Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зонская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю Директор МБОУ Зонская СОШ ________О.А. Егорова Приказ № __ от «___» ______ 2018г. | Согласовано Зам.директора по ВР _________ М.И. Белюк от «__» ________2018г. | Рассмотрено на МО учителей (начальных классов) Протокол № ___ от «___» _______2018г. Руководитель МО _______Н.А. Сопкинова |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Почемучки»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1-2 КЛАССОВ
Срок реализации: 1 год
Подготовил учитель
начальных классов:
Мельничук С.Ю.
2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Актуальность этой программы заключается в том, что любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал одна из основных задач современной школы. Реализовать эту задачу можно, если формировать у них познавательные интересы средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врожденной любознательностью младших школьников. Занимательность - это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось, все ясно и понятно на первый взгляд.
Чему можно научить ребенка в раннем возрасте? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, наблюдать, обобщать и делать выводы. На развитие таких умений и навыков направлена предлагаемая программа кружковой работы «Почемучки» для учащихся начальных классов. Предлагаемый кружок разработан с усилием линии на развитие познавательных способностей учащихся. Он расширяет кругозор детей, развивает любознательность, пытливость, тренирует внимание, мышление, память, развивает речь.
Цель и задачи кружка
Одной из основных целей стало создание действительных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширение кругозора. Познавательная деятельность в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающие, стимулируют интерес, приносит удовлетворение, дает возможность понять, что знания – инструмент, основа творческой интуиции.
Задачи:
Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
Развивать познавательные процессы и интересы личности;
Развивать основные нравственные качества личности ребёнка;
Развивать коммуникативные отношения ребёнка;
Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
Воспитывать полезные привычки.
Основное содержание
Основное содержание кружка представлено блоками:
Окружающий мир
Программа включает две составляющие:
теоретическую часть, в которой содержатся основные понятия предметов окружающего мира , литературного чтения, изобразительного искусства;
практическая часть, направленная на приобретение умений и навыков работы по основным разделам обучения, а так же на развитие познавательной активности учащихся и творческого потенциала..
Место кружка в учебном плане
Кружок рассчитан на 2 час в неделю по 35 минут, всего 66 часа в год, для учащихся 1-3 классов
Формы работы
Основной формой организации кружка является игра. И связано это, как доказано психологами, с тем, что доминирующей формой деятельности 6-10-летних детей является игра. Во время практических занятий работа не должна носить скучный, однообразный характер.
В начальной школе на одно из первых мест выступает техника проведения занятий, удачный выбор формы организации учебной деятельности в рамках кружковой деятельности:
кружок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
темп и ритм факультатив должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными;
необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, на факультативе должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
особое место на кружке занимают игры, которые снимают усталость и напряжение, дают возможность детям сменить форму деятельности;
главная цель каждой игры – помочь понять и закрепить материал урока.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обучения учащихся;
Развитие индивидуальности учащихся;
Развитие интереса к изучаемым предметам;
Развитие самостоятельности;
Научить работать с литературой;
Воспитание полезных привычек.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата фактически |
Вселенная. Наша планета - Земля |
1-2 | Что представляет собой Солнечная система? | | |
3-4 | Что такое звезды? | | |
5 | Какой материк нашей планеты самый холодный? | | |
6 | Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце? | | |
7 | Сколько на земле океанов? | | |
8 | Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? | | |
Неживая природа |
9 | Откуда берется дождь? | | |
10 | Творческая мастерская. Осенняя гостиная | | |
11 | Почему появляются солнечные зайчики? | | |
12 | Природа – источник творческого вдохновения. Мы – художники. Загадки леса. | | |
13-14 | Почему небо голубого цвета? Практическая работа: Рисование по- мокрому. | | |
15-16 | Почему бывает радуга? Цвета радуги. | | |
17-18 | Почему снег белый? “Красавица - Зима”. Конкурс рисунков | | |
19-20 | Игровая программа «Дыхание леса» | | |
21-22 | Почему вода в море солёная? Удивительный морской мир. Видео ролик | | |
23 | У природы нет плохой погоды.Зарисовки | | |
24 | Что такое смерч и торнадо? | | |
25 | Что такое цунами? | | |
26 | Земля - наш общий дом. | | |
Живая природа. Растения |
27 | Как устроено растение? Как растения дышат? | | |
28 | Составление альбома-справочника о растениях. | | |
29 | Съедобные и несъедобные грибы. Грибная угадайка | | |
30 | Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. | | |
31 | Почему осенью листья желтеют? | | |
32 | Практическое занятие: Что могут листья? | | |
33-34 | Как деревья сбрасывают листья? | | |
35-36 | Почему ель зимой и летом одним цветом? | | |
37-38 | Почему арбуз - ягода? | | |
Живая природа. Животные |
39-40 | Кто такие земноводные? | | |
41-42 | Чем лягушка отличается от жабы? | | |
43-44 | Где и как живут рыбы? Рыбий язык. Аквариумные рыбки. | | |
45-46 | Как видят насекомые? | | |
47-48 | Как птицы делают гнезда? | | |
49-50 | Почему птицы улетают на юг? | | |
51-52 | Зачем животным хвост? Чья это хатка? Видеофильм | | |
53-54 | Зачем слону хобот? Интересные факты из жизни слонов. | | |
55-56 | Почему у кошки глаза светятся в темноте? Лепка кошки. | | |
57-58 | Что такое "крокодиловы слезы"? Всё о крокодилах. | | |
59-60 | Интересные факты о животных. Видео фильмы | | |
Мое здоровье |
61 | Как мы видим? | | |
62 | Почему выпадают молочные зубы? | | |
63 | Почему нужно есть овощи и фрукты? | | |
64 | Как устроен человеческий мозг? | | |
65 | Почему вредны чипсы? | | |
66 | Почему нужно вести здоровый образ жизни? | | |
Итого 66 часов | | |
Источник:
Сайт «Все для детей» страничка «Почемучка» http://allforchildren.ru/why/
Список учащихся:
Аникичева Виктория.
Адушинов Денис.
Архипова Даша.
Батожаргалов Жаргал.
Безгубова Даша.
Безгубова Катя.
Берёзко Кирилл.
Орнацкий Дима.
Рогонова Настя.
Рогонова Аня.
Семещиков Андрей.
Хвостова Полина.
Шарыпова Рината.
Шарыпов Миша.
Шестовских Егор.