Проект
«МОЯ АДЫГЕЯ»
Датхужевой Эммы Казбековны
воспитателя МБДОУ « Детский сад № 9 Созвездие»
города Майкопа, Республики Адыгея
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-творческий.
По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности Республики Адыгея.
По характеру координации: открытый.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
По продолжительности: долгосрочный (сентябрь-май)
Аннотация
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту адыгского народа, знанию родного языка.
Помогает воспитывать чувство Родины, интерес к общественным событиям республики и родного города, уважение к труду.
Знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью в политической жизни России.
Актуальность
Целенаправленное ознакомление ребенка с Республикой Адыгея – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о Республике Адыгея, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине, развивать речь
Проблемные вопросы
Каким образом у ребенка формируются представления о Малой Родине
В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста


Проблемные вопросы
Какие сведения и понятия о родной республике способны усвоить дети?

Как дошкольник может эти чувства выразить


Какие преимущества имеет детский сад в воспитании у дошкольника любви к Малой Родине
Диагностика уровня знаний детьми адыгейского языка
Гипотеза
Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о ближайшем окружении и Республике Адыгея, усвоению адыгского языка, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.
Цель
Воспитание интересов и любви к малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с Республикой Адыгея (культура, быт, традиции и язык)
Дидактические задачи
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
Развивать интерес к адыгским традициям и промыслам.
Расширить представления о родном городе и его особенностях.
Познакомить детей с достопримечательностями родного города.
Развивать эмоционально – целостное отношение к Республике Адыгея.
Развивать речь детей.
Методические задачи
Проанализировать педагогическую и методическую литературу.
Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.
Организовать выставки рисунков и фотовыставки.
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Моя Адыгея», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Ожидаемые результаты
Пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю.
Формирование чувства национального достоинства, ответственности.
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Этапы и сроки проведения
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.
3. Практический (ноябрь-апрель). Организация открытых занятий, конкурсов, совместных экскурсий и мероприятий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков.
4.Заключительный (май) Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворенность всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
Тематическое планирование
Раздел | Задачи |
Путешествие в историю | Вызвать интерес к прошлому адыгского народа. Дать элементарное представление о том, как они жили. |
«Вижу чудное раздолье…» | Дать представление о размерах нашей республики и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни республики. |
Быт и традиции | Знакомить с жилищем адыгского народа: с избой, печью. Дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к адыгским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (ш1уимафэш1у, ш1укъеблагъ, тхьаш1уегъэпсэу). Дать представление о народных праздниках (Кушъэхапх-Укладывание ребенка в пюльку; Лъэтегъэуцу- Праздник первого шага; Мэш1ошъхьачэт- Встреча нового года по мусульманскому календарю.) |
Тематическое планирование
Раздел | Задачи |
«Этих дней не смолкнет слава» | Дать представление о защитниках Отечества, о службе в рядах Вооруженных сил как долге перед Отечеством. |
«Как чуден наш родной язык…» | Знакомство с видами устного народного творчества. Дать представление о писателях, поэтах – земляках. |
Перспективный план
Форма | Задачи |
Январь 1. Экскурсия в национальный музей. 2. Беседа «Улицы нашего города» | 1. Познакомить с городом, в котором мы живем, с его особенностями и достопримечательностями. 2. Познакомить с историей своего народа |
Февраль 1.«Наш Майкоп на карте Республики Адыгея». 2.Занятие – «День защитники Отечества» 3. Праздник: «Защитники Отечества» 4. Беседа о традиции «Служу России!» 5. Выставка рисунков «Моя семья» | 1. Закрепить представления детей об особенностях расположения города. 2. Познакомить с историческими названиями города Майкопа. 3. Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну. |
Март 1. Целевая прогулка «Путешествие по Майкопу». 2. Занятие «В национальном музее». 3. Занятие «Знакомство с памятниками города». 4. Праздник - «Мэш1ошъхьачэт»- Встреча нового года по мусульманскому календарю. | 1 . Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город. 2. Познакомить с памятными местами города. |
Апрель Презентация «Знакомьтесь - это наша Адыгея!». Рассказ о работе художников Адыгеи. Экскурсия в художественные мастерские 3. Праздник, посвященный Международному дню языка – «Мой язык - мое богатство»- «Сыбзи с1орэлъ, сихабзи схэрэлъ». | 1. Дать знания о том, чем славится наша республика 2. Рассказать о художниках Адыгеи 3. Познакомить с народными праздниками и традициями. |
Май 1. Беседа на тему «День Победы в моей семье». 2. Конкурс рисунков «День Победы» 3. Итоговое занятие «Наша Республика Адыгея и любимый город Майкоп». 4. Оформление фотовыставки – «Моя родная Адыгея!» | 1. Познакомить с героями Великой Отечественной войны родного города и республики. ( Андрухаев Хусен Борежевич, Ачмизов Айдамир Ахмедович, Чуц, Абубачир Батербиевич, Нагульян, Мартирос Карапетович, Купин Фёдор Николаевич….) |
Работа с родителями
День открытых дверей (посещение занятий родителями).
Организация конкурсов и выставок рисунков.
Консультации, информационный стенд.
Игра «Что? Где? Когда?»
Дискуссия «Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников в семье».
Проведение совместных мероприятий, праздников и экскурсий с родителями и детьми.
Выводы
Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт адыгского характера, адыгской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.