СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочного курса "Почемучка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Почемучка"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочного курса "Почемучка"»


МБОУ Шиморская СШ


Утверждаю

Директор школы

Налетов Д.Л.______

«__»_________2020г

Согласовано

Зам.директора по УВР

Голубева О.В.________

«__»____________2020г

Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №______

«__»_________2020г



Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

для обучающихся 1 класса

(срок реализации 1 год)

Направление: общеинтеллектуальное







Учитель: Майорова Н.В.








2020 г.

ОБЩЕИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ


I. Пояснительная записка

Целесообразность проведения с младшими школьниками занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сферы ребенка, внимания, памяти, пространственного воображения и ряда других функций, обусловлена уникальностью данного возрастного периода, характеризующегося повышенной сензитивностью. Именно в указанный период у ребенка наиболее интенсивно протекает процесс физиологического созревания основных мозговых структур, что дает возможность эффективного воздействия на его интеллектуальную сферу. Психолог Л. С. Выготский отмечал, что развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их регулируемые, произвольные процессы.

Введение регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование, способствует лучшей адаптации и повышению мотивации. Развивает у детей познавательный интерес, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску. Вызывает у него чувство уверенности в своих силах. Исчезает боязнь ошибочных шагов, снижает тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.


Актуальность  программы «Почемучка»  позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно- справочной и научно - популярной литературой по предметам.

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет  успешно овладеть не только обще-учебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

  Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры, дидактический и раздаточный материал, скороговорки, ребусы, кроссворды, грамматические сказки, проектная деятельность и др.

Цель: развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, коммуникативных  способностей (развитие речи, мышления, воображения школьников, пробуждение познавательного интереса, стремление совершенствовать свою речь и формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи.

Обучающие:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;   

  • учить детей быть ответственными за свои поступки;

  • формировать культуру поведения в природе;

  • обогащать представления об окружающем мире;

  • познакомить обучающихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать обучающихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; прививать интерес к исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

  • развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы, прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;

  • доступность;

  • последовательность и системность изложения материала;

  • преемственность и перспективность;

  • связь теории с практикой;

  • наглядность;

  • целостность.

Методы обучения:

- эвристическая беседа;

- исследование;

- проблемно-поисковые задания;

- наблюдение;

- лингвистические игры;

- индивидуальные задания;

- групповая и коллективная работа,

- инсценирование.



Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Формы организации деятельности:

- рассказ, беседа, демонстрация, чтение;

- экскурсия;

- творческая игра, практическое занятие,

- творческая мастерская,

- тренинг,

- праздник, путешествие.


Курс программы состоит из 6 разделов.


1.«Юные исследователи».

Обучающиеся знакомятся с простейшим видом исследования, видами проектов.

Содержание: Что такое исследование, проект? Школа «Почемучек». Как задавать вопросы? Как мы познаем мир. Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность).


2.Забавная арифметика.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности, такие как «Техника мозгового штурма. Ребусы. Головоломки. Составление вопросов к играм. Игры и турниры. Тренажеры. Кроссворды. Задачи на сравнение», через знакомство с особенностями игры «Что? Где? Когда?», путешествие по городам математики.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.


3.Веселая грамматика.

Содержание. В Клубе весёлых человечков. Игры и турниры. Тренажеры. Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. Конкурс знающих. Правила «Узелки на память». Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Фразеологический зверинец. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Игры и турниры. В удивительном городе Неслове. Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток». Игры и турниры. Игра «Словесное лото».Интеллектуальная викторина.Проект «Наши имена», выполнение олимпиады по русскому языку.


5.Занимательное чтение.

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Дети знакомятся с животными Нижегородской области, занесенными в Красную книгу.

Содержание. Поляна сказок. Творческая игра. «Что это за сказка?», Лепка героев из пластилина. Раскрашивание иллюстраций по теме «Сказки». Выполнение групповых упражнений. Книжкин дом (знакомство со школьной библиотекой). Игры с рифмами. Игры «Придумай рифму», «Угадай героя». Упражнение «Изобрази настроение». Наши меньшие друзья. Чтение рассказов о животных Е. Чарушина и В.Бианки. Рисование обложки для любимой книжки; рассказывание о произведении по обложке.

Игры «Угадай героя», «Угадай рассказ». Загадки о животных.

Пантомима «Кто это?» (покажи животное).


6.Тайны мира.

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

Содержание. Этажи леса.

