
Департамент образования
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Школа № 126 с углубленным изучением английского языка" 603101, г. Нижний Новгород, пр. Молодежный, дом 30а, тел./факс (831) 293-42-44, e-mail: schooln126@inbox.ru
Проект по русскому языку«Способы проверки орфограмм»
Паспорт проекта
Название проекта | «Способы проверки орфограмм» |
Руководитель проекта | Быкова Лариса Станиславовна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 2 |
Тип проекта | Творческий |
Состав проектной группы | Учащиеся 2 «Б» класса |
Цели и педагогические задачи | бучение младших школьников совместному решению проблемы; более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм; подготовка к предъявлению результатов и оценке освоения темы; очередной шаг на пути формирования регулятивных УУД |
Задачи проекта | отрабатывать умения подбирать слова на заданную орфограмму; обучать умениям поисковой деятельности; научить учащихся оформлять научные идеи, размышления; обучение школьников публичному выступлению; обучение учащихся рефлексии; расширение образовательного пространства. |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается проект | Второклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы: |
Планируемый педагогический результат | Каждый учащийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить и сохранять учебную задачу; учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Способ и формат оценивания результатов работы | самооценка (экспертный лист); педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист); публичное выступление групп. |
Продукт проекта | иллюстрированное пособие (на листе формата А2), в котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм. |
Вопросы учебной темы
Необходимое оборудование:
Аннотация проекта:
Актуальность:
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является основной причиной орфографических ошибок. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места, т.е. орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» учащихся и повысить практическую значимость изучения правил.
Основополагающий вопрос:
- Нужны ли проверять орфограммы?
Проблемные вопросы:
- Какие способы проверки орфограмм в корне уже изучили?
Замысел проекта:
Второклассникам предлагается изготовить памятку, которая поможет в проверке орфограмм.
Этапы работы над проектом
№ п/п | Этапы деятельности | Содержание работы |
1. | 1этап. Подготовительный. | 1.Сообщение цели и задач проекта. Учиться грамотно читать и писать. Отрабатывать умение проверки. Учиться работать в группах. |
2. | 2 этап. Планирование и организация деятельности. | 1. Обсуждение названия проекта. 2. Планирование. - Обсудите, что вам нужно для работы над проектом, где искать материал, в какой форме представите результат проекта. 3. Сбор материала. 4. Оформление работы. 5. Защита. |
3. | 3 этап. Практический | Выполнение запланированной работы; внесение изменений. |
4. | 4 этап. Презентационный | Представление и защита работ. |
5. | 5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный) | Анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Работа над проблемными вопросами на уроке: «Способы проверки орфограмм».
2. Распределение работы обучающихся по проекту.
3. Оформление иллюстрированных работ и выступлений к проекту: «Способы проверки орфограмм»
Учащиеся выявляют проблемные вопросы, на которые каждый должен подобрать подходящий материал. После чего учащиеся самостоятельно подбирают соответствующий материал. Материал оформляют как иллюстрированное пособие (на листе формата А2), в котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм..
Проект: «Способы проверки орфограмм».
Ход урока:
До начала урока дети были распределены на 3 группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока и для создания ситуации успешности.
Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.
Цель: актуализировать опорные знания по теме урока, создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя: актуализирует знания детей по теме «Орфограмма» в ходе фронтальной беседы.
Деятельность учащихся:
познавательная: вспоминают сведения об орфограммах;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: слушают поставленные вопросы и формулируют устные ответы на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.
Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.
Деятельность учителя: подводит детей к формулировке темы урока, сообщая, что на уроке будем делать иллюстрированное наглядное пособие, которое поможет при проверке орфограмм, организует работу в группах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы на уроке.
Деятельность учащихся:
познавательная: во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урокаланом ьной беседы работы и сте отномач урока детей к формулировке темы урока,особенностями детей и их личностным развитим.;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.
У каждого ученика в группе карточка с заданием:
Распредели слова на три группы так, чтобы в каждой были слова с одной и той же орфограммой в корне слова.
Слова: весна, лапка, окно, лодка, глазки, плитка, сосна, грибы.
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа |
| | |
| | |
| | |
| | |
Образец правильного ответа
1-я группа | 2-я группа | 3-я группа |
весна | лапка | звёздный |
окно | лодка | поздний |
сосна | глазки | честный |
грибы | плитка | местный |
Учитель с помощью фронтальной беседы подводит детей к выводу, что на уроке будем делать иллюстрированное наглядное пособие «Способы проверки орфограмм»
Деятельность учителя: организует групповую работу;
Деятельность учащихся:
познавательная: создают страницу орфографического словаря, отрабатывают умение находить слова с заданной орфограммой;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: работают с карточками, учебником русского языка; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.
Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).
Правила работы в группе: Обсуждать тихо. Объяснять своё высказывание. Слушать других. Договариваться. Работать быстро. |
Распределение работы в группе:
Определение названия способа | |
Составление рассказа о способе | |
Иллюстрирование способа примерами | |
Составление собственного задания для проверки усвоения способа | |
Разработка критериев оценки усвоения способа | |
Детям предлагается на карточках написать имена исполнителей.
Для группы 1.
Рассказ об одной ошибке Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем». Сестра Димы Оля ходила в магазин, который расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку. - Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру. - Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. - Мяч будет! Петя обещал принести. Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования - длинный деревянных меч. Почему так получилось? Какой закон письма не знает Дима? |
Для группы 2.
