СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Способы проверки орфограмм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по русскому языку "Способы проверки орфограмм"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Способы проверки орфограмм"»

Департамент образования

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 126 с углубленным изучением английского языка"

603101, г. Нижний Новгород, пр. Молодежный, дом 30а, тел./факс (831) 293-42-44, e-mail: schooln126@inbox.ru

Проект по русскому языку«Способы проверки орфограмм»

Паспорт проекта

Название проекта

«Способы проверки орфограмм»

Руководитель проекта

Быкова Лариса Станиславовна

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип проекта

Творческий

Состав проектной группы

Учащиеся 2 «Б» класса

Цели и педагогические задачи

  • бучение младших школьников совместному решению проблемы;

  • более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм;

  • подготовка к предъявлению результатов и оценке освоения темы;

  • очередной шаг на пути формирования регулятивных УУД

Задачи проекта

  • отрабатывать умения подбирать слова на заданную орфограмму;

  • обучать умениям поисковой деятельности;

  • научить учащихся оформлять научные идеи, размышления;

  • обучение школьников публичному выступлению;

  • обучение учащихся рефлексии;

  • расширение образовательного пространства.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается проект

Второклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы:

  • с помощью орфографического словаря;

  • с помощью изменения формы слова;

  • по правилу.

Планируемый педагогический результат

Каждый учащийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить и сохранять учебную задачу;

  • учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Способ и формат оценивания результатов работы

  • самооценка (экспертный лист);

  • педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист);

  • публичное выступление групп.

Продукт проекта

  • иллюстрированное пособие (на листе формата А2), в котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.


Вопросы учебной темы

  • Что такое орфограмма?

  • Виды орфограмм в корне.

  • Способы решения орфографических задач.

Необходимое оборудование:

  • учебник русского языка;

Аннотация проекта:

Актуальность:

Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, т.е. орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» учащихся и повысить практическую значимость изучения правил.

Основополагающий вопрос:

- Нужны ли проверять орфограммы?

Проблемные вопросы:

- Какие способы проверки орфограмм в корне уже изучили?

Замысел проекта:

Второклассникам предлагается изготовить памятку, которая поможет в проверке орфограмм.




Этапы работы над проектом

п/п

Этапы деятельности

Содержание работы

1.

1этап. Подготовительный.

1.Сообщение цели и задач проекта.

Учиться грамотно читать и писать.

Отрабатывать умение проверки.

Учиться работать в группах.

2.

2 этап.

Планирование и организация деятельности.

1. Обсуждение названия проекта.

2. Планирование.

- Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта.

3. Сбор материала.

4. Оформление работы.

5. Защита.

3.

3 этап.

Практический

Выполнение запланированной работы; внесение изменений.

4.

4 этап.

Презентационный

Представление и защита работ.

5.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. Работа над проблемными вопросами на уроке: «Способы проверки орфограмм».

2. Распределение работы обучающихся по проекту.

3. Оформление иллюстрированных работ и выступлений к проекту: «Способы проверки орфограмм»

Учащиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего учащиеся самостоятельно подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как иллюстрированное пособие (на листе формата А2), в котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм..



Проект: «Способы проверки орфограмм».

Ход урока:

До начала урока дети были распределены на 3 группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока и для создания ситуации успешности.

  • Организационный этап.

Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.

  • Актуализация знаний.

Цель: актуализировать опорные знания по теме урока, создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя: актуализирует знания детей по теме «Орфограмма» в ходе фронтальной беседы.

Деятельность учащихся:

познавательная: вспоминают сведения об орфограммах;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: слушают поставленные вопросы и формулируют устные ответы на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.

  • Определение темы, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.

Деятельность учителя: подводит детей к формулировке темы урока, сообщая, что на уроке будем делать иллюстрированное наглядное пособие, которое поможет при проверке орфограмм, организует работу в группах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы на уроке.

Деятельность учащихся:

познавательная: во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урокаланом ьной беседы работы и сте отномач урока детей к формулировке темы урока,особенностями детей и их личностным развитим.;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

  • Создание проблемной ситуации:

У каждого ученика в группе карточка с заданием:

Распредели слова на три группы так, чтобы в каждой были слова с одной и той же орфограммой в корне слова.

Слова: весна, лапка, окно, лодка, глазки, плитка, сосна, грибы.

1-я группа

2-я группа

3-я группа













Образец правильного ответа


1-я группа

2-я группа

3-я группа

весна

лапка

звёздный

окно

лодка

поздний

сосна

глазки

честный

грибы

плитка

местный


Учитель с помощью фронтальной беседы подводит детей к выводу, что на уроке будем делать иллюстрированное наглядное пособие «Способы проверки орфограмм»


  • Создание пособия. Групповая работа учащихся.

Деятельность учителя: организует групповую работу;

Деятельность учащихся:

познавательная: создают страницу орфографического словаря, отрабатывают умение находить слова с заданной орфограммой;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: работают с карточками, учебником русского языка; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.

Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).


Правила работы в группе:

Обсуждать тихо.

Объяснять своё высказывание.

Слушать других.

Договариваться.

Работать быстро.


Распределение работы в группе:

  • у каждой группы на столе карточка:


Определение названия способа


Составление рассказа о способе


Иллюстрирование способа примерами


Составление собственного задания для проверки усвоения способа


Разработка критериев оценки усвоения способа



Детям предлагается на карточках написать имена исполнителей.


