СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Читайка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна программы внеурочной деятельности  «Читайка» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Читайка"»

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Новизна программы внеурочной деятельности «Читайка» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога- библиотекаря. Для формирования интереса к чтению есть разнообразные формы организации занятий:

*занятие-диспут,

*беседа- обзор,

*занятие-интервью,

* интегрированное занятие,

*устный журнал,

*конкурс,

* викторина,

*литературная гостиная,

* круглый стол и т. д.



Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:

Данная программа предназначена для обучающихся начальной школы и рассчитана на 4 года. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.

В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:

1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой (УУД)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными

понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).

Занятия внеурочной деятельности нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

 Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг во внеурочное время.

Ведущие принципы программы «Читайка».

Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:

художественно-эстетического;

литературоведческого;

коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа

охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,

драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, интернета, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме обучающиеся – педагог-библиотекарь – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.

Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у педагога-библиотекаря;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  2. Умение работать с книгой.

  3. Умение работать с текстом.


Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка читательского кругозора.

2. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)



Содержание программы.

1-й год обучения. 1 класс- 33 часа





Тема

Количество часов






Вид занятий

(форма, метод)



Содержание

1



«Книга наш друг и учитель». Правила обращения с книгой. Правила техники безопасности


1

Беседа, громкое чтение, презентация

Слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, заглавие, иллюстрация, обложка

2

«Клуб почемучек»

2

Беседа, громкое чтение, викторина

Рассматривание, чтение книжек-малышек


3

«Поляна сказок»

2

Громкое чтение, игра- путешествие, викторина

Драматизация сказки, игры на основе русских народных сказок, раскраски по сказкам.

4

Книги о животных

1

Викторина, обзор литературы о животных, громкое чтение, загадки

Е.Чарушин «На нашем дворе», В.Бианки «Хвосты», «Первая охота». Составление правил обращения с домашними животными

5

Игры с буквами

2

Игровая форма занятия.

Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами

6

Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, считалки.

1




Игровая форма занятия

Чтение педагогом-библиотекарем, заучивание наизусть, русские народные игры .

7

Где живут книги?




1


Экскурсия в библиотеку школы


Знакомство с библиотекой.

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг

8

Малые фольклорные жанры: загадки. «Подскажи словечко»

2

Детское творчество

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв. Книжки-самоделки «Загадки для моих друзей». Стихи и загадки В. Степанова и Е. Серова. Знакомство с понятием «рифма»

9

Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки.

1




Беседа, игра


Чтение стихов педагогом-библиотекарем, заучивание наизусть, игры

10

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

1

Игра

Разучивание скороговорок и считалок, игры по желанию детей

11

Из чего состоит книга?

1

Беседа, презентация

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление

12

Из серии «Мои первые книжки»

1

Беседа- обзор, громкое чтение

К. Чуковский, А. Барто, Н. Сладков, Ю. Тувим

13

Я рисую книжку.

3

Проектная деятельность

Изготовление книжки-малышки

14

Лес не школа, а всему учит

2

Викторина, презентация

Чтение, обсуждение книг про лес и животных

15

Игровая программа «Спасибо тебе, Азбука!»

1

Игровая программа

Конкурсы, кроссворды, стихи, презентация

16

Друзья детства

1

Беседа, викторина, презентация

Чтение книг С. Михалкова, С. Маршака

17

Стихи о родном крае

1

Громкое чтение, беседа

И.Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». Устный журнал «Родной край»


18

Писатели-юбиляры.


2




Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.

Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя


19

О любимых игрушках

1


Выразительное чтение, беседа

Э.Успенский «Чебурашка», А.Барто «Игрушки». Рассказ о своей любимой игрушке

20

«Лучше всех на свете – мама!»

1

Чтение стихов, беседа- интервью, детское творчество

Е.Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука».

Рисунки «Моя мама»


21

Игра – викторина по прочитанным книгам.

2

Викторина, выразительное чтение, детское творчество

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.

22

Зарубежные писатели - детям

1

Беседа-обзор, громкое чтение, обсуждение

Сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах»

23

Про школу

1

Беседа-дискуссия с элементами инсценировки. Творческое чтение

С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело». Воспроизведение содержания. Стихи про школу

24

Летнее чтение

1

Беседа

Выставка «Лето, книга, я – друзья!». Рекомендательный список литературы для летнего чтения



33 часа



В результате реализации программы обучающиеся 1 класса должны уметь:

  • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.