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем». Сезонные изменения у растений. Прогулка  «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы. Мы – художники. Загадки леса. Игры и головоломки. Игры по окружающему миру «Куда пойдем, что найдем?», «Домашние и дикие животные». Проект «Как вырастить кристаллы». Удивительный мир кристаллов. Творческая работа. Аппликация. Проект «Вода – источник жизни». Энергия воды. Электрические букашки. Электромагниты, олимпиада по окружающему миру.


7 . Заключительное занятие. Праздник «Почемучек».

Обобщение знаний.


Основные виды деятельности обучающихся:

  • решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов;

  • оформление газет;

  • участие в  олимпиадах, международной игре «Кенгуру», «Русский Медвежонок»;

  • знакомство с научно-популярной литературой;

  • проектная деятельность, творческие работы

  • самостоятельная работа; работа в парах, в группах.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Обучающиеся научатся:

    • усвоить основные базовые знания; её ключевые понятия;

    • формировать творческое мышление;

    • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности обучающимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;

  • обогатить внутренний мир ребенка;

  • сформировать умение сопереживать товарищу по команде;

  • проявлять интерес к книге, расширение читательского кругозора;

  • сформировать умение работать с текстом, с книгой;

  • умение ориентироваться в пространстве;

  • знать и четко произносить в разных темпах 5- 8 скороговорок;

  • уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • развить навык координации движений с работой речевого аппарата;

  • воспроизводить простейшие движения тела (хлопками, прыжками, шагами), музыкального темпа и ритма.

Обучающиеся получат возможность научиться:

    • помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;

    • проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

    • работать в паре, группе, коллективе, уметь договариваться, распределять роли и обязанности, не вступать в конфликтные ситуации.


Юные исследователи:

Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

– оценивать себя и поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- обсуждать возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;

- уважительно относится к другому мнению;

- положительно относиться к школе;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

- уметь адаптироваться к сложным ситуациям;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- обогатить внутренний мир ребенка;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности.

В игре вести переговоры, договариваться, учитывать интересы других участников, уметь сдерживать свои эмоции;


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале;

-владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Обучающиеся получат возможность научиться:

- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

- осваивать правила планирования, контроля способа решения;

- способам пошагового итогового контроля результата.

– работать по предложенному учителем плану;

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- слушать и понимать речь других;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;

- уметь работать по предложенному учителем плану;

- выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

- формулировать проблемы с помощью учителя;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

- группировать предметы и их образы по заданным признакам;

- классифицировать объекты под руководством учителя;

- оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;

- высказывать свое мнение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать знаково-символические действия;

- проявлять самостоятельность вигровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;

- усвоить основные базовые знания; её ключевые понятия;

- помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

– выразительно читать и пересказывать текст;

– работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);

- уметь задавать учебные вопросы; слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою точку зрения; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- строить простое речевое высказывание;

- понимать смысл простого текста; знать и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности, представлять работу, осуществлять рефлексию;


                  Забавная арифметика:

Личностные результаты :

Обучающиеся научатся:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- обсуждать возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;

- уважительно относится к другомумнению;

- положительно относиться к школе;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

- уметь адаптироваться к сложным ситуациям;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности.

В игре вести переговоры, договариваться, учитывать интересы других участников, уметь сдерживать свои эмоции;


Метапредметные результаты  

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

- осваивать правила планирования, контроля способа решения;

- способам пошагового итогового контроля результата.

– самостоятельно составлять план работы и придерживаться его;

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.


Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- проявлять самостоятельность вигровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;

- использовать знаково-символические действия;

- выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на занятии;

- строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

- классифицировать объекты под руководством учителя;

- оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;

- высказывать свое мнение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

- самостоятельно давать оценку одному виду деятельности.

- усвоить основные базовые знания; её ключевые понятия;

- помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- проявлять творческое мышление;

- ориентироваться в пространстве;

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.       


Веселая грамматика:

Личностные результаты .

Обучающиеся научатся:

– оценивать себя и поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности.

- обсуждать возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;

- уважительно относится к другомумнению;

- положительно относиться к школе;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

- уметь адаптироваться к сложным ситуациям;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- обогатить внутренний мир ребенка;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности. В игре вести переговоры, договариваться, учитывать интересы других участников, уметь сдерживать свои эмоции;


Метапредметные результаты:  

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно определять и формировать цель деятельности на занятии,

- самостоятельно составлять план работы.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;

- слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать небольшие тексты;

- проявлять самостоятельность вигровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;

- использовать знаково-символические действия;

- выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- находить информацию в словаре;

- уметь с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на занятии;

- строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя;

- группировать предметы и их образы по заданным признакам;

- классифицировать объекты под руководством учителя;

- высказывать свое мнение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

- самостоятельно давать оценку одному виду деятельности.

