Пояснительная записка.
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Новизна программы внеурочной деятельности «Читайка» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога- библиотекаря. Для формирования интереса к чтению есть разнообразные формы организации занятий:
*занятие-диспут,
*беседа- обзор,
*занятие-интервью,
* интегрированное занятие,
*устный журнал,
*конкурс,
* викторина,
*литературная гостиная,
* круглый стол и т. д.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа предназначена для обучающихся начальной школы и рассчитана на 4 года. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).
Занятия внеурочной деятельности нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг во внеурочное время.
Ведущие принципы программы «Читайка».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и сельской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, интернета, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме обучающиеся – педагог-библиотекарь – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у педагога-библиотекаря;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Прогнозируемый результат реализации программы.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1. Проверка читательского кругозора.
2. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Содержание программы.
1-й год обучения. 1 класс- 33 часа
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание |
1 | «Книга наш друг и учитель». Правила обращения с книгой. Правила техники безопасности | 1 | Беседа, громкое чтение, презентация | Слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, заглавие, иллюстрация, обложка |
2 | «Клуб почемучек» | 2 | Беседа, громкое чтение, викторина | Рассматривание, чтение книжек-малышек |
3 | «Поляна сказок» | 2 | Громкое чтение, игра- путешествие, викторина | Драматизация сказки, игры на основе русских народных сказок, раскраски по сказкам. |
4 | Книги о животных | 1 | Викторина, обзор литературы о животных, громкое чтение, загадки | Е.Чарушин «На нашем дворе», В.Бианки «Хвосты», «Первая охота». Составление правил обращения с домашними животными |
5 | Игры с буквами | 2 | Игровая форма занятия. | Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами |
6 | Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки, считалки. | 1 | Игровая форма занятия | Чтение педагогом-библиотекарем, заучивание наизусть, русские народные игры . |
7 | Где живут книги? | 1 | Экскурсия в библиотеку школы | Знакомство с библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг |
8 | Малые фольклорные жанры: загадки. «Подскажи словечко» | 2 | Детское творчество | Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв. Книжки-самоделки «Загадки для моих друзей». Стихи и загадки В. Степанова и Е. Серова. Знакомство с понятием «рифма» |
9 | Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки. | 1 | Беседа, игра | Чтение стихов педагогом-библиотекарем, заучивание наизусть, игры |
10 | Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. | 1 | Игра | Разучивание скороговорок и считалок, игры по желанию детей |
11 | Из чего состоит книга? | 1 | Беседа, презентация | Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление |
12 | Из серии «Мои первые книжки» | 1 | Беседа- обзор, громкое чтение | К. Чуковский, А. Барто, Н. Сладков, Ю. Тувим |
13 | Я рисую книжку. | 3 | Проектная деятельность | Изготовление книжки-малышки |
14 | Лес не школа, а всему учит | 2 | Викторина, презентация | Чтение, обсуждение книг про лес и животных |
15 | Игровая программа «Спасибо тебе, Азбука!» | 1 | Игровая программа | Конкурсы, кроссворды, стихи, презентация |
16 | Друзья детства | 1 | Беседа, викторина, презентация | Чтение книг С. Михалкова, С. Маршака |
17 | Стихи о родном крае | 1 | Громкое чтение, беседа | И.Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». Устный журнал «Родной край» |
18 | Писатели-юбиляры. | 2 | Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям. | Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя |
19 | О любимых игрушках | 1 | Выразительное чтение, беседа | Э.Успенский «Чебурашка», А.Барто «Игрушки». Рассказ о своей любимой игрушке |
20 | «Лучше всех на свете – мама!» | 1 | Чтение стихов, беседа- интервью, детское творчество | Е.Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука». Рисунки «Моя мама» |
21 | Игра – викторина по прочитанным книгам. | 2 | Викторина, выразительное чтение, детское творчество | Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д. |
22 | Зарубежные писатели - детям | 1 | Беседа-обзор, громкое чтение, обсуждение | Сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик», «Кот в сапогах» |
23 | Про школу | 1 | Беседа-дискуссия с элементами инсценировки. Творческое чтение | С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело». Воспроизведение содержания. Стихи про школу |
24 | Летнее чтение | 1 | Беседа | Выставка «Лето, книга, я – друзья!». Рекомендательный список литературы для летнего чтения |
| | 33 часа | | |
В результате реализации программы обучающиеся 1 класса должны уметь:
Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.
Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.
Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.
2-й год реализации программы. 2-4 класс -34 часа.
