Проект: «Родной свой край люби и знай» в старшей группе
Проект «Родной свой край люби и знай! »
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: краткосрочный (4 недели) .
Актуальность проекта
Богатство и многообразие мира природы год от года ухудшается, уменьшается вследствие интенсивной хозяйственной деятельности человека, который непрестанно вносит изменения в природный баланс, нарушая тем самым экологическое равновесие окружающей среды.
Воспитание любви к природе родного края является составляющей общего экологического и, в некотором смысле, патриотического образования подрастающего поколения - нельзя жить в определенном месте, не испытывая к нему никаких нежных чувств - это противоречит человеческой природе.
Каждый ребенок хочет радоваться новому дню, приносить радость своим родителям, узнавать каждый день все больше нового и интересного, хочет познавать прекрасный мир, который его окружает. Доказано, что общение с природой благотворно сказывается на общем развитии ребенка, т. к. именно это общение, позволяет не только познать закономерности развития живой природы, но и учит ребенка жить в согласии с природой, учит ее любить, уважать, почитать и беречь.
Цель.
Познакомить детей с природой родного края, разнообразием животного и растительного мира; сформировать у детей понимание и осознание закономерного характера явлений природы, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
• развивать важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение;
• расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире своего края;
• развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение художественной литературы, практическую деятельность;
• воспитывать любовь к природе родного края, способствовать пониманию её красоты и многообразия;
• развивать связную речь, творческие способности, обогащать словарь детей;
• воспитывать у детей чувство сопереживания и желание помочь нуждающимсяобъектам природы: растениям и животным, объектам неживой природы.
создавать условия для созидательной творческой деятельности участников воспитательно –образовательного процесса с учетом традиций семейного воспитания
формировать экологическую культуру у детей и их родителей желание принимать участие в проведение мероприятий по охране окружающей среды
пополнить знания детей и их родителей об родном крае
Ожидаемые результаты проекта
• расширение представлений о многообразии живой и неживой природы Сергачского района;
• бережное отношение к природе, осознание своих возможностей в спасении окружающей среды;
• стремление к исследованию объектов природы;
• самостоятельные наблюдения за отдельными объектами природы,
проведение простейших исследований;
• развитие у детей любознательности, творческих способностей;
познавательной активности, коммуникативных навыков.
Содержание мероприятий в процессе реализации проекта:
Лес как экологическая система.
Как живут наши пернатые друзья зимой.
Пьяна – наша река.
Прогулка в березовую рощу.
Беседы (в течение месяца)
Птицы нашей области.
Природа и человек.
Беседа о снегире
Зимой в нашем лесу.
Экскурсия в берёзовую рощу.
Экскурсии, целевые прогулки (по плану)
Как растения к зиме готовятся.
Наблюдение в природе. «Деревья нашего детского сада».
Дидактические игры (в течение месяца)
«Детки на ветке»; «Отгадай загадку»; «Где чей хвост»; «Делать этого нельзя, знаешь ты и знаю я… »; «Кто в реке живёт»; «Найди и покорми зимующих птиц»; «Найди дерево по семенам».
Настольные игры (в течение месяца)
Зоологическое лото, «Кто где живёт».
Подвижные игры (по плану)
«Волк и зайцы»; Народная игра «Птицы, звери, рыбы»; «К названному дереву беги».
Чтение художественной литературы (по плану)
А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»; М. Пришвин «Последние грибы»; Н. Сладков «Синичкин запас»; В. Бианки «Белкина сушильня». В. Орлов «Живой букварь»
Выставка детских рисунков (4-я неделя)
«Природа нашего края»
Взаимодействие с родителями (2-я неделя)
Консультация «Как научить ребёнка беречь природу»
Труд в природе (по плану)
Установка кормушек, подкормка птиц, утепление корней молодых деревьев.
Экологический познавательный досуг (4-я неделя)
«Мы – друзья природы»
Итоги проекта
В результате реализации проекта, дети стали проявлять больше самостоятель-ности в наблюдении за растениями и животными, чаще высказываться на эколо-гические темы, задавать вопросы о природе, обращать внимание на её красоту, интересоваться книгами с «природным содержанием», а в свободном рисовании - изображать явления и объекты природы;
Литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.-496с.
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологи-ческому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005. – 240с.
3. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Мн. : «Асар»-1996.-128с.
4. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методиче-ское пособие. / Под ред. С. Н. Николаевой. – М. : Педагогическое общество России, 2007. – 96с.
Приложение
Птицы Нижегородской области.
![]()
Нижегородская область изобилует разнообразием растительного и животного мира. Мне хочется рассказать о птицах родной области.