  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.



2-й год реализации программы. 2-4 класс -34 часа.





Тема

Количество часов



Вид занятий

(форма, метод)



Содержание

1

Самые интересные книги, прочитанные летом

1

Индивидуальные выступления, беседа

Обзор новых книг для чтения .

2

«Здравствуй, осень!»


1

Беседа, презентация, детское творчество «Я рисую осень»

Осень в живописи, стихах и прозе

3

Конкурсная программа «Путешествие в море книг»

1

Конкурсная программа.

Подготовка по группам

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

4

Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.


2

Литературная игра- викторина

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

5

Весёлые стихи

1

Громкое чтение, краткий рассказ об авторах произведений

Д. Хармс, Э. Мошковская, С. Маршак, Г. Остер

6

День книги – именинницы.


1

Игровая программа

Рассказ о книге по календарю знаменательных дат

7

Сказки и стихи К.Чуковского

2

Литературная игра- викторина

Викторина по произведениям, конкурс рисунков.

8

Писатели – юбиляры.

1

Устный журнал

Рассказ о творчестве писателя.

9

Литературная игра

«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.

1

Литературная игра- викторина

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

10

Жизнь дана на добрые дела

1

Беседа, детское творчество, громкое чтение, дискуссия

Б. Житков, Е. Пермяк. Составление рассказа о своём добром поступке, разгадывание кроссворда «О героях-храбрецах»

11

«И в шутку, и всерьёз»


1

Беседа, чтение отрывков, викторина


Рассказы Н. Носова, чтение, обсуждение

11

Сказки зарубежных писателей




2

Викторина по сказкам Ш. Перро, В. Гауфа, Братьев Гримм. Конкурс рисунков

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

12

Сказки братьев Гримм

1

Устный журнал

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

13

Сказки народов нашего края

1

Беседа, чтение, детское творчество

Русские, украинские народные сказки, знакомство с особенностями сказок разных народов, составление «сказочного словаря»

14

Рассказы и стихи о подвигах

1

Беседа-диспут, презентация

М. Зощенко, А. Гайдар, Б. Емельянов. Характеристика поступков героев, обсуждение

15

О настоящей дружбе

1

Беседа, презентация, громкое чтение отрывков, обсуждение

Составление рассказа о своём лучшем друге

16

Стихотворные сказки

2

Беседа-презентация, чтение отрывков, сравнение сказок разных авторов

П. Ершов «Конёк-горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Особенности стихотворных сказок, рисуем полюбившегося героя


17

Люби живое

2

Знакомство с авторами, пишущими о природе и животных, викторина, обзор литературы презентация

Чтение отрывков произведений М. Пришвина, Д. Мамина- Сибиряка, К. Паустовского, устное иллюстрирование

18

Весёлые истории

1

Особенности произведений юмористического жанра, детское творчество

Громкое чтение отрывков из произведений М. Зощенко «Глупая история», И. Сухина «Вот какой затейник». Мини- рассказ «История из моего детства»

19

Книги о дружбе и взаимопомощи

1

Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий, беседа- обзор, детское творчество

Ю. Куклачёв «Мои друзья кошки», В. Дуров «Наша Жучка», мини- сочинение «Мо домашний питомец»

20

Детские энциклопедии. Сто тысяч почему?

2

Обзор , особенности энциклопедических публикаций, детское творчество

Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и др., научиться в большом потоке информации находить нужную, создание энциклопедии школьных принадлежностей

21

По страницам детских журналов

1

Обзор, чтение интересных публикаций

Углубление сведений о периодической печати. Работа с детскими журналами «Санька в стране сказок», «Непоседа», «Саша и Маша», «Тошка», «Ёжик», «Мультимир», «Колобок»

22

Поэтическая тетрадь

1

Знакомство с широким кругом поэтов- классиков 19- начала 20 века, чтение стихов, литературная игра «Знаешь ли ты поэтов- классиков?»