- усвоить основные базовые знания; её ключевые понятия;

- помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.       


Занимательное чтение:

Личностные результаты .

Обучающиеся научатся:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

- уметь адаптироваться к сложным ситуациям;

- обсуждать возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- уважительно относится к другомумнению;

- положительно относиться к школе;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- обогащать свой внутренний мир в процессе познания;

- сформировать умение сопереживать товарищу по команде;

- проявлять интерес к книге, расширение читательского кругозора;

- сформировать умение работать с текстом, с книгой;

- бережно относиться к материальным ценностям, любить свой народ, край, Родину.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.


Метапредметные результаты:  

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

–  работать по предложенному учителем плану

Обучающиеся получат возможность научиться:

- проявлять самостоятельность в своей деятельности: при выполнении заданий, составлении плана, контроля своих действий и результатов.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов;

- слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать небольшие тексты;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- находить информацию в словаре;

- с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на занятии;

- устанавливать последовательность основных событий в тексте;

- классифицировать объекты под руководством учителя;

- оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста;

- высказывать свое мнение.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать основные базовые знания, ключевые понятия в своей речи;

- овладеть способами исследовательской деятельности;

- проявлять креативность при выполнении работы;

- использовать навык координации движений с работой речевого аппарата

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

Обучающиеся получат возможность научиться:

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.       




Тайны мира:

Личностные результаты:

Обучающиеся научатся:

– оценивать себя и поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- понимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

- уметь оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми;

- обсуждать возникающие проблемы, правила, может поддержать разговор на интересную для него тему;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- уважительно относится к другомумнению;

- положительно относиться к школе;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- уметьприменять знания о безопасном и здоровом образе жизни;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместной деятельности.

В игре вести переговоры, договариваться, учитывать интересы других участников, уметь сдерживать свои эмоции;

- бережно относиться к материальным ценностям;

- проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности;

- уметь адаптироваться к сложным ситуациям;


Метапредметные результаты:  

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осваивать правила планирования, контроля способа решения;

- способам пошагового итогового контроля результата;

– работать по предложенному учителем плану;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале;

-владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;

- проявлять самостоятельность в своей деятельности: при выполнении заданий, составлении плана, контроля своих действий и результатов.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- проявлять самостоятельность вигровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию;

- уметь работать по предложенному учителем плану;

- использовать знаково-символические действия;

- выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя;

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

- находить информацию в словаре;

- уметь с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на занятии;

- строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя.

- формулировать проблемы с помощью учителя;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- использовать навык координации движений с работой речевого аппарата;

- использовать основные базовые знания; её ключевые понятия;

- помочь обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

- уметь задавать учебные вопросы; слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою точку зрения; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- строить простое речевое высказывание;

- понимать смысл простого текста; знать и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре).

Обучающиеся получат возможность научиться:

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя);

- иметь первоначальные навыки работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности, представлять работу, осуществлять рефлексию;

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.       


Место курса в учебном плане.


В учебном плане школы в 1 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).


Тематическое планирование


Тема раздела

Виды деятельности

Юные исследователи – 5 ч

Знакомятся с понятием «проект». Задавать вопросы открытого и закрытого типа, описательного характера. Выполнять практические наблюдения. Составлять план исследования. Выбирать и использовать новые источники информации. Работать с книгой. Выделять главные и второстепенные признаки. Составлять схемы. Обращаться за помощью. Участвовать в коллективном сотрудничестве. Строить монологическое высказывание. Использовать знаково-символические средства.

Забавная арифметика. -7 ч

Выделять существенные признаки. Выделять сходство и различие предметов по форме, размеру, цвету. Группировать по общему признаку. Разбивать на группы. Работать в группе. Задавать вопросы. Строить монологичное высказывание. Использовать знаково-символические средства. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Веселая грамматика. – 7 ч

Различать синонимы, антонимы и омонимы, анаграммы, омофоны, подбирать примеры. Объяснять фразеологизмы. Разгадывать ребусы, загадки, шарады. Устанавливать аналогии. Выделять существенные признаки. Использовать общие приемы решения задач. Участвовать в совместной творческой деятельности (инсценировании). Осуществлять поиск информации для выполнения проекта, работать со словарями. Составлять презентацию, осуществлять защиту проекта.