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание |
1 | Самые интересные книги, прочитанные летом | 1 | Индивидуальные выступления, беседа | Обзор новых книг для чтения . |
2 | «Здравствуй, осень!» | 1 | Беседа, презентация, детское творчество «Я рисую осень» | Осень в живописи, стихах и прозе |
3 | Конкурсная программа «Путешествие в море книг» | 1 | Конкурсная программа. Подготовка по группам | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы |
4 | Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. | 2 | Литературная игра- викторина | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы |
5 | Весёлые стихи | 1 | Громкое чтение, краткий рассказ об авторах произведений | Д. Хармс, Э. Мошковская, С. Маршак, Г. Остер |
6 | День книги – именинницы. | 1 | Игровая программа | Рассказ о книге по календарю знаменательных дат |
7 | Сказки и стихи К.Чуковского | 2 | Литературная игра- викторина | Викторина по произведениям, конкурс рисунков. |
8 | Писатели – юбиляры. | 1 | Устный журнал | Рассказ о творчестве писателя. |
9 | Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. | 1 | Литературная игра- викторина | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. |
10 | Жизнь дана на добрые дела | 1 | Беседа, детское творчество, громкое чтение, дискуссия | Б. Житков, Е. Пермяк. Составление рассказа о своём добром поступке, разгадывание кроссворда «О героях-храбрецах» |
11 | «И в шутку, и всерьёз» | 1 | Беседа, чтение отрывков, викторина | Рассказы Н. Носова, чтение, обсуждение |
11 | Сказки зарубежных писателей | 2 | Викторина по сказкам Ш. Перро, В. Гауфа, Братьев Гримм. Конкурс рисунков | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы |
12 | Сказки братьев Гримм | 1 | Устный журнал | Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы |
13 | Сказки народов нашего края | 1 | Беседа, чтение, детское творчество | Русские, украинские народные сказки, знакомство с особенностями сказок разных народов, составление «сказочного словаря» |
14 | Рассказы и стихи о подвигах | 1 | Беседа-диспут, презентация | М. Зощенко, А. Гайдар, Б. Емельянов. Характеристика поступков героев, обсуждение |
15 | О настоящей дружбе | 1 | Беседа, презентация, громкое чтение отрывков, обсуждение | Составление рассказа о своём лучшем друге |
16 | Стихотворные сказки | 2 | Беседа-презентация, чтение отрывков, сравнение сказок разных авторов | П. Ершов «Конёк-горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Особенности стихотворных сказок, рисуем полюбившегося героя |
17 | Люби живое | 2 | Знакомство с авторами, пишущими о природе и животных, викторина, обзор литературы презентация | Чтение отрывков произведений М. Пришвина, Д. Мамина- Сибиряка, К. Паустовского, устное иллюстрирование |
18 | Весёлые истории | 1 | Особенности произведений юмористического жанра, детское творчество | Громкое чтение отрывков из произведений М. Зощенко «Глупая история», И. Сухина «Вот какой затейник». Мини- рассказ «История из моего детства» |
19 | Книги о дружбе и взаимопомощи | 1 | Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий, беседа- обзор, детское творчество | Ю. Куклачёв «Мои друзья кошки», В. Дуров «Наша Жучка», мини- сочинение «Мо домашний питомец» |
20 | Детские энциклопедии. Сто тысяч почему? | 2 | Обзор , особенности энциклопедических публикаций, детское творчество | Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и др., научиться в большом потоке информации находить нужную, создание энциклопедии школьных принадлежностей |
21 | По страницам детских журналов | 1 | Обзор, чтение интересных публикаций | Углубление сведений о периодической печати. Работа с детскими журналами «Санька в стране сказок», «Непоседа», «Саша и Маша», «Тошка», «Ёжик», «Мультимир», «Колобок» |
22 | Поэтическая тетрадь | 1 | Знакомство с широким кругом поэтов- классиков 19- начала 20 века, чтение стихов, литературная игра «Знаешь ли ты поэтов- классиков?» | Индивидуальные выступления «Моё любимое стихотворение» |
23 | От благодарных читателей | 1 | Индивидуальные выступления «Моя любимая книга», выставка, игра- викторина | Рассказ о своей любимой книге |
24 | О героизме и трусости «Слава греет- позор жжёт» | 1 | Обзор литературы, беседа, чтение отрывков | С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В. Осеева «Волшебное слово», составление советов для тех, кто хочет быть храбрым |
25 | О тех, кто трудится | 1 | Дискуссия, тестирование | Произведения о труде и лени, суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели) |
26 | Обобщающее занятие | 1 | Литературная гостиная «В стране Читалии» | Выявление читательского кругозора |
27 | Итоговое диагностирование | 1 | Игра-викторина, тестирование, обзор литературы | Оформление уголка летнего чтения |
| | 34 часа | | |
В результате реализации 2-го года программы обучающиеся должны:
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ; определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
3-й год реализации программы. 2-4 класс-34 часа.
