Рабочая программа по математике, 1 Б класс
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика», основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №7 г. Черняховска»; санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
В содержание программы могут быть внесены изменения и /или дополнения в связи с изменениями внутреннего распорядка или образовательной деятельности Лицея на основании локально нормативных актов.
Планируемые результаты изучения предмета «Математика»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования ма тематической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличатьновое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делатьвыводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
Содержание учебного предмета «Математика»
1.Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
2.Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
3.Работа с текстовыми задачами.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели).
Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на... «, «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева -справа, сверху – снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
5.Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
6.Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («… и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграмм.
Тематическое планирование
| № | Тема | Кол-во часов |
| 1 | Подготовка к изучению чисел | 8 |
| 2 | Числа от 1 до 10 Нумерация | 28 |
| 3 | Сложение и вычитание | 56 |
| 4 | Числа от 11 до 20 Нумерация | 34 |
| 5 | Что узнали, чему научились в 1 классе? | 6 |
Календарно-тематическое планирование 4 часа в неделю, 132 часа в год,
из них на внутрипредметный модуль « Математические ступеньки» отводится 24 ч.
| № | Тема | Кол-во часов | дата |
| планир | Провед |
| 1 | Образовательный модуль №1 «Математические ступеньки» Урок-игра. Давайте посчитаем. | 1 | | |
| 2 | Образовательный модуль №2 «Математические ступеньки». Прогулка в математический лес. | 1 | | |
| 3 | Временные представления (раньше, позже, сначала, потом) Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | | |
| 4 | Образовательный модуль №4 «Математические ступеньки». Путешествие в страну любознательных. | 1 | | |
| 5 | Сравнение групп предметов. На сколько больше, на сколько меньше. | 1 | | |
| 6 | Образовательный модуль №3 «Математические ступеньки». В гостях у сказки.Понятия на сколько больше, на сколько меньше. | 1 | | |
| 7 | Мониторинг «Готовность ребёнка к обучению в школе» | 1 | | |
| 8 | Число1. Письмо цифры 1.Название и запись цифрой натурального числа 1. | 1 | | |
| 9 | Числа 1, 2. Письмо цифры 2.Название и запись цифрой натурального числа 2. Образование числа 2. | 1 | | |
| 10 | Число 1,2,3. Письмо цифры 3.Название и запись цифрой натурального числа 3. Образование числа 3. | 1 | | |
| 11 | Образовательный модуль №5 «Математические ступеньки».Урок-путешествие В стране математических знаков.Знаки +, – , =. | 1 | | |
| 12 | Число 4. Письмо цифры 4.Название и запись цифрой натурального числа 4. Образование числа 4. | 1 | | |
| 13 | Длина. Отношения длиннее, короче, одинаковые по длине. Сравнение предметов по размерам (длиннее – короче) | 1 | | |
| 14 | Число 5. Письмо цифры 5.Название и запись цифрой натурального числа 5. Образование числа 5. | 1 | | |
| 15 | Числа от 1 до 5. Состав числа 5. | 1 | | |
| 16 | Образовательный модуль №6. «Математические ступеньки».Урок-игра Крестики – нолики.Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. | 1 | | |
| 17 | Образовательный модуль №7 «Математические ступеньки».Путешествие в страну Геометрию. | 1 | | |
| 18 | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | 1 | | |
| 19 | Закрепление изученного.Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. | 1 | | |
| 20 | Знаки: (меньше), = (равно) | 1 | | |
| 21 | «Равенство», «неравенство» | 1 | | |
| 22 | Многоугольники. Виды многоугольников. | 1 | | |
| 23 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | | |
| 24 | Числа 1,2,3,4,5,6,7. Письмо цифры 7. Закрепление. | 1 | | |