Занимательное чтение. – 4 ч

Знакомятся с библиотекой, правилами поведения в библиотеке, с правилами выдачи книг. Подбирать книги для выставки. Осуществлять поиск необходимой информации. Подбирать рифмы. Выделять существенные признаки. Составлять небольшие рассказы о животных по иллюстрации. Ориентироваться в разнообразии информации. Использовать знаково-символические средства, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Применять установленные правила. Участвовать в совместной деятельности.

Тайны мира. – 9 ч

Узнавать и называть предметы, объекты окружающей действительности. Наблюдать за сезонными изменениями природы, определять место жительства растений. Различать травы, кустарники и деревья. Использовать знаково-символические средства. Разгадывать шарады, головоломки, загадки. Ориентироваться на плоскости и в пространстве. Делать выводы. Различать диких и домашних животных, птиц. Выделять существенные признаки. Разрабатывать правила и знаки, как уберечь и защитить животных. Различать кристаллы по их цвету, свойствам. Характеризовать свойства воды. Проводить эксперименты с электричеством (построение электрической цепочки), электромагнитами, металлами. Ставить цель. Формулировать проблему. Подбирать материалы, осуществлять поиск информации. Проводить опыты, наблюдения. Описывать результат. Планировать свою деятельность. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять пошаговый контроль за своими действиями. Защищать проект.

Заключительное занятие.

Строить монологическое высказывание. Оценивать свои работы и работы товарищей.

Итого

33 часа




Календарно -тематическое планирование


№ занятия

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Юные исследователи – 5 ч.

1

Вводное занятие. Что такое исследование? Проект?

1


2

Школа «Почемучек». Как задавать вопросы?

1


3

Как мы познаем мир. Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра-исследование.

1


4

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

1


5

Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность).

1


Забавная арифметика – 7 ч.

6

Особенности игры «Что, где, когда?»

1


7

Техника мозгового штурма. Ребусы. Головоломки.

1


8

Техника мозгового штурма. Ребусы. Головоломки.

1


9

Путешествие по городам математики. День первый – город Признакус. Составление вопросов к играм.

1


10

День второй – город Относитикус. Игры и турниры. Ребусы.

1


11

День третий – город Величиния. Игры. Тренажеры. Кроссворды.



12

Игры и задачи на сравнение. Встреча на планете Математика.

1


Веселая грамматика – 7ч.

13

В Клубе весёлых человечков.    

1


14

Конкурс знающих      правила «Узелки на память». Анаграммы.

1


15

К тайнам волшебных слов.           Сказка «Волшебные слова». Фразеологический зверинец.

1


16

В удивительном городе Неслове. Работа со словарём.

1


17

Игры и турниры. Игра «Словесное лото». Интеллектуальная викторина

1


18

Олимпиада по русскому языку.

1


19

Проект «Наши имена»

1


Занимательное чтение – 4 ч.

20

Творческая игра. «Что это за сказка?»

1


21

Книжкин дом (знакомство со школьной библиотекой)

1


22

Игры с рифмами.

1


23

Наши меньшие друзья.

игры «Угадай героя», «Угадай рассказ», загадки, игра «Пантомима. Кто это?»

1


Тайны мира – 9 ч.

24

Этажи леса.

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем». Сезонные изменения у растений.

1


25

Мы – художники.

Загадки леса. Игры и головоломки.

1


26

Игры по окружающему миру «Куда пойдем, что найдем?», «Домашние и дикие животные»

1


27

Прогулка  «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.

1


28

Проект «Как вырастить кристаллы».

1


29

Удивительный мир кристаллов.

1


30

Проект «Вода – источник жизни». Энергия воды.

1


31

Электрические букашки. Электромагниты.

1


32

Олимпиада по окружающему миру

1


33

Заключительное занятие. Праздник «Почемучек».

1



Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения


    1. Андроуз Дж. И Найтон К. «100 занимательных экспериментов», - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

    2. Боб Фридхоффер. « Занимательные опыты» –М.: ООО «Издательство Астрель», 2008г.

    3. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2009.-144с. (Мастерская учителя).

    4. Занимательные задания и проверочные вопросы по естествознанию/ Е.Г.каткова. – М.: Интеллект – центр, 2003 – 52с.

