Рабочая программа
по внеурочной деятельности
направление: общекультурное
«Мир без границ »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку.
Программа составлена для обучающихся 11 класса на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2013.- 223с. (стандарты второго поколения)».
Программа « Мир без границ» имеет научно - познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся 11-ых классов, которые уже владеют умениями и навыками устной и письменной англоязычной речи, чтения и перевода в объеме, определенном программой средней школы.
Актуальность
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительном языковом и страноведческом материале.
Расширение внешних связей помогает развивать дружеские отношения между странами в сторону большей открытости. Одним из главных проявлений, которых являются обмены студентами, школьниками, людьми разных профессий.
Иностранный язык стал реально востребованным государством, обществом, личностью как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, приобщения их к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Всё это подтверждает значимость иностранного языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре людей, говорящих на этом языке, мотивируя потребность в его изучении.
Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования. Правильный выбор страноведческого материала и установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума обучающихся, для активизации процесса обучения и для усиления практической направленности обучения иностранному языку
Одним из главных направлений в этой сфере является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, формирование сознания в духе терпимости, толерантности, уважение к праву человека быть отличным в политическом, идеологическом, религиозном и этническом плане
Данная программа отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку и предполагает дополнительный материал, который позволяет лучше усвоить материал школьной программы и повысить качество подготовки обучающихся в предметной области за счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использования изучаемого языка.
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна. Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания обучающихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке, активная работа с аудио и видеоматериалами. Спецификой данной программы является её ярко выраженный межпредметный характер.
Цель и задачи
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства – через диалог российской и англоязычной культур.
Задачи:
Обучающие:
знакомство с культурой английского языка и с культурой англоязычных стран;
изучение новой лексики;
введение грамматического материала;
расширение и закрепление накопленного запаса слов;
активное использование полученных знаний на практике.
Развивающие:
совершенствование навыков разговорной речи;
формирование потребности самовыражения в разных видах деятельности;
развитие творческих способностей;
развитие социальных и культурных навыков, формирование социокультурной стороны личности в процессе приобщения к духовным ценностям национальной и мировой культуры.
Воспитывающие:
воспитание общительности, доброжелательности, культуры общения, умения работать в коллективе;
способствовать социализации учащихся, формированию открытости, к истории и культуре, речи и традициям других стран.
Отличительные особенности
В преподавании учебного материала в рамках программы используются фронтальные и групповые формы работы, практические занятия. Исследовательские методы, аутентичные материалы. Особо важная роль отводится видеофильмам, которые создают языковую среду на уроках и являются ценным источником информации, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию и использовать инновационные технологии, в частности метод проектов.
Формы занятий:
Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия английской речи осваивается и грамматика. Обучающиеся сразу учатся говорить правильно.
Целесообразно использовать следующие формы реализации программы:
Способы проверки
начальная диагностика;
промежуточная диагностика ;
итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формы подведения итогов
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является промежуточное и итоговое тестирование. Знания, получаемые детьми на занятиях, могут быть оценены также на открытых занятиях, отчетных творческих мероприятиях и школьных конференциях
Основные технологии:
Игровая,
Объяснительно - иллюстративная.
Компьютерные технологии
Технология проблемного обученя, ИКТ
Диалоговые технологии
Театральные и игровые технологии
Групповые технологии
Технология творческих мастерских
Метод проектов
Программа рассчитана на учащихся 11-го класса, реализуется за 68 час. В неделю -2 часа.
Требования к планируемым результатам освоения программы
Обучение по программе внеурочной деятельности «Мир без грпаниц» должно быть направлено на достижение следующих личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность обучающихся к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. При этом целью внеурочной деятельности становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека.
У обучающихся будут сформированы:
— мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
-осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; - коммуникативная компетенции
- межкультурная и межэтническая коммуникации.