Сказка об одном похищении Давно это было. В королевстве Азбуковедения стоял прекрасный замок Орфография. Правили в нём король Алфавит и королева Азбука. Жили они дружно, подданных своих не обижали. В замке своем часто устраивали балы и приглашали на них все буквы. Весёлые праздники нравились всем, поэтому замок был полон гостей. А в соседнем королевстве правила злая Ошибия. О ней шла дурная слава, поэтому её замок все старались обойти стороной. Это ещё больше злило Ошибию. Позвала она на помощь Смерч и велела ему похитить буквы б, в, г, д, ж, з. Посадила их Ошибия в темницу и наложила на них заклятье, замолчать навсегда. Но одного не учла она. В замке Орфография остались похожие на них по звучанию п, ф, к, т, ш, с. Все в замке звали их похищенными буквами-двойняшками. Обратились буквы за помощью к Всемогущему Корню, который держал власть над всеми словами. Собрал Корень всех своих родственников, и отправились они освобождать пленников. |
Для группы 2.
В одном царстве - государстве жили – поживали звуки. Ох и интересная жизнь у них была. Они пели, смеялись, шутили, разговаривали, спорили друг с другом. Но среди них были звуки, которым всегда было очень грусТно. Они молча смотрели на то, как веселятся другие. Да и было отчего грустить несчасТным звукам: никто и никогда в этом царстве их не произносил, ни в одном слове для них не находилось места, отовсюду их гнали. Поэтому они старались прятаться ото всех. В тихую безоблачную ночь они забирались на крышу дома и оттуда грусТно смотрели на звёзДное небо. Их серДца были переполнены печалью и тоской. - Братцы! – вдруг не выдержал один из них. - Не падайте духом! Давайте попытаем счастья в соседней стране. Ранним утром они тронулись в далёкий путь, в неизвесТную дорогу, полную опасностей. Они шли по незнакомой месТности. ЯросТный ветер дул им в лицо. В лесу друзья укрывались от ненасТной погоды. Наконец, усталые, выбившиеся из сил, они добрались до прекрасной страны. Здесь было все совсем по – другому. В этой стране не было так шумно и оживлённо, как в стране звуков. месТные жители общались между собой, складывая слова. Вы, вероятно, уже догадались, что это буквы. У каждой из них было своё место в слове. Никому не разрешалось нарушить этот порядок. Наверное, поэтому все жители этой удивительной страны любили чистоту и порядок. |
Дети знакомятся с текстами, которые «подсказывают» им, о каком способе идет речь и предлагается на доступном им языке описать способ проверки и принцип его работы;
Проиллюстрировать его конкретными примерами (рефлексия полученных знаний по теме);
Составление собственного задания для проверки усвоения способа
Презентация результатов групповой работы.
Деятельность учителя: организует работу по презентации результатов групповой работы;
Деятельность учащихся:
познавательная: рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;
коммуникативная: строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.
Лист самооценки самостоятельности
и успешности учащегося
Планирование выступления
Главная цель моего выступления | |
Что мне необходимо подготовить к выступлению | 1. 2. 3… |
В какой последовательности я буду представлять результаты работы группы | 1. 2. 3… |
Что я буду демонстрировать, о чём рассказывать | 1. 2. 3… |
Самооценка готовности

Вставь значок ДА - НЕТ -
| да | нет |
Я проверил готовность необходимого для выступления материала | | |
Я прорепетировал своё выступление | | |
Я знаю, сколько времени мне понадобится для выступления | | |
Деятельность учителя: выясняет, достигнуты ли цели урока;
Деятельность учащихся:
познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;
коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;
регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке.
Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.
Фамилия, имя _____________________________ Лист самооценки Оцените свое участие в работе группы. Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы и ответь (ДА или НЕТ). Вопрос | Ответ | Справился ли ты со своим заданием? | | Легко ли тебе было выполнять задание? | | Активно ли ты работал(а) в группе? | | Помогал(а) ли участникам группы, когда они нуждались в помощи? | | Хочешь ли ты еще работать с этими ребятами в одной группе? | | |
Результаты работы над проектом:
В процессе работы и изучения материала, поиска ответов на проблемные и учебные вопросы, мы повторили правила проверки орфограмм, учились выделять главное. В ходе проекта мы использовали знания, умения, полученные при изучении предмета: русский язык. Мы разрабатывали индивидуальные пути решения задач проекта. Во время реализации проекта пользовались электронными медиа-ресурсами, делали выборку полученной информации, осваивали основы проектной деятельности. У нас развивались коммуникативные, регулятивные, познавательные учебные действия.
Вывод:
В ходе проекта мы составляли иллюстрированное пособие на разные способы проверки орфограмм. Эти знания необходимы в течение всей жизни.
Предлагаемый проект проводился в течение нескольких лет вторых классах. Практика показывает, что при поддержке взрослых, при правильном распределении обязанностей и относительно слаженном взаимодействии учеников получается красивое пособие, которое можно использовать в учебном процессе.
Карта наблюдений.
Оценка выполнения проекта группой №___
Эксперты:_______________________________________________________
Учащиеся:_______________________________________________________
Критерий | | Оценка | Комментарии |
Соответствие результата поставленной цели | | | |
Базируется ли итоговый «продукт» на результатах выполнения отдельных заданий | | | |
Качество итогового продукта | Текст | | |
Формы представления данных | | |
Иллюстрированный материал | | |
| |
| |
Итого | | |
Результат группы по каждому критерию оценивается по пятибалльной шкале. Затем выводится общий балл.