    5. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы обучающихся/авт.-сост.Е.В.Кривобок, О.Ю.Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 138 с.

    6. Начальная школа. Математика. Внеклассная работа: метод.пособие/В.П.Веденина, В.А.Федотова. – М.: Дрофа, 2010. – 75 с.

    7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.] под ред.А.Б.Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

    8. Увлекательные опыты с водой. –М.: ООО «Издательство Астрель», 2008г.


Материально-техническая база, ресурсы:

- Классная доска.

- Магнитная доска.

- Интерактивная доска.

- Видеомагнитофон/DVD.

- Телевизор.

- Персональный компьютер.

- Мультимедийный проектор.

- Многофункциональное устройство (сканер, принтер, ксерокс).

-Документ-камера.
































Приложение:

«Почемучка» (внеурочное занятие)

Учитель: Майорова Н.В.

Класс: 1

Тема: Решение нестандартных задач.

Цель: отработка навыков решения нестандартных задач.

Задачи:

Обучающие:

- систематизация навыков решения нестандартных;

- активизация мыслительной деятельности обучающихся посредством участия каждого из них в процессе работы;

Развивающие:

- развитие познавательного интереса к нестандартным задачам;

- развитие логического мышления, внимания;

Воспитывающие:

- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, уважения к мнению сверстников;

- воспитание аккуратности, внимательности при работе;

Планируемый результат:

Личностные УУД:

- проявлять познавательный интерес к нестандартным ситуациям;

- формировать способность к самооценке.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- совершенствовать навыки решения нестандартных задач;

- строить небольшие математические сообщения в устной форме;

- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия;

- находить несколько вариантов решения учебной задачи (в сотрудничестве с учителем, классом;

Коммуникативные:

- развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

- высказывать свою точку зрения;

- рассуждать, делать выводы, обобщения;

Используемые технологии: ИКТ, игровая, групповая.

Оборудование:

ИКТ (компьютер, мультимедиа – проектор, интерактивная доска, конверт с пазлами (элементы ключа), карточки с заданиями, карандаши, ручки, клей.



Этап занятия

Использование ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Слайд №1

Сверху напечатано название темы: «Решение нестандартных задач».



Учитель читает стихотворение:

- Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Я дарю свою улыбку Саше, Саша дарит свою улыбку Даше и т.д.

- Я рада приветствовать Вас на занятии. Садитесь.

Обучающиеся, вместе с учителем, встают в круг возле классной доски.




Обучающиеся дарят друг другу свои улыбки.

Обучающиеся садятся на свои места.


2.Постановка проблемы.

Слайд №2 , №3

Рисунок конверта, сказочного героя.













Слайд №4

Рисунок черепахи Тортиллы

- Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите внимательно на доску.

Ребята, сегодня утром в нашу школу принесли конверт. Чтобы узнать, кто его принёс, надо отгадать загадку.

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный...

Кто же это?..

- Из какого произведения он к нам пришёл? Кто автор этого произведения?

- Что искал Буратино?

- Где был спрятан ключик? У кого он находился?

- Черепаха Тортилла согласилась отдать ключик Буратино, при условии, что он выполнит все задания.

- Поможем Буратино достать ключик?











Обучающиеся называют сказочного героя.


- Буратино

- «Золотой ключик, или приключения Буратино», А. Н. Толстой

- Ключик.

- У черепахи Тортиллы.




- Да.

3. Основной этап.

































































































































































































































Рефлексия.























Слайд №5-8

Разминка «Мозговой штурм»

















Слайд №9




Слайд № 10-11

Найти различия.

Проверка на экране.

















Слайд № 12

Физминутка












Слайд № 13-18

Задачи в стихах.











































Слайд № 19








Слайд № 20

Найти лишнее.

Проверка на экране.















Слайд №21-22

Ребусы






Слайд № 23








Слайд № 24-25






\






Слайд № 26-33



























Слайд № 34

Рисунок черепахи Тортиллы







Слайд № 35-37















Рисунки: солнышко и тучка. (или смайлики)

- Я предлагаю вам поработать сегодня в группе. Вы согласны?

-Давайте вспомним правила работы в группе.





- Чтобы все получилось удачно - работаем как всегда под девизом.




- В конверте, который принёс Буратино, находятся задания, которые помогут найти ключик.

- Для этого вы какими должны быть?



