4.4
« Согласовано» «Утверждаю» Зам.директора по ВР Директор МКОУ «Мюрегинская СОШ»
__________А.Х. Умалатов ______________ К.М.Арсланалиев
27.08.2018 г.
Муниципальное казённое учреждение
«Мюрегинская СОШ»
«Программа по пропаганде
здорового образа жизни»
Срок реализации 3 года
Составил кл. руковадитель 8 «а» класса»
Гамидов Магомедхабиб Абакорович
2018 – 2019 уч. год
Программа по пропаганде здорового образа жизни
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не только давать учащимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Именно поэтому мною разработана программа направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий учащихся.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей в достижении успеха.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья.
Пропаганда здорового образа жизни.
Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1.Организация здоровьесберегающего образовательного процесса.
— обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
— обеспечение здоровьесберегающего режима учащихся;
— организация рациональной системы питания учащихся;
— обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
— разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся.
Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями.
— организация родительского всеобуча;
— викторины для учащихся на валеологические темы;
— проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности и учебных тренировок.
Учебно-воспитательная работа.
— использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
— разработка валеологической тематики классных часов;
— Проведение бесед и консультаций.
— включение мероприятий валеологической направленности.
Профилактика и коррекция здоровья.
— физкультминутки, зарядка для глаз;
— проведение в классе вечеров здоровья и отдыха;
— проведение дней здоровья;
— проведение спортивно-массовых мероприятий;
— посещение спортивных секций.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы используются следующие методы работы:
— групповые развивающие занятия;
— психологические тренинги;
— беседы;
— лекции;
— ролевые игр
— родительские собрания;
— тестирование;
— анкетирование;
— уроки профилактической направленности.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Реализация программы осуществляется через организацию работы спортивных секций, внеклассных спортивно- массовых мероприятий, летнего оздоровительного лагеря, проведение профилактического осмотра учащихся ( медработники ФАП)
Разработка опросных листов и анкеты для изучения эффективности проводимой работы.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
2018-2021 годы.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учащиеся.
Классный руководитель;
Учителя – предметники (ОБЖ, биологии, физкультуры);
Родители;
Медицинский работник Мюрегинского ФАПа.
Педагог-психолог.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
Повышение уровня профилактической работы;
Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
Введение оптимального режима труда и отдыха детей;
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Приоритетным направлением деятельности программы является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Считают, что здоровому образу жизни надо учить, необходимо формировать культуру здоровья, эстетические идеалы физически и духовно здорового человека. Очевидно, что приступать к решению этих задач следует с изучения собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития. В процессе реализации данной программы самостоятельно-познавательная и практическая деятельность обучающихся научит их исследовать собственное здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности, правильно взаимодействовать с окружающей средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.
Программа включает четыре направления:
1. «Организация здоровьесберегающего образовательного процесса». 2. «Инструктивно – методическая работа с обучающимися, их родителями, учителями». 3. «Учебно – воспитательная работа». 4. «Профилактика и коррекция здоровья», которые включают следующие разделы: -«Организация здоровьесберегающего образовательного процесса» -«Контроль за соблюдением санитарно- гигиенического режима в школьном учреждении» - «Мониторинг уровня здоровья учащихся, мероприятия по сохранности и укреплению здоровья детей» - «Гигиеническое, санитарно – просветительское воспитание учащихся» - «Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)» - «Физкультурно – массовая оздоровительная работа» - «Профилактика травматизма». Она также предусматривает деятельность по наблюдению, измерению, тестированию. На основе полученных данных делаются выводы, планируется дальнейшая деятельность.
В разделе «Организация здоровьесберегающего образовательного процесса» предусматривается деятельность, направленная на обновление и пополнение нормативно-правовой базы класса,обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности, обеспечение здоровьесберегающего режима работы класса, организация рациональной системы питания учащихся, обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся, разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся.
Раздел «Контроль за соблюдением санитарно- гигиенического режима в школьном учреждении» включает работу по соблюдению санитарно- гигиенического режима учащегося.
Итогом деятельности по этому разделу является введение оптимального режима труда и отдыха детей в соответствии с СанПиН.
Раздел «Мониторинг уровня здоровья учащихся, мероприятия по сохранности и укреплению здоровья детей» предусматривает проведение медицинского и психолого – педагогического мониторинга здоровья учащихся, оздоровлению детей в летний период.
Итогом деятельности по этому разделу является разработка программ психолого – педагогического сопровождения учащихся, работа оздоровительного лагеря в летний период.
Раздел «Гигиеническое, санитарно – просветительское воспитание учащихся» направлен на организацию санитарно – просветительской деятельности с учащимися и их родителями.
Итогом деятельности по этому разделу является сформированность отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Раздел «Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)» подразумевает реализацию превентивных программ, анкетирование учащихся по выявлению склонностей к вредным привычкам, проведение родительских собраний, тематических бесед, классных часов.
Итогом деятельности по этому разделу является повышение уровня профилактической работы, отсутствие в классе учащихся, употребляющих алкоголь, курящих.
Раздел «Физкультурно – массовая оздоровительная работа» предусматривает вовлечение учащихся в занятия физкультурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни.
Итогом деятельности по этому разделу является вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции, проведение культурно – массовых мероприятий на уровне школы, участие в районных и региональных мероприятиях.
Раздел «Профилактика травматизма» включает занятия по изучению ПДД, профилактике травматизма, проведение инструктажей по ТБ.
