагогами школы с целью знакомства их с новыми методиками патриотического воспитания подрастающего поколения
6.Организационная ( оформление и оборудование школьного музея, работа с активом, досуговая деятельность, интерактивность, развитие клубной работы и др.).
Музей постоянно участвует в конкурсах, актив школьного музея является постоянным участником областной акций «Обелиск
Особым интересом пользуется у ребят исследовательская и просветительская деятельность с использованием ИКТ, что, безусловно, является требованием сегодняшнего дня.
Использование музея во внеклассной работе ОУ и в социуме, организация праздников, выставок и т.д.
Безусловно, названное направление является одним из основных в деятельности музея как учреждения дополнительного образования. Оно выражается не только в организации традиционных внеклассных мероприятий просветительской направленности (встречи с ветеранами, основателями школьного музея, ветеранами школы, но и в работе детского общественного объединения - Совета музея.)
Работая над созданием текста истории родной школы учащиеся осваивают и метод летописания. По результатам мониторинга 35% учащихся овладели названными формами работы и проектной методикой вообще с позитивным отношением к ней.
7.Отражение деятельности музея в средствах массовой информации
Музей стал в школе центром патриотического воспитания учащихся. Деятельность музея связана с краеведением,
Совет содействия: зам. директора по воспитательной работе, председатель родительского
комитета школы, руководитель музея в.ч.
Совет музея: социальный педагог, руководитель школьного музея,
члены актива музея.
Совет учителей : руководитель м.о. классных руководителей, руководитель м.о. учителей
начальных классов, учителя истории, географии.
Рабочие группы:
Поиск и исследование: Осипова Владислава, Карамышев Юра, Леонтьева Кристина
Экскурсоводы: Клевакина Люда, Искужинова Амина, Салова Софья
Оформители:. Егорова Лена, Ракова Тоня,
Творческая группа: Осипова Влада, Москвин Толя
Основные направления | 2017г. | 2018г. | 2019г. | 2020г. |
Работа с музейным фондом | 1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов. 2. Работа с инвентарной книгой поступлений музейных предметов на постоянное хранение. 3. Систематизация музейных предметов по разделам и темам. 4. Создание сборника нормативных актов и документов по деятельности музеев. 5. Создание сборника рекомендательных материалов о деятельности музеев | 1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. 2. Создание инвентарной книги поступлений предметов временного хранения.3. Создание рекомендаций в помощь классному руководителю.4. Систематизация материалов рекомендательного характера по направлениям деятельности музея. 6. Начать картотеку музейных предметов. | 1.Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. 2. Поиск и сбор материалов о тружениках тыла 3. Поиск и сбор материалов о директорах школы, руководивших ей в разные годы. 4. Продолжение картотеки музейных предметов. | 1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. 2.Продолжение картотеки поступающих музейных предметов |
Поисковая, научно-исследовательская работа | 1.Поиск адресов выпускников школы для организации переписки с ними. 2. Поиск адресов бывших учителей школы для организации переписки с ними. 3. Встречи со старожилами поселка, интервьюирование. 4.Исследование темы "История школы в истории поселка» 5. Анкетирование "Что ты хотел бы видеть в школьном музее". | 1.Расширить поиск и сбор информации о выпускниках школы. 2. Исследовать тему "История поселка» 3. Результаты исследования представить на районную научно-практическую конференцию.. 4. Продолжить сбор информации о бывших учителях школы. | 1.Исследование темы "Моя родословная". 2.Организация проектной деятельности 3. Участие в районном конкурсе проектов | 1.Исследование темы "История школы, поселка» 2. Участие в научно-исследовательской конференции по презентации исследуемой темы |
Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных экспозиций | . 2.Создание постоянных экспозиций: "Учитель, перед именем твоим", "Прозвенел звонок последний 3.Организация экскурсий в школьный музей к созданным экспозициям ( по графику). | 1.Организовать экскурсию в краеведческий музей г. Орска. 5.Пригласить Участников локальных войн на встречу, посвященную Великой Победе. | .1. Создание "музейного чемоданчика", организация "выездных" экскурсий для учеников начальной школы. 2. Организация выставок творческих работ ребят и учителей - 2 в течение года. 3. Организовать выездную экскурсию в музей П.Новоорск | 1.Создать постоянную экспозицию "История моего поселка» 2. Закончить экспозицию "Пионерская организация школы 6.Создать сайт в Интернет об истории школы и школьного музея.. 7..Провести слайдовую презентацию творческой группы музея по исследовательской работе. |
Развитие сетевого взаимодействия | 1. Переговоры о сотрудничестве с музеями других школ, о совместном проекте летних образовательных модулей (шк.№2) 2. Участие в семинаре "Гражданское и патриотическое воспитание детей и подростков" на базе МОУ ДОД «Новоорский детский центр» | 1. Заключить Соглашение о сотрудничестве с музеем СОШ №1, п.Новоорск 4. Провести экскурсию в музей г. Орска | 1. Пригласить актив музея школы №1 для обмена опытом музейной деятельности. | 1 Продолжить начатое сотрудничество с музеями. 2. Организовать взаимодействие с « Новоорской газетой» по открытию рубрики "Вести школьных музеев» |
Дополнительное образование | Реализация программы клуба "Патриот" | | | Реализация программы клуба "Патриот" |
Организационная работа
1.Создание актива школы, разработка этапов его деятельности, распределение ролей.