| 25 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 | | |
| 26 | Числа1,2,3,4,5,6,7,8,9. Письмо цифры 9. | 1 | | |
| 27 | Число 10. Запись числа 10. | 1 | | |
| 28 | Числа от 1 до 10. Закрепление. | 1 | | |
| 29 | Образовательный модуль №8 «Математические ступеньки». Единицы измерения длины. Сантиметр. | 1 | | |
| 30 | Понятия «увеличить на…, уменьшить на…». | 1 | | |
| 31 | Образовательный модуль №9 «Математические ступеньки». Загадки –шутки. Число 0. Письмо цифры 0. | 1 | | |
| 32 | Сложение и вычитание с числом ноль. Сложение и вычитание 0. | 1 | | |
| 33 | Простейшая вычислительная машина. Страничка для любознательных. Закрепление. Числа от 1 до 10. | 1 | | |
| 34 | Цифры и числа 6-9 и число 0. Закрепление | 1 | | |
| 35 | Проверочная работа по теме «Числа от 1 до10 и число 0».Закрепление пройденного | 1 | | |
| 36 | Сложение и вычитание вида +1,-1 | 1 | | |
| 37 | Присчитывание и отсчитывание по 1 | 1 | | |
| 38 | Сложение и вычитание вида +2; -2. | 1 | | |
| 39 | Название чисел при сложении. | 1 | | |
| 40 | Задача. Структура задачи (условие, вопрос) Ознакомление с составными частями задачи | 1 | | |
| 41 | Задача. Запись решения и ответа. | 1 | | |
| 42 | Составление и решение задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку. | 1 | | |
| 43 | Прибавить и вычесть число 2 Составление и заучивание таблиц. | 1 | | |
| 44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | | |
| 45 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 1 | | |
| 46 | Образовательный модуль №10 «Математические ступеньки».Урок- аукцион.Закрепление. Решение задач и числовых выражений | 1 | | |
| 47 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Повторение пройденного. | 1 | | |
| 48 | Образовательный модуль №11 «Математические ступеньки». Урок-сказка С Золушкой на бал. | 1 | | |
| 49 | Образовательный модуль №12 «Математические ступеньки». Урок-игра. Задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», если…то…. | 1 | | |
| 50 | Сложение и вычитание вида +3,-3.Решение текстовых задач арифметическим способом | 1 | | |
| 51 | Прибавить и вычесть число 3. Закрепление.Составление и заучивание таблицы | 1 | | |
| 52 | Присчитывание и отсчитывание по 3. Состав чисел. Закрепление | 1 | | |
| 53 | Решение задач изученных видов | 1 | | |
| 54 | Закрепление. Решение задач. | 1 | | |
| 55 | Образовательный модуль №13 «Математические ступеньки». Урок-путешествие Что узнали. Чему научились. Закрепление. | 1 | | |
| 56 | Урок закрепления пройденного материала. Проверим себя. Рубежный контроль | 1 | | |
| 57 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. Решение задач. | 1 | | |
| 58 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц | 1 | | |
| 59 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | | |
| 60 | Прибавить и вычесть число 4. Приёмы вычислений. | 1 | | |
| 61 | Прибавить и вычесть число 4. Закрепление изученного материала. | 1 | | |
| 62 | Задачи на разностное сравнение чисел.Решение задач на разностное сравнение чисел. | 1 | | |
| 63 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, задачи на разностное сравнение. | 1 | | |
| 64 | Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц. | 1 | | |
| 65 | Прибавить и вычесть числа 1, 2, 3. 4. Решение задач изученных видов. | 1 | | |
| 66 | Перестановка слагаемых.Переместительное свойство сложения Группировка слагаемых. | 1 | | |
| 67 | Перестановка слагаемых. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида +5, 6, 7, 8, 9 | 1 | | |
| 68 | Прибавить числа 5, 6, 7, 8, 9. Составление таблицы +5. 6, 7, 8, 9 | 1 | | |
| 69 | Состав чисел в пределах 10. Закрепление изученного материала. | 1 | | |
| 70 | Образовательный модуль №14 «Математические ступеньки». Закрепление. Решение задач и выражений. | 1 | | |
| 71 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
| 72 | Закрепление.Название компонентов и результата действия сложения. | 1 | | |
| 73 | Связь между суммой и слагаемыми Тренировка в решении равенств, когда неизвестно одно из слагаемых - часть одною целого. | 1 | | |
| 74 | Образовательный модуль №15 «Математические ступеньки». Закрепление. Решение задач | 1 | | |
