СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно - исследовательская деятельность. Статья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия "проект" и "проектная деятельность". 

Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская деятельность. Статья»

В своей статье я хотела бы затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ВГОС второго поколения. Благодаря реформированию системы образования, мы – учителя, теперь имеем дело с интересной и увлекательной, на мой взгляд, проектной и исследовательской деятельностью. 

Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия "проект" и "проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектов осуществляется в три этапа: подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный. Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются.

Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться , направлять его познавательную деятельность. Исследовательскую деятельность можно проводить в рамках проектирования, т.к. метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим продуктом, в определенной степени неповторимым и уникальным.

Проективное обучение можно проводить только при соблюдении определенных условий: наличии намеченной цели, выполнение определенных требований, четкое определения типа проекта, организация работ по строгой структуре создания проекта.

В основе проектно – исследовательской деятельности лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. 

Проектно – исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве. 
Проектно – исследовательская деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. 
В основе этой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. 
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Роль учителя .

Проектно – исследовательская деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. А на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
     
   Какие роли предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проекта?
1) энтузиаст ( повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
2) специалист ( обладает знаниями и умениями в нескольких – но не во всех! –областях);
3 )консультант ( организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
5) «человек, который задает вопросы» (тот, кто организует обсуждение способов преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
6)координатор всего группового процесса;

7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
   Довольно сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом.
   Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных способностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. 


   Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
   Внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений.

Цели проектного обучения.

  1. Способствовать повышению личной уверенности, самореализации и рефлексии.

  2. Развивать исследовательские умения, творческие способности и коммуникативную компетенцию.

  3. Совершенствовать способности к самообразованию. 

Требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения; 

  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (доклады, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка пр.); 

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. 

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей). 

  5. Использование исследовательских методов:

  • проблемно – поисковый;

  • научный метод;

  • анализ информации;

  • мозговой штурм;

  • наблюдение;

  • опрос;

  • изучение литературы;

  • работа в сети Internet;

  • эксперимент и др.



Типология проектов.

  • По доминирующей в проекте деятельности.

Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, выдвижения гипотезы с последующей проверкой, хорошо продуманной структуры работы, её целей и задач, методов исследования, анализа результатов.

Творческие. Не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы. Результатами проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и др.

Информационные. Представляют собой обобщенно – аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории. 

Практико – ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.

Ролево – игровой. Участники проекта берут на себя социальные роли или роли литературных, исторических персонажей с целью создания ситуации социальных или деловых отношений.

  • По предметно – содержательной области.

Монопроекты  в рамках одной области, на материале одного предмета.

Межпредметные – на стыке различных предметных областей, интегрируется смежная тематика нескольких предметов.

Надпредметные - затрагиваются личные, не связанные ни с каким конкретным предметом, темы. 

  • По количеству участников проекта.

  • Индивидуальные (личностные).

  • Парные.

  • Групповые.

  • Коллективные.

  • Массовые.

  • По продолжительности выполнения.

  • Краткосрочные (несколько уроков) – для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы.

  • Средней продолжительности (от недели до месяца).

  • Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Общая структура проекта. Для того чтобы начать работать над проектом, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать, тему проекта. Важно, чтобы каждый участник перед началом проекта был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?»

Древнегреческое слово «проблема» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя — найти что-то необыкновенное в обыкновенном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. 
Определить цель — значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. 

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. 

Методика проведения исследования – это способы получения информации.
Подведение итогов, оформление результатов. Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное: что нового мы узнали в ходе проекта? 

Презентация результатов. Презентация исследования — это его публичная зашита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании, рекламы журнала и т.п.

Работа в группах. Организация проектной работы. В таблице выделены этапы работы над проектом, деятельность учащихся. Нужно определить роль учителя на каждом этапе.

Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст документа (Словарь иностранных слов).

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках  областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

1.Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников

2.Планирование

а) Определение источников необходимой информации,                               б) Определение способов сбора и анализа информации,                                в) Определение способа представление результатов (формы проекта),                                        г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта,                                       д) распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и основывают свои критерии успеха проектной деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся

3.Исследование

1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).                                2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.                                    3. Выбор оптимального варианта хода проекта.                                                       4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся



С введением проектной деятельности роль учителя кардинально меняется. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Учитель становиться специалистом, обладающим знаниями и умениями в нескольких областях, вдохновляющим и мотивирующим учащихся на достижение поставленной цели. Овладение этой ролью требует глубокой внутренней психологической перестройки учителя, нового взгляда на образовательный процесс и свое место в нем. 

Оценка проекта. Очень важным является момент оценки проекта. С критериями оценки необходимо познакомить учащихся в самом начале проекта. Группам предлагается несколько вариантов оценок проекта. Задача: выделить достоинства и недостатки.



Таким образом, безусловно, метод проектов – метод нового времени. Он меняет роли ученика и учителя. Не стоит каждому с завтрашнего дня начинать работу над проектами, но готовить себя к внедрению нового метода необходимо.

Моими личными достижениями в проектно – исследовательской деятельности является выполнение детьми моего класса проектов по русскому языку «Семья слов», по математике « Математические сказки о цифрах», по окружающему миру «Кулинарные традиции разных стран».