СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для учителя начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа

город Волгореченск Костромской области»











Проектная деятельность на уроках окружающего мира в 1 классе


методическое пособие для учителя начальных классов









Выполнила: Смирнова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Педагогический стаж 36 лет









Содержание


  1. Пояснительная записка.

  2. Теоретическая часть.

  3. Методическая часть.

  4. Практическая часть.

  5. Список литературы.

  6. Приложение.





































Пояснительная записка


В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования определены направления внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое). Особое место в ФГОСе отводится проектной деятельности.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1) направлены на достижение конкретных целей;

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом.

Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования.

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашей школе осуществляется работа по этим двум направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.

Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое. Это будет продукт, отношения, книга, фильм, модель, сценарий и так далее.

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи, реализующиеся в ходе проектной деятельности:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)


Теоретическая часть


Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы исходим из следующих положений:

- Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.

- Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.

Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».


Метод проектной деятельности 

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна за­вершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности.

Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов (презентация, защита, демонстрация и пр.) В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к технологиям обучения.

Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых (эвристических), проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно- репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. 
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. 
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Стадии работы над проектом — это «пять П»:

- Проблема

- Проектирование (планирование)

- Поиск информации

- Продукт

- Презентация.

Анализируя свою деятельность, педагоги начальных классов часто сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: 
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; 

- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями.  
Для разрешения этих и некоторых других проблем необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружались бы в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов, который позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и развивает умения найти пути решения поставленных задач. 
В процессе проектной деятельности учащиеся приобретут общеучебные умения и навыки:


1. Интеллектуальные умения:
- целеполагание
- планирование

- моделирование
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у учителя;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
6. Презентационные умения и навыки: 
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Использование проектной деятельности решает сразу несколько задач в сфере обучения и воспитания:

- Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.

- Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».

- Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
- Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы в мыслительной и волевой сфере.

- Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.

- Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.

- Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.

- Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности младших школьников.

Проблемы начальной школы:

- Низкая мотивация.

- Не могут применять знания.

- Не могут находить информацию.

- Не могут интегрировать знания.

- Не активны.

- Не коммуникабельны.

Необходимо научить учащихся:

- Усваивать информацию.

- Структурировать знания.

- Ориентироваться в обилии информации.

- Целенаправленно искать.

- Работать в группе, коллективе.

- Критически и творчески мыслить.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.



Методическая часть


Виды проектов по доминирующей деятельности:

- Исследовательский

- Практико-ориентированный

- Информационный

- Творческий

- Ролевой

Последовательность работы над проектом:

1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации.

2. Выбор проблемы. Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.

3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме.

4. Определение цели и задач проекта.

5. Составление плана работы над проектом.

6. Сбор информации:

- анализ предметной и дополнительной литературы;

- опрос;

- использование коммуникативных источников;

- посещение музеев, выставок, библиотек.

7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

8. Подведение итогов.

9. Защита проекта.

10. Конечный этап работы над проектом – рефлексия.

Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

Проекты отличаются друг от друга:

1. Результатом:

- поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

- мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

2. Числом детей:

-индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

-работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

-коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями,

одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

3. Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

4. Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

5. Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

6. Необходимостью привлечения взрослых.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. И вот таким завершением математической недели является концерт, сценарий которого разрабатывают сами ребята совместно с педагогом.

Подобная работа необходима в начальной школе. Она благоприятно сказывается на развитии детей, поэтому проектная деятельность должна стать обязательной частью учебного процесса. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.


Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом


I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размыш­ления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя раз­личные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, ко­торый должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

- мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности - залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед уча­щимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбо­ра и свободы самоопределения;

- наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позво­лит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уров­ня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участни­ками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники сво­бодны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависи­мости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимо­действие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках инфор­мации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиоте­карь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций.

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объек­ты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информа­цию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельно­сти. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагае­мые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информа­ции, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное пе­дагогическое значение.


Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.



Практическая часть


В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

В начале учебного года я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Затем дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, я расширяю рамки работы над проектом и включаю сюда не только рисунки и поделки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем, презентации проектов, видео проектов, защиту проектов.