- За каждое выполненное задание, вы будете получать пазл. ( элемент ключа)

- Итак, ребята, вы готовы?


- Буратино хочет узнать, как мы умеем считать. Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы и объяснять, почему вы так думаете?

1. Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты можешь собрать?

2. По небу летали воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летало?

3. В кастрюле 4 яйца сварились за 4 минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо?

4. Куда войдет больше воды: в трехлитровый чайник или трехлитровый самовар?

5. У крышки стола 4 угла. Сколько останется углов, если 1 угол отпилить? (задается двум командам, кто быстрее ответит)





- Молодцы, ребята. Посмотрите, какое яркое солнышко появилось на небе.

(На слайде появляется смайлик – солнышко)



- Ребята, на пути у Буратино снова встретились трудности.

Неоходимо найти различия на картинке.

- Как вы думаете, что для этого нужно сделать, чтобы правильно найти различия?

- Отличия я советую вам отмечать цифрой.

Каждая группа детей получает картинки. Кто быстрее найдет различия, поднимаете руки.


- Сколько отличий вы нашли? Буратино дал нам подсказку, что отличий должно быть 10.

- Давайте проверим.








- Молодцы. А теперь отдохнем.


По дорожке, по дорожке 
Скачем мы на правой ножке. 
И по этой же дорожке 
Скачем мы на левой ножке. 
Доскакали до лужайки 
И попрыгали как зайки. 
Мы все дружно отдохнём (берутся за руки)
И опять считать начнём!



- Продолжаем помогать Буратино. Слушайте внимательно задачи в стихах и дайте правильные ответы.


1.Ай да белка-мастерица!

Вяжет деткам рукавицы.

Извязала три клубка,

Два лежат ещё пока.

У кого ответ готов,

Сколько у неё клубков?


2.Папа –слон слону – сынишке

Подарил четыре книжки.

Их слонёнок прочитал

И друзьям своим раздал.

Книгу дал он бегемоту,

Две морскому кашалоту.

Сколько книг осталось у слонёнка?


3.Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.


4.Семь весёлых поросят

У корытца в ряд стоят.

Три ушли в кровать ложиться,

Сколько свинок у корытца?


5.Десять шустрых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но четыре убежали,

Потерялись и отстали.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?



6.Вот задумал ёж друзей

Пригласить на юбилей.

Пригласил двух медвежат,

Трёх зайчат и трёх бельчат.

Посчитайте, поскорей,

Сколько у ежа гостей?


- Молодцы, ребята!

- Посмотрите, какое яркое солнышко появилось на небе.

(На слайде появляется смайлик – солнышко)





- Следующее задание. Каждая команда получает по две картинки. Вам нужно найти лишний предмет и объяснить, почему вы так считаете.














- А теперь ребята, чтобы получить пазл за следующее задание, вам необходимо разгадать ребусы. (по 2 л, с 3 жи, р 1 а, 7 я) В ребусах зашифровано слово.




- Посмотрите, какое яркое солнышко появилось на небе.

(На слайде появляется смайлик – солнышко)






- Ребята, нам предстоит выполнить еще одно задание. Помогите Буратино расставить стулья в комнате так, чтобы возле каждой стены стояло по 2 стула.

- Я советую вам разложить картинки, а потом, когда будете уверены в том, что все верно, вы можете их приклеить.

( Проверка на экране)





- А теперь, ребята, пришло время отдохнуть.

(физминутка для глаз)





- Ребята, на протяжении всего занятия, какому герою вы сегодня помогали?

- А что помогали делать? Для чего?



- Посмотрите, вы получили за каждое выполненное задание пазл. Посчитайте их.

- Какими геометрическими фигурами представлены пазлы? Назовите их.


- Как вы считаете, что мы теперь можем сделать с этими пазлами?


- Ребята, перед вами лежит шаблон, который поможет вам в работе.


- А теперь давайте соединим эти половинки ключа.

- Ребята, что у вас получилось?


- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Буратино достать ключик. Тортилла сказала, что у Буратино очень хорошие помощники. С такими надёжными друзьями легко идти по жизни.




- Буратино благодарит вас за оказанную помощь и дарит стихотворение:

Вы решали и считали

И, надеюсь, не скучали.

Но пора игру кончать,

Лишь осталось пожелать:

С математикой дружите,

Математику любите.


Математика сложна,

Но скажу с почтеньем:

Математика нужна

Всем без исключения.



- Наше занятие подошло к концу.

- При выполнении какого задания вы испытывали затруднения?

- А какие задания вам понравились и были интересными?

- А в жизни, ребята, вам приходилось выполнять похожие задания?


- Если на занятии вам всё было понятно, всё удалось, то вы выходите к доске и «отправляете» на небо солнышко. Если остались непонятные вопросы – то тучку.

- Спасибо вам за работу, занятие окончено.



- Уметь слушать друг друга.

- Помогать друг другу.

- Быть внимательными.

- Работать коллективно.


- «Сделай сам, помоги другому»








- Внимательными, сообразительными, находчивыми, смекалистыми.













Обучающиеся дают ответ на каждый вопрос и объясняют, почему они так думают.

(если одна команда испытывает затруднения, то другая команда помогает. Вспоминают правила работы в группе.)






Дети получают первый пазл. (каждая команда)







- Внимательно посмотреть и сравнить картинки.

(Обучающиеся находят различия на картинках.)


( если не находят все различия, то помогают друг другу найти их. )

Дети получают второй пазл.





Дети выходят к доске, становятся в круг.

Один ребенок показывает движения, другие повторяют за ним.









Обучающиеся называют по очереди ответы.







- 5 клубков.







- 1 книга.






- 5.






- 4 свинки у корытца.







- 6 мишек впереди.





- 8 гостей.





Дети получают третий пазл.








Задание выполняет каждая группа детей по очереди.



Дети получают четвёртый пазл.



Обучающиеся отгадывают ребусы. По очереди отвечают, какое слово зашифровано.


По 2 Л (подвал) 7 Я (семья)

С 3 ЖИ (стрижи) Р 1 А (Родина)

Дети получают пятый пазл.







Каждой группе даётся лист бумаги и 4 картинки. Нужно правильно приклеить картинки (стулья).





Дети получают шестой пазл.




Дети следят глазами за движущимися предметами.





- Помогали Буратино.

- Выполнить задания, чтобы достать ключик.



Дети считают.



-Круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, полукруг.



- Собрать пазлы.



Дети собирают пазлы, раскладывают по шаблону, а затем приклеивают.


Дети соединяют половинки ключа на доску.

- Ключ.



























Дети отвечают.






Обучающиеся вышли все сразу к доске и по очереди «отправляли» каждый своё солнышко на небо.


















«Почемучки»

Тема: Как дикие животные стали домашними.

Класс1

Оборудование и наглядные пособия, компьютер, мультимедийный проектор.

Авторскиймедиапродукт– презентация (среда POWER POINT)


Планируемый результат

Предметные задачи: углубить знания детей о домашних животных, относящихся к разным систематическим группам;

Метапредметные: способствовать развитию познавательного интереса, умению логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания;

Личностные:способствовать воспитанию любви благодарного отношения к домашним животным.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Мы начинаем наш кружок.

Любознательные в классе дети

Хотят многое узнать на свете.


Работа с проектным листом (Приложение 1)

Отмечаем настроение в начале занятия (синий - плохое, желтый - хорошее)


II. Cообщение темы и цели.

-Просмотрев слайды и разгадав загадки, вы сами назовете тему занятия.


(1слайд)1.С подстриженной гривой,
Скачет ретиво,
Чуть шпорами тронь,
Кто же это? ...

(Конь.)


(2 слайд)2.Я, друзья, совсем не злая.
В дом чужой идет – залаю.
Задавака? Забияка?
Нет! Обычная ...

 (Собака)


(3 слайд) 3.Посреди двора

Стоит копна.

Спереди – вилы,

Сзади – метла.

(Корова)


(4слайд) 4.Мохнатенька, усатенька,

Сядет – песенку поет.

(Кошка)

Коллективный вывод: собака, лошадь, корова, кошка - домашние животные.


III.Актуализация знаний учащихся.


1. Беседа:

-Для чего нужны домашние животные? (одни животные помогают человеку перевозить тяжести, другие дают мед, молоко, пух, яйца, шерсть, третьи становятся преданными друзьями людей).

- Каких животных мы называем домашними? (животных, которые живут рядом с человеком)

- По каким признакам мы различаем диких и домашних животных? (самостоятельно добывают пропитание, строят жилища, выводят потомство, приспособлены выживать в диких условиях)


2. Дидактическая игра.


«Домашние - дикие животные»


Преподаватель называет животное (можно показывать картинку), учащиеся хлопают в ладоши, если услышали название домашнего животного.

