СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности Природа и мы

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности. Можно использовать для организации работы с детьми 9 класса во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности Природа и мы»





ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г.ГОРОДИЩЕ ГОРОДИЩЕНСКОГОО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБОУ СОШ г.ГОРОДИЩЕ

ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

__________________________________________________________________

Пензенская область, Городищенский район, город Городище, улица Октябрьская, дом 30

телефон (8 841 583 10 37) E-mail: [email protected]

ОКПО 24006823, ОГРН 1025800743748

ИНН/КПП 5812002032/581201001


Рассмотрено на РМО учителей биологии

28.08.2018 года

пр. №1

Принято на педагогическом совете

Пр. №8 29.08.2019 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _________Е.А.Алексеева

Приказ № 238 от 29.08.2019 года




Рабочая программа по внеурочной деятельности (Курс «Природа и мы»)

для 9 класса)













  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Природа и мы» (9 класс)


Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

Ценностно-смысловые:

- способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;

- умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.

Общекультурные:

- расширение кругозора;

- повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно-досуговых сферах

-развитие творческих способностей, трудовой активности, самостоятельности.

Учебно - познавательные:

- умение организации учебно-познавательной деятельности;

- овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Информационные:

- умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников.

Коммуникативные:

- владение навыками работы в группе;

- овладение различными социальными ролями в коллективе;

- развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию.

Социально-трудовые:

- поддержка и стимулирование социальной активности

-осознание необходимости своего труда.

Личностные:

- освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития,

- овладение навыками эмоциональной саморегуляции;

- формирование культурного мышления и поведения.








  1. Содержание курса внеурочной деятельности « Природа и мы»

с указанием форм организации и видов деятельности ( 9 класс)

Введение (2 ч)

Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества. Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь Разделы экологии Связь экологии с другими науками. История развития экологии как науки.



Организмы и среда (10 ч)

Экологические факторы и их виды. Важнейшие факторы, определяющие условия существования организмов. Экологические условия. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Кривые толерантности и их изменения. Адаптация. Закон минимума.

Экологические ресурсы. Виды экологических ресурсов. Излучение как энергетический ресурс фотосинтеза.

Соответствие между организмами и средой их обитания, объяснения ее природы Ч Дарвином Морфологические адаптации. Жизненные формы организмов и их многообразие. Ритмы жизни, их соответствие изменениям условий существования организмов. Реакции организмов на сезонные изменения условий жизни.

Экологическая ниша, мерность ниши. Различия между понятиями местообитания и экологическая ниша.

Сообщества и популяции (12 ч)

Определение популяции. Популяции как биологическая и экологическая категория. Существование биологических видов в форме популяций Взаимоотношения организмов в популяции. Основные характеристики популяций — демографические показатели.

Рождаемость, ее показатели. Удельная рождаемость. Максимальная и экологическая рождаемость. Смертность и ее показатели. Факторы смертности. Связь смертности с продолжительностью жизни организмов. Кривые выживания и их типы.

Возрастная структура популяций, механизмы формирования возрастного спектра. Свойства популяций с различной возрастной структурой.

Типы экологических взаимодействий. Нейтрализм, аменсализм, коммеисализм, мутуалиам, симбиоз, протоокооперация, конкуренции, хищничество. Иные виды взаимоотношений между организмами.

Конкуренция как один из важнейших видов биотических взаимодействий. Типы конкурентных отношений. Внутривидовая конкуренции. Территориальность Межвидовая конкуренция. Конкурентное вытеснение и его примеры. Факторы, оказывающие влияние на исход конкурентной борьбы. Смещение экологических ищи. Конкуренция как экологический и биологический фактор.

Хищничество. Формы хищничества. Взаимозависимость популяций хищника и его жертвы. Возникновение адаптаций у хищников и его жертв в ходе эволюции. Коэволюция. Особенности воздействия хищника на популяцию жертвы, примеры: «расчетливость», хищника. Динамика популяций хищника и жертвы. Значение хищничества в природе и жизни человека.