  • у каждой группы на столе карточка с материалами по одному из способов проверки орфограмм.

Для группы 1.


Рассказ об одной ошибке

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования - длинный деревянных меч.

Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима?


Для группы 2.


Сказка об одном похищении

Давно это было. В королевстве Азбуковедения стоял прекрасный замок Орфография. Правили в нём король Алфавит и королева Азбука. Жили они дружно, подданных своих не обижали. В замке своем часто устраивали балы и приглашали на них все буквы. Весёлые праздники нравились всем, поэтому замок был полон гостей.

А в соседнем королевстве правила злая Ошибия. О ней шла дурная слава, поэтому её замок все старались обойти стороной. Это ещё больше злило Ошибию. Позвала она на помощь Смерч и велела ему похитить буквы б, в, г, д, ж, з. Посадила их Ошибия в темницу и наложила на них заклятье, замолчать навсегда. Но одного не учла она. В замке Орфография остались похожие на них по звучанию п, ф, к, т, ш, с. Все в замке звали их похищенными буквами-двойняшками. Обратились буквы за помощью к Всемогущему Корню, который держал власть над всеми словами. Собрал Корень всех своих родственников, и отправились они освобождать пленников.


Для группы 2.


В одном царстве - государстве жили – поживали звуки. Ох и интересная жизнь у них была. Они пели, смеялись, шутили, разговаривали, спорили друг с другом. Но среди них были звуки, которым всегда было очень грусТно. Они молча смотрели на то, как веселятся другие. Да и было отчего грустить несчасТным звукам: никто и никогда в этом царстве их не произносил, ни в одном слове для них не находилось места, отовсюду их гнали. Поэтому они старались прятаться ото всех. В тихую безоблачную ночь они забирались на крышу дома и оттуда грусТно смотрели на звёзДное небо. Их серДца были переполнены печалью и тоской.

- Братцы! – вдруг не выдержал один из них. - Не падайте духом! Давайте попытаем счастья в соседней стране.

Ранним утром они тронулись в далёкий путь, в неизвесТную дорогу, полную опасностей. Они шли по незнакомой месТности. ЯросТный ветер дул им в лицо. В лесу друзья укрывались от ненасТной погоды. Наконец, усталые, выбившиеся из сил, они добрались до прекрасной страны.

Здесь было все совсем по – другому. В этой стране не было так шумно и оживлённо, как в стране звуков. месТные жители общались между собой, складывая слова. Вы, вероятно, уже догадались, что это буквы. У каждой из них было своё место в слове. Никому не разрешалось нарушить этот порядок. Наверное, поэтому все жители этой удивительной страны любили чистоту и порядок.




  • Дети знакомятся с текстами, которые «подсказывают» им, о каком способе идет речь и предлагается на доступном им языке описать способ проверки и принцип его работы;

  • Проиллюстрировать его конкретными примерами (рефлексия полученных знаний по теме);

  • Составление собственного задания для проверки усвоения способа

  • Презентация результатов групповой работы.

Деятельность учителя: организует работу по презентации результатов групповой работы;

Деятельность учащихся:

познавательная: рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;

коммуникативная: строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.


Лист самооценки самостоятельности

и успешности учащегося

Планирование выступления

Главная цель моего выступления


Что мне необходимо подготовить к выступлению

1.

2.

3…

В какой последовательности я буду представлять результаты работы группы

1.

2.

3…

Что я буду демонстрировать, о чём рассказывать

1.

2.

3…


Самооценка готовности

Вставь значок ДА - НЕТ -



да

нет

Я проверил готовность необходимого для выступления материала



Я прорепетировал своё выступление



Я знаю, сколько времени мне понадобится для выступления




  • Используя полученные материалы, дети составляют на листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм».

  • Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Деятельность учителя: выясняет, достигнуты ли цели урока;

Деятельность учащихся:

познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;

регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке.



Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.


Фамилия, имя _____________________________


Лист самооценки


Оцените свое участие в работе группы.

Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы

и ответь (ДА или НЕТ).


Вопрос



Ответ

Справился ли ты со своим заданием?


Легко ли тебе было выполнять задание?


Активно ли ты работал(а) в группе?


Помогал(а) ли участникам группы, когда они нуждались в помощи?


Хочешь ли ты еще работать с этими ребятами в одной группе?




Результаты работы над проектом:

В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы повторили правила проверки орфограмм, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта. Во время реализации проекта пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.

Вывод:

В ходе проекта мы составляли иллюстрированное пособие на разные способы проверки орфограмм. Эти знания необходимы в течение всей жизни.

Предлагаемый проект проводился в течение нескольких лет вторых классах. Практика показывает, что при поддержке взрослых, при правильном распределении обязанностей и относительно слаженном взаимодействии учеников получается красивое пособие, которое можно использовать в учебном процессе.



Карта наблюдений.

Оценка выполнения проекта группой №___

Эксперты:_______________________________________________________

Учащиеся:_______________________________________________________


Критерий


Оценка

Комментарии

Соответствие результата поставленной цели




Базируется ли итоговый «продукт» на результатах выполнения отдельных заданий




Качество итогового продукта

Текст



Формы представления данных



Иллюстрированный материал







Итого



Результат группы по каждому критерию оценивается по пятибалльной шкале. Затем выводится общий балл.