В своей статье я хотела бы затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младших школьников, как одним из условий успешной реализации ВГОС второго поколения. Благодаря реформированию системы образования, мы – учителя, теперь имеем дело с интересной и увлекательной, на мой взгляд, проектной и исследовательской деятельностью.
Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия "проект" и "проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектов осуществляется в три этапа: подготовительный (исследовательский), технологический и заключительный. Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются.
Введение в педагогическую практику элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться , направлять его познавательную деятельность. Исследовательскую деятельность можно проводить в рамках проектирования, т.к. метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим продуктом, в определенной степени неповторимым и уникальным.
Проективное обучение можно проводить только при соблюдении определенных условий: наличии намеченной цели, выполнение определенных требований, четкое определения типа проекта, организация работ по строгой структуре создания проекта.
В основе проектно – исследовательской деятельности лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектно – исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Проектно – исследовательская деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе этой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Роль учителя .
Проектно – исследовательская деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей. А на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Какие роли предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проекта?
1) энтузиаст ( повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);
2) специалист ( обладает знаниями и умениями в нескольких – но не во всех! –областях);
3 )консультант ( организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к другим специалистам);
4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);
5) «человек, который задает вопросы» (тот, кто организует обсуждение способов преодоления трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);
6)координатор всего группового процесса;
7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного проекта).
Довольно сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом.
Степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных способностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений.
Цели проектного обучения.
Способствовать повышению личной уверенности, самореализации и рефлексии.
Развивать исследовательские умения, творческие способности и коммуникативную компетенцию.
Совершенствовать способности к самообразованию.
Требования к использованию метода проектов.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения;
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (доклады, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка пр.);
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
Использование исследовательских методов:
проблемно – поисковый;
научный метод;
анализ информации;
мозговой штурм;
наблюдение;
опрос;
изучение литературы;
работа в сети Internet;
эксперимент и др.
Типология проектов.
Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, выдвижения гипотезы с последующей проверкой, хорошо продуманной структуры работы, её целей и задач, методов исследования, анализа результатов.
Творческие. Не имеют, как правило, детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы. Результатами проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и др.
Информационные. Представляют собой обобщенно – аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории.
Практико – ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.
Ролево – игровой. Участники проекта берут на себя социальные роли или роли литературных, исторических персонажей с целью создания ситуации социальных или деловых отношений.
Монопроекты – в рамках одной области, на материале одного предмета.
Межпредметные – на стыке различных предметных областей, интегрируется смежная тематика нескольких предметов.
Надпредметные - затрагиваются личные, не связанные ни с каким конкретным предметом, темы.
Краткосрочные (несколько уроков) – для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы.
Средней продолжительности (от недели до месяца).
Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Общая структура проекта. Для того чтобы начать работать над проектом, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать, тему проекта. Важно, чтобы каждый участник перед началом проекта был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?»
Древнегреческое слово «проблема» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя — найти что-то необыкновенное в обыкновенном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
Определить цель — значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.
Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.
Методика проведения исследования – это способы получения информации.
Подведение итогов, оформление результатов. Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное: что нового мы узнали в ходе проекта?
Презентация результатов. Презентация исследования — это его публичная зашита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании, рекламы журнала и т.п.
Работа в группах. Организация проектной работы. В таблице выделены этапы работы над проектом, деятельность учащихся. Нужно определить роль учителя на каждом этапе.
Проект – замысел, план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст документа (Словарь иностранных слов).
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Стадия работы над проектом | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность педагога |
1.Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников |
2.Планирование | а) Определение источников необходимой информации, б) Определение способов сбора и анализа информации, в) Определение способа представление результатов (формы проекта), г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта, д) распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и основывают свои критерии успеха проектной деятельности | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся |
3.Исследование | 1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). 2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Выбор оптимального варианта хода проекта. 4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
С введением проектной деятельности роль учителя кардинально меняется. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что, по его мнению, они должны знать, он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Учитель становиться специалистом, обладающим знаниями и умениями в нескольких областях, вдохновляющим и мотивирующим учащихся на достижение поставленной цели. Овладение этой ролью требует глубокой внутренней психологической перестройки учителя, нового взгляда на образовательный процесс и свое место в нем.
Оценка проекта. Очень важным является момент оценки проекта. С критериями оценки необходимо познакомить учащихся в самом начале проекта. Группам предлагается несколько вариантов оценок проекта. Задача: выделить достоинства и недостатки.
Таким образом, безусловно, метод проектов – метод нового времени. Он меняет роли ученика и учителя. Не стоит каждому с завтрашнего дня начинать работу над проектами, но готовить себя к внедрению нового метода необходимо.
Моими личными достижениями в проектно – исследовательской деятельности является выполнение детьми моего класса проектов по русскому языку «Семья слов», по математике « Математические сказки о цифрах», по окружающему миру «Кулинарные традиции разных стран».