Во время весенних и осенних перелетов спускаются на озера области лебеди и дикие гуси. Лебеди: Во время весенних и осенних перелетов спускаются на озера области лебеди и дикие гуси. Лебеди:
![]()
Дикие гуси:
Из охотничьих птиц в заволжских лесах водятся глухари, тетерева, рябчики. Глухарь — крупная птица из семейства фазановых, отряда курообразных. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники.
Тетерева — род птиц семейства фазановых.
Рябчик — птица из рода рябчиков, подсемейства тетеревиных, отряда курообразных.
В зарослях близ рек поют соловьи, а над реками слышится крик речных чаек, по лесам разносится стук дятлов, долбящих своими крепкими клювами стволы поврежденных деревьев. Соловьи́, — род птиц из отряда воробьинообразных .
Чайки — наиболее многочисленный род птиц семейства чайковых, обитающих как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах.
Дятлы - отряд птиц, прежде причислявшихся к лазающим.
По озерам и болотам гнездятся утки, кулики, цапли. Утка:
Кулик , подотряд птиц отряда ржанкообразных.
Серая цапля — крупная болотная птица семейства цаплевых
Около жилья обитают - воробьи, скворцы, ласточки, стрижи, сизые голуби, грачи. Домо́вый воробе́й — наиболее распространённый вид рода настоящих воробьёв семейства воробьиных .
Скворец — палеарктический род певчих птиц из семейства скворцовых.
Городская ласточка, или воронок — мелкая птица семейства ласточковых.
Чёрный стриж, или башенный стриж — небольшая птица рода стрижей, семейства стрижиные.
Сизый голубь — широко распространённая птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка.
Грач — широко распространённая в Евразии птица рода ворон.
Зимуют галки, вороны, синицы. Галка — широко распространённая птица рода воронов. Длина 34—39 см, масса тела 175—280 г.
Серая ворона - типичный синантропный вид.
Большая синица, или большак — самый крупный и наиболее многочисленный из всех встречающихся в России видов синицевых
Беседа о снегире
С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они и зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.
Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегирь небольшой, чуть крупнее воробья, плотного телосложения. Зимой в морозные дни птицы топорощат своё густое оперение и тогда даже кажутся толстыми.
Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнёзда, выведут и выкормят птенцов. Поздней осенью, в начале зимы снова раздаётся их низкий звонкий посвист: фью-фью. Песенка у снегирей простая, негромкая, голос мягкий, протяжный).
Физминутка
Птички прыгают, летают,
Птички песенки поют.
Птички крошки собирают
Птички зёрнышки клюют.
Пёрышки почистили,
Дальше полетели
«Охотники и зайцы»
С помощью считалки выбирают двух "охотников", которые берут у руки по маленькому резиновому мячику. Остальные дети - "зайцы", они сидят в "норке" - на противоположной стороне площадки за начерченной чёрточкой. Охотники обходят площадку, притворяясь, что ищут добычу, потом прячутся за двумя стульчиками или просто приседают в уголке площадки.
На слова воспитателя "Зайчик прыг-скок в зелёный лесок" зайцы выбегают на середину площадки, начинают прыгать. На сигнал "Охотники!" зайцы убегают в свои убежища, а охотники охотятся на них - целятся мячиками под ноги. В кого попадут - те дети становятся охотниками.
Примечание. Игра может длиться при условии, когда один и тот же охотник попадёт в 4-6 зайцев, после чего новых ведущих снова выбирают с помощью считалки.
Надо следить, чтобы охотники бросали мяч как правой, так и левой рукой и лишь под ноги зайцам. Мяч поднимает тот, кто его бросил.
Бабочки"
Цель:Развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.
Дети - "бабочки" стоят на краю площадки, где хотят. Под музыку или на слова воспитателя: "бабочки, бабочки полетели в сад" дети отводят руки в стороны, бегают в разные стороны, обегая один другого.
Воспитатель продолжает: "на цветочек беленький все тихонько присели". Дети приседают возле цветочков названого цвета. На сигнал воспитателя: "у-у-у", который означает завывание ветра, бури, бабочки убегают из сада на край площадки. Игра повторяется на слова: "бабочки, бабочки, в поле полетели". Воспитатель постоянно отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали. Продолжительность игры 5 – 6 минут
Зайцы и волк"
Цель:Развивать у детей координацию движение, ориентировку в пространстве. Упражнять в беге и прыжках.
Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев. На одной площадки зайцы стоят в своих домиках, волк – на другом конце площадки. Воспитатель говорит: Зайки скачут, скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают –
Не идет ли волк.
Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают, то присаживаются и оглядываются. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать. Зайцы убегают. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Продолжительность игры 5 – 6 раз.