Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Проектная деятельность» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./2012.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
№ занятия | Внеурочное занятие (тема, название) | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения | Планируемая дата | Фактическая дата |
четверть (18 часов) | | |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | Вводная беседа. Беседа – размышление. Просмотр видеофрагмента об увлечениях. | Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби | Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби» | Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | 07.09 | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | Игры | Подготовить материал для и игр. Дать понятия «словарь», «проект», «тема» | Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | Формирование умения находить информацию в словарях и справочниках; формирование умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. Умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости | 14.09 | |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями | Беседа - размышление | Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка» | Понимать значение слова «формулировка». Правильно формулировать вопросы по теме. Выступать с сообщениями на тему «Интересные растения из энциклопедии» | Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | 21.09 | |
4 | Выбор помощников работе над проектом | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту. | Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. | Формирование навыка коллективного планирования и умения работать в команде. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками. | 28.09 | |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | Ролевые игры | Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 05.10 | |
6 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | Беседа-рассуждение | Познакомить с понятием «актуальность» | Запоминать толкование новых понятий. Находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 12.10 | |
7 | Проблема. Решение проблемы | Беседа | Познакомить с понятием «проблема», « лидер». Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды | Запоминать толкование новых понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы | Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным | 19.10 | |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | Беседа-рассуждение | Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми. | Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. | Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | 26.10 | |
9 | Цель проекта | Мини-выступления | Объяснить, что такое цель проекта. Обучение нахождению способа решения проблемы (цели проекта) | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения | Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | 09.11 | |
10 | Задачи проекта | Мини-выступления | Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта. | Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» | Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | 16.11 | |
11 | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». | Работа в группах | Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное. | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации | Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | 23.11 | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | Ролевые игры | Дать понятия: «интервью», «интервьюер» | Запоминать толкование новых понятий. Использовать в речи ранее изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру»интересное интервью» | Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе | 30.11 | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | Мини - проекты | Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов. | Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельный поиск необходимой информации. Поиск недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях | Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. | 07.12 | |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» | Исследовательская работа: составление сообщений | Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | Работа над понятием «продукт проекта» по заданиям тетради. Выполнять исследование и работать над проектом, анализируя информацию , данную в рабочей тетради.. Подготовить сообщения о своих коллекциях. | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. | 14.12 | |
15 | Играем в учёных. Это интересно | Ролевые игры | Проведение опыта по превращению белого мелка в цветной | Ответы по домашнему заданию: дети рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ результата опыта | Применять знания на практике. | 21.12 | |
16 | Тест. «Чему ты научился?» | Решение теста | Организация беседы о результатах опыта, проведённого дома. Организация проверки заданий теста | Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой | Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы | 28.12 | |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | Мини-сообщения | Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения . | Самостоятельное раскрытие смысла нового понятия «выступление».Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения А. Барто | Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других) | 11.01 | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | Творческая мастерская | Знакомство с понятием «презентация проекта» . Оказание индивидуальной помощи детям по созданию презентации на бумаге | Мини-сообщения детей подготовленные дома. Творческая работа «Моя презентация» | Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | 18.01 | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | Исследовательская работа: мини-доклад. Выставка детских работ | Познакомить с компьютерной презентацией | Самостоятельная работа по заданиям рабочей тетради | Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций | 25.01 | |
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-Microsoft Power Point | Работа с компьютером | Познакомить с программой МРР-Microsoft Power Point. Обучение первым шагам составления презентации на компьютере | Практическая работа на компьютере | Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность | 01.02 | |
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | Работа с компьютером | Руководство деятельностью обучающихся по ознакомлению с кнопками клавиатуры компьютера. Репетиция шагов на компьютере | Практическая работа на компьютере | Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности | 08.02 | |
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | Ролевые игры | Пошаговая инструкция учителя к подготовке выступления перед аудиторией | Активно участвовать в диалоге. Репетиция выступления перед аудиторией | Формирование и развитие коммуникативной компетентности, а именно умения уверенно «держать» себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | 15.02 | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | Работа в малых группах | Организовывает процесс обучения в режиме речевого творческого развития, решает задачи интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания и развития младших школьников. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Рассказы о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценка своего выступления по пятибалльной шкале | Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе. | 22.02 | |
24 | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | Решение теста | Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, поверка на сохранность знаний | Самостоятельное выполнение теста | Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. | 01.03 | |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | Творческая работа. Составление визитки | Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта | Участвует в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составляет титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради | Формирование умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | 15.03 | |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | Самостоятельная работа по оценке умений и навыков приобретённых в процессе проектной деятельности | Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД). | Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составление примерного текста самоанализа | Формирование умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия) | 22.03 | |
27 | Играем в учёных. Это интересно | Практическая работа (опыты) | Подготовить рисунок с изображением дома, прозрачную стеклянную банку с водой. Провести опыт по использованию воды вместо линзы | Активно участвовать в диалоге. Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. | 05.04 | |
28 | Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности | Конкурсы проектно - исследовательской работы | Познакомить с различными конкурсами проектов («Открытие», «Я -исследователь», «Горизонты открытий») | Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть | Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества | 12.04 | |
29 | Памятка жюри конкурса | Творческая работа. Составление памятки | Руководить деятельностью обучающихся по ознакомлению с памяткой жюри. Разъяснить новые понятия и слова | Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомиться с новыми советами мудрого Дельфина | Формирование умения оценивать свою работу по выработанным критериям | 19.04 | |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Пробное выступление | Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией | Выступать перед незнакомой аудиторией | Формирование умения публичного выступления представления результатов работы | 26.04 | |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | Ролевые игры | Обучать рефлексии. Учит универсальным учебным действиям (УУД). | Сочинять советы выступающим перед незнакомой аудиторией. | Формирование умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы | 03.05 | |
32 | Играем в учёных. Это интересно | Практическая работа | Провести опыт по наблюдению за тем, как в такт биению сердца колышется спичка, поставленная на запястье. Подготовить для опыта пластилин, спичку, стол, часы с секундной стрелкой | Наблюдает, осуществляет сравнение, сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, | Формирование умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов | 10.05 | |
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | Творческая работа | Оказывать индивидуальную помощь в подготовке благодарностей | Рисовать открытки своим помощникам | Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам | 17.05 | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | Интеллектуальные игры | Подбирает и адаптирует материал с учётом типа школы и уровня подготовленности учащихся. Учит универсальным учебным действиям (УУД). | Активно участвовать в играх | Участие в диалоге: высказывание своих суждений по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников | 24.05 | |
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)