Проектная деятельность на уроках географии
Работу выполнила учитель географии
I кв. категории
МБОУ «СОШ №57»
г. Чебоксары
Попова О.Н.
История вопроса
- Метод проектов возник во второй половине XIX в. в США как метод проблем, авторы - Дж.Дьюи, В.Х.Килпатрик.
- В 20-х гг. XX века получил распространение в советской школе. Широко стал применяться лишь 90-е годы XX века в связи с модернизацией географического образования.
Что понимается под методом проектов.
- «Проект» (от лат. projectus , брошенный вперед) – план, замысел, а проектировать – это значит предполагать сделать что-либо, намечать план ( Современный словарь иностранных слов ) ;
- «Проект» означает план, предположение, предварительный текст какого-либо документа, комплекс технических документов ( Педагогический словарь ) ;
- Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». ( Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования») .
Основные требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
- Самостоятельная деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
- Использование исследовательских методов , предусматривающих определенную последовательность действий:
1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
2. выдвижение гипотез их решения;
3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
4. обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация ;
7. выводы , выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов
Краеведческий проект «Геологическая история моего края» (размещение собранных сведений в стенгазете).
Экологические,
физико-географические,
социально-экономические,
комплексные,
краеведческие,
историко-географические
Типология проектов
Исследовательский проект «Чистую воду – в каждый дом», «Как человек использует айсберги?»
- По способу преобладающей деятельности :
познавательные,
творческие,
игровые,
практико-ориентированные,
исследовательские
Типология проектов
- По уровню интеграции :
- Монопредметные (выполняются на материале географии)
- Межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)
- Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу)
«Природные ресурсы мира»
Типология проектов
«Создание туристического маршрута: к Азовскому морю»
- По продолжительности выполнения проекта
средней продолжительности
долгосрочные
- По включенность проектов в тематический план
текущие
итоговые
- По количеству участников проекта
индивидуальные,
групповые,
Используемые типы учебных проектов:
- информационный проект – сбор, оформление и представление информации по определенной учебной теме.
- исследовательский проект – проекты, требующие проведение эксперимента и анализа результатов
- творческий проект – позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра.
Взаимодействие учителя и ученика в зоне ближайшего развития при работе над проектом
Сегодня
Завтра
Примерная тематика проектов по географии
- В 5-6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т. д.
- В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», и т.д.
- В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Этнические традиции народов Поволжья», «Народные промыслы Центральной России» и др.
- В 10-11 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности».
Темы проектов на элективном курсе «География мирового туризма»
- «Создание визитной карточки сраны»,
- «Лучшие туристические маршруты мира»,
- «Маршрут выходного дня по Республике Чувашия»,
- «Просторы Родины моей» и др.
- В конце учебного года каждый ученик выступает с защитой своего проекта «Лучшая турфирма».
Проект "Природные зоны в жизни людей» (учащиеся 7 – 8 класса)
I этап. Индивидуальные задания
Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам:
- Учение о природных зонах
- «Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика»
- «Таежная зона»
- Зона смешанных и широколиственных лесов
- Лесостепи и степи
- Полупустыни, пустыни, субтропики
- «Многоэтажность» природы гор
II этап . Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям
III этап . Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов .
IV этап . Презентация проектов
Проект «Маршрут выходного дня» (учащиеся 10 класса –эл.курс)
I этап. Индивидуальные задания
Каждый учащийся получает задание с перечнем вопросов и указанием литературы:
- «Храмы республики»
- «Святители земли Чувашской»
- «Лесная зона»
- «Национальные парки республики»
- «Старые улицы Чебоксар»
- «Музеи нашего города» и т.д.
II этап . Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям
III этап . Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов .
IV этап . Презентация проектов
План действий учащихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Мини-проекты
- Для формирования метапредметных результатов обучения и УУД на уроках географии я часто использую мини-проекты. На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. Например, мини-проект по теме: «Путешествие по России» - два урока (8-9 класс), «Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность человека»), «Для чего нужно знать обычаи и традиции народов мира?» (7 – 8 класс).
- Мини-проекты используются мной и на уроках ИКРК, где определенная темы «Весенне-летние обряды», «Осенне-зимние обряды», и т.д. изучаются в течение нескольких занятий. Возможно применение мини-проектов на нескольких уроках. Например, мини-проект по теме: «Чувашский дом», «Чувашская народная одежда»»Выдающиеся земляки» и т.д.
Анкетирование
Я решил провести анкетирование среди ребят 5м класса. Я задал им такой вопрос:
Знаете ли вы, как человек может использовать айсберги?
Если да то напишите для чего _____________________________
Опрос показал, что 17 учеников не знают что такое айсберг.
- И 5 человек знают, и дали такие ответы: для того чтобы на них плыть пингвинам. Для исследований. Чтобы переработать в воду.
- Большинство человек ответило: что не все знают, как можно использовать айсберг.
- Поэтому я взял эту тему, чтобы рассказать, что такое айсберг
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
тема «Как человек использует айсберги»
ВЫПОЛНИЛ УЧАЩИЙСЯ:
5 М КЛАССА КРЫЛОВ МАКСИМ
Макет айсберга.
Я решил, что можно сделать макет айсберга. Решив, я захотел сделать столовой айсберг. Подумав, из чего делать, я решил, что можно сделать из пенопласта. В макете, я хотел показать какой айсберг на самом деле большой, сделав макет айсберга я поставил рядом с ним корабль, для сравнения величины.
Для макета мне потребовалось: Толстый лист пенопласта размером 50мм
Первый шаг: Лист пенопласта разрезать на половины, и еще раз на половины.
Второй шаг: Взять маленькую половину листа и вырезать айсберг.
Третий шаг Взять платформу для айсберга поставить на бумагу и раскрасить синим цветом и на айсберге нарисовать голубые полосы
Четвёртый шаг: Взять другую маленькую половину, сделать отверстие и поставить туда айсберг.
Туристический маршрут: К Азовскому морю.
Выполнила:
ученица 10 А
МБОУ «СОШ № 57
города Чебоксары
Ильина Екатерина
День 1 Выезд из Чебоксар в 03:00, едем 8 часов до Сызрани , в 11:50(обед в ресторане Престиж) Билет только на автобус- 2500руб
- Сызраньская область. В 11:50 (обед в ресторане Престиж) стоянка 1 час.
- Одному человеку можно хорошо поесть в пределах 250руб.
Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен.