Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 8»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № __ от «___»___ 2016г. Руководитель ШМО ____________ /_____________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Н.А. Маркина/ «___» ____________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ________________ /Е.В. Рыкшина/ Приказ № ___ от «___» ___2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу : «Проектная деятельность»
направление деятельности : социальное
1 - 4 классы
Разработчик программы: Комарова Надежда Викторовна, учитель начальных классов
МБОУ г. Мценска «Средняя школа № 8»
Мценск, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
* Программа внеурочной деятельности разработана согласно:
* Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г
* Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 373 от 06.10. 2009 г. (для начального уровня)
* СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
* Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 от 17.12. 2010 г. (для основного общего уровня)
* учебного плана МБОУ г. Мценска «Средняя школа №8» на 2016 – 2017 учебный год, утвержденного приказом по школе № 135 от 31.08.2015 г.
* п авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Курс «Учусь создавать проект» - это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ отводится 135 часов по 1 занятию в неделю. 1 класс – 33 часа, 2-4 – по 34 часа.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Концептуальной основой содержания программы является положение В.В.Давыдова о том, что «образование и развитие - это разные процессы, и образование либо следует за развитием, либо создает условия для него». Ученый убежден в том, что современное школьное образование «призвано давать детям подлинно научные понятия, развивать у них научное мышление, способность к дальнейшему самостоятельному овладению все нарастающим количеством новых научных знаний». Решение этой задачи требует «...изменения самих принципов построения учебных предметов, организации нового типа усвоения, новой структуры всей учебной деятельности школьника».
Д.Б.Эльконин считает, что именно взрослый передает ребенку отношение к предмету и к ситуации, делает ее привлекательной и интересной. Взрослый является эмоциональным центром происходящего, он наделяет все объекты положительным отношением, поэтому предметы и явления становятся эффективно заряжены, начинают обладать побудительной силой. Взрослый не только мотивирует деятельность ребенка, но и передает конкретные способы действия. Можно сказать, что отношение взрослого к предметам и явлениям запускает или снижает двигательную активность и инициативность ученика.
Метод проекта - это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Актуальность программы. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учащихся, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных задач. Быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать с информацией. Быть коммуникабельными, контактными, сообща работать в разных ситуациях. И только использование новых информационных технологий позволит решить поставленные перед школой задачи. Такой инновационной технологией является метод проектов (Проектная деятельность). Программа обеспечивает не только успешное освоение материала всеми обучающимися, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю, друг к другу, способствует формированию позиции школьника. Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6-10 лет.
Цель курса – создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности ребенка через овладение технологией работы над проектом.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3.Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
6. Создать условия для развития личности обучающихся:
- формирование позиции школьника
- развитие познавательных способностей;
- развитие воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
7. Создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности:
- знакомство с терминологией и технологией работы над проектом
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией;
- развитие желание представить результаты своей работы
8. Обеспечить условия для разработки учащимися собственного или коллективного проекта.
Характеристика программы: Программа «Учусь создавать проект» разработана для учащихся младших классов и неразрывно связана с образовательной программой начальной школы. Занятия ведутся 1 раз в неделю. В 4 классе - индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Ожидаемый результат: Учащиеся овладеют первоначальными навыками исследовательской и проектной деятельности, информационными умениями и навыками:
вести устный диалог на задуманную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
сбору нужной по теме информации из различных источников, выбору того материала, который необходим по данной теме;
выполнению творческих работ по теме проекта
самостоятельным видам исследовательской деятельности;
умению выдвигать проблемы, гипотезы;
навыкам овладения научными терминами;
публичной защите проекта.
Личностные результаты:
формирование личностных качеств школьника и коммуникативных действий;
формирование положительного отношения ученика к школе; познавательного интереса к проектной деятельности
навыки поведения с партнёром по проекту, вести разговор с учителем, другими взрослыми.
Метапредметные результаты:
умения генерировать идеи, выбирать лучшие;
умение сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
оценивать ход и результат своей деятельности и деятельность других;
осуществлять с помощью взрослого поиск нужной информации;
умение выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы
Формы контроля. Анкетирование, предоставление отчётов о проделанной работе и результатов исследования создание продуктов проектной деятельности и их презентация.
В результате проектной деятельности создаются условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями:
Общеучебные организационные действия.
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности
Общеучебные действия поиска сведений.
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
Творческие общеучебные действия.
Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Регулятивные умения и навыки.
Умение проектировать процесс (изделие).
Умение планировать деятельность, время, ресурсы.
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
Навыки анализа собственной деятельности.
5. Коммуникативные умения.
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы.
Умение вести дискуссию.
Умение отстаивать свою точку зрения.
Умение находить компромисс.
Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
презентационные умения и навыки.
Навыки монологической речи.
Умение уверенно держать себя во время выступления.
Артистические умения.
Умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Применение полученных знаний.
6. Деятельностная компетентность.
Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний, полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
3. Содержание программы
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Этапы проектно-исследовательской деятельности
4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
1. Классная комната.
2. Школьная доска.
3. Диапроектор.
4. Экран.
5. Ноутбук.
5.Список литературы.
Для учителя:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2012г.).
Дополнительная литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. - 321с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И - Самара: Учебная литература, 2008 - 119с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152с.
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. - М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для ученика:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, проектируем, создаем: Рабочая тетрадь 1 класс, 2 класс 2 части, 3 класс 2 части (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2013г.)
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC Электронные ресурсы:
3. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http: / / all- ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Согласовано. Руководитель МО _________Комарова Н.В. 28.08.2015 г. Протокол №1 от 28. 08. 2015 г. | Согласовано. Зам. директора по УВР ________Маркина Н.А. 28.08.2015 г. | Утверждаю. Директор школы ________Рыкшина Е.В. Приказ №1 от 28.08. 2015 г |
Календарно-тематическое планирование по курсу: «Проектная деятельность»». 1 «А», 1 «Б» классы
№п/п | Дата | Тема занятия | Содержание | Количество часов | В т.ч. теория | В т.ч. практика | Форма организации деятельности обучающихся |
план | факт |
1 | | | Кто я? Моя семья. | | 1 | 1 | | Вводная беседа. Беседа – размышление. ПУУД :поиск информации |
2 | | | Чем я люблю заниматься. Хобби. | Знакомство класса с темой. Дать понятие «хобби». Подготовить материал для беседы о хобби | 1 | 1 | | Игры ЛУУД: умение слушать других. |
3 | | | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка» Подготовить материал для и игр. Дать понятия «словарь», «проект», «тема» | 1 | | 1 | Беседа – размышление РУУД: целеполагание, планирование. |
4 | | | Как собирать материал? Твои помощники. Этап. | Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту. | 1 | | 1 | Беседа-размышлление. КУУД: работа в группах. |
5 | | | Повторение. Давай вспомним. | Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем | 1 | | 1 | Ролевые игры КУУД: работа в группах. |
6 | | | Проблема. | Познакомить с понятием «актуальность» Познакомить с понятием «проблема», « лидер». | 1 | 1 | | Беседа-рассуждение ПУУД: поиск информации. |
7 | | | Проблема. Решение проблемы. | Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды | 1 | 1 | | Беседа КУУД: работа в группах. |
8 | | | Гипотеза. Предположение. | Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми. | 1 | | 1 | Беседа-рассуждение РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. |
9 | | | Гипотеза. Играем в предположения. | Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми. | 1 | 1 | | Мини-выступления КУУД: работа в группах. |
10 | | | Цель проекта. | Знакомство с понятием «цель» проекта. | 1 | 1 | | Беседа-рассуждение |
11 | | | Задача проекта. | Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта. | 1 | | 1 | Мини-выступления РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. |
12 | | | Выбор нужной информации. | Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное. | 1 | | 1 | Работа в группах КУУД: работа в группах. |
13 | | | Интересные люди - твои помощники. | Дать понятия: «интервью», «интервьюер» | 1 | | 1 | Ролевые игры. КУУД: работа в группах. |
14 | | | Продукт проекта. | Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации о лошадях из текстов. | 1 | | 1 | Мини – проект . КУУД: работа в группах. |
15 | | | Виды продукта. Макет. | Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. | 1 | | 1 | Исследовательская работа: составление сообщений . РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. |
16 | | | Повторение пройденных проектных понятий. | Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте | 1 | | 1 | Ролевые игры РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. |
17-18 | | | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | Учить создавать визитку к проекту Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта | 2 | 1 | 1 | Создание и представление визито РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка.к. |
19-20 | | | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения . | 2 | | 2 | Пробные выступления. РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. |
21 | | | Выступление перед знакомой аудиторией. | Познакомить учащихся с правилами выступления перед аудиторией. | 1 | | 1 | Пробные выступления. РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. |