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание |
1 | «Что я читал летом». | 1 | Индивидуальные выступления, тестирование | Презентация читательских дневников |
2 | «Золотая волшебница- осень» | 1 | Устный журнал, презентация | Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов |
3 | «Я- писатель!» | 2 | Творческая работа | Моделирование рассказа, сказки. |
4 | «Где, что, как и почему?» | 2 | Обзор литературы, викторина, творческая работа | Работа со справочной литературой, изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?» |
5 | Писатели – юбиляры. | 1 | Выставка, обзор литературы, устный журнал | По календарю знаменательных дат. |
6 | Басни И.А. Крылова | 1 | Выставка, обзор литературы, игра- викторина | Чтение понравившихся отрывков, викторина «Знатоки творчества И.А.Крылова» |
7 | Знай и люби родную природу! | 1 | Конкурс | Командное соревнование «Люблю природу русскую!» |
8 | Как рождается герой | 1 | Круглый стол | Произведения о долге, храбрости, обсуждение |
9 | «Лучшие сказки 20-века» | 1 | Выставка книг, обзор | Дети приносят книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку |
10 | Рассказы о животных | 1 | Устный журнал, выставка, викторина | Викторина «Что я знаю о животных?», беседа, представление любимой книги о животных |
11 | Учись дружить | 1 | Беседа- диспут | Книги о дружбе, пословицы о дружбе и друзьях, индивидуальные выступления, обсуждение жизненных ситуаций |
12 | Я ещё не волшебник, я только учусь | 2 | Выставка, обзор литературы, игра- путешествие | Стихи и сказки о приключениях и волшебстве |
13 | «Люблю я Пушкина творенья…» | 2 | Презентация, устный журнал, выставка, конкурс | Стихи и сказки А.С. Пушкина |
14 | Все за одного и один за всех, тогда и в деле будет успех | 1 | Дискуссия «Моё отношение к тому, что плохо лежит» | Формирование нравственной позиции младшего школьника, обсуждение предложенных жизненных ситуаций из художественных произведений |
15 | Сочиняем загадки. | 2 | Проект | Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку. |
16 | «Любимые книги – любимые писатели». | 1 | Устный журнал, индивидуальное выступление, выставка | Представление любимого писателя и книги. |
17 | «Родные поэты» | 1 | Литературная игра | «Знаешь ли ты поэтов-классиков?» |
18 | «Делу- время, потехе- час» | 1 | Литературная гостиная | Организация детского досуга в библиотеке |
19 | Современные детские журналы и газеты. | 1 | Творческая деятельность, конференция | Подготовить рекламу журнала по мини-группам. |
20 | Сказки дедушки Корнея | 1 | Беседа- обзор, презентация, игра- викторина | Творчество К.И. Чуковского |
21 | О чём рассказывают журналы? | 1 | Выставка- обзор, индивидуальные выступления | Работа с детскими журналами: реклама журнала по выбору, интересные публикации |
22 | Страна Фантазия | 2 | Выставка, устный журнал, игра | Книги Д. Родари, А. Волкова. Подготовка иллюстрации к игре «Угадай произведение, зачитай отрывок» |
23 | Сказки народов мира | 2 | Выставка, обзор, выборочное чтение, детское творчество | Знакомство с особенностями сказок разных народов, составление «сказочного словаря» |
24 | Нет героев от рожденья | 1 | Презентация, обзор литературы, беседа, громкое чтение | Книги о детях войны, о пионерах- героях |
25 | Откуда есть и пошла книга | 1 | Игра- путешествие | Занятие посвящено Дню славянской письменности и культуры |
26 | Обобщающее занятие | 1 | Литературная гостиная | Организация детского досуга в библиотеке |
27 | Итоговое диагностирование | 1 | Тестирование по выявлению читательского кругозора | Оформление уголка летнего чтения |
| | 34 часа | | |
В результате реализации 3-го года программы обучающиеся должны уметь:
Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью педагога-библиотекаря.
Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.
Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.
Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью педагога-библиотекаря).