| 75 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.Название компонентов и результата действия вычитания. | 1 | | |
| 76 | Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6. 7. | 1 | | |
| 77 | Вычитание из чисел 6, 7. Закрепление изученных приёмов. | 1 | | |
| 78 | Вычитание из чисел 8, 9. Состав чисел 8, 9 | 1 | | |
| 79 | Вычитание из чисел 8. 9. Решение задач | 1 | | |
| 80 | Вычитание из числа 10 | 1 | | |
| 81 | Вычитание из чисел 8, 9, 10. Связь сложения и вычитания | 1 | | |
| 82 | Образовательный модуль №16 «Математические ступеньки». Килограмм | 1 | | |
| 83 | Образовательный модуль №17 «Математические ступеньки». Литр | 1 | | |
| 84 | Что узнали. Чему научились. | 1 | | |
| 85 | Закрепление. Проверим себя. | 1 | | |
| 86 | Устная нумерация чисел от 11 до 20 Ознакомление с порядком следования чисел при счете от 11 до 20 и сравнением чисел второго десятка | 1 | | |
| 87 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц | 1 | | |
| 88 | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел | 1 | | |
| 89 | Образовательный модуль №18 «Математические ступеньки». Дециметр | 1 | | |
| 90 | Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10 | 1 | | |
| 91 | Образовательный модуль №19 «Математические ступеньки». Что узнали. Чему научились. Закрепление | 1 | | |
| 92 | Образовательный модуль №20 «Математические ступеньки». Закрепление изученного. Проверка знаний. | 1 | | |
| 93 94 | Подготовка к введению задач в два действия Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на краткую запись. | 1 1 | | |
| 95 96 | Ознакомление с задачей в два действия. Дополнение числа до 10, план решения задачи в два действия, составление и чтение математических равенств. | 1 1 | | |
| 97 | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | | |
| 98 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +2, +3 | 1 | | |
| 99 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +4 Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания | 1 | | |
| 100 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +5 | 1 | | |
| 101 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +6 | 1 | | |
| 102 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +7 | 1 | | |
| 103 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +8,+9 | 1 | | |
| 104 | Образовательный модуль №21 «Математические ступеньки». Таблица сложения. | 1 | | |
| 105 | Решение задач и выражений. Закрепление вычислительных навыков. | 1 | | |
| 106 | Образовательный модуль №22 «Математические ступеньки». Что узнали. Чему научились. Закрепление. | 1 | | |
| 107 | Образовательный модуль №23 «Математические ступеньки». Общие приемы табличного вычитания с переходом через десяток. | 1 | | |
| 108 | Вычитание вида 11- | 1 | | |
| 109 | Вычитание вида 12- | 1 | | |
| 110 | Вычитание вида 13- | 1 | | |
| 111 | Вычитание вида 14- | 1 | | |
| 112 | Вычитание вида 15- | 1 | | |
| 113 | Вычитание вида 16- | 1 | | |
| 114 | Вычитание вида 17-, 18- | 1 | | |
| 115 116 | Табличное сложение и вычитание. Решение задач и выражений. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | 1 1 | | |
| 117 118 | Что узнали. Чему научились. Закрепление. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | 1 1 | | |
| 119 | Проект «Математика вокруг нас | 1 | | |
| 120 | Мониторинг образовательных достижений | 1 | | |
| 121 | Закрепление. Проверим себя. | 1 | | |
| 122 | Повторение знаний о нумерации. Числа от 1 до 10. | 1 | | |
| 123 124 | Образовательный модуль №24 «Математические ступеньки».Урок-путешествие. Нумерация. Повторение знаний о нумерации. Числа от 1 до 10. | 1 1 | | |
| 125 | Повторение знаний о нумерации. Числа от 11 до 20. | 1 | | |
| 126 | Сложение и вычитание. | 1 | | |
| 127 | Решение задач изученных с недостающими данными | 1 | | |
| 128 | Решение задач изученных видов | 1 | | |
| 129 | Решение задач изученных видов | 1 | | |
| 130 | Геометрические фигуры | 1 | | |
| 131 | Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Математика» | 1 | | |
| 132 | Итоговый урок-игра «Путешествие по стране Математика» | 1 | | |