По продолжительности подготовки, конечно, проект не превышает одной недели, в соответствии с возрастными особенностями детей. При оформлении своих проектов дети используют чаще всего бумажный вариант-это рисунки, небольшие тексты с информацией, фотографии, печатный вариант текстов и редко электронный вариант, презентацию (требуется помощь родителей). При защите своих проектов учащиеся учатся выступать перед аудиторией, уметь использовать наглядный материал, ориентироваться в нем, артистические умения. Делая первые шаги в проектной деятельности мы, конечно же, будем совершенствоваться в своих работах. Хочется, чтобы ученики научились находить разные способы добычи информации, ее представление. Совершенствовали свои познания и умения не только при работе с информацией, но и научались выбирать те темы, которые им интересны, и, через работу над проектами, могли самовыражаться, используя современные технологии; ставить самостоятельно проблему и решать ее. Взрослый будет выступать как направляющий.


Порядок действий в работе с проектами:


1. Знакомство с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.


Работа нал проектами


Паспорт проекта (На примере проекта « Наша малая родина»)


Участники проекта: учащиеся 1а класса

Руководитель: Смирнова Наталья Николаевна

Тема проекта: « Наша малая родина»

Тип проекта: исследовательский, индивидуальный

Учебный предмет: окружающий мир

Продолжительность проекта: 7 дней

Актуальность:

Наша малая родина – это место, где мы родились и живем. У нас есть места, которые нам очень нравятся, бываем там часто. Есть люди, живущие рядом с нами, мы их очень любим и можем рассказать о них.

Основополагающий вопрос: Что мы знаем о своем городе?

Цели проекта:

  • учить работать самостоятельно;

  • учить находить ответ на поставленный вопрос;

  • учить пользоваться дополнительными источниками информации;

  • формировать навыки мыслительной деятельности.                                             

Задачи проекта:

  • организовать деятельность детей по сбору информации;

  • как можно больше узнать о своём городе;

  • сделать творческую работу: выполнить рисунок, аппликацию, фотомонтаж

Формирование УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Продукт: творческая работа

Область применения:

Защита учащимися проектов «Моя малая родина» на уроке окружающего мира.

Этапы проекта:

  • организационный этап (1 день)

  • основной этап (5 дня)

  • заключительный этап (1 день)


Ход проекта:


Организационный этап:

  1. Проводится беседа, в результате которой ученики приходят к выдвижению гипотезы  «Много ли мы знаем о своем городе?»

  2. Формулирование исследовательских вопросов: о чем хочется узнать?

  3. Каждый ученик выбирает одну из предложенных тем:

  • Что у нас в городе есть для детей?

  • Какие достопримечательности?

  • Какие люди нас окружают?

Основной этап:

1. Идет сбор информации по темам (самостоятельная работа)

2. Анализ собранной информации (в школе с учителем)

3. Оформление работ (самостоятельная работа)

4. Выполняются творческие работы (самостоятельная работа)

Заключительный этап:

1. Отчет о проделанной работе (на одном из уроков окружающего мира):

- выставка работ;

- выступление учащихся

- фотографирование проектов (учителем и учащимися )

- составление презентации проектов (учителем, с последующим показом на одном из уроков)


Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».



Тематическое планирование проектов по окружающему миру в 1 классе



Тема

Базовые понятия

Виды деятельности

учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)


1.

«Моя малая родина»

Приложение 1

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее значимые досто­примечательности своей малой родины;

находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

составлять устный рассказ;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.


2.

«Чудесные камни»

Приложение 2

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

группировать объекты неживой природы (камешки);

различать гранит, кремень, известняк;

использовать представленную информацию для получения новых знаний,


Личностные УУД:

Развивать эколого-этическую деятельность, формировать интерес к учению; осваивать роль ученика.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы.

Коммуникативные УУД:

Отвечать на итоговые вопросы. Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; оценивать свои достижения.


3.