Понимать образные выражения, используемые в книге.
Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;
Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.
4-й год реализации программы . 2-4 класс-34 часа.
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание | |
1 | «Лето с героями любимых книг» | 1 | Индивидуальные выступления, выставка, обзор литературы | Презентация читательских дневников. | | |
2 | «Твоя книжная полка» | 1 | Устный журнал | Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста | | |
3 | И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» | 1 | Викторина-презентация, игра | Творческая работа в группах | | |
4 | «Книжкины именины» | 1 | Игровая программа | Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей. | | |
5 | «Чемодан приключений» | 1 | Литературный турнир | Конкурсная программа | | |
| | | | | | | |
6 | Словарь раскрывает секреты | 1 | Обзор, книжная выставка, тестирование | Работа со словарями, энциклопедиями | | |
7 | Сочиняем сказки | 2 | Детское творчество | Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку | | |
8 | «Буратино, Мальвина, Пьеро и другие» | 1 | Литературная игра | А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | | |
9 | Поэтическая тетрадь | 1 | Выставка, обзор литературы, громкое чтение, игра | Знакомство с широким кругом поэтов- классиков |
10 | «В стране книг» | 1 | Конкурс рисунков | Дети рисуют иллюстрации к своим любимым книгам | | |
11 | Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» | 1 | Читательская конференция | Подготовка и проведение конференции. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог. | | |
12 | «Доброе слово железные ворота отворяет» | 1 | Беседа | Подборка произведений о добре , вежливости, хороших поступках |
13 | «Живу в согласии с природой» | 1 | Беседа, книжная выставка, обзор литературы | Произведения о природе, животных |
14 | О школе и детях | 1 | Литературная гостиная | Стихи, рассказы , сказки о школе |
15 | Литературная игра «Слабое звено» | 1 | Литературная игра | Игра по прочитанным книгам | | |
16 | Чудесный мир классики | 1 | Индивидуальные выступления, книжная выставка | Выступления детей «Мой любимый классик» (любимый автор, стихотворение, рассказ, сказка) |
17 | «Его живое, образное слово…» | 1 | Беседа, книжная выставка, обзор | Занятие посвящено А.С. Пушкину |
18 | «Ступеньки мудрости» | 1 | Беседа, громкое чтение | Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов. Сказки Леонардо да Винчи |
19 | «Если б я был героем книги…» | 1 | Детское творчество | Упражнение- тренинг |
20 | «Всё обо всём» | 1 | Работа с детской познавательной литературой | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю |
21 | «Делу- время, потехе- час» | 1 | Конкурс | Организация детского досуга в библиотеке, весёлые стихи, загадки, конкурсы |
22 | Рассказы современных писателей | 2 | Выставка, обзор, круглый стол | Рассуждение о прочитанном, сочинить свой рассказ «Что я люблю» |
23 | «Мой друг- книга» | 1 | Индивидуальные выступления | Как герои книг помогают нам общаться. Упражнение- тренинг «Десять качеств» |
24 | «В сказку дверь мы приоткроем» | 1 | Игра- викторина | Проверка знаний детей русских и зарубежных сказок |
25 | Страницы истории | 1 | Чтение, обсуждение | Работа с книгой Ишимовой А.О. «История России в рассказах для детей» |
26 | «Я рисую книгу» | 2 | Детское творчество | Иллюстрирование книги по выбору |
27 | Классный выдался денёк! | 1 | Выставка, детское творчество | Юмористические рассказы И. Сухина, М. Дружининой. Мини- рассказ «История моего детства» |
28 | Всё наоборот | 1 | Игра, громкое чтение | Весёлые стихи Ю. Мориц, Д. Хармса, Г. Сапгира, В. Берестова, Г. Остера |
29 | «Мудрое слово» | 1 | Беседа, громкое чтение | Знакомство с притчей |
30 | «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» | 1 | Контрольно- установочное занятие | Проверка уровня усвоения обучающимися знаний, умений , полученных в ходе реализации программы за 4 года |
31 | Итоговое диагностирование | 1 | Тестирование по выявлению читательского кругозора | Оформление уголка летнего чтения |
| | 34 часа | | |
В результате реализации 4-го года программы обучающиеся должны:
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного пересказа;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью педагога-библиотекаря давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого педагогом-библиотекарем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы «Читайка» у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
Используемая литература:
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
.
Литература для педагога-библиотекаря.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская Энциклопедия».2009.
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Литература для обучающихся.
Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998