-такие качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, -эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность
-общекультурная и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
-стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
-толерантное отношение к проявлениям иной культуры,
- осознание себя гражданином своей страны и мира
-готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты.
С помощью внеурочной деятельности в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- делать анализ и отбор информации (чтение и прослушивание текстов), умение работать с различными источниками;
-работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного;
-специальным навыкам прогнозирования содержания текста, выстраивать логическую последовательности, выделять главное и опускать второстепенное;
- наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сочинять оригинальный текст на основе плана.
- делать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение,
-дать оценку получаемой страноведческой информации
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
-кратко излагать результаты проектной деятельности
-выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию).
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
–осуществлять само и взаимоконтроль, давать самооценку своей деятельности;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- взаимодействовать с окружающими в процессе совместной работы
- умение аргументировать свою позицию.
- планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям.
-общаться, примеряя на себя различные социальные роли,
- сотрудничать, работая в парах и небольших группах
- общаться на английском языке с помощью известных клише;
-понимать на слух короткие тексты и уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), -отвечать на вопросы собеседника;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в этикетном диалоге;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников ;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Содержание программы
Путешествие по Велиобритании (25часов)Британский парламент. Палата лордов. Палата общин. Английская королева. Презентация. Виртуальная зкскурсия по королевскому дворцу. Беседа по услышанному. Образование в Великобритании. Виртуальная экскурсия по школе в Британии. Как выучить английский язык. Круглый стол, составление памятки. Летние школы английского языка. Чтение информации. Ролевая игра. Высшее образование в Великобритании. Оксфорд. Кэмбридж. Просмотр фильмов. Международные обмены студентами. Консультация. Встреча со студентами, участниками международного обмена. Спорт в Великобритании. Футбол. Крикет. Рэгби. Катание на лошадях. Парусный вид спорта. Керлинг. Теннис Уимблдонский теннисный турнир. Поло. Подготовка презентаций. Викторина. Давайте поиграем!
Культура Великобритании. Английские художники. Онлайн- экскурсия по Лондонской Национальной галерее. Английские композиторы. Прослушивание музыкальных произведений. Фестиваль кельтской музыки и культуры. Ирландские танцы. Английские писатели. Читательская конференция . Музеи и библиотеки ,просмотр фильма о музеях Лондона
Обычаи и традиции Великобритании. Традиции английского чаепития Ролевая игра. Хэллоин. Конкурс рисунков. Рождество, создание творческих работ. День Святого Валентина, изготовление открыток с поздравлениями. День святого Патрика. День Гая Фокса. Чтение страноведческих текстов.
Путешествие по США (15 часов) Политическая система США. Американские символы. Правительство США-сенат, палата представителей, три ветви власти.. Президент, выборы, политические партии. Презентации. Система образования в США. Онлайн- экскурсия по школе. Литература и музыка в США. Вечер вопросов и ответов. Киноиндустрия в США. Киновикторина. Популярные виды спорта в США. Презентация. Праздники и традиции США. Новогодние и пасхальные традиции. Ролевая игра. День президентов и День независимости. День Колумба и День флага. Рождество и День благодарения. Просмотр фильмов и презентаций. Турнир «Что ты знаешь о США!»