«Чудеса из листьев и их семян»

Приложение 3

Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

наблюдать осенние изменения окраски ли­стьев на деревьях;

узнавать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях;

группировать листья по раз­личным признакам;

описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке


Личностные УУД:

Развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации.

Познавательные УУД:

Сравнивать и группировать листья по раз­личным признакам.

Коммуникативные УУД:

Отвечать на итоговые вопросы. Описывать внешний вид листьев какого-либо дерева.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.


4.

«Моя семья»

Приложение 4


Се­мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты


Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о жизни семьи;

называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий;

интервьюировать членов семьи; — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей


Личностные УУД:

Оценивать значение семьи для человека и общества; называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи

Познавательные УУД:

Отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки.

Коммуникативные УУД:

Рассказывать о жизни семьи по рис. учебника; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; работать по плану; оценивать свои достижения на уроке.


5.

«Собираем электрическую цепь»

Приложение 5


Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

- собирать простейшую электрическую цепь;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Личностные УУД:

Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов.

Познавательные УУД:

Современные энергосберегающие бытовые приборы. Практическая работа: собирать простейшую электрическую цепь.

Коммуникативные УУД:

Обсуждать необходимость экономии электроэнергии; работать в паре; отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; работать по плану; оценивать свои достижения на уроке.


6.

«Загрязнение и очищение воды»

Приложение 6


Расширение и уточнение представлений детей о загрязнении и очищении воды.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

прослеживать путь загрязнения и очищения воды;

практическая работа: проводить опыт по очистке загрязнённой воде;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


Личностные УУД:

Развивать эколого-этическую деятельность. Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Оценивать жизненные ситуации. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

Познавательные УУД:

Прослеживать по опыту путь загрязнения и очистки воды.

Коммуникативные УУД:

Уметь связно рассказывать о загрязнении и очищении воды.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

7.

«Исследуем снеговую воду»

Приложение 7


Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде.

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— практическая работа: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные УУД:

Развитие экологической этики.

Познавательные УУД:

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений.

Коммуникативные УУД:

Обсуждать источники появления загрязнений в снеге.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; оценивать свои достижения на уроке; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений.


8.

«Мой класс и моя школа»

Приложение 8


Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.


В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее интересные со­бытия в классе, здание школы, классную комна­ту и т. д.

— коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); — оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.


Личностные УУД:

Развитие навыков сотрудничества, доброжелательности; умение слушать и уважать мнение других.

Познавательные УУД:

Фотографировать наиболее интересные со­бытия в классе, здание школы, классную комна­ту и т. д.

Коммуникативные УУД:

Формирование умений работы в группах, парах; коллективно составлять рассказ о школе и классе; умение доказать свою точку зрения; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.


9.

«Эти удивительные слоны»

Приложение 9


Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов.

Понимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

приводить примеры животных жарких райо­нов;

- описывать внешний вид слонов

устанавливать связь между строением, обра­зом жизни животных и природными условиями;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные УУД:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные УУД:

Находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак­теризовать их, осуществлять самопроверку; рассказывать по плану о полученной информации; приводить примеры животных жарких райо­нов; устанавливать связь между строением, обра­зом жизни животных и природными условиями.

Коммуникативные УУД:

Учиться выполнять различные роли, участвовать в диалоге; отвечать на вопросы; составлять рассказ.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; осуществлять самокон­троль; оценивать свои достижения на уроке; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; работать по плану.


10.

«Мои домашние питомцы»

Приложение 10


Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

наблюдать за домашним любимцем и фик­сировать результаты наблюдений;

фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях;

составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;

презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

оформлять фотовыставку; — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Личностные УУД:

Формировать интерес к учению; осваивать роль ученика. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные УУД:

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы; фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; оформлять фотовыставку.

Коммуникативные УУД:

Описывать по плану своего домашнего пи­томца (кошку, собаку); фик­сировать результаты наблюдений; обсуждать отношение к домашним пи­томцам; составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей, проговаривать последовательность действий.





Список литературы.


1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.

4. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.

5. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

6. .Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

8. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

9. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

11. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.