Паразитизм. Признаки паразитизма. Сходство паразитизма и хищничеств Экологические категории паразитов. Паразитоиды, микро- и макропаразиты. Значение паразитов в природе и жизни человека. Циклы развития и передача паразитов. Популяционная динамика паразитизма. Факторы распространения эпидемий.

Экосистемы (11ч)

Сообщество, его основные свойства и показатели. Сходство и различия между понятиями «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Структура сообщества, ее основные показатели. Видовая структура. Видовое разнообразие как признак экологического разнообразия. Морфологическая структура. Соотношение между числом видов и форм организмов в сообществе. Пространственное обособление организмов и его значение: ярусы, микрогруппировки.

Трофическая структура и ее показатели. Пищевая сеть, пищевая цепь, трофические уровни. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Консументы и редуценты.

Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии я особенности ее пере дачи по пищевым цепям; правило десяти процентов. Пирамиды численности и биомассы.

Пастбищные и детритные пищевые цепи, сходство и различия между ними. Мертвое органическое вещество. Значение детритных пищевых цепей.

Круговорот веществ в экосистеме. Макро- и микротрофные вещества. Главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов. Биогеохимические циклы углерода и фосфора.

Продуктивность сообщества. Скорость продуцирования биомассы организмами (продукция), ее источники: Общая и чистая продукция. Первичная и вторичная продукция. Изменения продукции на разных трофических уровнях; Распределение биомассы и первичной продукции на суше и в Мировом океане. Факторы, определяющие первичную продукцию в различных районах.

Экологическая сукцессия. Развитие сообществ во времени, их природа. Внутренние факторы развития. Дыхание сообщества. Равновесие между продукцией и дыхания. Типы равновесия. Направление изменений, происходящих в ходе экологической сукцессии. Автотрофная и гетеротрофная сукцессия. Первичная и вторичная сукцессии, их примеры; сериальные стадии. Окончательное равновесие. Лабораторная модель сукцессии.

Основные типы сукцессионных изменений. Факторы, определяющие продолжительность сукцессий.

Значение Экологической сукцессии в Природе и хозяйстве человека.

























  1. Тематическое планирование курса « Природа и мы» (9 класс)



№ п\п

Наименование разделов, тем.

Кол – во часов.

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1

Предмет экологии. Разделы.

 1

2

История развития экологии как науки и значение эколо-гического образования в нас-тоящее время.

 1

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ И СРЕДА. (10 часов)

3

Потенциальные возможности размножения организ­мов.

 1

4

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

 1

5

Основные пути приспособле-ния организмов к среде.

 1

6

Основные среды жизни.

 1

7

Пути воздействия организмов на среду обитания.

 1

8

Приспособительные формы организмов.

 1

9

Приспособительные ритмы жизни.

 1

10

Семинар по теме Организм и среда.

Практическая работа №1

 1

11

Организм и среда.

 1

12

Организм и среда.

 1

ТЕМА 2. СООБЩЕСТВА И ПОПУЛЯЦИИ (12 часов.).

13

Типы взаимодействия организмов.

 1

14

Законы и следствия пищевых отношений.

 1

15

Законы конкурентных отношений в природе.

 1

16

Популяции.

 1

17

Демографическая структура популяций.

 1

18

Рост численности и плотность популяций.

Практическая работа №2

 1

19

Численность популяций и ее регуляция в природе.

 1

20

Лабораторная работа №1

 1

21

Решение задач.

 1

22

Биоценоз и его устойчивость.

 1

23

Сообщества и популяции.

 1

24

Сообщества и популяции.

 1

25

Законы организации экосис-тем.

 1

26

Законы биологической продуктивности.

 1

27

Агроценозы и агроэкосисте-мы.

 1

28

Законы организации экосис-тем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы.

 1

29

Саморазвитие экосистем.

 1

30

Биологическое разнообразие как основное условие устой-чивостипопуляций, биоце-нозов и экосистем.

 1

31

Биосфера.

 1

32

Экология как научная основа природопользования.

 1

33

Экосистемы.

 1

34

Экосистемы.

 1

35

Итоговый урок

 1