Добро пожаловать в Россию!(14часов) Сравнение парламентов Британии и России. Подготовка презентации для зарубежных туристов о Российском парламенте. «Телемост» между российскими и британскими школьниками. Подготовка презентации об образовании в России. Спорт в России. Вечер вопросов и ответов. Подготовка презентации о Третьяковской галерее. Рассказ о русских композиторах.Концерт по их произведениям. Русские писатели. Инсценирование произведений. Создание программы посещения музеев России. Защита творческих работ по теме «Обычаи России» «У самовара». Ролевая игра. Заочное путешествие по России (Москва, Санкт-Петербург, Сочи и их достопримечательности). Подготовка презентации для зарубежных туристов
Общение без границ (14 часов) Знакомство. Самопрезентация. Ролевая игра, проект «Советы путешественнику» В кафе. Ролевая игра Путешествие на самолете. Инсценирование диалогов. Путешествие на автобусе/поезде. Инсценирование диалогов. Как спросить/показать дорогу. Инсценирование диалогов. Таможня и багаж. Ролевая игра. В гостинице. Ролевая игра. В магазине. Инсценирование диалогов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Дата проведения |
Путешествие по Велиобритании (25часов). |
1 | Британский парламент. | |
2 | Британский парламент. | |
3 | В гостях у королевской семьи. | |
4 | В гостях у королевской семьи. | |
5 | Английская королева. | |
6 | В британской школе. | |
7 | В британской школе. | |
8 | Летние школы английского языка. | |
9 | Оксфорд. Кэмбридж. Международные обмены студентами. | |
10 | Оксфорд. Кэмбридж. Международные обмены студентами. Хастинг. | |
11 | Высшее образование в Великобритании. | |
12 | Писатели и поэты. | |
13 | Писатели и поэты. | |
14 | Культура Великобритании. Английские художники. | |
15 | Культура Великобритании. Английские художники. | |
16 | Спорт в Великобритании. | |
17 | Спорт в Великобритании. | |
18 | Достопримечательности. | |
19 | Достопримечательности. | |
20 | Английские композиторы. | |
21 | Английские композиторы. | |
22 | Фестиваль кельтской музыки и культуры. Ирландские танцы. | |
23 | Музеи и библиотеки. | |
24 | Обычаи и традиции Великобритании. | |
25 | Праздники. | |
Путешествие по США (15 часов) |
26 | Политическая система США. | |
27 | Политическая система США. | |
28 | Президент, выборы, политические партии. | |
29 | Президент, выборы, политические партии. | |
30 | Система образования в США. | |
31 | Система образования в США | |
32 | Литература и музыка в США. | |
33 | Литература и музыка в США | |
34 | Киноиндустрия в США. | |
35 | Киноиндустрия в США. | |
36 | Популярные виды спорта в США. | |
37 | Новогодние и пасхальные традиции. | |
38 | Праздники в США. | |
39 | Праздники в США. | |
40 | Турнир «Что ты знаешь о США?» | |
Добро пожаловать в Россию!(14часов) |
41 | Сравнение парламентов Британии и России. | |
42 | Сравнение парламентов Британии и России. | |
43 | «Телемост» между российскими и британскими школьниками. | |
44 | Спорт в России | |
45 | Спорт в России. | |
46 | Третьяковская галерея. | |
47 | Русские композиторы. | |
48 | Рассказ о русских композиторах. Концерт по их произведениям. | |
49 | Музеи России. | |
50 | Музеи России. | |
51 | Кинематография. | |
52 | Любимое кино. | |
53 | Защита творческих работ по теме «Обычаи России» «У самовара». Ролевая игра. | |
54 | Заочное путешествие по России. | |
Общение без границ (14 часов) |
55 | Знакомство. Самопрезентация. | |
56 | Проект «Советы путешественнику». | |
57 | Таможня и багаж. | |
58 | Путешествие на самолете | |
59 | Путешествие на автобусе/поезде. | |
60 | В гостинице. | |
61 | В кафе. | |
62 | Как спросить/показать дорогу. | |
63 | Поход в кино. | |
64 | Распорядок дня. | |
65 | Праздники. | |
66 | Памятные даты. | |
67 | В гостях хорошо, а дома лучше. | |
68 | Инсценирование диалогов | |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2015
«Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
«О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский. ( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2004г.)
Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь Великобритания.- М: Айрис Пресс; Рольф, 2001.
Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах.- М: Высшая школа, 2000.
Смирнов А.В. Все о себе – М:Ин. Яз. , 2005.
Томахин Г.Д.По англоязычным странам. - М : Просвещение,1999..
Журнал « Speak out » -М: Глосса-Пресс,2007,2008,2009