22-23 | | | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | Проведение опыта. | 2 | | 2 | Опыт. РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. |
24 | | | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | Учить отвечать на вопросы по теме проекта из зала. | 1 | | 1 | Пробные выступления. РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. |
25-26 | | | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | Выступление перед незнакомой аудиторией. Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией | 2 | | 2 | Пробные выступления. КУУД: умение слушать чужое выступление. |
27 | | | Повторение. Давай вспомним. | Выступление перед незнакомой аудиторией. | 1 | | 1 | Пробные выступления. |
28 | | | Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. | Проведение опыта. | 1 | | 1 | Опыт |
29 | | | Играем в ученых. Поилка для цветов. | Проведение опыта.. | 1 | | 1 | Работа в малых группа КУУД: работа в группах. х |
30 | | | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | Проведение опыта. | 1 | | 1 | Практическая работа КУУД: работа в группах. |
31 | | | Тест «Чему я научился?» | Выявление объёма накопленных знаний во время проектной деятельности, проверка на сохранность знаний | 1 | | 1 | Тест |
32 | | | Памятка для учащегося-проектанта. | Дать понятие самоанализа (рефлексии). Учить универсальным учебным действиям (УУД). | 1 | | 1 | Беседа-рассуждение. ЛУУД: самоанализ своей деятельности на занятиях |
33 | | | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Дать советы на лето. | 1 | | 1 | Беседа-рассуждение |
| | | Итого | | 33 | 7 | 26 | |
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № _1_ от «___»___ 2016г. Руководитель ШМО _________ /_Комарова Н.В./ | Согласовано Заместитель директора по УВР __________ Маркина Н.А. «___» ________ 2016г. | Утверждаю Директор ______________ Рыкшина Е.В. Приказ № _____ от «___» _____ 2016г. |
Календарно-тематическое планирование на 2016 – 2017 учебный год
по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» по ФГОС ОО
2 «А», 2 «Б» классы (34 часа)
№п/п | Раздел, тема | Характеристика деятельности учащихся | Содержание | Форма организации.УУД | Количество часов | Теория | Практика | Дата план | Дата факт |
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | Рассказ о своих интересах. | Выявить интересы детей. | Вводная беседа. Беседа – размышление. ПУУД :поиск информации | 1 | 1 | | | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твое знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | Определение интересующей темы. | Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | Творческая лаборатория. ЛУУД: умение слушать других. ПУУД: поиск информации в словарях. | 1 | 1 | | | |
3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. | Подбор материала для беседы. Развитие умения работать со словарями. | Подготовить материал для беседы. Объяснить понятие «формулировка» . | Творчечкая лаборатория. ПУУД: поиск информации. РУУД: целеполагание, планирование. | 1 | | 1 | | |
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | Определение помощников, составление вопросов. | Дать понятие слова «помощник». Учить задавать правильные вопросы проектанту. | Практическая работа. КУУД: работа в группах. | 1 | | 1 | | |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | Рассмотрение этапов работы над проектами. | Работать над понятием слова «этап». Запоминание обоснования. Знакомство детей с этапами работы над учебным проектом на примере образца подобранного учителем | Творческая лаборатория КУУД: работа в группах. | 1 | | 1 | | |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | Закрепление понятие, из объяснение. | Познакомить с понятием «актуальность» Познакомить с понятием «проблема», « лидер». | Творческая лаборатория ПУУД: поиск информации. | 1 | 1 | | | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | Уметь обозначать проблему, цели проекта. | Научить будущих проектантов видеть проблему, определять цель, составлять план действий и решать вопрос. Показать, как на проблему можно смотреть с разных сторон. Работать над сплочением коллектива и формированием команды | Творческая лаборатория. КУУД: работа в группах. | 1 | | 1 | | |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твое знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение» | Выдвижение гипотез. | Знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение». Руководить деятельностью детей по выдвижению гипотез детьми. | Творчекая лаборатория. РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. | 1 | | 1 | | |
9 | Цель проекта. | Определение цели проекта. | Знакомство с понятием «цель проекта» | Мини-выступления КУУД: работа в группах. | 1 | 1 | | | |
10 | Задача проекта. | Определение задач для решения проблемы. | Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. «Зажечь» детей идеей, обеспечить пусковой механизм творческой активности и возбудить желание разрешить проблему проекта. | Мини-выступления РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. | 1 | | 1 | | |