2.Составление программы деятельности музея на перспективу.
3. Планирование работы музея на год.
4. Составление программы подготовки и проведения 55-летия школы
5. Создание Советов: содействия, музея, учителей и классных
руководителей.
7. Создание рабочих групп по интересам, определение рода их
деятельности.
8. Составление плана экскурсий по экспозициям.
9. Составление программы исследовательской деятельности.
10. Организация встреч, поздравлений ветеранов, досуговой деятельности учащихся и др.
11. Организация выставок творческих работ учеников и учителей школы, коллажей к общешкольным мероприятиям и т.д.
12. Организация конкурсов, игр, викторин, олимпиад и др.
13. Оснащение и оборудование школьного музея.
14. Составление памяток, рекомендаций, схем, графиков и т.д.
Результат реализации программы (прогнозы)
1. Создан школьный музей в соответствии с требованиями.
2. Реализация потребности детей в деятельности по интересам.
3. Самореализация ребят в дополнительном образовании, в выборе будущей профессиональной деятельности.
4. Более высокий уровень патриотизма к малой родине, влияющего на отношение к своей стране, своему народу.
5. Музей - центр воспитательной работы школы, дополнительного образования детей.
Перечень мероприятий и работ по реализации программы
«Школьная музейная комната»
Мероприятия | Срок выполнения | Исполнитель |
1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению развития сети школьных музеев в городе |
1. Организация работы совета школьных музеев | Октябрь | Баталова Т.В.- Руководитель музея |
2. Подготовка и издание локальных актов управления образования регламентирующих работу школьных музеев | Сентябрь | Администрация |
3. Паспортизация школьных музеев | 1 раз в три года, | Баталова Т.В.- Руководитель музея |
4. Разработка и утверждение программ по работе с активом школьных музеев | Октябрь | совет школьных музеев |
| | |
6. Разработка и утверждение программ по работе с активом школьных музеев, с руководителями школьных музеев | Октябрь | Объед. «Патриот», |
| | |
8. День методиста в музее | | |
9. Проведение семинаров, "круглых столов", консультаций для руководителей школьных музеев | в течение периода действия программы | |
Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности |
1.Изучение нормативной базы | | |
3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных музеев |
1.Сотрудничество с районной газетой | В течение года | Совет музея |
| | |
2. Размещение на Школьном портале презентации школьных музеев. | В течение периода действия программы | Совет музея |
4. Районные, областные мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев |
1. Смотр - конкурс школьных музеев | Ноябрь | Совет музея |
2. Выставка музейных экспозиций | В течении года | Оформители |
3. Конкурс «Юный экскурсовод» | Апрель - май | Творческая группа |
4. Конкурс компьютерных презентаций школьных музеев | Сентябрь - декабрь | Творческая группа |
5. Районный слет активистов школьных музеев | Март | МОУ ДОД «Новоорский детский центр» |
9. Участие в региональных, всероссийских и международных конкурсах | В течение года | Рук.музея |
| | |