Итогом деятельности по этому разделу является отсутствие случаев травматизма, ДТП с участием детей.
П Л А Н М Е Р О П Р И Я Т И Й.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные | Система целесообразных форм и мер организации работы |
| 1.Организация здоровьесберегающего образовательного процесса |
1. | Составление социологических карт по класса, составление списков: - учащихся группы риска; - социально-опасных; - многодетных семей; -малообеспеченных семей; - неполных семей; - детей с заболеваниями | Сентябрь | Классный руководитель, медработник | |
2. | Профосмотры детей в условиях школы | В течение года | Медработники ФАПа | |
3. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | классный руководитель | |
4. | Контроль состояния здоровья школьников по итогам диспансеризации | Сентябрь | медработник | |
6. | Оформление листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп. | Сентябрь | Классный руководитель, медработник, учитель физкультуры | |
9. | Эстетическое оформление интерьера класса, (разведение цветов) | Постоянно | Классный руководитель, учащиеся | |
12. | Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки) | Постоянно | Зам по ВР, дежурные учителя | |
15. | Проведение мероприятий по охране зрения учащихся | Повседневно | Учителя — предметники | Мероприятия по охране зрения учащихся |
2. Контроль за соблюдением санитарно- гигиенического режима в классе |
1. | Соблюдение воздушного и светового режима в школе | Постоянно | Классный руководитель, учащиеся | |
6. | Обеспечение хранения спортив.инвентаря | Постоянно | Учитель физкультуры | |
10. | - по проверке внешнего вида обучающихся; - сохранность учебников; - по выполнению школьниками режима дня | ежедневно | Классный руководитель | |
19 | Разработка плана мероприятий по охране труда и технике безопасности в классе | Сентябрь | Классный руководитель | |
22. | Контроль физического воспитания учеников | постоянно | Классный руководитель, учитель физкультуры | |
24. | Поддержание в классе надлежащих санитарно-гигиенических условий | Постоянно | Классный руководитель | |
25. | Организация дежурства в классе | Постоянно | Классные руководитель | |
3. Мониторинг уровня здоровья учащихся, мероприятия по сохранности и укреплению здоровья детей |
1. | Состояние здоровья учащихся (анализ на основе углубленного осмотра) | В течение года | медработник | Медработник ФАПа, классный рукаводитель |
2. | Психологический мониторинг здоровья учащихся | Сентябрь-январь | Соц.педагог | |
4. | Оздоровительная программа с детьми в летний период | Июнь | Классный руководитель | турпоходы, экскурсии |
4. Гигиеническое, санитарно – просветительское воспитание учащихся |
1. | Проведение бесед, классных часов | В течение года | Классный руководитель | Индивидуальные консультации специалистов |
2. | Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни | | Библиотекарь, классный руководитель | |
5. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) |
1. | Результаты тестирования учащихся по выявлению склонностей учащихся к вредным привычкам. Корректировка планов воспитательной работы. | Ежегодно | Классный руководитель | Вопросы и анкеты |
2. | Участие в проведении Международного дня борьбы со СПИДом, Международного дня борьбы с курением | 1.12 31.05 | Классный руководитель, учителя, учащиеся | Конкурсное сочинение «СПИД – чума века» Тест «Что мы знаем о курении» Беседа со специалистом |
3. | Проведение акции «Мы – против наркотиков» | Ежегодно | Классный руководитель, предметники, учащиеся | В программе: Конкурс рисунков и плакатов. Конкурс сочинений. |
5. | Тематические классные часы | В течение года | Кл. рук., учащиеся | |
. | Тематические родительские собрания | В течении года | Классный руководитель | |
7. | Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ | В течении года | Классный руководитель, медработник. | |
6. Физкультурно – массовая, оздоровительная работа |
1. | Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом | | Классный руководитель, учитель физкультуры | Расписание работы спортивных секций |
2. | Программы спортивно – массовой оздоровительной работы | В течении года | Классный руководитель, учитель физкультуры, учащиеся | Дни здоровья, работа школьных спортивных секций, подвижные игры, конкурсы, походы |
7. | Проведение дней здоровья | По плану | классный руководитель, учитель физкультуры | |
8. | Пропаганда здорового образа жизни | Постоянно | классный руководитель, учащиеся | |
9. | Проведение подвижных школьных перемен | Постоянно | Классный руководитель, учителя физкультуры | |
11. | Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья | Октябрь | Учитель физкультуры | |
12. | Посещение спортивных секций | В течение года | Классный руководитель | |
7. Профилактика травматизма |
1. | Занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков) | В течение года | Классный руководитель, сотрудник ГИБДД, учащиеся | |
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках преподавания ОБЖ | По программе | Преподаватель ОБЖ, учащиеся | |
3. | Инструктаж учащихся по правилам техники безопасности | сентябрь | Классный руководитель, преподаватель ОБЖ | |
Литература
Бодмаев Ю.Л. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения у школьников. — М., 1997.
Волжская Н.Ю. О наркотиках с разных сторон (методическое пособие для работы с подростками). — М., 2000.
Дубровина И.В. Психологическая служба образования. — М., 1997.
Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. — М., 1999.
Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков. — М., 2003.
Журнал «Классный руководитель» № 5, 2007 год: «Программные обеспечения здоровьесберегающей деятельности школы»;
Журнал «Воспитание школьников» № 8, 2007 год: «Профилактическая программа формирования здорового образа жизни в гимназии»;
Журнал «Классный руководитель» № 6, 2005 год: «Программа Здоровье»;