11 | Сбор информации для проекта. Твое знакомство с понятиями : «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», « книги, газеты, журналы». | Сбор информации для проекта. | Дать понятия: «сбор», «информация», энциклопедия», «Интернет», книги, газеты, журналы». Учить собирать информацию для проекта и выделять в ней главное. | Творческая лаборатория. Работа в группах КУУД: работа в группах | 1 | 1 | | | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | Игра «Журналист». | Дать понятия: «интервью», «интервьюер». Формировать умение брать интервью, умение вести и участвовать в дискуссиях. | Мини-интервью. КУУД: работа в группах. | 1 | | 1 | | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твое знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор». | Обработка информации. Выделение значимой информации. | Дать понятия: «обработка информации», «отбор». Руководство деятельностью учащихся по отбору значимой информации. | Мини – проект . КУУД: работа в группах. | 1 | | 1 | | |
14 | Создание продукта проекта? Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка». | Создание продукта проекта, знакомство с примерами продуктов проекта. | Познакомить с понятиями: «продукт проекта» ( «макет», поделка»). Учить создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте | Творческая лаборатория. ПУУД: поиск информации составление сообщений . РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. | 1 | | 1 | | |
15 | Играем в ученых. Это интересно. | Проведение опыта. | Проведение эксперимента по окрашиванию мела. Делать выводы эксперимента. | Творческая лаборатория. Эксперимент | 1 | | 1 | | |
16 | Тест. | Выполнение теста. | Проверка и учет полученных знаний. | Тест РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. | 1 | | 1 | | |
17 | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение) | Отбор информации для выступления. | Ознакомление с понятием «выступление». Руководство деятельностью детей по подготовке мини- сообщений и анализу стихотворения | Творческая лаборатория. ПУУД: отбор информации, анализ стихотворения. | 1 | | 1 | | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «Презентация». | Составить презентации в бумажном варианте. | Составление презентации на бумаге. | Творческая работа. ПУУД: поиск информации, составление слайдов. | 1 | | 1 | | |
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | Просмотр компьютерных презентации, сравнение презентаций. | Ознакомление с компьютерной презентацией. | Творческая лаборатория. ПУУД: поиск информации. | 1 | 1 | | | |
20-21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | Составление презентаций на компьютере. | Ознакомление с программой MPP – Microsoft Pow | Практическая работа. | 2 | 1 | 1 | | |
22-23 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями. | Выступление с презентацией. | Познакомить учащихся с правилами выступления перед аудиторией. | Творческая лаборатория. ПУУД: поиск нужной информации. РУУД: целеполагание, планирование, самооценка. | 2 | 1 | 1 | | |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы « зала» по теме проекта | Составление вопросов к проектанту. | Учить отвечать на вопросы по теме проекта из зала | Творческая лаборатория. ПУУД: поиск и отбор информации. | 1 | | 1 | | |
25 | Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина». | Выполнение теста. | Выявление объема накопленных знаний . | Тест. РУУД: самооценка. | 1 | | 1 | | |
26-27 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | Создание своей визитки. | Учить создавать визитку к проекту Познакомить с понятиями «визитка» и «визитная карточка». Учить составлять визитку. Подготовить раздаточный материал с названием школы, фамилией, именем и отчеством учителя-руководителя проекта | Творческая лаборатория. РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка | 2 | 1 | 1 | | |
28 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | Выполнение самоанализа своей деятельности. | Познакомить с понятием «самоанализ». Контроль и оценка своей деятельности. | Творческая лаборатория. РУУД: целеполагание, прогноз, самооценка. | 1 | | 1 | | |
29 | Играем в ученых. Это интересно. | Выполнение опыта, вывод работы. | Проведение опыта. Выводы опыта. | Практическая работа. РУУД: целеполагание, планирование, прогноз, самооценка. | 1 | | 1 | | |
30 | Различные конкурсы проектно-исследовательноской деятельности. | Участие в конкурсе классных проектов. | Конкурсы проектов. | Конкурс проектов. РУУД: целеполагание, планирование, прогноз, самооценка | 1 | | 1 | | |
31 | Памятка жюри конкурса. | Знакомство с памяткой оценки работы. | Оценка своей работы по выработанным критериям. | Творческая лаборатория. РУУД: целеполагание, планирование, прогноз, самооценка . | 1 | 1 | | | |
32 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | Подготовка и выступление перед незнакомой аудиторией. | Выступление перед незнакомой аудиторией. Повторить правила, которые помогут выступить перед незнакомой аудиторией | Пробные выступления. КУУД: умение слушать чужое выступление. | 1 | | 1 | | |
33 | Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | Самооценка после выступления. | Оценивание своей работы, коррекция работы. | Творческая лаборатория. РУУД: целеполагание, планирование, прогноз, самооценка . | 1 | | 1 | | |
34 | Играем в ученых. Это интересно. Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам. | Проведение опыта. Создание открыто-пожеланий. | Проведение опыта. Вывод опыта. | Практическая работа. КУУД: работа в группах. х | 1 | | 1 | | |
26