Индивидуальные выступления «Моё любимое стихотворение»

23

От благодарных читателей

1

Индивидуальные выступления «Моя любимая книга», выставка, игра- викторина

Рассказ о своей любимой книге

24

О героизме и трусости «Слава греет- позор жжёт»

1

Обзор литературы, беседа, чтение отрывков

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В. Осеева «Волшебное слово», составление советов для тех, кто хочет быть храбрым

25

О тех, кто трудится

1

Дискуссия, тестирование

Произведения о труде и лени, суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели)

26

Обобщающее занятие

1

Литературная гостиная «В стране Читалии»

Выявление читательского кругозора

27

Итоговое диагностирование

1

Игра-викторина, тестирование, обзор литературы

Оформление уголка летнего чтения



34 часа



В результате реализации 2-го года программы обучающиеся должны:

знать/понимать

• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ; определять тему и главную мысль произведения;

• пересказывать текст;

• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).

3-й год реализации программы. 2-4 класс-34 часа.





Тема

Количество часов



Вид занятий



(форма, метод)



Содержание

1

«Что я читал летом».


1

Индивидуальные выступления, тестирование

Презентация читательских дневников

2

«Золотая волшебница- осень»

1

Устный журнал, презентация

Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов

3

«Я- писатель!»

2

Творческая работа

Моделирование рассказа, сказки.

4

«Где, что, как и почему?»


2

Обзор литературы, викторина, творческая работа

Работа со справочной литературой, изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?»

5

Писатели – юбиляры.

1

Выставка, обзор литературы, устный журнал

По календарю знаменательных дат.

6

Басни И.А. Крылова

1

Выставка, обзор литературы, игра- викторина

Чтение понравившихся отрывков, викторина «Знатоки творчества И.А.Крылова»

7

Знай и люби родную природу!

1

Конкурс

Командное соревнование «Люблю природу русскую!»

8

Как рождается герой

1

Круглый стол

Произведения о долге, храбрости, обсуждение

9

«Лучшие сказки 20-века»


1

Выставка книг, обзор

Дети приносят книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку

10

Рассказы о животных

1

Устный журнал, выставка, викторина

Викторина «Что я знаю о животных?», беседа, представление любимой книги о животных

11

Учись дружить


1

Беседа- диспут

Книги о дружбе, пословицы о дружбе и друзьях, индивидуальные выступления, обсуждение жизненных ситуаций

12

Я ещё не волшебник, я только учусь

2

Выставка, обзор литературы, игра- путешествие

Стихи и сказки о приключениях и волшебстве

13

«Люблю я Пушкина творенья…»

2

Презентация, устный журнал, выставка, конкурс

Стихи и сказки А.С. Пушкина

14

Все за одного и один за всех, тогда и в деле будет успех

1

Дискуссия «Моё отношение к тому, что плохо лежит»

Формирование нравственной позиции младшего школьника, обсуждение предложенных жизненных ситуаций из художественных произведений

15

Сочиняем загадки.

2

Проект

Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.

16

«Любимые книги – любимые писатели».

1

Устный журнал, индивидуальное выступление, выставка

Представление любимого писателя и книги.

17

«Родные поэты»

1

Литературная игра

«Знаешь ли ты поэтов-классиков?»

18

«Делу- время, потехе- час»

1

Литературная гостиная

Организация детского досуга в библиотеке

19

Современные детские журналы и газеты.

1

Творческая деятельность, конференция

Подготовить рекламу журнала по мини-группам.


20

Сказки дедушки Корнея

1

Беседа- обзор, презентация, игра- викторина

Творчество К.И. Чуковского

21

О чём рассказывают журналы?

1

Выставка- обзор, индивидуальные выступления

Работа с детскими журналами: реклама журнала по выбору, интересные публикации

22

Страна Фантазия

2

Выставка, устный журнал, игра

Книги Д. Родари, А. Волкова. Подготовка иллюстрации к игре «Угадай произведение, зачитай отрывок»

23

Сказки народов мира

2

Выставка, обзор, выборочное чтение, детское творчество

Знакомство с особенностями сказок разных народов, составление «сказочного словаря»

24

Нет героев от рожденья

1

Презентация, обзор литературы, беседа, громкое чтение

Книги о детях войны, о пионерах- героях

25

Откуда есть и пошла книга

1

Игра- путешествие

Занятие посвящено Дню славянской письменности и культуры

26

Обобщающее занятие

1

Литературная гостиная

Организация детского досуга в библиотеке

27

Итоговое диагностирование

1

Тестирование по выявлению читательского кругозора

Оформление уголка летнего чтения





34 часа







В результате реализации 3-го года программы обучающиеся должны уметь:


  • Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью педагога-библиотекаря.

  • Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

  • Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

  • Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью педагога-библиотекаря).