Комнатная муха, собака, овца, домовой воробей, комнатная моль, индюк, тараканы, аист, хомячок, лягушка, дождевой червь, петух, пчелы, аквариумные рыбки, неразлучники.


IV. Динамическая минутка.

Раз, два - скорей вставай.

Три, четыре - приседай.

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись.

Девять, десять - не зевай

Своё место занимай.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом 


V. Работа над новым материалом.


1.Слово учителя.

Когда-то в прошлом все животные на Земле были дикими. Они были приручены древним человеком и стали домашними в разное время.  Каждый из них приносил ощутимую пользу своему хозяину, человеку, и взаменполучал кров, пищу, тепло. У всех людей первым прирученным животным была собака. Она охраняла их от диких зверей, помогала на охоте, была верным другом. Предками собак считаются волки. Предками домашних коз являются ныне живущие горные и степные бараны.Предкамидомашних свиней – дикие кабаны. Предком домашних коров является дикий бык – тур.

А вот история домашней кошки складывалась очень интересно.


2. Углубление знаний о домашних животных.

Просмотр мультфильма «Кошка, которая гуляла сама по себе».


VI. Рефлексия.

«Два лица».(Приложение 1)

Отмечаем настроение в конце занятия

(синий - плохое, желтый - хорошее)


В работе использована литература и интернет-ресурсы:


  1. Ушакова О.Д. Загадки о растениях и животных: справочник школьника/ О.Д.Ушакова.-Санкт-Петербург: Литера, 2008.-64с.: ил.

  2. М/ф «Кошка, которая гуляла сама по себе»

3. http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-

4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/



( приложение 1)



Это ____________________________

Подбери о кошке загадку , запиши её.

За помощью обратись к родителям.

_______________________________________________________ _______________________________________________________

_______________________________________________________ _______________________________________________________




















Это ____________________________

Подбери о кошке загадку , запиши её.

За помощью обратись к родителям.

_______________________________________________________ _______________________________________________________

_______________________________________________________ _______________________________________________________



«ПОЧЕМУЧКА»

ТЕМА: КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?

ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с интересными фактами из жизни Земли, развивать познавательный интерес, формировать умение работать с энциклопедиями, физической картой, в паре и группе, воспитывать интерес к предмету.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

  1. Регулятивные УУД.

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

2. Познавательные УУД.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

 3. Коммуникативные УУД.

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта, географические атласы, альбом, карандаши.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГ .МОМЕНТ.

2. Актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии.

3. Формирование цели и темы занятия совместно с детьми.

4. Работа по теме занятия.

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ( с демонстрацией фотографий):

Государства мира невероятно разнообразны. Каждое из них уникально по-своему. Однако мы привыкли, что слово «страна» подразумевает огромную территорию, сотни городов и деревень. Тем не менее в мире встречаются державы с рекордно маленькой площадью. Сегодня мы выясним, какие страны самые маленькие по площади и какие особенности они имеют.

Княжество Лихтенштейн имеет крохотные размеры и очень известно в мире. Несмотря на свою площадь 160 км², это государство имеет очень мощную экономику и развитую промышленность. Оно может служить примером для множества держав благодаря своей уникальной системе управления государством так, что людям здесь жилось очень хорошо.

Лихтенштейн расположен в Альпийских горах и граничит со Швейцарией и Австрией. Название страны идет от правящей династии, которая уже много лет управляет вместе с ландтагом. Население этой европейской страны невелико - около 36 тысяч человек.

6 Карликовое государство Науру занимает площадь 21 км² и было очень популярно в середине XX века. Такая популярность обеспечивалась фосфатами, которыми была полна территория этого клочка суши. Но в наши дни от фосфатов остались только полуразрушенные шахты, а экология страны была безвозвратно испорчена даже для туризма.

Как и острова Тувалу, Науру находится недалеко от республики Кирибати и находится в 42 км к югу от экватора. Эта страна не имеет официальной столицы, а население составляет всего 10 тысяч человек. Но, в отличие от Тувалу, эта карликовая страна вновь начала развивать свою экономику.

5.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (РАБОТА В ПАРАХ):

-найти в энциклопедии интересные факты о княжестве Лихтенштейн.

- найти в географических атласах государства-карлики. Подготовиться найти и показать их на географической карте.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ.

6. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА:

- Нарисуйте страны-карлики, какими вы запомнили их из презентации.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ.

7. Рефлексия.

8. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.

-На что похожи государства – карлики?