  • Понимать образные выражения, используемые в книге.

  • Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.



4-й год реализации программы . 2-4 класс-34 часа.







Тема

Количество часов



Вид занятий

(форма, метод)



Содержание


1

«Лето с героями любимых книг»


1


Индивидуальные выступления, выставка, обзор литературы

Презентация читательских дневников.




2

«Твоя книжная полка»




1

Устный журнал

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста



3

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...»




1

Викторина-презентация, игра


Творческая работа в группах



4

«Книжкины именины»




1

Игровая программа

Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.




5

«Чемодан приключений»


1

Литературный турнир

Конкурсная программа















6

Словарь раскрывает секреты

1

Обзор, книжная выставка, тестирование

Работа со словарями, энциклопедиями




7

Сочиняем сказки

2

Детское творчество

Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку



8

«Буратино, Мальвина, Пьеро и другие»

1


Литературная игра

А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»




9

Поэтическая тетрадь

1

Выставка, обзор литературы, громкое чтение, игра

Знакомство с широким кругом поэтов- классиков

10

«В стране книг»


1


Конкурс рисунков

Дети рисуют иллюстрации к своим любимым книгам



11

Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»

1


Читательская конференция

Подготовка и проведение конференции.

Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.



12

«Доброе слово железные ворота отворяет»

1

Беседа

Подборка произведений о добре , вежливости, хороших поступках

13

«Живу в согласии с природой»

1

Беседа, книжная выставка, обзор литературы

Произведения о природе, животных

14

О школе и детях

1

Литературная гостиная

Стихи, рассказы , сказки о школе

15

Литературная игра «Слабое звено»

1


Литературная игра

Игра по прочитанным книгам





































16

Чудесный мир классики

1

Индивидуальные выступления, книжная выставка

Выступления детей «Мой любимый классик» (любимый автор, стихотворение, рассказ, сказка)

17

«Его живое, образное слово…»

1

Беседа, книжная выставка, обзор

Занятие посвящено А.С. Пушкину

18

«Ступеньки мудрости»

1

Беседа, громкое чтение

Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов. Сказки Леонардо да Винчи

19

«Если б я был героем книги…»

1

Детское творчество

Упражнение- тренинг

20

«Всё обо всём»

1

Работа с детской познавательной литературой

Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю

21

«Делу- время, потехе- час»

1

Конкурс

Организация детского досуга в библиотеке, весёлые стихи, загадки, конкурсы

22

Рассказы современных писателей

2

Выставка, обзор, круглый стол

Рассуждение о прочитанном, сочинить свой рассказ «Что я люблю»

23

«Мой друг- книга»

1

Индивидуальные выступления

Как герои книг помогают нам общаться. Упражнение- тренинг «Десять качеств»

24

«В сказку дверь мы приоткроем»

1

Игра- викторина

Проверка знаний детей русских и зарубежных сказок

25

Страницы истории

1

Чтение, обсуждение

Работа с книгой Ишимовой А.О. «История России в рассказах для детей»

26

«Я рисую книгу»

2

Детское творчество

Иллюстрирование книги по выбору

27

Классный выдался денёк!

1

Выставка, детское творчество

Юмористические рассказы И. Сухина, М. Дружининой. Мини- рассказ «История моего детства»

28

Всё наоборот

1

Игра, громкое чтение

Весёлые стихи Ю. Мориц, Д. Хармса, Г. Сапгира, В. Берестова, Г. Остера

29

«Мудрое слово»

1

Беседа, громкое чтение

Знакомство с притчей

30

«О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать»

1

Контрольно- установочное занятие

Проверка уровня усвоения обучающимися знаний, умений , полученных в ходе реализации программы за 4 года

31

Итоговое диагностирование

1

Тестирование по выявлению читательского кругозора

Оформление уголка летнего чтения



34 часа







В результате реализации 4-го года программы обучающиеся должны:

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного пересказа;

  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • Самостоятельно или с помощью педагога-библиотекаря давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого педагогом-библиотекарем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы «Читайка» у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.



Используемая литература:

  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

  3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

  4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999

  5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

  6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988

  7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

  9. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006

  10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.

Литература для педагога-библиотекаря.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия».2009.

  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006



Литература для обучающихся.

  1. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

  2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

  3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

  4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

  5. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

  6. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

  7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

  8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

  9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

  10. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

  11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

  12. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

  13. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

  14. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998